Форум » Новое время - XVII-XIX век » Справочный материал - о парусных флотах » Ответить

Справочный материал - о парусных флотах

Вандал: Тут некоторые, не будем указывать пальцем кто именно, распространяют всякие басни про русский парусный флот. Доходят даже до прямо-таки абсурдных утверждений о том, что до правления Екатерины Великой дожили корабли петровской постройки, которые и составили основу слабого относительно Турции русского флота. Поскольку тема парусного флота всплывает регулярно, напоминаю участникам форуса о замечательном ресурсе www.sailingwarships.com. В части русского флота я пока не заметил ляпов (и немудрено, автор ресурса пользуется хорошим источником нашего отечественного происхождения, основанном на архивных данных). Основываясь на этом сайте, а также на "Истории отечественного судостроения" под ред. академика Спасского, я составил список кораблей линейного флота России в 1763 году с указанием годов постройки кораблей: 100-пушечный Святой Дмитрий Ростовский (1758) 80-пушечные Святой Иоанн Златоуст Первый (1751), Святой Николай (1754), Святой Павел (1755), Святой Андрей Первозваный (1758), Святой Климент Папа Римский (1758), Кир Иоанн (1762), Святая Екатерина (1762) 66-пушечные Северный Орёл (1735), Святой Сергий (1747), Святой Александр Невский (1749), Архангел Гавриил (1749), Архангел Уриил (1749), Ингерманланд (1752), Наталия (1754), Полтава (1754), Ревель (1756), Рафаил (1758), Москва (1760), Святой Пётр (1760), Святой Иаков (1761), первые 5 в 1763 году выведены из состава флота, вместо них построены Святой Александр Невский, Не тронь меня, Северный Орёл, Святой Евстафий-Плакида и Святой Януарий 54-пушечные Шлиссельбург (1752), Варахаил (1752), Нептунус (1758) и Город Архангельск (1761) Итого, 25 линкоров при 1998 пушках. Кроме того, в составе флота было 5-6 32-пушечных фрегатов постройки 1751-1763 гг. Для сравнения. В 1770 году уничтоженный при Чесме турецкий флот состоял из 15 линейных кораблей (плюс один утопили днём раньше в Хиосском сражении) 6 фрегатов, 6 шебек, 13 галер и 32 галиотов. Поскольку корабельный состав в те времена поддерживался на примерно одном и том же уровне (корабли строились главным образом для того, чтобы сменить выводимые из строя), я не думаю, что в 1763 году турецкий флот был больше. Почему корабли Петра не могли дожить до середины века? Дело даже не в сыром лесе (русские строили лес, который заготавливался за год или за два до начала постройки корабля, и результаты были хорошими). Кораблю нужен регулярный ремонт, в том чсиле чистка подводной части. В отсутствии сухих доков ремонт подводной части производился методом килевания. Корабль вытаскивался на мелководье. Из него выгружали всё, что можно, а затем заваливали на борт. Данная процедура очень отрицательно сказывалась на прочности, так как расшатывала набор, и ограничивала срок службы фактически 12-15 годами. Как только на Балтике построили сухие доки, срок службы кораблей увеличился в 2 раза. Но это произошло только в XIX веке. В дальнейшем я планирую помещать в этой ветке другие справочные данные по парусному флоту, жду также ваших вопросов. А от того, кто себя узнал, оправданий не требуется. Молчите уж, если только у Вас нет интересных фактических данных по парусному флоту.

Ответов - 33

Sergey-M: раз уж так -спрошу. а нет дровишек сколько служили закупленные Петром иностранные корабели?

sas: Вандал пишет: Для сравнения. В 1770 году уничтоженный при Чесме турецкий флот состоял из 15 линейных кораблей (плюс один утопили днём раньше в Хиосском сражении) 6 фрегатов, 6 шебек, 13 галер и 32 галиотов. Поскольку корабельный состав в те времена поддерживался на примерно одном и том же уровне (корабли строились главным образом для того, чтобы сменить выводимые из строя), я не думаю, что в 1763 году турецкий флот был больше. Хм, а Вы точно уверены,что там был весь турецкий флот? Русские-то ЕМНИП не весь свой туда пригнали.

cobra: Купил диск недавно "Парусный Флот", из серии "Военная Россия"............ Как он оценивается не в курсе?

Вандал: sas пишет: Хм, а Вы точно уверены,что там был весь турецкий флот? Русские-то ЕМНИП не весь свой туда пригнали. Линейный - весь. А русские флот вокруг всей Европы гнали, неудивительно, что они привели не весь флот. Sergey-M пишет: раз уж так -спрошу. а нет дровишек сколько служили закупленные Петром иностранные корабели? Дровишки есть, в указанном источнике. Служили по-разному, некоторые до 30-х и даже 40-х гг. cobra пишет: Купил диск недавно "Парусный Флот", из серии "Военная Россия"............ Как он оценивается не в курсе? Перечень использованной литературы есть?

Sergey-M: Вандал пишет: Линейный - весь а там всякие алжирцы с тунисцами были?

Виталий: Вандал пишет: А от того, кто себя узнал, оправданий не требуется. Молчите уж, если только у Вас нет интересных фактических данных по парусному флоту. Вандал пишет: . Данная процедура очень отрицательно сказывалась на прочности, так как расшатывала набор, и ограничивала срок службы фактически 12-15 годами. Как я понимаю все же не совсем так. КАЖДАЯ такая процедура отрицательно влияла на прочность. Но был еще один вариант, корабль вытаскивали на берег, тимберовали, ставили на ровный киль на кильблоки и подпорки и... хранили на берегу. Перед спуском тимберовали еще раз. Таким образом корабль мог храниться достаточно долго. За данные по кораблям - спасибо.

cobra: «Русский военно-исторический фонд» — некоммерческая организация, целью существования которой является распространение знаний в области военной истории России. Организация создана в январе 2002 г., и до нынешнего времени разработала и выпустила несколько электронных справочников на различных носителях. 2006 ® Разработка Русского военно-исторического фонда по заказу компании МедиаХауз. Ссылок на литературу нет. Но справочник очень скажем так подробный(325 мб на диске)

Вандал: Sergey-M пишет: а там всякие алжирцы с тунисцами были? У меня пока нет данных о наличии у алжирцев и тунисцев кораблей, более крупных чем 50-пушечные. Виталий пишет: Как я понимаю все же не совсем так. КАЖДАЯ такая процедура отрицательно влияла на прочность. Но был еще один вариант, корабль вытаскивали на берег, тимберовали, ставили на ровный киль на кильблоки и подпорки и... хранили на берегу. Перед спуском тимберовали еще раз. Таким образом корабль мог храниться достаточно долго. Это разновидность описанного мной способа килевания с промежуточным хранением на берегу. Видимо, так делали в британском флоте. В русском флоте все корабли, как я понимаю, были в плавсоставе. cobra пишет: Ссылок на литературу нет. Но справочник очень скажем так подробный(325 мб на диске) Ну тогда можете сами сверить данные справочника с данными, приведёнными на указанном сайте.

Вандал: Новый источник в сети по русскому парусному флоту: russiaflot.narod.ru

Вольга С.лавич: Вандал пишет: Варахаил (1752), Тоже разобран в 1763. Ещё были разобраны "Ингерманланд" и 54 пушечный "Св. Николай" (1748). С последним кораблём возможна какая-та ошибка, потому что у нас уже есть 80 пушечный "Св. Николай" - может один из них святитель? Вандал пишет: Святой Александр Невский (1749), Архангел Гавриил (1749), Архангел Уриил (1749), По другой версии без Святых и Архангелов. Вандал пишет: Святой Януарий Или просто Иануарий. Все данные из справочника Данилова "Корабли и фрегаты русского парусного флота". Он ко мне наконец доехал - поэтому если у кого-нибудь есть вопросы про конкретные корабли - могу помочь. Кобре- вы где свои справочные диски покупаете?

Вольга С.лавич: Виталий пишет: Но был еще один вариант, корабль вытаскивали на берег, тимберовали, ставили на ровный киль на кильблоки и подпорки и... хранили на берегу. Перед спуском тимберовали еще раз. Если я не ошибаюсь, это чисто французская заморочка. Они строили корабли, но не спускали- спускали их в случае напряжённости. Кого они хотелиобмануть- не знаю- может свой парламент? Очень похожая система была у американцев.

Вандал: Вольга С.лавич пишет: Кого они хотелиобмануть- не знаю Что значит, обмануть? Элементарная экономия на содержании экипажей. Англичане тоже большую часть флота держали в резерве. Та же "Виктори" провела в резерве от постройки (в конце Семилетней войны) и до начала наполеоновских войн. Вольга С.лавич пишет: Вандал пишет: цитата: Варахаил (1752), Тоже разобран в 1763. Согласен. Вольга С.лавич пишет: Ещё были разобраны "Ингерманланд" В "Истории отечественного судостроения" приведён перечень кораблей Балтийского флота согласно ведомости по состоянию на 26 августа 1764 года. "Ингерманланд" в ней есть. Вольга С.лавич пишет: и 54 пушечный "Св. Николай" (1748). С последним кораблём возможна какая-та ошибка, потому что у нас уже есть 80 пушечный "Св. Николай" - может один из них святитель? Да нет, был именно 54-пушечный "Святой Николай". По данным сайта исключён из списков флота в 1762 году. Забавно. Может быть, использовался как блокшив или брандвахта? Подобные пересечения имён мне встречались неоднократно. Кстати, насколько мне известно, Святой Николай известен под разными именами. Он же Николай Угодник, он же Николай Чудотворец, он же Санта-Клаус, по идее он же и Святитель. Вольга С.лавич пишет: По другой версии без Святых и Архангелов. Похоже, в то время с именами кораблей обращались более вольно. Тот же "Северный Орёл"/"Норд Адлер". В зависимости от моды назывался то так, то эдак, причём, порой даже один и тот же корабль. Или ещё: "Три иерарха" или "Трёх иерархов"? Вольга С.лавич пишет: Все данные из справочника Данилова "Корабли и фрегаты русского парусного флота". А данные на сайте из книги Чернышев А.А. "Российский парусный флот" 1997 год. Вольга С.лавич пишет: Он ко мне наконец доехал - поэтому если у кого-нибудь есть вопросы про конкретные корабли - могу помочь. По линкорам и фрегатам XIX века - есть данные по калибрам артиллерии и распределению орудий по декам?

Вольга С.лавич: Вандал пишет: Англичане тоже большую часть флота держали в резерве. Та же "Виктори" провела в резерве от постройки (в конце Семилетней войны) и до начала наполеоновских войн. Именно на берегу? То что она была в резерве это понятно, но (если я не ошибаюсь) всё-таки на плаву. Во время второй англо-голландской войны, боясь де Рюйтера, англичане вытащили свои линкоры на мелководье. Некоторые после этого пришлось списать. Видимо пребывание на суше снаряженного корабля никчему хорошему не приводит. Оно и понятно - корабль построен для нахождения в воде и на суше возникают другие напряжения в корпусе. Одно дело, когда они кратковременно в доке и другое, когда напряжения существуют годами. Недаром же спускают недостроенные корабли. Вандал пишет: По линкорам и фрегатам XIX века - есть данные по калибрам артиллерии и распределению орудий по декам? Завтра отсканю и распознаю соотвествующие страницы. Вандал пишет: Да нет, был именно 54-пушечный "Святой Николай". Что он был это бесспорно. Просто когда в русском флоте было два корабля содним именем, из обычно называли "ХХХ-Первый"и "ХХХ=Второй". Насчет списания в 62 или 63 году - видимо кто-то описался (или наборщик ошибся). Кстати, спасибо за сайт про русский флот. А вы не знаете, почему они громадную серию 66 пушечников разбили на ряд подсерий? Я понимаю, что корабли по одному и тому же проекту закладывались десятилетиями и у них были некоторые различия, однако размерения и вооружение оставалось тем же, а эти отличия никак не отражены на сайте.

Вандал: Вольга С.лавич пишет: почему они громадную серию 66 пушечников разбили на ряд подсерий? А где она там громадная? Они только заявили, что выложили всё, однако, как я гляжу, многих кораблей нет. Где 120-пушечная "Варшава"? Где "Россия" (кстати, единственный корабль с 48-фунтовыми пушками и 96-фунтовыми карронадами)?

Виталий: Вандал пишет: Это разновидность описанного мной способа килевания с промежуточным хранением на берегу. С одной важной поправкой - срок службы (вернее хранения) резко возрастает. Вандал пишет: В русском флоте все корабли, как я понимаю, были в плавсоставе. В реале вроде бы да. Если же вспомнить МБД , то таки не исключено, что некоторую часть линкоров в начале 40х вытащат на берег. Вольга С.лавич пишет: Кого они хотелиобмануть- не знаю- может свой парламент? ППКС Вандала. Вольга С.лавич пишет: Именно на берегу? Да. Вольга С.лавич пишет: Видимо пребывание на суше снаряженного корабля никчему хорошему не приводит. А зачем снаряженного? Пушки снимаются, мачты с такелажем - тоже, корпус на кильблоках и подпорках. В случае необходимости - корабль вводиться в строй за несколько месяцев. Когда мы ругались с Вандалом по МБД - я приводил ссылки. Там были по "Сантиссима Тринидат" и по "Виктори"...

Вольга С.лавич: Вандал пишет: А где она там громадная? Она в реале громадная. Они там похоже не всё описали. Страницы я отсканил. Сейчас попробую выложить. Если таблицы поплывут - я могу выслатьжелающим на мейл. В самом конце XVIII века произошли незначительные изме¬нения в вооружении 66-пушечных кораблей: в 1798 г. было приказано устанавливать на верхнем деке 18-фунтовые пушки, как это было сделано на трофейных шведских кораблях "Ретви- зан" (№ 9 трофейные корабли Балтийского флота) и "Эмгейтен" (№ 6 трофейные корабли Балтийского флота). Первый 130-пушечный корабль Балтийского флота "Благо¬дать" (№ 215), спущенный на воду в 1800 г., получил следующее вооружение: нижний дек: 36-фунтовые пушки, 4 1-пудовых единорога; средний дек: 24-фунтовые пушки, 4 0,5-пудовых единорога; верхний дек: 12-фунтовые пушки; квартер-дек и фор-кастель: 8-фунтовые пушки; ют: 3-фунтовые фальконеты. 14 ноября 1803 г. было приказано размещать на деках кораблей орудия только 36-, 24- и 18-фунтового калибра следу¬ющим образом. Таблица 4 Положение от 14 ноября 1803 г. Корабль Трехдечный Двухдечный Нижний дек 36-фунтовые пушки 36-фунтовые пушки Средний дек 24-фунтовые пушки Верхний дек 18-фунтовые пушки 24-фунтовые пушки Размещение, калибр и количество более мелких орудий этим положением не регламентировались. 9 мая 1805 г. было введено в действие новое положение о артиллерийском вооружении кораблей. Из состава орудий были исключены единороги. Таблица 5 Положение от 9 мая 1805 г. Корабль Число пушек Число каронад Число Число 36- фунт. 24- 1>унт. 18-1>унт. 8-1>унт. 24-фунт. 8-фунт. 6- фунт. 8-фунт. мортирок 3-фуит. фаль- конетов 100-пу-шечный 30 32 32 — 4 6 20-24 6 6 74-пу¬шечный 28 30 - 18 - 6 - 3-6 6 64-пу-шечный 26 28 - - - 6 14 3 6 В 1826 г. на корабли флота были возвращены единороги, которые должны были стрелять бомбами и брандскугелями, а в 1832 г. мелкокалиберная артиллерия была заменена 24-фунто¬выми каронадами. Корабли, построенные в 1826-1832 гг. для Балтийского и Черноморского флотов, имели примерно одинаковое вооруже¬ние. На нижнем деке все корабли несли 36-фунтовые пушки: 110-пушечные — по 24-30 штук, 84-пушечные — по 28 штук, 74-пушечные — по 24-28 штук. Кроме того, на нижнем деке находилось по 4 48-фунтовых единорога. Исключением был корабль Черноморского флота "Пармен" (№ 53), который нес на нижнем деке 30-фунтовые пушки. На среднем деке, который был только у 110-пушечных кораблей, находилось по 32 24-фунтовые пушки. На верхнем деке 84-пушечные и 74-пушечные корабли также несли 24-фунтовые пушки: первые — по 32 штуки, вторые — по 30 штук. Исключением здесь были 2 корабля: на балтийском 84-пушечном "Не тронь меня" (№ 286) были установлены 36-фунтовые короткие пушки в виде опыта, а на черноморском 74-пушечном "Пармене" (№ 53) — 18-фунтовые пушки. На верхних деках 110-пушечных кораблей было установлено 26-32 12-фун¬товые пушки. Исключение — 110-пушечный балтийский ко¬рабль "Император Александр" (№ 268), на верхнем деке которо¬го стояли 24-фунтовые каронады. На открытых батареях всех кораблей стояли 24-фунтовые каронады: у 110-пушечных по 4 штуки, у 84-пушечных по 26 штук, у 74-пушечных по 6 штук. На некоторых 74-пушечных кораблях каронады были установлены на шкафуте, а на шканцах и баке 16 12- или 8-фунтовых пушек. На ютах кораблей находились 6-фунтовые пушки - по 20 на 110-пушечных кораблях - и 3-фунтовые фальконеты. Исключе¬нием из правил были балтийские корабли "Великий Князь Михаил" (№ 269), на юте которого были 24-фунтовые каронады, и "Не тронь меня" (№ 286), на юте которого были 24-фунтовые каронады и 6 12- или 18-фунтовых пушек. В 30-40 гг. XIX века с развитием корабельной артиллерии стали появляться пушки одинакового калибра, но разных номе¬ров, которые имели разный вес ядер. Также появились бомби-ческие пушки 2 калибров: 68-фунтовые и 2-пудовые (80-фунто-вые). В 1842 г. бомбические орудия начали устанавливать на корабли Балтийского флота. Корабли получили 2 2-пудовых орудия на нижней палубе. Вновь построенные корабли имели следующее вооружение (табл. 6). Положение 1842 г. Полуют, по- Нижний дек Средний дек Верхний дек лубак и от- Ранг крытая бата- корабля рея Число Калибр Число Калибр Число Калибр Число Калибр орудий орудий орудий орудий 120-пу¬шечный 4 36-фунт. 34 36-фун' . 32 36-фунт. 24 24-фунт. TLJI И И Н Ь1Р корот- liyiiiKO- каро- жг кие Кярппядк нады 28 68-фунт. AMAV бомби- ческие 84-пу- / шечный 6 2-пуд. — / 4 1-пуд. 6 24- фунт. бомби- едино- длин- ческие роги ные 26 36-фунт. ТТ ft ШЛ 1-ТТТТ^Т^ — — 28 24- фунт 7Т л и н н кТА 14 24-фунт. карона- ш ^'f щ\ W fi i»flT^ ДО 74-пу- шечный 24 36-фунт — — 28 24-фунт. 16 24- фунт. короткие короткие карона- да 4 2-пуд. — — 2 1-пуц. бомби- едино- ческие роги Исключением из этого положения на Балтийском флоте стал 120-пушечный корабль "Россия" (№ 296), который получил не 2, а 4 2-пудовых бомбических орудия. Корабли Черноморского флота, построенные в 1832-1853 гг., были вооружены по-разному. Из 5 120-пушечных кораблей, построенных в это время, только 2 - "Париж" (№ 77) и "Великий Князь Константин" (№ 79) имели одинаковое вооружение, при¬чем все орудия нижнего дека были 68-фунтовыми бомбически-ми. 120-пушечный корабль "Варшава" (№ 63) имел на вооруже¬нии 10 различных моделей орудий: 4 1-пудовых единорога, 6 36-фунтовых, 1 24-фунтовую, 6 18-фунтовых, 2 8-фунтовые каронады, 16 36-фунтовых длинных, 10 36-фунтовых коротких, 32 18-фунтовых и 10 12-фунтовых пушек, 34 24-фунтовые пушко-каронады. Другой 120-пушечный корабль "Три Святите¬ля" (№ 66) имел только пушки: 36-, 24-, 18- и 12- фунтовые. А самую мощную артиллерию получил 120-пушечный корабль "Двенадцать Апостолов" (№ 71): 28 68-фунтовых бомбических пушек, 4 36-фунтовые длинные пушки, 34 36-фунтовые пушко-каронады, 24 24-фунтовые и 6 18-фунтовых каронад. 84-пушечные корабли Черноморского флота были вооруже¬ны более однообразно: 36-фунтовые пушки и 4 1-пудовых едино¬рога. Исключением в этом ранге были только "Силистрия" (№ 64), который на верхнем деке имел 24-фунтовые пушки, и "Храбрый" (№ 76), который нес на нижнем деке 68-фунтовые бомбические пушки. После окончания Крымской войны на кораблях Балтийского флота было резко увеличено число бомбических орудий. На вооружение в 1855 г. были приняты 60-фунтовые (195 мм) пушки систем Баумгарта и Дальгрена. Эти орудия были глад¬коствольными, но уже в 1862 г. началось строительство завода по производству крупнокалиберных нарезных орудий. Насту¬пил период поисков и экспериментов. На последних парусных кораблях часто менялось вооружение.1 К концу 1863 г. из состава флота были исключены парусные линейные корабли, а в 1880 г. из состава флота был исключен последний парусный винтовой линейный корабль "Ретвизан".

Вольга С.лавич: В 1789 г. появились 44-пушечные фрегаты. Артиллерия нижнего дека этих фрегатов состояла из 18-фунтовых пушек, а фрегаты "Ревель" (№ 115 ), "Нарва" (№ 116 ) и "Рига" (№ 117) несли уже по 2 24-фунтовые пушки, 20 18-фунтовых, 2 12-фунтовые и 14 6-фунтовых пушек. Гребные фрегаты, которые имели весла и паруса, вооружались 20 8-фунтовыми пушками и 2 6-фунтовыми мортирами. В 1790 г. гребной фрегат "Св. Марк" (Балтийский флот, № 74 ) получил усиленное артилле¬рийское вооружение: 2 24-фунтовые, 6 12-фунтовых и 12 6- фунтовых пушек. Как и корабли, фрегаты Черноморского флота вооружались произвольно. 58-пушечный фрегат "Четвертый" (№ 4) имел 30 18-фунтовых единорогов и 28 3-фунтовых фальконетов. 44-пушечные фрегаты, такие как "Восьмой" (№ 11), имели по 28 12-фунтовых, 12 6-фунтовых пушек и по 4 3-фунтовых фальконета. Вообще 50-, 46- и 40-пушечные черноморские фрегаты, имевшие длину 128 футов и более, имели на нижнем деке 30-и 24-фунтовые пушки, а на верхней открытой палубе —18-, 12-, 8- и 6- фунтовые пушки. Фрегаты меньшей длины несли 18-, 8-и 6-фунтовые пушки. Исключением был фрегат "Легкий" (№ 47), который был вооружен кроме этих орудий еще 2 30-фунтовыми пушками. Фрегаты Черноморского флота, построенные в царствование Екатерины II, несли кроме пушек по 2-8 единорога разных калибров. Больше всего единорогов — 18 штук — было на фрегате "Григорий Великия Армения" (№ 40) и на фрегате "Казанская Богородица" (№ 42) — 12 штук/ С1798 г. на 44-пушечных фрегатах начали устанавливать 24-фунтовые пушки. 14 ноября 1803 г. было приказано устанавли- вать на фрегатах пушки только 2 калибров: на нижнем деке__ 24-фунтовые, а на верхней открытой палубе — 18-фунтовые. 9 мая 1805 г. новое положение об артиллерийском вооруже¬нии оставило на фрегатах только 24-фунтовые пушки, но доба¬вило каронады, мортиры и фальконеты. Таблица 8 Положение от 9 мая 1805 г. Ранг Число 24-фунт. Число каронад Число 8-фунт. Число 3-фунт. фрегата пушек 8-фунт. 6-фунт. мортир Фальконетов 44- пушечный 28 2 16 2 2 36- пушечный 26 2 10 2 2 24- пушечный 18 2 6 2 2 В царствование Николая I (1825-1855 гг.) вооружение фрега¬тов значительно изменилось В 1826 г. на фрегатах вновь стали устанавливать единороги, отмененные в 1805 г., а с 1828 г. вместо мелкокалиберной артиллерии начали устанавливать 24-фунтовые каронады. Фрегаты Каспийской флотилии вооружались 14 6-фунтовы¬ми пушками и 6 0,5-фунтовыми Фальконетами каждый. В 1842 г. фрегаты Балтийского и Черноморского флотов получили унифицированное вооружение: по 26 24-фунтовых коротких пушек, 16 24-фунтовых каронад и по 2 1-пудовых единорога. Так вооружались 44-пушечные фрегаты, а 60-пушеч-ные фрегаты по своему вооружению примерно соответствовали 74-пушечным кораблям. Вооружение пароходо-фрегатов было не унифицировано. Ус¬танавливались те орудия, которые были под рукой. Таблица 9 Артиллерийское вооружение пароходо-фрегатов Название пароходо-фрегата Флот № Вооружение Камчатка Балтийский 204 14 24-фунтовых длинных пушек 2 1-пудовых единорога 2 2-пудовые бомбические пушки Название пароходо-фрегата Олаф Грозящий Владимир Рюрик Флот Балтийский Балтийский Черноморский Балтийский Вооружение ————————— 14 24-фунтовых длинных пушек 2 2-пудовых единорога 2 1-пудовых единорога 4 30-фунтовые пушки 2 60-фунтовые пушки 2 60-фунтовые бомбические пушки 2 2-пудовых единорога С таким вооружением русские фрегаты вступили в Крымс¬кую войну. После окончания войны парусные фрегаты стали заменяться^ винтовыми фрегатами. Гладкоствольные орудия уступили место нарезным.1 Как видно из приведенного выше обзора, главной тенденцией развития морской артиллерии в XVIII - первой половине XIX века было увеличение калибра орудий. Кроме того, в начале XIX века увеличивается число типов орудий — единороги, карона¬ды, бомбические пушки. Существенно возрастает огневая мощь кораблей и фрегатов.

Вандал: Давно ещё, в ходе баталий по поводу МБД говорил я, что в русском флоте (как и в любом другом уважающем себя флоте) было деление кораблей на ранги. Более-менее полная таблица приведена на www.shipmodeling.ru Сюда я помещаю выдержки, а также выжимки из других источников. Первые петровские корабли строились вне всяких рангов. То есть, конечно, было деление на корабли, фрегаты, шнявы, бомбардирские корабли, прамы, галеры, скампавеи, бригантины, но это не ранги, а типы кораблей. Деление на ранги позволяет более точно вести учёт расходов на флот, а также расчёты потребных материалов, вооружения и людей. Так что когда кораблей стало много, появились и ранги. В 1719 году в русском флоте было 7 рангов: 90-пушечные, 80-пушечные, 76-пушечные, 66-пушечные, 50-пушечные, 32-пушечные и 14/16-пушечные. Первые 2 ранга были трёхдечными, 3-й - 5-й - двухдечными, 6-й - это фрегаты, а 7-й шнявы. Но это был не окончательный вариант. пётр задумал стройную систему, которая на базе одного параметра позволила бы определить все пропорции и остальные параметры. И такой регламент был создан в 1723 году. Вот он: Ранг: 1-й; 2-й; 3-й; 4-й; 5-й; 6-й Тип корабля: первые 4 ранга - линкоры; фрегат; шнява Пушек: 100; 80; 66; 54; 32; 14(16) Длина по килю: 148'6"; 138'; 124'6"; 114'; 94'6"; н.д. Длина по нижней палубе: 178'7"; 169'; 155'6"; 143'; 118'; н.д. Ширина без обшивки: 49'6"; 46'4"; 41'6"; 38'; 31'6"; н.д. Глубина интрюма: 21'9"; 20'7"; 18'; 16'7"; 14'; н.д. Отстояние нижних кромок орудийных портов от воды: 5'; 5'; 5'4"; 5'4"; --; н.д. Количество орудийных портов на нижнем деке: 14; 13; 12; 11; 10; н.д. Калибр нижнего дека (фунтов): 30; 24; 24; 18; 12; н.д. Калибр среднего дека: 18; 16; нет; нет; нет; нет Калибр верхнего дека (медные/железные пушки): 12/8; 12/8; 12/8; 12/8; 8/8; 6 Калибр квартердека и форкастеля: 6; 6; 6; 4; 6; нет В принципе, этим регаментом (или в привязке к нему) задавались также стандарты на рангоут. По этому регламенту строили все корабли в период с 1723 по крайней мере до конца 1760-х гг. В 1770-е пошли изменения. 30-фунтовый калибр заменили на 36-фунтовый, с начал 70-х гг. введены корабли 74-пушечного ранга (впоследствии вытесвнишие 66-пушечники), 30-фунтовки заменены на 36-фунтовые оурдия, в 1777 приняты новые правила расчёта рангоута. Любопытно сравнить пропорции с пропорциями английских кораблей. Легенда (в футах и дюймах) длина по нижней палубе х ширина без обшивки х глубина интрюма Штат: 1719; 1733; 1741; 1745; Русский регламент 1723 100-пушечные: 174'x50'x20'; 174'x50'x20'6"; 178'x51'x21'6"; 178'x51'x21'6"; 178'7"x49'6"x21'9" 80-пушечные: 158'x44'6"x18'2"; 158'x45'6"x18'7"; 161'x46'x19'4"; 165'x47'x20'; 169'x46'4"x20'7" 54/53-пушечные: 134'x36'x15'2"; 134'x38'6"x15'9"; 140'x40'x17'2"; 144'x41'x17'8"; 143'x38'x16'7" Поднятие орудийных портов нижнего дека на 1-1,5 фута относительно общепринятых норм позволяло вести огонь нижним деком при волнении до трёх баллов и крене до 7 градусов. В других флотах к подобному решению пришли только в конце XVIII века ( к вопросу о черпании портами нижнего дека воды в бою ) Вольге: это и ответ Вам тоже. Как видите 66-пушечники не были одного типа, они просто строились по одному регламенту. Но регламент оставлял на усмотрение кораблестроителя формы и обводы корпуса, так что не одними габаритными размерами определялась однотипность кораблей. Небольшая справка: орудийные палубы назывались (снизу вверх): у трёхдечников - гондек, мидельдек и опердек, у двухдечников - без мидельдека, у фрегатов - опердек. Общепринятые схемы размещения орудийных портов. Английская. Порты верхнего дека условно говоря сдвинуты на полшага назад относительно портов нижнего. Количество портов на деках одинаково. Французская. На верхнем деке на один порт на борт больше, по сравнению с нижним. Порты верхнего дека точно так же сдвинуты относительно нижнего на полшага. На трёхдечниках - порты третьего дека сдвинуты назад относительно портов среднего на полшага, количество портов на опердеке и мидельдеке равно. Г.А.Меньшикова. Порты верхнего дека сдвинуты на полшага вперёд относительно портов нижнего. Таким образом, самый задний порт опердека отодвинут от кормовой галереи (у французов и англичан придвинут). И ещё. Получается, что на регламентированном 100-пушечнике по 28 30-, 18- и 8/12-фунтовых пушек на батарейных деках (всего 84, +2 ретирадных на гондеке), а также 14 мелких пушек на шканцах и баке. На 80-пушечнике - по 26 24-, 16- и 8/12-фунтовых пушек (+2 ретирадных на гондеке). На надстройки ничего не остаётся. На 66-пушечнике по 24 24- и 8/12-фунтовых пушек (+2 ретирадных на гондеке), а также 16 6-фунтовых пушек на шканцах и баке. На 54-пушечнике по 22 18- и 8/12-фунтовых пушки (+2 ретирадных на гондеке), а также 8 4-фунтовых пушек на шканцах и полубаке. На фрегатах по 20 12-фунтовых (+2 ретирадных) и 10 6-фунтовых пушек. Это не во всём совпадает с артиллерийским регламентом 1722 года. Удалено: Вероятно, для стрельбы в корму из специальных портов (ретирадная стрельба) туда переставлялись крайние задние пушки гондека.

Виталий: Вандал пишет: Вероятно, для стрельбы в корму из специальных портов (ретирадная стрельба) туда переставлялись крание задние пушки гондека. Там же каюты. Имхо орудия стояли чуть ли не в каютах и в командирском салоне (хотя не уверен в какое время) и в общий счет не шли.

Вандал: Виталий пишет: Там же каюты. Каюты были палубой выше. Впрочем, похоже, после Петра долгое время порты для ретирадного огня не делались.

Вольга С.лавич: Вандалу - в вашем описании есть некоторые неточности, например вы не упоминули 16-фунтовые пушки. Впрочем файл я вам послал, думаю вы сами всё скорректируете. Ну и добавлю (вдруг кто не знает), что все эти штаты не всегда соблюдались. Часто ставили на корабль те пушки, какие были в наличии.

Виталий: Вандал пишет: Каюты были палубой выше. Впрочем, похоже, после Петра долгое время порты для ретирадного огня не делались. разве каюты только на верхней палубе? Имхо там командирский салон, а каюты ниже.

Виталий: Вандал пишет: Каюты были палубой выше. Впрочем, похоже, после Петра долгое время порты для ретирадного огня не делались. разве каюты только на верхней палубе? Имхо там командирский салон, а каюты ниже. Во второй половине XIX в от развитой кормовой надстройки стали избавялться.

Вандал: Виталий пишет: разве каюты только на верхней палубе? На какой верхней? Каюты (с балконами и галереями) были на мидельдеке и опердеке. А понятия верхняя палуба в XVIII веке, боюсь, не было. Смотрите чертежи кораблей на shipmodeling.ru. Вольга С.лавич пишет: Вандалу - в вашем описании есть некоторые неточности, например вы не упоминули 16-фунтовые пушки. О, спасибо. Про 16-фунтовые пушки когда-то читал, но было так давно, и больше не встречалось, что я решил - опечатка это. Кстати, разъяснилось и почему размеры портов на мидельдеке у линкоров 2 ранга такие нестандартные. Свой пост откорректировал. Несовпадения с артиллерийским регламентом всё равно остаются, но тут я ничего поделать не могу: арифметика - самая точная из наук.

Вольга С.лавич: Добрался до новой крейсерской серии в МК. Интересно, что англичане и французы перешли на 12 фунтовки на фрегатах лишь в 1740х. Притом что наши фрегат имели их по регламенту 1722 года. Вандалу - вы как-то упоминули, что будто бы русские 74 пушечники строились под влиянием американских больших фрегатов. Оэнако в МК наприсано про 44 пушечные фрегаты типа "Паллада". По этому поводу смотрим статью Головина из 1го номера "Гангута" "28 октября 1831 г. В. Ф. Стоке представил на рассмотрение Корабле-строительного и учетного комитета чертежи будущего фрегата, разрабо-танные им на основании чертежа 52-пушечного фрегата «Президент», построенного в Англии по образцу американского фрегата такого же ранга и размерений. Здесь возникает вопрос: почему Стоке предписывалось придерживать-ся чертежа «Президента»? Руководство морского ведомства России еще в XVIII в. начало при-стально следить за развитием ко-раблестроения за рубежом и осо-бенно в Англии. С начала XIX в. стали практиковаться регулярные команди-ровки русских кораблестроителей в Англию для практики на британских верфях. Там они знакомились с наибо-лее прогрессивными новинками в об-ласти кораблестроения, чтобы, творче-ски переосмыслив их, применить после возвращения в Россию. Так, один из выдающихся русских кораблестроите-лей, в то время штабс-капитан Корпу-са корабельных инженеров Иван Афа-насьевич Амосов, назначенный в кон-це 1832 г. старшим судостроителем Охтинского адмиралтейства вместо заболевшего В. Ф. Стоке, дважды побывал в Англии: в 1827 — 1829 и в 1830 гг. Из этих командировок он привез ряд чертежей английских ко-раблей и альбомы зарисовок, отобра-жающих технологию постройки судов в Британии. Уже на рубеже XVIII и XIX вв. на американских и английских верфях появилась тенденция строительства более крупных фрегатов, чем ранее построенные. Такие фрегаты имели не только усиленную корабельную артил-лерию, но и обладали лучшими море-ходными качествами и обитаемостью. Это и побудило «высочайшее» наме-рение использовать для постройки нового фрегата для русского флота чертеж его английского прототипа. 31 октября 1831 г. Кораблестрои-тельный и учетный комитет одобрил представленные В. Ф. Стоке чертежи фрегата и сметы на расходование материалов для его постройки. Спустя несколько дней он доложил Кораблес-троительному департаменту, что 52-пушечный фрегат за № 22, подго-товка к постройке которого фактиче-ски началась 15 сентября, официально заложен «...в 11 часов пополудню 2 ноября 1831 года без особых церемоний». 12 ноября, всего через 10 дней после закладки фрегата № 22, Нико-лай I «повелеть соизволил» назвать его «Палладой». Так в списке судов русского военного флота появилось новое название корабля. Ранее в со-ставе Балтийского флота числились названные «Палладой» два придвор-ных двухмачтовых парусно-гребных галета, построенных на петербургских верфях: первый, строившийся в 1801 — 1802 гг., прослужил до 1814 г., а второй, построенный в 1814 — 1815 гг., пошел на слом в 1835 г. Сообщение о том, что на Охтинской верфи вместо предлагавшейся заклад-ки 44-пушечного фрегата заложен 52-пушечный, вызвало недоумение чи-новников Кораблестроительного де-партамента, поскольку в этом они увидели нарушение Стоке «высочай-шей воли» Николая I. На запрос департамента Стоке невозмутимо от-ветил, что им «по императорскому повелению» строится фрегат согласно привезенному в 1830 г. из Англии чертежу 52-пушечного фрегата «Пре-зидент» и что «оный фрегат», рассчи-танный на вооружение 52 орудиями, по длине на 14 ф (4,27 м) более строившихся до этого на Охте фрега-тов. Приняв размерения своего ан-глийского прототипа, «Паллада» при расчетном водоизмещении 2089,66 т и длине между перпендикулярами 173 ф 3 д. (52,806 м) имела ширину без обшивки 43 ф 8 д. (13,31 м) и глубину интрюма 14 ф (4,27 м). По сравнению с русскими фрегатами, числящимися в 44-пушечном ранге, но имевшими до 54 орудий, она была больше не только по длине, но и по водоизмещению на 115,5 т, по шири-не — на 2 ф 2 д. (0,66 м) и по глубине интрюма — на 1ф 4д. (0,41 м). Видимо, учитывая, что «Паллада» будет крупнее ранее постро-енных фрегатов, Кораблестроитель-ный департамент предложил числить ее в новом для русских фрегатов 52-пушечном ранге. Однако когда об этом доложили Николаю I, он «пове-лел», не вникнув в суть вопроса, «...считать оный (т. е. фрегат «Паллада») в ранге 44-пушечного фрегата. Любопытная деталь: когда 24 ноября 1831 г. в Кораблестроительном и учет-ном комитете решался вопрос об артиллерийском вооружении «Паллады» — фрегата возникающего, нового 52-пушечного ранга, то предусматри-валось поставить на него 60 орудий: 34 24- и 12-фунтовых пушек и 26 24-фунтовых карронад."

Вандал: Вольга С.лавич пишет: Интересно, что англичане и французы перешли на 12 фунтовки на фрегатах лишь в 1740х. Притом что наши фрегат имели их по регламенту 1722 года. Ну так у нас по Регламенту и корабли были такого же размера, как английские 1741-45, смотрите выше. Однако первые построенные фрегаты несли 6- и 3-фунтовые пушки. В 1710-1713 в России перешли на выпуск пушек новой пропорции, что позволило оснащать корабли более крупнокалиберными орудиями. Так 24-фунтовые пушки новой пропорции должны были весить 155 пудов, 18-фунтовые - 117 пудов и 12-фунтовые - 80 пудов. Один англичанин в 1723 году писал: "Россияне достигли теперь большого совершенства в отлитии пушек... так что современная пушка с ядром, весящим 18 фунтов, весит не более 12-фунтовой пушки, отлитой 10 лет назад". Вольга С.лавич пишет: Вандалу - вы как-то упоминули, что будто бы русские 74 пушечники строились под влиянием американских больших фрегатов. Это клевета. Но русские 74-пушечники строились под английским влиянием, это несомненно. Их начал строить приглашенный Екатериной II из Англии Ноульс. Я говорил про "Палладу". Своё возражение насчёт её прототипа я снимаю. Я тоже нашёл данные о том, что "Паллада" строилась по чертежам "Президента". К тому же это был первый русский корабль с ридерсами. Вы не могли бы отсканировать и выслать мне первый и второй выпуски крейсерской морской коллекции? Сейчас её уже трудно купить.

Вольга С.лавич: Вандал пишет: Вы не могли бы отсканировать и выслать мне первый и второй выпуски крейсерской морской коллекции? Вам сюда. http://www.airwar.ru/bronarm/forum//index.php?showtopic=6312. Вообще очень рекомендую этот форум. Про парусники там книги тоже выкладывают, но их я пока не скачивал.

Вольга С.лавич: Вандал пишет: Это клевета. Извиняюсь. Вы написали "но уж писать, что прототипами русских линейных фрегатов послужили "американцы", это, на мой взгляд, глупость." Почему-то мне запомнилось, что речь шла о 74 пушечниках.

Вандал: Вольга С.лавич пишет: Вы написали "но уж писать, что прототипами русских линейных фрегатов послужили "американцы", это, на мой взгляд, глупость." Да, получается, что "Паллада" и "Диана" (постройки 1852 года) действительно строились по чертежам американцев. Но у Кофмана написано ещё про "Аврору". А вот это уже ошибка. "Аврора" относилась к типу "Спешный" - самый массовый наш фрегат, чистый 44-пушечник (по факту таскали и больше 50 пушек). Так что тип "Паллады", к сожалению, не получил развития, разве что в дальнейшем, при постройке первых винтовых фрегатов. А ещё у Кофмана лажа с изображением русского "Архимеда" (первый русский винтовой фрегат). Ну не могло быть в 1848 году на бушприте блинда и бом-блинда. От них окончательно отказались в начале XIX века.

Вольга С.лавич: Вандал пишет: А ещё у Кофмана лажа с изображением русского "Архимеда" Рисует не он (он жаловался, что как-то раз нарисовал, а Балакин раскритиковал) Вандал пишет: "Аврора" относилась к типу "Спешный" Спасибо не знал. С Бронарма советую в первую очередь взять 4 тома Конвея и 5 Паркса.

Вольга С.лавич: C Бронарма. Военная Россия Парусный флот Электронные справочники Российский Военно-исторический фонд по заказу Медиа-Хауз В электронном справочнике Вы найдёте сведения о регулярном российском парусном флоте. Его состав поделен на три категории: корабельный флот, галерный и вспомогательные суда. Корабельный флот включает в себя корабли, фрегаты, корветы, шлюпы, шнявы, бриги, катера, люгеры, тендеры, шхуны, крейсерские суда, поляки, боты, требаки, яхты, брандеры. В разделе, посвящённом галерному флоту, вы найдёте сведения о галерах, бригантинах, прамах и полупрамах, дубель-шлюпках, лансонах, гребных фрегатах, шебеках и полушебеках, плавучих батареях, бомбардирских катерах, гемамах, галетах, секретных судах, кайках, северных судах, канонерских лодках, иолах и гардкоутах. Рассказывается и о вспомогательных судах ? представлены струги, галиоты, шмаки, буера, флейты, шкуты, пинки, гукоры, гекботы, транспорты, транспортные яхты, лоц-суда, пакетботы, пассажботы, краеры, габары, флашхоуты. Упомянуты также военные суда, построенные до учреждения регулярного флота. Формат: html Размер: 3.71 мб в архиве http://rapidshare.de/files/26436520/Parysniy_flot.rar.html ----------------------------------------------------------------------- На этот раз нашел в сети не книгу (очень хотелось бы), а пока электронный справочник (на безрыбье, и рак - рыба) За основу сего творения, похоже, взят справочник Чернышева А.А. Российский парусный флот

Вандал: Вольга С.лавич пишет: На этот раз нашел в сети не книгу (очень хотелось бы), а пока электронный справочник (на безрыбье, и рак - рыба) Только надо иметь в виду, что он - не полный, а иллюстрации порой просто идиотские. 110-пушечная "Полтава" 1806 года проиллюстрирована петровской "Полтавой". Не вижу ни петровского "Лесного" (первый русский трёхдечник), ни "Петра I и II" (первый русский 100-пушечник), ни опять же "России".

Вик: Sergey-M пишет: раз уж так -спрошу. а нет дровишек сколько служили закупленные Петром иностранные корабели? По разному. В среднем подольше наших.



полная версия страницы