Форум » Разное - Часть II » Альтернативный раскол. Выживший и относительно свободный Аввакум. » Ответить

Альтернативный раскол. Выживший и относительно свободный Аввакум.

Петруха: Интересно попробовать изменить судьбу протопопа Аввакума и посмотреть, как это скажется на общей истории раскола и старообрядчества. Допустим, во время следования во вторую ссылку Аввакум каким-то образом (конкретный способ не важен) бежит и скрывается: 1. В Соловецком монастыре. 2. За Уралом, у ревнителей «древлего благочестия». 3. На Дону. Дальше надо прикинуть, куда именно ему лучше отправиться. На новом месте Аввакум ведет примерно ту же деятельность, что и в РИ. Только теперь ему активно помогают оказавшиеся рядом сторонники. Послания мятежного протопопа разносят по всей русской земле. И еще. Предположим, выдвинута идея объединения всех приверженцев старой веры. Аввакум созывает всех в… В общем туда, где он находится. Первоочередная задача – создание «земли праведников», «Нового Иерусалима», последнего прибежища истинно верующих перед скорым пришествием антихриста (это я загнул, но пусть будет такое развитие). Обличаются царь и церковь, говорится, что эта власть не от Бога. Да! Никаких самосожжений. Бороться надо здесь и сейчас. Возникнет ли большая старообрядческая община? Раздавит ли ее власть и когда?

Ответов - 63, стр: 1 2 All

Henry Pootle: Предположим, что в середине XVII века церковного раскола таки не приключилось. То есть некие реформы прошли, но не настолько радикальные и с их противниками не поступали так же жёстко как в РИ. Данный исход полезен для русского народа как общества. Но есть нюанс - как будет проходить завоевание/колонизация Сибири и ДВ? Ведь ни для кого не секрет, что подавляющее большинство поселенцев даже на Урале до 19-го века - это старообрядцы. Лишённые духовного стимула бежать от "антихристовой власти", пойдут ли переселенцы Бог знает в какую даль? Нет повода бежать далье и дальше, только услыхав, что в соседней деревне видели государевых людей за 50 вёрст отсюда. Нет дешёвой рабочей силы (потому то староверы были фактически вне закона) для уральских заводов. Нет факторий и приисков в Сибири. Россия добивает сибирских татар и якутов только к XIX веку, когда Приморье уже либо манчжурское, либо японское. В 20-м веке граница между Россией и Японией проходит примерно там же, где граница БДВР-РСФСР: байкал-якутия

cocoo: 1. Старообрядцев было много, но отнюдь не большинство. 2. "Вне закона2 старообрядцы были совсем недолго. 3. Раскол - это 1667 год. А когда русские вышли к Тихому океану? 4. Самое главное. Россия без раскола - это совсем другая Россия. С другим менталитетом. Как пойдет история - большой вопрос, но во многом очень отлично от РИ.

Henry Pootle: cocoo пишет: цитата2. "Вне закона2 старообрядцы были совсем недолго. Угу, лет 100. с конца XVII по конец XVIII. cocoo пишет: цитатаА когда русские вышли к Тихому океану? ЕМНИП, тогда же, когда случился раскол. Но есть нюанс - это были казаки, реже стрельцы. В случае с казаками тот же повод - подале от государевых людей, поближе к туземцам, которых можно пограбить. То есть это не нормальная колонизация, а завоевание/трапперство. cocoo пишет: цитата 4. Самое главное. Россия без раскола - это совсем другая Россия. С другим менталитетом. Как пойдет история - большой вопрос, но во многом очень отлично от РИ. Да, конечно, но в любом случае, я думаю, что колонизация Сибири будет более медленной. Скорее всего Крым вынесут к концу XVII-го и освоят Малороссию, Дон и Кубань.


Читатель: Сибирское ханство было завоевано к 1598 г. Якутия в 1628-36 гг. Выход к Тихому океану - 1639 г. Церковный раскол, как правильно замечено, - 1667 г. Вывод: "Учить матчасть!" (с)

Динлин: Читатель пишет: цитатаСибирское ханство было завоевано к 1598 г. Якутия в 1628-36 гг. Выход к Тихому океану - 1639 г. Церковный раскол, как правильно замечено, - 1667 г. Вывод: "Учить матчасть!" (с) Именно так. Но тема "Русь без раскола" сама по себе интересна, хотя вроде как уже и было.

Динлин: Кстати, нет раскола - нет "духовных христиан"(в т.ч. хлыстов) - м.б. и Распутина нет ?

Henry Pootle: Читатель пишет: цитата"Учить матчасть!" Много землепашцев было в Сибири в 1639-м? Только та земля, которую пашет русский мужик, может считаться русской. А пара дюжин острогов, собиравших ясак в округе 50-ти вёрст - это так, боярам на пиво. Динлин пишет: цитатам.б. и Распутина нет С такой развилкой может и Романовых не быть на Царстве к 20-му веку.

Sergey-M: Henry Pootle пишет: цитатаМного землепашцев было в Сибири в 1639-м? а много в сибири было землепашцев лет через 100? и через 200?

Henry Pootle: Sergey-M В 1639-м служилых людей в Красноярске было около 300 человек, крестьян - 59, в 1687 служилых около 600, крестьян - 85. В целом население Сибири в 1622 году составляло 16050 человек, из низ 6500 казаков и стрельцов. к концу века в Сибири было 27 тысяч человек крестьян. (~11000 дворов). ПМСМ, как минимум половина из них, а скорее две трети, были старообрядцами.

Динлин: Henry Pootle пишет: цитатаА пара дюжин острогов, собиравших ясак в округе 50-ти вёрст - это так, боярам на пиво. 2 млн рублей в год ???? Нех...вое же бояре пиво пили . "Вот что случилось, когда в городе впервые появилось "Стелла Артуа""

Curioz: ИМХО альтернатива «Раскола и Сибири» должна быть немного другой :) Не «Как пойдёт колонизация, если не будет раскола» - ибо едва ли можно считать колонизованной частью Сибири, скажем, поместье Агафьи Лыковой. А «Что было бы, если бы колонизацией Сибири занялись ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО старообрядцы». Сепаратизм по религиозному признаку. Избиение стрельцов и казаков - «слуг антихристовых». Последних торжественно сжигают на кострах из конфискованных люлек… Создание некоего подобия государственности на базисе старообрядчества, плюс традиционный для последнего фанатизм, плюс наличие реального «внешнего врага», уже вполне земного; как следствия постоянный режим чрезвычайного положения, соединение мирской и духовной власти воедино; бестрепетная инквизиция - да это же готовый Сибирский Халифат! Московии и Японии может оказаться не по зубам. Постоянные конфликты, возможно, и войны. И ещё в ХХ веке православные шахиды будут подрывать себя и неверных в Москве и Петербурге…

Скальд: Curioz пишет: цитата А «Что было бы, если бы колонизацией Сибири занялись ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО старообрядцы». Сепаратизм по религиозному признаку. Избиение стрельцов и казаков - «слуг антихристовых». Последних торжественно сжигают на кострах из конфискованных люлек… были такие районы, где колонистами были исключительно старообрядцы - однако ни государства уних не сложилось, ни казаков они не сжигали Henry Pootle пишет: цитатаУгу, лет 100. с конца XVII по конец XVIII а потом еще с 1825 по 60-е, а потом еще с 1917 по 53 (фактически 71) Henry Pootle пишет: цитатаЕМНИП, тогда же, когда случился раскол. Но есть нюанс - это были казаки, реже стрельцы. В случае с казаками тот же повод - подале от государевых людей, поближе к туземцам, которых можно пограбить. То есть это не нормальная колонизация, а завоевание/трапперство согласен - урянхайский край, алтай - заслуги староверов

Стас: Бр. Как страашно то. На аналогичную тему (государственность старообрядцев на Дальнем Востоке) я что-то типа Новгорода воображал...или Швейцарии... В темах по БДВР кстати, проскальзывал момент об участии старообрядческого населения ДВ в формировании БДВР (РР).

Curioz: Скальд: ---были такие районы, где колонистами были исключительно старообрядцы - однако ни государства у них не сложилось--- Так это РИ. Не сложилось - не значит, что в принципе не могло. Закону всемирного тяготения, вроде бы, не противоречит. ---ни казаков они не сжигали--- Может быть, всё дело в некоей «критической массе»? Малым группам не хватало пассионарности? ;) В общем, МНВ - протопоп Аввакум бежит куда-нибудь на Енисей и оттуда посылает Алексею Михайловичу грамоту с содержанием типа «Отпусти народ мой!», одновременно призывая истинно православных к Исходу встречь солнцу…

Читатель: Henry Pootle пишет: цитатаМного землепашцев было в Сибири в 1639-м? Небольшой ист. очерк на тему "Гос. власть, основывая в районах опорные пункты - остроги, становившиеся затем городами с торгово-ремесленным нас., привлекала земледельцев-новопоселенцев разл. льготами. Такие опорные пункты быстро обрастали деревнями, а затем слободами, к-рые в свою очередь становились центрами, объединяющими сел. нас. В результате, особенно в приречных безлесных долинах, не населённых местными народами, образовывались своеобразные с.-х. оазисы. Такие с.-х. р-ны постепенно сливались и образовывались более крупные р-ны рус. заселения. Первым из таких р-нов в Зап. Сибири был Верхотурско-Тобольский, где рус. переселенцы поселялись часто чересполосно с сиб. татарами. Этот р-н сложился в 1630-х гг. в Зап. Сибири в бассейне р. Туры и её юж. притоков. Самообеспечение Сибири хлебом в результате трудовой деятельности переселенцев стало возможно с 1680-х гг. К концу 17 в, осн. житницей Сибири стали четыре западносиб. уезда - Тобольский, Верхотурский, Тюменский и Туринский, в к-рых к тому времени компактно проживало до 75 процентов всех рус. крестьян-переселенцев. Другим, более вост. р-ном раннего с.-х. освоения рус. переселенцами Зап. Сибири была терр. между Томском и Кузнецком, основанными соответственно в 1604 и 1618. Эта терр. начала осваиваться с первых десятилетий 17 в. и заселялась к югу от осн. опорного пункта - Томска, р. Томи и её притоков. Проникновение рус. промысловиков в Вост. Сибирь началось в 17 в. до похода Ермака в низовья Енисея. Во 2-й пол. 16 в. промысловики имели свои фактории на Новой Земле и, пользуясь морским "ходом", в 1580-90-х гг. осваивали р-ны пушных промыслов с низовий Енисея. По берегам Енисей-ской губы и побережьям р. Хатанги образовывались поселения осевших там рус. промысловиков, составивших ядро будущего старожильческого рус. населения. По мере освоения бассейна Енисея с 1620-х гг. на его среднем течении вплоть до устья Ангары начал создаваться второй по значению хлебопроизводящий район, к-рый постепенно простирался до основанного в 1628 Красноярска. Южнее до конца 17 в. с.-х. освоению земель препятствовали монг. гос-во Алтын-ханов, кирг. и ойратские владетели, входившие в полит, орбиту Джунгарского ханства. С.-х. селения, основанные на Енисее рус. крестьянами в 17 - нач. 18 вв., составляли большую часть нас. пунктов, существовавших там и в нач. 20 в. С кон. 1660-х гг. по 1710 нас. Енисейского и Красноярского уездов возросло вчетверо и достигало более 13 тыс. чел. муж. пола. Дальнейшее промысловое освоение В. Сибири с 1620-х гг. начало охватывать Якутию и Прибайкалье. В верховьях Лены и по Илиму создавался хлебопроизводящий р-н, где с сер. 17 в. по 1722 количество крест, дворов выросло со 136 до 9247. На крупнейших реках - Индигирке, Колыме, Яне, Оленеке и особенно в устье Лены часть промышленников стала оседать на постоянное жительство, и там образовывались локальные группы постоянного старожильческого рус. нас. В Забайкалье, присоединение к-рого началось с С, из Якутии и с 3. из Прибайкалья с сер. 17 в., рус. население до 18 в. складывалось медленно. Исключение составлял район, возникший в 1660-80-х гг. на Амуре в районе Албазина, но его существование было прервано агрессией Китайской империи. На протяжении 17 в. в Сибири сложились обширные р-ны рус. оседлого земледельческого нас., и в тундровой полосе образовались локальные группы промыслового нас., чем была заложена основа этнич, терр. рус. заселения. К 18 в. это нас. численно стало превосходить местное разноплеменное нас. По офиц. данным, в 1710в Сибири насчитывалось ок. 314 тыс. рус. переселенцев обоего пола, к-рые на 100 тыс. превосходили местное нас.; из них 248 тыс, проживало в Зап. и 66 тыс. в Вост. Сибири, Подавляющее большинство переселенцев концентрировалось в осн. с.-х. полосе - Тобольском, Верхотурском, Тюменском, Туринском, Тарском, Пелымском уездах (106 тис. чел. муж. пола)." http://www.hronos.km.ru/etnosy/russkie.html

Читатель: Curioz пишет: цитатапротопоп Аввакум бежит куда-нибудь на Енисей Не может быть, чтобы Вы не слышали об этой истории! "Случилось так, что один из самых непримиримых противников патриарха Никона, член группы церковных ревнителей и будущий лидер старообрядцев - протопоп Аввакум - был назначен священником в эту экспедицию. В сентябре 1653 г. Аввакум был выслан в Тобольск за отказ признать новации Никона, касающиеся текста молитвенных книг и церковного ритуала. Поскольку он продолжал там свободно выражать свои взгляды, правительство посчитало необходимым послать его еще дальше на восток и в июне 1655 г. отдало приказ о его высылке в район реки Лены. Когда он достиг Енисейска на пути к Лене и остановился там, чтобы перезимовать, его настиг новый приказ из Москвы - быть священником в отряде Пашкова. Аввакуму не было никакого дела ни до завоевания Даурии, ни до политического значения этой экспедиции. Его долг перед Богом, как он сам понимал это, имел духовную природу: утешать души людей, предоставленных его заботе, и защищать их от любой несправедливости или жестокости со стороны Пашкова и его подчиненных. Конфликт между воеводой и священником был неизбежен. Позднее, в своей автобиографии, Аввакум подробно и живо расскажет о своих постоянных стычках с Пашковым, так же как и о лишениях - своих и своей семьи - во время экспедиции. В то же время Аввакум описывал живописный фон своих путешествий с большой точностью, так что его биография является важным историческим документом. [+112] В июле 1656 г. Пашков выступил из Енисейска с менее чем шестью сотнями людей. Из них триста человек было казаками и солдатами, остальные были наняты Пашковым. Помимо амуниции и продовольствия, предоставленного правительством, Пашков вез свои собственные товары для торговли с коренным населением. Объединение государственных усилий с частным предпринимательством являло собой типичный метод русской экспансии в Сибири в XVII в. Пашков со своей партией провел следующую зиму в Братске на реке Ангаре. Летом 1657 г. Пашков достиг Иргенска на реке Шилке и весной 1658 г. прошел вниз по Шилке к устью реки Нерчи, где основал крепость Нерчинск. Здесь боеприпасы и продовольствие Пашкова почти закончились, и он послал одного из своих подчиненных вниз по реке Амуру, чтобы тот попросил помощи от командующего еще одной русской экспедиционной группы - Онуфрия Степанова. Посланники Пашкова не нашли Степанова, поскольку его отряд был разбит маньчжурами ниже реки Сунгари. Большинство из них было убито (включая самого Степанова) или взято в плен. Всего лишь семнадцати членам группы удалось спастись от резни и присоединиться к отряду Пашкова. Оставив совсем небольшой гарнизон в Нерчинске, Пашков перенес свою ставку в Иргенск. В мае 1662 г. Илларион Толбузин, которого Пашков назначил своим преемником в Нерчинске, взял на себя командование остатками сил Пашкова, которые сократились к тому времени до семидесяти пяти человек. Пашков возвратился в Енисейск, а затем в Москву. Он умер в 1664 г. Аввакум тоже был освобожден от своей миссии и ему позволили возвратиться в Москву. Он приехал в Тобольск в начале лета 1663 г. и оставался там до февраля 1664 г. Главным достижением Пашкова было основание Нерчинска, которому суждено было стать важной русской твердыней в Забайкалье." http://gumilevica.kulichki.ru/VGV/vgv555.htm#vgv555para05

Читатель: Динлин пишет: цитатаHenry Pootle пишет: цитата А пара дюжин острогов, собиравших ясак в округе 50-ти вёрст - это так, боярам на пиво. 2 млн рублей в год ???? Нех "Сумма государственного дохода от продажи мехов в начале 1660-х гг. в ее отношении к общегосударственному доходу дана Григорием Котошихииым, хорошо осведомленным чиновником (подъячим) Посольского приказа, который бежал в Швецию в 1664 г. и издал там свое знаменитое описание царского правительства и управления. Котошихин утверждал, что ежегодный государственный доход Московского царства составлял 1 311 000 рублей, за исключением дохода с сибирских мехов. [+113] Котошихин продолжает, говоря о том, что, хотя и не помнит точного количества собранных шкур каждого вида (соболей, куниц, черно-бурых лис и песцов, бобров и прочих), общая стоимость сибирских пушных богатств, как он полагает, превышала 600 000 рублей. [+114] Это значило, что в начале 1660-х гг. она составляла одну треть общегосударственного дохода." http://gumilevica.kulichki.ru/VGV/vgv555.htm#vgv555para05 Да, уж пива бояре пили много

Читатель: Henry Pootle пишет: цитатаТолько та земля, которую пашет русский мужик, может считаться русской. Поинтересуйтесь образом жизни затундренных крестьян, русскоустьинцев, марковцев, камчадалов, узнаете много нового про "русского мужика"...

Marco Polo: На самом деле, первичная колонизация Урала и Сибири - это пока не староверы. Казаки - авангард русского народа были, скорей, духовно ближе к "новым русским'. Один из самых "военных " эпизодов Покорения, сколь помню - это конфликт между краснояскими и енисейскими за раздел ясачной территории. По-моему, что-то было на Заимке, но я об этом впервые слышал много лет назад от людей из Томского университета. Мои предки, во всяком случае, а они были "по старой вере", конкретно - беспоповцы, переселились из вятского Заволжья на Урал довольно поздно - уже при Петре, не то даже при Екатерине I. Основной зоной Древлего Православия были Заволжье и Поморье. Другое дело, что в более позднее время Урал и Сибирь - это места, где на эти дела не очень смотрели. Пашков-воевода не то , что был "большим никонианцем, чем Никон", а просто схлестнулись двое "крутых". У меня есть один сетевой знакомый родом из Русского Устья. Пишет на сайте Лебедь под ником "Обыватель". Интересно рассказывал про свою "малую родину".

Скальд: Curioz пишет: цитатапротопоп Аввакум бежит куда-нибудь на Енисей сидел некоторое время ое в тех местах - в енисейске (в местном музее целая экспозиция) Marco Polo пишет: цитатаокорения, сколь помню - это конфликт между краснояскими и енисейскими за раздел ясачной территории была такое, угодья делили. и красноярцы столицу тогдашнуюю Енисейск в осаде держали

Curioz: Читатель: ---Не может быть, чтобы Вы не слышали об этой истории!--- Слышал, конечно. Но вот при чём тут?.. Есть, кстати, и другой вариант. Преданные Аввакуму пустозерские стрельцы и местные раскольники захватывают коч (или несколько) и уплывают встречь солнцу - в Мангазею, как раз в 1672 оставленную царскими войсками. Укрепившись в опустевшем городе, буйный батька привлекает в Сибирь остальных староверов, одновременно создавая нечто вроде вертикали власти на русском Севере. Лет через 20 граница между «никонианской Московией» и «раскольнической Сибирью» проходит примерно по линии Архангельск-Тобольск и далее по Оби*. Вывоз мехов из Аввакумова царства составляет астрономические суммы. Корабли московского царя пытаются перехватить их, пиратствуют, так сказать, на коммуникациях, но без особого успеха. Из Европы везут пушки, порох и мастеров, за огромное жалованье согласных поменять принять «русское протестантство». * Понимаю, Архангельск - река Волга было бы интереснее, но, убояся закидывания табуретками, от столь явных аллюзий воздержусь.

Curioz: Само собой, совершаются и теракты. Честное шахидское. Не Аввакум ли призывал: «Не ленитеся, бедные, подвизайтеся, яко Махмет, подклоняйте под меч непокряющихся в веру свою» (Послание митрополиту Иллариону). Попробую описать один из них: «Блаженнейший отец Ерофей, преемник самого великого Аввакума, положил в рот Мефодия Хватова кроваво-красную ягодку брусники. Земная жизнь Мефодия подошла к концу - он стал ангелом. Вестником, иначе говоря. Вестником нового царства. Протопоп и в его лице Отец Небесный благословляли его на великий подвиг. Долгий путь в столицу антихристова царства, наконец, завершился. Укрывшись у верных людей, Мефодий готовил снаряжение. Исподнее из вервий, пропитанных ямчугой. Навощёные кожаные мешочки с порохом - в них ангел добавлял дроб и рубленую кольчужную проволоку - покрывали почти всё тело, как доспех. С правого боку и с левого подвешены крупночугунные ступки. Поверх купеческое платье. Был сухощавый, жилистый тобольский охотник - стал пузатый охотнорядец. А подо всё это - белоснежная рубаха - нельзя перед Богом в нечистой предстать; опять же и ангелу по чину положено. …Подходя к зданию Тайного приказа, Хватов, шепча молитвы, одновременно примечал, всё ли в порядке. Слежки вроде бы не было, да и стража, как положено, с факелами… Два рослых молодца при бердышах оттолкнули «купца»: куды, мол, прёшь, борода? Коли велено явиться, позовут. Не то приведут сами. Мефодий сунул руки в рукава, а вынул уже с двумя тонкими кинжалами - бесовы слуги и охнуть не успели. Шепча «Для вящей славы Исусовой», ангел ухватил факел. Волосы его были заплетены в две косы, в навощеные концы кос вплетены фитили. Их-то Мефодий и подпалил от факела. По переходам - уже почти бегом (за спиной на площади кто-то завыл, началось смятение). Вот в эту дверь. За ней заседает приказ. Помянув усопших родственников и трисущную Троицу, Мефодий толкнул дубовую дверь, ухватил правый фитиль и ввалился в просторную полутёмную палату с низким потолком. Подьячие вытаращились, дьяк шарил рукой за пазухой, двое бояр подались прочь от грозного пришельца, а кто-то полез под стол. «Славься, Аввакуме - да сгинут слуги антихристовы!» - страшно возопил бывший Мефодий Хватов, отныне и навсегда - ангел Господень, и чиркнул фитилём по завязкам ближайшего мешочка, по серым ямчужным вервиям. Здание подпрыгнуло от мощного взрыва, в котором отчётливо выделились выстрелы ступок. Полтора пуда отборного крупнозернистого пороха снесли крышу, пошатнули стены - чуть по брёвнышку не раскатились. Начался пожар, от которого тут же занялись и соседние избы. Когда удалось потушить остатки здания и отделить живых от мёртвых, выяснилось, что, кроме семи погибших и восемнадцати обожжённых и раненых (в числе которых были бояре Долгорукой и Матвеев, а начальник приказа Тайных дел дьяк Дементий Башмаков и трое лучших подьячих погибли на месте), а также двух баб и трёх детей на площади, побитых упавшей крышей, следствием диавольского умысла неизвестного старообрядца стала гибель важнейших архивов, с которыми как раз работали безвременно усопшие. Нити, ведущие к аввакумовской агентуре в Первопрестольной, оказались безнадёжно оборванными»…

Sergey-M: Curioz пишет: цитата Из Европы везут пушки, порох и мастеров, за огромное жалованье согласных поменять принять «русское протестантство». интнерсно как везут? через московское царство?

Curioz: Тем же путём, что и меха. Кораблями по морю Студёному. …К 21-му веку между Россией и СССР (Союзом Сибирских Староверческих Республик) наконец-то был подписан договор о дружбе и границе. Духовный лидер древлеправославных отец Онуфрий согласился отозвать окаянных отморозков.

Сталкер: Henry Pootle пишет: цитатаи освоят Малороссию, Дон и Кубань. Ого! А чё, они ышшо местными туземцами не освоены? А Никон урак был. И реформы его радикальными отнюдь не были - сплошная политика да смена внешнего имиджа. Другое дело, население восприняло все это очень серьезно - мол-е ьявол на Землю явился, заставляет кукишом креститься!

Henry Pootle: Сталкер пишет: цитатаА чё, они ышшо местными туземцами не освоены? Дык там разные ногаи и крымчаки кочуют. Малороссия-то ещё заселена кое-как, а Дон и Кубань - степи почти безлюдные.

cocoo: Сталкер пишет: цитатаА Никон урак был. И реформы его радикальными отнюдь не были - сплошная политика да смена внешнего имиджа. Другое дело, население восприняло все это очень серьезно - мол-е ьявол на Землю явился, заставляет кукишом креститься! Дурак - это как раз вы. Повторяете штампы, не удосужившись поинтересоваться, как в действительности события развивались. Кроме того, для человека нерелигиозного понять, в чем смысл раскола, очень тяжело. Вот и начинают политику с экономикой привлекать. Еще к вопросу. Старообрядчество - отнюдь не монолит, как его рисуют СМИ. Это бесформеный конгломерат из около 200 течений и толков. Которых объединяет только одно - ненависть к РПЦ. Помор с федосеевцем, к примеру, даже за один стол не сядут.

Sergey-M: Curioz пишет: цитатаТем же путём, что и меха. Кораблями по морю Студёному. а рази в Ри плавали восточнее новой Земли?

Curioz: Аж до Калифорнии доплыли... Да и Мангазея - морской порт на реке Таз - уже восточнее НЗ. Фактории на Хатанге (восток Таймыра) были уже в середине 17-го, ЕМНИП.

Радуга: Curioz пишет: цитатаАж до Калифорнии доплыли... Да и Мангазея - морской порт на реке Таз - уже восточнее НЗ. Фактории на Хатанге (восток Таймыра) были уже в середине 17-го, ЕМНИП. По тем морям плавали русские и на кочах - кораблях, специализированных для плаваний во льдах. Европейские корабли там гибли слишком быстро. Никакая торговля с Европой невозможна без перевалочных пунктов где-то в районе Белого/Баренцева морей.

Curioz: Хто спорит? Хто утверждает, что доплывшие до Европы гружёные мехами кочи не могли принять на борт европейские товары и поплыть в обратный путь? Наконец, хто запрещает Сибирскому протопопату завести перевалочные пункты в указанных Радугой местах? Надеюсь, не закон всемирного тяготения?..

Cмельдинг: cocoo пишет: цитатаДурак - это как раз вы. Не, коллеги. я буду ЭТО коллекционировать. забавно очень, и где-то приятно. Хотя знаешь ведь, что есть где-то - и даже на нашем форуме - умные христиане. Граф (которого сто лет не видно, чувствую, вернется Герцогом), Демонолог, Андреев (последнего иногда подозреваю в том, что он - Прохожiй человекЪ. Curioz пишет: цитатаНаконец, хто запрещает Сибирскому протопопату завести перевалочные пункты в указанных Радугой местах? Надеюсь, не закон всемирного тяготения?.. коллега, а как насчет Московских корабликов? Петя номер один - на подходе, м.п.

Curioz: Смельдинг: ---коллега, а как насчет Московских корабликов? Петя номер один - на подходе, м.п--- Боюсь, что, пока дело дойдёт до Пети и его корабликов (да будут ли они вообще), Сибирь накачает себе такого морского опыта, что ещё долго попытки каперства будут превращаться в избиение младенцев. Тут даже не надо привлекать в помощь старообрядцам европейские технологии, капитанов (и даже помощь на гос. уровне, каковая теоретически могла бы воспоследовать - ну на фига той же Англии объединённая Россия с усилившимся морским флотом? Разделяй и властвуй). Догонять придётся долго, если удастся вообще.

Cмельдинг: Гм. а как кержаки будут с европейцами знаться? табашники ж, бесово отродье!

Curioz: Как говаривал любимец К.Еськова Уинстон Черчилль, политика зачастую укладывает в одну постель ещё и не таких партнёров... А "знаться" - что значит? Перенимать их манеры никто кержаков не заставит. И вообще, европейцы будут выставлять для контактов исключительно наиболее стойких и некурящих пуритан :) Да вообще - китайцы вон тоже считали всех европейцев "белыми чертями". Ничего, отношения наладились.

Sergey-M: Curioz пишет: цитатаДа вообще - китайцы вон тоже считали всех европейцев "белыми чертями". Ничего, отношения наладились. вы надеюсь в курсе -как Curioz пишет: цитата партнёров... А "знаться" - что значит? Перенимать их манеры никто кержаков не заставит. И вообще, европейцы будут выставлять для контактов исключительно наиболее стойких и некурящих пуритан :) а среди капитанов и экипажей судов таких много?

Henry Pootle: Cмельдинг пишет: цитатаГм. а как кержаки будут с европейцами знаться? Так же как с никонианами. Торговать торговали, а ели из разных мисок - если никонианин из миски поел - всё, выбрасывали либо псам ставили.

Sergey-M: эти хуже -они и бюороду бреют и курют

Curioz: Обратно цитирую Черчилля-Еськова... Ну ладно, допустим, что староверы так до конца и не изживуть в себе ненависть конкретно к "котам" и "табун-траве". Но не отказываться же ради этого от оружия, пороха и технологий! Придётся старцам выдавать нечто вроде фетвы на общение с "нечистыми" - конечно, с последующей епитимьей. Зато, глядишь, Северо-Восточным проходом пройдут лет на сто пораньше этого нестриженного шведа. И освоят Аляску :) Между прочим, старообрядцев на ней хватало и в реале.

Sergey-M: а это оружие -нечитсое. да и технологии -диавольское наущение



полная версия страницы