Форум » Новое время - XVII-XIX век » Архангельский флот » Ответить

Архангельский флот

Динлин: Не альтернатива, но фундамент для ВСЕХ альтернатив, связанных с Россией 16-17 вв. Ведь в том же 17 в у России был порт - Архангельск. И выгоду продажи своих товаров в Европе (где цены в разы или даже десятки раз выше ("революция цен")) русские купцы прекрасно понимали. Недаром же ходили в 17 в до Стокгольма на карбасах, в принципе не предназначенных для открытого моря. Предположим, на Балтике шведы дальше не пускали. Но Архангельск - это же выход в Океан! Пусть паршивый, пусть всего 5 месяцев в году, но выход! Так почему же наши купцы не возили свои товары из Архангелсьска в Амстердам (за редкими исключениями), а предпочитали продавать их иноземным купцам в Архангельске ? Причина здесь не техническая - ведь ходили же на промысел аж на Грумант. И "заморские лодьи" водоизмещением в 200 т строить умели, если более совершенные европейские корабли скопировать не додумаются. Дык почему ? М.б. был нужен лишь толчок со стороны центральной власти. Например, принятие закона аля Навигационный акт Кромвеля - т.е. что в порты России могут входить толко корабли, постороенные в России, принадлежащие российским купцам и под российским флагом ? Ибо даже во времена Пушкина "правительство - единственный европеец в России". Заскорузлым было наше купечество, без пинка под зад не шевелилось

Ответов - 197, стр: 1 2 3 4 5 All

Динлин: НОВОТОРГОВЫЙ УСТАВ "А.Л.Ордин-Нащокин не написал теоретических работ, но вся его деятельность, подготовленные им указы, записки и другие документы оставили глубокий след в истории русской экономической мысли. Взгляды Ордина - Нащокина на торговлю как источник доходов государства и важную отрасль экономики нашли отражение в Новоторговом уставе, введенном при его участии 10 мая 1667 года. Устав носил протекционистский характер и обеспечивал монопольное положение русских купцов на внутреннем рынке. В соответствии с уставом были существенно урезаны привилегии иноземных купцов. В нем получили четкое выражение идеи меркантилистской политики в применении ее к русским условиям. Учитывая интересы русских купцов Новоторговый устав вчетверо увеличил пошлины, повысил таможенные тарифы на вина, сахар, чай и ряд других товаров. Согласно уставу иностранцы должны были вносить пошлину в размере 6 процентов от продажной цены и проезжую пошлину в размере 10 рублей. Предметы роскоши облагались еще более высоким сбором. Например, с продажи вин он составил 15 процентов. Иностранным негоциантам не разрешалось производить торговые операции в городах России, за исключением Архангельска, Новгорода и Пскова. На торговлю за пределами городов требовались особые разрешения. Иноземные купцы могли осуществлять только оптовые торговые операции, отступления от этого правила грозили конфискацией товаров. Устав предусматривал преимущества для российских торговцев, поощрял сокращение импортных операций и увеличение экспорта в интересах привлечения в казну дополнительных денежных средств и формирования активного торгового баланса России. Эти цели были достигнуты к концу ХVII века. Новоторговый устав преследуя фискальные цели, закрепил на практике идеи монетаризма.* Был запрещен ввоз в Россию предметов роскоши и вывоз драгоценных металлов и изделий из них. Пошлины стали взиматься в золотых и серебряных деньгах. Указанные меры проводились в жизнь со всей строгостью, и это позволяло правительству успешно действовать на поле коммерческой конкуренции с иностранными торговыми людьми. В результате протекционистских мер русское купечество потеснило на внутреннем рынке иностранный капитал. Несмотря на препятствия экономического, политического и социокультурного характера, в ХVII веке русская внешняя торговля перешла от эпизодических торговых контактов в фазу регулярного товарообмена. Но слабое развитие торгового флота и отсутствие выхода к Черному и особенно к Балтийскому морям, препятствовали расширению прямых экономических связей с западноевропейскими странами. Внешняя торговля России продолжала находиться по преимуществу в руках англичан и голландцев. Таким образом, в правление царя Алексея Михайловича Россия стремилась проводить политику меркантилизма, то есть всемерного обогащения государства за счет внешней торговли. Несмотря на объективные трудности, торговые связи России с зарубежными странами в период правления царя Алексея Михайловича приобретали более устойчивый характер. Однако внешняя торговля России ввиду слабости отечественного частного капитала в значительной степени оказалась монополизирована государством. "

Динлин: МЕТАЛЛУРГИЯ - С 1637 "Русское купечество и сами иностранцы понимали невыгодность вывоза только сырья и указывали на желательность экспорта готовых промышленных изделий. Поэтому характерной особенностью внешних экономических связей в первой половине ХVII века явилось внедрение в хозяйственную жизнь России иностранного предпринимательства, распространявшееся не только на сферу торговли, но и производства. В 1620 году английский купец Мерик предложил казне проект запрещения вывоза смолы и пеньки и создания в России канатного производства на экспорт. В 1626 году английскому "рудознатцу" Бульмерру было разрешено с использованием иностранных мастеров искать "руду золотую и серебряную и медную и дорогое каменье"; в 1640 году аналогичное разрешение было выдано его соотечественнику инженеру Картрейту с 11 мастерами. В Россию также прибывали мастера "пушечные, бархатного, канительного, часового дела, каменщики, литейщики, живописцы". В 1634 году были приглашены из Саксонии и Брауншвейга медеплавильные мастера. Деятельностью промышленных заведений, основанных иностранными предпринимателями ведал Приказ Большой казны. Однако, как в иностранные предприниматели, как и в предшествующий период, зарубежные предприниматели в России поначалу встречались с немалыми трудностями. Выше говорилось о том, что во второй половине ХVI века англичане пытались завести, мануфактуры по изготовлению канатов. По их стопам пошел голландец К.Демулин, который добился от русского правительства права на устройство канатного производства, и в 1623 году основал канатное дело в Холмогорах. Но успех не сопутствовал ему. Также неудачей закончилась попытка его соотечественника Фимбранита наладить выделку лосиных кож по новой технологии. Он не сумел создать крупного производства, и построенный завод скоро закрылся. Хотя из этих первых проектов почти ничего не получилось, тем не менее были характерными проявлениями меркантилистских идей, переносимых иноземными купцами на русскую почву. Столь же малый успех имела попытка создания производства шелковых тканей. Английский купец З.Паульсон переоборудовал московский "бархатный двор" в шелкоткацкую мануфактуру. Но через несколько лет мануфактура закрылась, и на отечественном рынке монопольно закрепились торговцы восточными и итальянскими шелковыми тканями. Более удачно сложилась предпринимательская деятельность иностранцев по строительству и эксплуатации металлургических заводов. В Москве был построен завод для отливки пушек и колоколов. В 1632 году правительство царя Михаила Федоровича выдало голландскому купцу и промышленнику Андреусу Виниусу "со товарищи" жалованную грамоту на сооружение близ Тулы первого в России вододействующего завода по выплавке чугуна и ковке железа. За Виниусом признавалась монополия на устройство железоделательных заводов, разработку рудных месторождений, ему разрешалось использование только вольнонаемной рабочей силы. Он был освобожден от уплаты налогов на 10 лет вперед. Однако было оговорено, что основная продукция заводов должна сдаваться по рыночной цене в казну, а излишки поставляться на внутренний и внешний рынок.."

Динлин: "К 1637 году в районе Тулы был построен и начал выпуск продукции первенец мануфактурного металлургического производства России, который включал в себя промышленный комплекс из трех вододействующих заводов, оснащенных передовым по тому времени европейским оборудованием. В компанию его владельцев ввиду больших расходов на строительство заводов, вошли также предприниматели - датчане Филимон Акема и Петр Марселис. Ими были реконструированы прежние заводы и основаны четыре новых литейных предприятия в Кашире. С тульских заводов в Каширу поступали чугун и железные полуфабрикаты для переработки в готовые изделия. Эти заводы, представлявшие собой мануфактуры с широким разделением труда, считались одними из крупнейших не только в России, но и в Европе. Однако качество чугуна и железа отечественного производства было низким, и потому Россия продолжала ввозить железо из Швеции. В середине ХVII века на тульско-каширских заводах было занято около 120 человек. К работе были привлечены более 50 иностранных специалистов, труд которых оплачивался выше русских вольнонаемных работников. Владельцы предприятий не смогли обойтись в столь тяжелом производстве без труда крепостных. К тульским и каширским заводам по указу царя Алексея Михайловича был приписаны целые волости, жители которых выполняли подсобные работы. С этих заводов берет свое начало русская тяжелая промышленность. Их продукция обеспечивала русскую армию вооружением. П.Марселис построил также завод по выплавке меди, заложив тем самым основы этой отрасли русской промышленности. Немецкий промышленник фон Розенбуш основал Олонецкий металлургический завод. Его соотечественник А. Бутенант вслед за ним построил три металлургических завода в том же Олонецком крае. Производство бумаги и стекла было организовано шведскими предпринимателями. Голландцы возвели в Москве первый суконный двор. Голландский коммерсант Ван Сведен основал близ Москвы, в Каширском уезде, суконный, бумажный, хрустальный и стекольный заводы. По его уверению, "из русской шерсти можно было выделывать такое же хорошее сукно, как и гамбургское". Его соотечественник Ян де Грон, один из зачинателей корабельного дела в России, не только организовал строительство русского флота (при его участии был построен первый русский мореходный корабль "Орел"), но и выдвинул проект постройки и продажи готовых судов за границу. Шведский чиновник И.Кильбургер, посетивший Москву в 1674 году в составе посольства своей страны, упоминает стекольный завод брабантца Е. Коэта в Измайлове, который "славился искусством и делал довольно чистое стекло", и несколько, основанных иностранцами в конце ХVII века пороховых заводов. В соответствии с регламентом, определенным Приказом Большой казны, продукция всех этих предприятий поступала в казну. На них, особенно на железоделательных заводах, широко использовался труд черносошных крестьян, состоявших в зависимости от государства, которое обязывало их работать на заводчиков-иностранцев. Однако в целом таких предприятий было немного. Всего в ХVII веке их можно насчитать не более 30, причем большинство заводов действовало на протяжении лишь нескольких лет. Следует отметить что промышленное предпринимательство иностранцев часто было результатом не их собственной инициативы, а русского правительства. Естественно, что их деятельность находилась под его контролем. В ряде случаев царь брал эти предприятия под свое управление. Так произошло с каширскими и тульскими заводами, которые в 50-х годах ХVII века согласно указа Алексея Михайловича были изъяты из ведения Приказа Большой казны и приняты в ведение Тайного приказа, подчиненного лично царю. Эти и другие предприятия, которым русская промышленность была обязана своим подъемом, находились под попечительством правительства и финансировались совместно царской казной и иностранным капиталом. Они работали исключительно на монархию, которой поставляли по себестоимости ту часть продукции, в которой она испытывала нужду, а прибыль получали от продажи излишков на свободном рынке. Все это свидетельствовало о том, что процессы развития внешних экономических связей связанные с иностранными инвестициями в производство, находились в зачаточном состоянии. Русское правительство требовало, чтобы иноземные предприниматели обучали россиян "заводскому делу". Ремесленное ученичество получило более широкое распространение во второй половине ХVII века после приезда в Москву специалистов из стран Западной Европы. Обучение велось грамоте, торговле, различным видам промышленного труда. Девушек учили шить, вышивать золотом. Однако большинство администраторов и квалифицированных рабочих для первых русских мануфактур набиралось из числа иностранцев"


RAZNIJ: OlegM пишет: цитатаА какие обьемы торговли? Сколько товара можно протощить через Архангельск за короткую навигацию? Было бы интересно узнать процент (например того же железа) доставленный морским путем к общему его потреблению. ИМХО чтобы радикально изменить расклад и превратить Россию в торговую империю надо или проводить идеальную внешнюю политику или активно ломиться на запад. В идеале нужно захватить Польшу с ее портами и построить хорошую дорогу Москва-Киев-Варшава-Данцинг. Что естественно нереально в ситуации когда не только Польша но и Крым с Питером не принадлежат России... дорога не выгодна - нужны морские и речные пути (дешевле). А вывоз за навигацию - нужен приличный флот (численно)

Олег: Динлин пишет: цитатаПоймать небольшой конвой в огромном Океане проблематично. Напомнить, сколько раз ловили Золотые и Серебрянные флоты? А Северное море совсем не Атлантика, и ваш эскорт заведомо слабее галеонов Золотого флота. У Дрейка, Блейка Руперта и Тромпа Старшего большой опыт, и, между, прочим десятки кораблей.

Динлин: Олег пишет: цитатаНапомнить, сколько раз ловили Золотые и Серебрянные флоты? А Северное море совсем не Атлантика, и ваш эскорт заведомо слабее галеонов Золотого флота. 1) Разве их не в проливах ловили типа Флоридского или Наветренного ? 2) Число пойманных всё же меньше числа прошедших 3) Пиратам по барабану, чей корабль ловить - русский или голландский - наши потери не больше потерь западных купцов реала. Даже меньше, ибо об их конвоях я не слышал.

OlegM: RAZNIJ пишет: цитатадорога не выгодна - нужны морские и речные пути (дешевле). А вывоз за навигацию - нужен приличный флот (численно) Дорога нужна все равно. Сколько от Архангельска до Тулы шлепать? Если навигация длится всего 4 месяца то корабль отплывший из Архангельска например в Англию сможет сделать одну ходку за два года. Где столько кораблей взять? Как и где такое их количество зимой хранить? ИМХО нереально это...

Олег: Динлин пишет: цитата1) Разве их не в проливах ловили типа Флоридского или Наветренного ? Блейк ловил в океане, Тромп у побережья Португалии. Динлин пишет: цитата2) Число пойманных всё же меньше числа прошедших Так этож какую надо эскадру собрать, что бы золотой флот одолеть. Толи дело Меховой конвой- 3-4 средних корабля с ним справятьс. Динлин пишет: цитата3) Пиратам по барабану, чей корабль ловить - русский или голландский Э нет, для нас опасно государственное пиратство (голландское, английское, шведское, датское), а в 18 веке оно уже было менее распространено, и фактически монопольно английским, а с Англией мы дружили.

ымы: OlegM пишет: цитатаГде столько кораблей взять? Как и где такое их количество зимой хранить? И сколько это будет стоить. Никакие меха сего не окупят. Именно поэтому, из-за невозможности вывоза и была монополия у англичан. И только в Архангельске - потому что иными путями и без них вывозили. RAZNIJ пишет: цитатаЦены нам не диктуют - просто продаем на его территории (его выгода - торговля на нашей територии) И ничего, кроме разрешения торговать не берут. Это не союзник, это спонсор какой-то . Берет на себя вашу защиту, предоставляет стоянки, вообще, без него Вы торговать не можете - и за все это только торговать на территории разрешили. Не бывает.

RAZNIJ: ымы пишет: цитатаИ ничего, кроме разрешения торговать не берут. Это не союзник, это спонсор какой-то . Берет на себя вашу защиту, предоставляет стоянки, вообще, без него Вы торговать не можете - и за все это только торговать на территории разрешили. Не бывает. Не совсем так - на територии России из западных иностранцев торгует только он (+ транзит до Каспия). Россия же имеет торговатьв Европе (своими товарами - каботаж не включаем) только на его территории (но с кем угодно - в этом случае его интерес налоги). Это уже не спонсорство. ымы пишет: цитатаИ сколько это будет стоить. Никакие меха сего не окупят. Именно поэтому, из-за невозможности вывоза и была монополия у англичан. И только в Архангельске - потому что иными путями и без них вывозили. ДОКАЖИТЕ цифрами OlegM пишет: цитатаДорога нужна все равно. Сколько от Архангельска до Тулы шлепать? Если навигация длится всего 4 месяца то корабль отплывший из Архангельска например в Англию сможет сделать одну ходку за два года. Где столько кораблей взять? Как и где такое их количество зимой хранить? ИМХО нереально это... Дорога не нужна - нужны каналы. Хранить в Европе - вот тут и нужен союзник. И не хранить а гонять по Европе.

ымы: RAZNIJ пишет: цитатана територии России из западных иностранцев торгует только он (+ транзит до Каспия). Это весь импорт (по ценам, установленным союзником), да еще транзит? Монополия на вывоз из одного порта - явно выгоднее . RAZNIJ пишет: цитатаРоссия же имеет торговатьв Европе (своими товарами - каботаж не включаем) только на его территории (но с кем угодно Фритдерство какое-то . Что курил союзник? Вопрос ставится проще - экспорт хотите? - будете продавать по установленным союзником ценам. Не хотите - вообще не будете. Или у Вас желающих порты предоставить много? RAZNIJ пишет: цитатаДОКАЖИТЕ цифрами Ну давайте. Сколько у Вас "купец" груза возит?

OlegM: RAZNIJ пишет: цитатаДорога не нужна - нужны каналы. Хранить в Европе - вот тут и нужен союзник. И не хранить а гонять по Европе. Что касается каналов от Архангельска то Вы снова упираетесь в 4 месяца без льда. Проще уже по льду на санях. Но тогда зачем рыть каналы если можно на тех же санях по снегу? По-поводу "гонять корабли по Европе" могу только посмеяться. В 16-17 веке организовать широкомасштабную аренду торгового флота... Иван Грозный должен быть ну просто гением экономики. Причем экономики современной. Хорошая АИ кстати. А то вечно у нас в прогрессоры всяких спецназовцев засылают или в лучшем случае инженеров. А тут допустим экономист попался. Скажем Ходоровскому рассматривающему самые удивительные планы побега кто-то за миллион баксов смастерил портативную машину времени.

ымы: OlegM пишет: цитатаИван Грозный должен быть ну просто гением экономики И все равно не получится. OlegM пишет: цитатаХодоровскому рассматривающему самые удивительные планы побега кто-то за миллион баксов смастерил портативную машину времени Хорошая мысль. Насчет кандидатуры не уверен, а идея хороша.

Динлин: OlegM пишет: цитатаПо-поводу "гонять корабли по Европе" могу только посмеяться. В 16-17 веке организовать широкомасштабную аренду торгового флота... Почему аренду ? На свои деньги закупили товар в одном конце Европы, отвезли на другой конец, продали.

RAZNIJ: OlegM пишет: цитатаЧто касается каналов от Архангельска то Вы снова упираетесь в 4 месяца без льда. Проще уже по льду на санях. Но тогда зачем рыть каналы если можно на тех же санях по снегу? Каналы надо рыть в любом случае ДЕРЕВО для флота только на юге (Казань) - его надо достовлять. А одновременно и каналы и дороги - дорого

Telserg: ымы пишет: цитатаНасчет кандидатуры не уверен, а идея хороша. Правильно! Всех олигархов отправить в каменный век!

Радуга: OlegM пишет: цитатаЧто касается каналов от Архангельска то Вы снова упираетесь в 4 месяца без льда. Проще уже по льду на санях. Но тогда зачем рыть каналы если можно на тех же санях по снегу? По снегу - глухо. Пробить дорогу (и чистить её) НАМНОГО сложнее, чем по льду/реке идти.

tewton: А если на перекладных? Строим порт Мурманск, с крепостью и складами. Летом товар идёт только до Мурманска, а значит быстро, а когда Белое море станет - переходим на экспорт из Мурманска.

RAZNIJ: tewton пишет: цитатаА если на перекладных? Строим порт Мурманск, с крепостью и складами. Летом товар идёт только до Мурманска, а значит быстро, а когда Белое море станет - переходим на экспорт из Мурманска. Уязвим - еще сожгут нафиг.

Динлин: tewton пишет: цитатаА если на перекладных? Строим порт Мурманск, с крепостью и складами. Летом товар идёт только до Мурманска, а значит быстро, а когда Белое море станет - переходим на экспорт из Мурманска. Хм. Интересно. Причём для того, чтобы доставить товар из Архангельска в Мурманск корабли европейской постройки НЕ НУЖНЫ. Вполне хватит и обыкновенных кочей. Более того - в отличии от мелководного и полного кошек Белого моря на Баренцевом как раз и нужны западного типа суда с глубокой осадкой. А кочи и лодьи - неглубоко сидящие и с обводами как у нансеновского "Фрама" (для выжимания из льда) - как раз для Белого моря и рейсов Архангельск-Мурманск.

Динлин: RAZNIJ пишет: цитатаУязвим - еще сожгут нафиг. А мы крепко построим - не сожгут. Из гранита и гнейса - навека. Они не горят

ымы: tewton пишет: цитатаСтроим порт Мурманск, с крепостью и складами. Летом товар идёт только до Мурманска, а значит быстро, а когда Белое море станет - переходим на экспорт из Мурманска И за счет этой торговли кроме грузовых и эскортных кораблей содержим еще Мурманск - порт, крепость, склады, людей... Финансируем само строительство, причем если на Мурманск базируются большие корабли - порт и крепость должны быть соответствующими. Причем строим из местных материалов, завозим людей... а по суше сообщения, считайте нет. Это торговлю соболями дотировать придется

RAZNIJ: ымы пишет: цитатаИ за счет этой торговли кроме грузовых и эскортных кораблей содержим еще Мурманск - порт, крепость, склады, людей... Финансируем само строительство, причем если на Мурманск базируются большие корабли - порт и крепость должны быть соответствующими. Причем строим из местных материалов, завозим людей... а по суше сообщения, считайте нет. Это торговлю соболями дотировать придется Вообщем согласен - все прибыли сожрет строительство флота и крепости и содержание. Не пойдут на это ни купцы ни казна

Динлин: RAZNIJ пишет: цитатаВообщем согласен - все прибыли сожрет строительство флота и крепости и содержание. Не пойдут на это ни купцы ни казна Как интересно. Строительство Архангельска и Соловков не сожрало всех прибылей, а тут вдруг сожрёт Скорее наоборот - дополнительные доходы (круглогодичный китобойный промысел, лов рыбы(сёмги!) и т.д.).

Олег: Динлин пишет: цитатаСтроительство Архангельска и Соловков не сожрало всех прибылей, а тут вдруг сожрёт Там уже есть население, туда легко добираться по рекам. Тут по аналогии с постройкой Транссиба и БАМа.

Динлин: Олег пишет: цитатаТам уже есть население, туда легко добираться по рекам А кому сейчас легко. Придётся доставить туда население. Викинги вон аж в Исландию доставили и ещё когда Олег пишет: цитатаТут по аналогии с постройкой Транссиба и БАМа. Нет аналогии. Бам - дорога сугубо военная на случай войны с Китаем, но поскольку поздний СССР тяжело болел мирумирщиной - придумали отмазку про освоение и т.д.

Олег: Динлин пишет: цитатаНет аналогии. Да нет, на трассе БАМа не было населения, поэтому строили так долго и дорого.

Сварга: Олег пишет: цитатане было населения Помимо добровольцев, которых можно заманить хорошими заработками, могу предложить ещё два источника рабочей силы - ссыльные и монахи (попробовать организовать Мурманский монастырь по типу Соловецкого).

RAZNIJ: Сварга пишет: цитатаПомимо добровольцев, которых можно заманить хорошими заработками, могу предложить ещё два источника рабочей силы - ссыльные и монахи (попробовать организовать Мурманский монастырь по типу Соловецкого). Правитльно пусть и РПЦ поучаствует в деле стоновления флота Российского. Часть прибыли святым отцам

RAZNIJ: Да по поводу РПЦ - В ПОРЯДКЕ БРЕДА КАК бы святых отцов развести на это предприятие - деньги у них есть, леса есть, люди есть. Очень класный инвестор - и ждать прибылей может долго - Церковь.

Леший: Рекомендую почитать по этой теме Михаила Покровского (на мой субьективный взгляд лучшего российского историка начала 20-го века, хотя всякие туповатые официозные историки его и клюют - но чисто из зависти). Он вопросы влияния экономики на историю государств очень тщательно прорабатывает.

Динлин: Леший пишет: цитатаРекомендую почитать по этой теме Михаила Покровского А ссылочки нет ?

Вандал: Для Заинька Олег пишет: цитатаИменно при нём корпус линкора (без вооружения, насчёт рангоута не знаю), стоил 30 тыс. Вандал пишет: цитатадвухдечный - более 1,8 млн. руб А что в серебре, а что в ассигнациях? Ну и кроме того разница м/у ценой корпуса и шипа будет раза 3-5. Даже с учетом всего этого не получается свести две цены. Расхождение все равно на порядок.

Вандал: Для Олег Справочник Данилова по парусному флоту, правда я налажался- "Эммануил" продан грекам за 30000 испанских таллеров, кстити, не такой уж он и гнилой- всего 6 лет. Так справочник Данилова дает цены постройки или цену продажи "Эммануила"? И что за испанский таллер? У испанцев были песо (серебряные, равны одному доллару), эскудо (золотые, равны двум долларам) и дублон (золотой, 8 эскудо). Серебряный рубль был эквивалентен 80 центам серебром.

Динлин: Вандал пишет: цитатаИ что за испанский таллер? У испанцев были песо (серебряные, равны одному доллару), эскудо (золотые, равны двум долларам) и дублон (золотой, 8 эскудо). Если верить классической литературе - были у них и ещё какие-то монеты ценой 16 долларов "- Мачтовые дозорные и раньше слыхали мои приказания относительно белого кита. Теперь глядите все! Видите вы эту испанскую унцию золота? - И он поднял к солнцу большую сверкающую монету. - Ей цена шестнадцать долларов. Все видят ее? Мистер Старбек, передайте мне большой молоток. Пока старший помощник ходил за молотком, Ахав стоял молча и не спеша тер золотую монету полой своего сюртука, словно для того, чтобы она еще ярче заблестела, и все время что-то без слов напевал себе под нос, издавая такие глухие, невнятные звуки, что казалось, это гудят в нем вертящиеся колеса жизни. Получив от Старбека молоток, он приблизился к грот-мачте и, подняв его кверху в одной руке, а другой протягивая перед собой монету, громким, пронзительным голосом воскликнул: - Тот из вас, кто первый увидит белоголового кита со сморщенным лбом и свернутой челюстью; тот из вас, кто первым даст мне знать о белоголовом ките с тремя пробоинами у хвоста по правому борту; тот из вас, говорю я, кто первый увидит белого кита, тот получит эту унцию золота, дети мои!"

Вандал: Динлин пишет: цитатаЕсли верить классической литературе - были у них и ещё какие-то монеты ценой 16 долларов Это и есть дублоны

Леший: К сожалению в Сети М. Покровского нет (как и Поршнева, Вайнштейна, Ивонина и пр). Читал Покровского в бумажной версии (в Краснодаре она есть в книжных магазинах). Если встретите рекомендую купить. Чтение потрясающее.



полная версия страницы