Форум » Разное - часть I » Москва, которой не было (АИ-архитектура) » Ответить

Москва, которой не было (АИ-архитектура)

Pastor: интересный сайт, посвященный архитектурными проектами 30-40-х гг. в Москве (в т.ч. и Дворцу Советов) http://www.muar.ru/ve/2003/moscow/index.htm

Ответов - 31

Инго: Дворец Советов в принципе смотрелся бы неплохо. Дом Аэрофлота И здание наркомата тяжелой помышленности тоже понравились. А так, проектики ничего были.

Max: Инго пишет: проектики ничего были Золотой век конструктивизма уже прошел к тому времени, но люди-то теже самые.

asya: Инго пишет: Дворец Советов в принципе смотрелся бы неплохо. Самолет там - как будто вот вот упадет. А на руке Ленина должны были быть огоньки, как на любом высотном здании. Как-то от этого


Бабс1: Max пишет: Золотой век конструктивизма уже прошел к тому времени, но люди-то теже самые. Кстати, сейчас у нас в Питере, в Петропавловской крепости выставка проектов к конкурсу на "Дом советов" (тот самый, который стоит у метро "Московская", архитектор Ной Троцкий). Господа питерцы, можем сходить все вместе.

Седов: А интересно - такой проектный бум касался только Москвы или в других городах СССР также было ?

Бабс1: Седов пишет: А интересно - такой проектный бум касался только Москвы или в других городах СССР также было ? В Питере было. Фактически предполагалось создать новый центр города в районе Московского проспекта.

OlegM: Седов пишет: А интересно - такой проектный бум касался только Москвы или в других городах СССР также было ? Интересен один из первых советских небоскребов - харьковский Госпром. Цельнобетонный между прочим! http://www.kharkov.ua/culture/2b.html Где вороны вились, над падалью каркав, в полотна железных дорог забинтованный столицей гудит украинский Харьков, живой, трудовой, железобетонный.." Сбылась мечта поэта, высказанная им ещё в 1922 году: "Шарахнем в небо железо-бетон!" Госпром успешно выполнил свою историческую роль: родился новый образ города, символом которого он стал впредь. Затем последовала и всемирная слава. Французский писатель Анри Барбюс посетил строительство Госпрома несколько раз. Небывалый размах стройки и энтузиазм строителей не оставили его равнодушным. Он опубликовал в журнале "Монд" статью под названием "Дом-гора", в которой отметил, что на строительстве Госпрома были впервые в мире решены многиек архитектурные и инженерные задачи. В 1928 г. американский писатель Теодор Драйзер писал о "чуде, увиденном в Харькове":

Бабс1: У нас в Питере тоже есть подобный памятник конструктивизма - "Большой дом" (его, кстати, строил тот же Троцкий).

ВЛАДИМИР: О!!!! Тысячу благодарностей! Это же готовые иллюстрации к ЛНБВ! Фильм снять?

ВЛАДИМИР: Бабс1 пишет: В Питере было. Фактически предполагалось создать новый центр города в районе Московского проспекта. А это означает, что ЛНБВ надо подкорректировать. Там, если Вы помните, главный герой оказывается в параллельном миру именно рядом с этим центром.

ВЛАДИМИР: Хочу, чтобы картинка ожила!

ВЛАДИМИР: И эту красоту мы променяли на демократию...

ВЛАДИМИР: А знаете, что мне это сразу напомнило? Итальянские проекты 30-х гг. Завтра отсканирую и выложу.

CTPAHHuK: Инго пишет: Дворец Советов в принципе смотрелся бы неплохо. Всё лучше этого турецкого убожества...

Бабс1: ВЛАДИМИР пишет: И эту красоту мы променяли на демократию... Эту красоту (если вы имеете в виду именно конструктивизм), мы променяли не на демократию, а на "Сталинский ампир".

ВЛАДИМИР: Бабс1 пишет: мы променяли не на демократию, а на "Сталинский ампир". Это можно было сочетать (как вполне сочетается эклектика с апиром XIX века у нас же в СПб)

Бабс1: ВЛАДИМИР пишет: Это можно было сочетать Смотря что иметь под этим в виду. С одной стороны, многие архитекторы-конструктивисты стали строить в стиле "Сталинский ампир" (в качестве примера - уже упоминавшийся автор "Большого дома" и Дома советов Ной Троцкий). С другой стороны, следует признать, что их поздние произведения хуже ранних. ВЛАДИМИР пишет: как вполне сочетается эклектика с апиром XIX века у нас же в СПб Она сочетается в разных зданиях.

ВЛАДИМИР: Почему не работает http://foto.radikal.ru/ Не могу вставить картинки.

ВЛАДИМИР: Бабс1 пишет: Она сочетается в разных зданиях. Естественно.

ВЛАДИМИР: "Нация мандолинистов должна стать нацией суровых воинов". Б.Муссолини Источник:Kunst und diktatur. Wien. 1994

Platov: 2 ВЛАДИМИР Первая картинка мне кое-что смутно напоминает ;) Если по проспекту Стачек чуток отойти от Нарвских ворот - ну оооочень похожая картинка. Не иначе как крейсер Киров архитектуры :)))) А вообще - бОльшая часть зданий этого периода в Питере идет под снос. Поскольку памятниками архитектуры здания светского времени быть не могут в принципе ;( Те, которые градообразующие фасадные - еще как-то, а те, которые невидны снаружи - полный капец. В частности, здание ДК Смольного (уже полуразрушенное, в нем после второй войны размещается стройконтора), здание ф-ки Знамя труда - то самое, которое с некоторых ракурсов один в один рубка линкора... Под снос до весны 2007... Много еще чего. Сейчас хожу, снимаю чего успеваю.

ВЛАДИМИР: Platov пишет: кое-что смутно Вот это и хотел сказать. Объединенные корбюзьеристы?

Бабс1: Platov пишет: Первая картинка мне кое-что смутно напоминает ;) Если по проспекту Стачек чуток отойти от Нарвских ворот - ну оооочень похожая картинка. Не иначе как крейсер Киров архитектуры :)))) Вы имеете в виду ДК имени Горького? Некоторое сходство есть, но скорее на уровне стиля. ВЛАДИМИР пишет: Объединенные корбюзьеристы? Ну так идеи носились в воздухе. Плюс шел постоянный обмен идей, в котором, кстати, СССР был одной из ведущих стран. Platov пишет: А вообще - бОльшая часть зданий этого периода в Питере идет под снос. Поскольку памятниками архитектуры здания светского времени быть не могут в принципе ;( Могут, если за ними следить. Просто у нас это, к сожалению, никому не надо.

Platov: Бабс1 пишет: Вы имеете в виду ДК имени Горького? Некоторое сходство есть, но скорее на уровне стиля. Нет. Кировская площадь, бывшее здание администрации кировского района. Ну так идеи носились в воздухе. Плюс шел постоянный обмен идей, в котором, кстати, СССР был одной из ведущих стран. Угу. Хотя тот район (нарвская от ивана черных до балтийской улицы) насколько мне известно задумывался и делался как образцовый пролетарский район ребятами из архитектурной группы Баухауса. Ну, а одна из ведущих ролей в реализации вполне понятна. Мы наш, мы НОВЫЙ мир построим. Возможность принятия к реализации любых проектов возрастает на порядки... А вообще - бОльшая часть зданий этого периода в Питере идет под снос. Поскольку памятниками архитектуры здания советского времени быть не могут в принципе ;( Могут, если за ними следить. Просто у нас это, к сожалению, никому не надо. Я имею ввиду официальный статус, защищающий от сноса. Да и не только советского. На новой голландии в процессе расчистки под торгово-офисный комплекс снесли опытовый бассейн Крылова и лабораторию Менделеева. Зато остались два "памятника архитектуры". Лесоторговые склады и тюрьма. Символ России, блин.

Бабс1: Platov пишет: Нет. Кировская площадь, бывшее здание администрации кировского района. Это с такой высокой башней? Platov пишет: Я имею ввиду официальный статус, защищающий от сноса. У стадиона имени Кирова такой статус был. Это его спасло? Газпром пожелал - статус отменили. И где теперь памятник архитектуры мирового значения?

Platov: Бабс1 пишет: У стадиона имени Кирова такой статус был. Это его спасло? Газпром пожелал - статус отменили. И где теперь памятник архитектуры мирового значения? Нет. У него был статус объекта федерального значения, но не памятника архитерктуры.

Артем: asya пишет: А на руке Ленина должны были быть огоньки, как на любом высотном здании. Как-то от этого По проекту в указующем пальце ленина должен был быть размещен читальный зал библиотеки... Слышал я такую байку. Platov пишет: Нет. У него был статус объекта федерального значения, но не памятника архитерктуры. Ну, модерновую ограду вокруг московской психбольницы проекта не то Врубеля, ни то Щусева спасли. В последний момент. Когда половина была уже снесена... Так что статус тут мало что решает. Решает громкая фамилия автора.

банзай: а что мы все про сталинскую перестройку Москвы, давайте рассмотрим и другие варианты. к примеру планы развития принятые до 17-го года , но так и не осуществившиеся. но где-то они реализованы

банзай: кстати про метро 3.1. Первоначальный проект линии 1-й очереди и глубокого ввода В брошюре И.Е.Катцена [1931К] изложен, по-видимому, впервые, самый первый вариант 1-й очереди строительства метрополитена и глубокого ввода, разработанный непосредственно после Июньского пленума. Подземная линия метрополитена длиной 6.5 км идет мелким заложением от Гавриковой ул. до Дворца Советов, имея станции: Гаврикова Улица, Каланчевская Площадь, Красные Ворота, Мясницкие Ворота, Площадь Дзержинского, Площадь Свердлова, Охотный Ряд, Библиотека Ленина, Улица Фрунзе, Дворец Советов. При скорости сообщения в 30 км/ч эту линию можно было бы проехать за 13 мин; интервал планировался до 1 мин, а провозная способность - до 60000 пассажиров в час в каждом направлении. Поезда планировались уменьшенного по сравнению с железнодорожным габарита (шириной 2.7 м), из моторных и прицепных вагонов, от 4 до 6 (в час "пик") в составе. Первая линия могла быть сооружена уже к концу 1933 г. [31, с.37]. Ее стоимость вместе с депо и подвижным составом оценивалась в 65 млн руб, причем себестоимость перевозки пассажиров была бы на 25% ниже, чем на трамвае [1931К, с.38]. На схеме показаны и перспективные участки - на северо-восток через ст. Сокольники и на юго-запад со станциями Мансуровский Переулок, Крымская Площадь и Хамовники с перспективой дальнейшего продления в направлении ж.д. станции Воробьевы Горы и самих Ленинских гор. [Проект первой очереди строительства. ] Из брошюры И.Е.Катцена (1931) В [31, с.24] перечислены направления следующих линий: по Тверской ул., по Арбату, в Замоскворецком и Таганском направлении и т.д. В пятилетний срок протяженность линий может быть доведена до 50 км [1931К, с.37]. Электрифицированный железнодорожный диаметр длиной 11.5 км должен был ответвляться от путей Северной ж.д. (совр. Ярославское направление Московской ж.д.) в направлении центра города на 4-м километре, между совр. пл. Маленковская и Москва-3. Он имел станции Балтийский Вокзал, Самотека, Трубная Площадь, Площадь Дзержинского, Площадь Ногина, Садовая Улица и Москва-Рогожская, после которой примыкал к путям Нижегородской ж.д. Кроме того, в районе Чухлинка - Шереметьево (Плющево) диаметр примыкал и к путям Казанской ж.д. Пересадка с линии метро на ж.-д. диаметр планировалась по ст. Площадь Дзержинского. Железнодорожный диаметр от Маленковской до Трубной пл. планировался эстакадным, участок от Трубной пл. до пл. Ногина длиной 1.3 км - подземным, далее - вновь эстакадным. Стоимость его (без учета подвижного состава) оценивалась в 30 млн руб. Рассматривался также более короткий (на 0.3 км) вариант трассировки восточного участка ж.-д. диаметра в тоннеле под Таганским холмом со станциями Таганская Площадь и Абельмановская Застава и выходом непосредственно к бывшему Нижегородскому вокзалу [1931К, с.18-21]. Первоначально НКПС требовал использования и на метрополитене, и на глубоком вводе подвижного состава ж.д. габарита (ширина 3.20 м), но снял свое требование в отношении метрополитена из-за невозможности проведения мелким заложением линии с ж.д. габаритом под Мясницкой ул. без дополнительных работ по подводке фундаментов [1932ММ, с.174]. 3.2. Опытный участок Для опытной проверки воможности строительства по парижскому способу закрытой проходки и с использованием чертежей проекта МГЖД в ноябре 1931 г. был образован опытный участок на Русаковской ул., 13, у Митьковской ж.д. ветки (позже получил обозначения "дистанция №4" и "шахта №29"), и заложен сперва наклоннный бремсберг, а затем шахта [2001МТ, с.41]. В ноябре начали строить эстакаду, а 10 декабря - вынимать грунт. Строительство велось по рабочим чертежам В.Л.Маковского из Технического отдела Управления Метростроя [1995М, с.59; 1935РСМ, с.21, 395, 461] и проекту производства работ В.С.Пикуля [М13047]. Прокладка опытной штольни не обошлась без неприятностей: она вошла в водоносный слой, произошла осадка поверхности земли; кирпичное здание, расположенное рядом, получило деформации и в довершение 12.02.1932 лопнула водопроводная магистраль, что привело к затоплению выработки. В общем, необходимый опыт строительства "парижского" односводчатого тоннеля с обделкой из бутового камня был получен [1995Л, с.21]. А рядом, на дистанции №3, 15.05.1932 была начата проходка по открытому берлинскому способу [Музей]. В июне 1932 г. выработку шахты №29 осмотрели английские эксперты, после чего было решено отказаться от такой технологии работ [М13047]. 3.3. Пересмотр проекта 1-й очереди Первая линия протяженностью 6.5 км могла, по расчетам специалистов Метростроя, быть построена в течение 2-3 лет [1935РМ, с.13]. Но ни предложенная протяженность первой линии, ни сроки строительства первоочередных линий и сети метрополитена протяженностью 80 км в целом не удовлетворили заказчика - секретаря ЦК ВКП(б) И.В.Сталина. Первый секретарь МГК ВКП(б) Л.М.Каганович в докладе о работе МК и МГК ВКП(б) на III Московской областной и II Московской городской конференциях ВКП(б) 23.01.1932 сообщил, что вождю был доложен план строительства первоочередных линий с окончанием в 1936 г., однако И.В.Сталин предложил закончить их в 1935 г. В состав этих первоочередных линий метрополитена, строящихся в 1932-1935 гг., вошли Мясницкий, Усачевский, Арбатский, Тверской, Таганский, Покровский и Замоскворецкий радиусы суммарной длиной 58.4 км и ожидаемым объемом перевозок до 1000 млн пассажиров в год. В эти же сроки предполагалось построить глубокий железнодорожный ввод; на последующие годы оставалось строительство Рогожского, Краснопресненского, Дзержинского радиусов и Кольцевой линии [1932ЛМК, с.97-98]. [Перспективная схема линий, приложенная к докладу Л.М.Кагановича.] Из книги "Московские большевики в борьбе за победу пятилетки" (1932) Самая же первая очередь решением МК ВКП(б) и Моссовета по предложению Л.М.Кагановича была удлинена почти вдвое, до 12 км [1935РМ, с.13]. В состав Мясницко-Усачевского диаметра были включены концевые участки Дворец Советов - Крымская Площадь, Гаврикова Улица - Сокольники, и он удлинился до 8.9 км. Было также решено в первоочередном порядке строить Арбатский радиус от Сапожковской площади длиной 2.6 км со станциями Библиотека Ленина (2) - Арбатская Площадь - Серебряный Переулок - Смоленский Рынок [1995Л, с.20]. Эти три радиуса составили и первую очередь строительства, которую в январе 1932 г. предполагалось закончить и ввести в эксплуатацию в конце 1933 г. [1932ЛМК, с.98]. На этих трех радиусах должно было обращаться 144-152 вагона (в зависимости от глубины заложения); депо предполагалось разместить на ул. Матросская Тишина. Пропускная способность линии была принята в 30000 чел/час в каждую сторону [1932ММ, с.32, 70, 74]. Из сказанного можно заключить, что в январе 1932 г. очередность строительства метрополитена была такой: · 1-я очередь - Мясницкий, Усачевский и Арбатский радиусы (11.5 км); · 2-я очередь - Тверской, Таганский, Покровский и Замоскворецкий радиусы (37.4 км) плюс продление на 9.5 км линий 1-й очереди; · 3-я очередь - Рогожский, Краснопресненский и Дзержинский радиус (21.9 км) и Кольцевая линия. К январю 1932 был составлен эскизный проект как общей схемы линий Московского метрополитена, так и трех радиусов первой очереди [БСЭ1, т.39, ст.204]. 3.4. Перспективная схема 1932 г. перед переходом к глубокому заложению Подготовительные работы и строительство участков 1-й очереди были начаты весной 1932 [1997Э, с.478]. В апреле 1932 г. началось дополнительное разведочное бурение по трассе 1-й очереди [1935РМ, с.65]. К 01.05.1932 в Техническом отделе Метростроя был подготовлен технический проект первой очереди строительства Мясницко-Усачевского диаметра и Арбатского радиуса мелкого заложения [1935РСМ, с.21-22]. В начале 1932 г. В.Л.Маковский представил докладную записку о необходимости перехода к глубокому заложению руководству Метростроя, затем второму секретарю МГК ВПК(б) Н.С.Хрущеву, а 01.03.1932 опубликовал критическую статью в "Правде". По требованию Моссовета и МГК ВКП(б), высказанному на совещании 18.04.1932 и оформленному решением от 09.05.1932, в течение одной недели, к 16.05.1932, был составлен и второй проект - глубокого заложения. В нем было два варианта трассы, отличающиеся участком от Каланчевской пл. до пл. Дзержинского - основной через Красные Ворота и чуть более короткий (на 134 м) под проектируемой Ново-Мясницкой ул. Перспективная схема линий в обоих вариантах включала пять диаметров: Мясницко-Усачевский, Таганско-Тверской, Арбатско-Покровский, Дзержинско-Замоскворецкий и Рогожско-Краснопресненский [1932ММ, сс. 9-12 и 43-46], которые должны были строиться в три очереди [1932ММ, с.213]. Летом 1932 г. рассматривалась также возможность добавления к перспективной схеме помимо Кольцевой линии еще и Калужско-Тимирязевской линии. Интересно, что на перспективной схеме эти диаметры имели следующие цвета [1932ММ, с.212-213]: Диаметр Цвет Мясницко-Усачевский красный Таганско-Тверской зеленый Арбатско-Покровский коричневый Дзержинско-Замоскворецкий синий Рогожско-Краснопресненский желтый Калужско-Тимирязевский фиолетовый [Уличная реклама с перспективной схемой Московского метрополитена.] Источник не найден. Хотя альбом схем, прилагавшийся к книге [1932ММ], не найден, топология схемы, по крайней мере в пределах Садового кольца, может быть восстановлена по имеющимся в ней упоминаниям, описаниям трасс линий и пересадочных станций. Лишь трасса Калужско-Тимирязевского диаметра не может быть восстановлена точно. Диаметр Станции Мясницко-Усачевский Черкизово - Халтуринская Улица - Преображенская Застава - Стромынка - Сокольники - Гаврикова Улица - Каланчевская Площадь - Красные Ворота - Мясницкие Ворота - Площадь Дзержинского - Площадь Свердлова - Охотный Ряд - Библиотека Ленина - Улица Фрунзе - Дворец Советов - Мансуровский Переулок - Крымская Площадь - Хамовники - Воробьевы Горы Арбатско-Покровский Кутузово - Дорогомиловская Застава - Брянский Вокзал - Смоленский Рынок - Серебряный Переулок - Арбатская Площадь - Библиотека Ленина - Красная Площадь - Ильинские Ворота - Покровские Ворота - Курский Вокзал - Гороховская Улица - Бауманская Площадь - Спартаковская Площадь - Переведеновский Переулок - Электрозаводская - Семеновская Площадь - Мироновская Улица - Стадион Таганско-Тверской Завод АМО - Кожухово - Велозавод - Крутицкий Вал - Крестьянская Застава - Таганская Площадь - Яузские Ворота - Площадь Ногина - Красная Площадь - Охотный Ряд - Моссовет - Страстная Площадь - Садово-Триумфальная Площадь - Белорусско-Балтийский Вокзал - Бега - Стадион Динамо - Академия Воздушного Флота - Аэропорт - Всехсвятское Дзержинско-Замоскворецкий Нижние Котлы - Автозаводский Мост - Даниловский Рынок - Завод Ильича - Добрынинская Площадь - Кадашевская Слобода - Москворецкая - Красная Площадь - Площадь Свердлова -Трубная Площадь - Сухаревская Площадь - Безбожный Переулок - Балтийский Вокзал - Алексеевское - Ново-Останкино - Останкино Рогожско-Краснопресненский Станция Пресня - Ваганьково - Краснопресненская Застава - Площадь Восстания - Арбатская Площадь - Улица Фрунзе - Москворецкая - Яузские Ворота - Земляной Вал - Площадь Прямикова - Застава Ильича - Проломная Улица - Новая - Дангауэровка - Соколиная Гора Калужско-Тимирязевский ... - Савеловский Вокзал - Палиха - Селезневская Улица - Садово-Каретная Улица - Страстная Площадь - Никитские Ворота - Арбатская Площадь - Дворец Советов - Якиманка - Калужская Площадь - Калужская Застава - ... Глубокий ж.д. ввод Балтийский Вокзал - Самотека - Трубная Площадь - Площадь Дзержинского - Площадь Ногина - Яузские Ворота - Таганская Площадь - Абельмановская Застава Под Красной площадью, параллельно Верхним торговым рядам, был спроектирован пересадочный узел трех линий: Арбатско-Покровской, Таганско-Тверской и Дзержинско-Замоскворецкой. Схема предусматривала всего два перехода через Москву-реку: на Арбатском радиусе между ст. Смоленский Рынок и Брянский Вокзал (чуть южнее Бородинского моста) и на Замоскворецком радиусе у ст. Москворецкая. В обоих случаях предполагался мостовой переход. 3.5. Частичный

банзай: Перспективная схема 1933 года и ее отражение в Генплане 1935 г. Опережая разработку Генерального плана в целом и как бы задавая его транспортную составляющую, СНК СССР 21.03.1933 постановлением №529 утвердил разработанную еще в начале 1932 г. общую перспективную схему линий Московского метрополитена. Схема включала пять диаметров суммарной длиной 80.3 км, с 83 станциями [1965У; 2003ЛК, с.417 и далее]: Диаметр Конечные пункты Длина, км Количество станций Фрунзенско-Мясницкий Черкизово - Ленинские Горы 16.0 15 * Мясницкий радиус 10.0 * Фрунзенский радиус 6.0 Арбатско-Покровский Благуша - Кутузово 14.3 15 * Арбатский радиус 5.0 * Покровский радиус 9.3 Таганско-Тверской Автозаводская - Всехсвятское 20.1 19 * Тверской радиус 9.5 * Таганский радиус 10.6 Дзержинско-Замоскворецкий Нижние Котлы - Останкино 15.8 18 * Дзержинский радиус 7.8 * Замоскворецкий радиус 8.0 Краснопресненско-Рогожский Ваганьково - Соколиная Гора 14.1 16 * Краснопресненский радиус 4.5 * Рогожский радиус 9.6 Итого 80.3 83 В дальнейшем намечалось строительство Тимирязевско-Калужского диаметра и двух кольцевых линий - по Садовому и по Камер-Коллежскому валу [2003ЛК, с.417]. В постановлении были также установлены предельные сроки окончания сооружений линий метрополитена первой очереди строительства (Кировский радиус - 5.8 км, Фрунзенский - 3.5 км, Арбатский - 2.3 км) [1995М, с.43].

Ругодив: Можно было ,например, что-нибудь построить и в других городах.



полная версия страницы