Форум » Новое время - XVII-XIX век » Россия с евреями » Ответить

Россия с евреями

ABerg: Утром 23 декабря 1791г. е.и.в. была не в духе; то ли Платоша надежд не оправдал, то ли светлейшего вспомнила государыня. И надо же было такому случиться, что первым на подпись лежало решение Государственного совета на жалобу московских купцов. Те "токмо в интересах торговли, а отнюдь не из какого к ним в разсуждении их религии, отвращения или ненависти" просили запретить евреям торговать на Москве. Екатерина Алексеевна прочла принятое уже решение: "Евреи не имеют права записываться в купечество во внутренних российских городах и портах, а только дозволено им пользоваться правом гражданства и мещанства в Белорусии" и, вместо того, чтобы подмахнуть (очевидно из бабской вредности) потребовала дополнительной информации. В частности - сколько вего евреев проживает в первопрестольной, что они стали там утеснять православное купечество. Оказалось их там всего 69 душ обоего полу включая детей. Тут е.в., дабы немного успокоиться нюхнула табачку и начертала на титульном листе: "Московскому полицмейстеру проверить". Про себя же, но так, что секретарь услышал, сказала: "Неча гузнами лавки греть (любила государыня иногда ввернуть простонародное) на то и щука в пруду, что б карась не дремал" - и, уже для истории, добавила - "Равенство граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам, гонения же человеческие умы раздражает, а дозволение верить по своему закону умягчает и самые жестоковыйные сердца и отводит их от заматерелого упорства". Кому следовало намёк поняли. Статьи из манифеста 1772г., признававшие равенство евреев в Российской империи остались в силе. Почувствовав поддержку еврейские купцы осмелели и стали забираться всё дальше. Вскоре они появились на Макарьевской, Тобольской, Ирбитской ярмарках и даже в Кяхте. За ними из скученных белорусских еврейских местечек потянулись ремесленники: сапожники, портные, скорняки, ювелиры, плотники, каменщики, цирюльники. Эти оседали сначала в крупных городах, но вскоре начали активно перебираться в уездные, где спрос на их услуги был выше, а конкуренции почти никакой. После второго и третьего разделов Польши тонкий ручеёк одиночных еврейских переселенцев превратился в могучий поток из многих тысячь искателей лучшей доли. Правда после кончины императрицы были сделаны попытки закрыть кран, но, не любивший маминых начинаний Павел Петрович был с нею согласен в вопросе единообразия своих подданных. Евреи, даже в пейсах с лапсердаками, должны были подчиняться тем же законам что и все "и никаких отклонений". Александр Павлович, "спасая" белорусское и украинское крестьянство от спаивания их зловредными жидами, лишь ускорил процесс. Выселенные из деревень винокуры и арендаторы перебрались к уже устроенным родственникам и стали гнать водку и брать в аренду мельницы, пруды и целые деревни уже в Воронежской, Курской и пр. губерниях. Николай Павлович, стремясь остановить нашествие, в обход Сената провёл свои драконовские законы и в центральную Россию хлынул поток молодых людей призывного возраста (12-27). От своих не укроешся, а в провинции, подальше от столицы, да ещё если знаешь кому и сколько... Что будет дальше с несчастной Россией?

Ответов - 43, стр: 1 2 All

Читатель: Pasha пишет: Ну, "польские порядки"-то были подемократичнее ордынских. Как и российских, кстати. "Польша - рай для шляхты, ад для крестьян" (с) польская поговорка не понимаю я этой идеализации старой Польши. Это было отвратительное фашистское государство, угнетавшее и свое и чужое население. Не вижу никаких в ней плюсов. Кроме того, что евреям там жилось припеваючи...

Han Solo: Pasha пишет: Ну, "польские порядки"-то были подемократичнее ордынских В каком месте? Шляхте конечно жилось неплохо (относительно)

ABerg: georg пишет: Дело в том, что тогдашний еврей из черты оседлости как правило искренне считает, что нееврея можно обманывать как угодно. В отличие от праведного православного купца. Вы помните, что писали о них европейские туристы? "Купеческое слово" стало таким только в XIXв. и, в основном, в среде староверов. Вера требовала от них сугубой честности. Кстати, от евреев тоже. Именно поэтому те и другие стали главными действующими лицами на Нижегородской ярмарке во 2-й половине века.georg пишет: Еврейская посредническая торговля в Великороссии превратится в чисто паразитический сектор. "Доколе у белорусских и польских помещиков будет существовать теперешняя система экономии, основанная на продаже вина... дотоле зло сие... не истребится и последствия будут все те же, кто бы ни был приставлен к продаже вина, еврей или христианин. Примером тому те губернии, где евреев вовсе нет, а пьнство так же велико... На место выселенных ... шинкарей-евреев поставлены были шинкари- крестьяне... земледелие лишитлось многих умельцев, а евреи подверглись разорению.ибо и ранее не обогащались, а извлекали одно только пропитание и удовлетворение лежащих на них повинностей." Цитирую выдержки из отчёта 3-го Еврейского комитета 1812г. который, в отличие от предыдущих и последующих, состоял не из местных помещиков, а из чиновников. Далее утверждалось, что тот же шинкарь-еврей выступал также как торговец и ростовщик. Теперь же крестьянин вынужден ехать в ближайший город и тратить на это целый рабочий день, а то и два. Денег же в долг теперь он нигде не может взять ни под какой, даже самый высокий процент. Можно утверждать, что чиновникибыли на корню куплены зловредными евреями, а правительство было заинтересованно в лояльности жителей западных губерний в предверии войны. Но не кажется ли вам, что их обоснования несколько логичнее утверждений, что во всех бедах украинских и белорусских мужиков виноваты евреи? Читатель пишет: так вы ж первый о равенстве заикнулись Равенство в реалиях XVIIIв. означает, что мещанин Янкель Мордко из Вильно, платит тот же налог и имеет те же права, что и казанский мещанин Махмуд Хайдаров. А шкловский купец 1-й гильдии Ноткин имеет те же права и обязанности, что и Полунин, первогильдийный купец из Архангельска. Если же Вы желаете, чтоб цирюльник Мордько был посажен на землю и переведён в крепостные, то объясните, должен ли быть закрепощен также и проживающий в Москве цирюльник Жан Фардиле, также мещанин из Оверни. Читатель пишет: Кроме того, что евреям там жилось припеваючи ? Предлагаю перечитать А.Толстого. Не люблю ссылаться на худ. лит - ру, но здесь уже цитировали Т.Бульбу.




полная версия страницы