Форум » Новое время - XVII-XIX век » Альтернативный Наполеон (сборник-2005-2007) N-40 » Ответить

Альтернативный Наполеон (сборник-2005-2007) N-40

Гильгамеш: Темы в архивах: ================== http://tinyurl.com/rp2xb http://tinyurl.com/qst4a http://zhurnal.lib.ru/a/alt/napoleon.shtml И целый конкурс рассказов: http://zhurnal.lib.ru/f/forum_a_i/index_1.shtml

Ответов - 547, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 All

банзай: CheshireCat пишет: цитатаИспания... а что Испания, сопротивление там затухало. могли бы вычленить Каталонию до Эбро, а остальную оставить в рамках так сказать перегрупировки сил

Pasha: Как я уже говорил в одной теме, рекомендую прочитать рассказ Уильяма Сандерса "Империя". Только там Наполеон приезжает в Америку гораздо раньше -- и становится императором Луизианы. И Веллингтон там тоже есть.

Magnum: Pasha пишет: цитатарекомендую прочитать рассказ Уильяма Сандерса "Империя" А вы его уже перевели?

Pasha: Magnum пишет: цитатаА вы его уже перевели? Чувствую, мне от этой почётной обязанности не отвертеться...

Magnum: Бывает же такое. Набрал совершенно произвольный адрес и совершенно случайно вышел на текст с искомым рассказом. Находясь в состоянии аффекта скопировал url, после чего задел локтем кнопку insert. http://webfile.ru/536309 http://files5.webfile.ru/git/157078324/empire.htm

cocoo: Нико Лаич пишет: цитатаКак полководец Даву блистательно проявил себя 14 октября 1806 г. в битве под Ауэрштедтом, где он уничтожил половину 100-тысячной русской армии во главе с королем, двумя принцами и фельдмаршалом Пруссии Может, все таки ПРУССКОЙ армии?

Читатель: Сталкер пишет: цитата Мексиканский вариант цитатаАмериканский вариант Pasha пишет: цитатастановится императором Луизианы Наполеон - император Гаити!

Сталкер: Читатель пишет: цитатаНаполеон - император Гаити! Да, если учесть, что когда-то Наполеон променял Луизиану на Гаити... Но нет! Королевство маленькое - разгуляться негде! И где те соседи, с которыми поссориться можно?

Нико Лаич: cocoo пишет: цитатаМожет, все таки ПРУССКОЙ армии? Привет! Это геншаб.ру-ошибка, извините, не заметил.

Magnum: Сталкер пишет: цитатаКоролевство маленькое - разгуляться негде! И где те соседи, с которыми поссориться можно? Две трети острова - доминиканцы, их надо завоевать. А потом... Есть где разгуляться. Гаити - остров. ОСТРОВ. Гаити - владычица морей. Плачь, Британия.

Читатель: Наполеон и его тонтон-макуты! Однако звучит...

Сталкер: По моей версии, когда Наполеон сделается императором Мексики, Гаити тоже может быть к ней присоединена. Меня все же интересует начальный вариант, который я хотел бы разобрать. Итак, на судне Уайлдера, корсиканец добирается до САСШ. Начальная остановка - Бостон. Существовала договоренность о месте сбора, насколько я помню, в Филадельфии. Наверняка американский политический бомонд начнет приглашать Наполеона, и присоединившихся к нему известных французов (этот вопрос мы еще обязательно разберем позже) в свои салоны, куда "на Наполеона" просто будут ходить. Как я уже говорил, нет никаких сомнений, что Британия потребует выдачи "узурпатора". Так же нет сомнений, что Наполеона не выдадут - и отнуюдь не из симпатий к нему, а просто в пику британцам. Правительство разобьется на две партии: одни будут требовать немедленного выезда Наполеона из страны, другие (и думаю, в особенности, на данном этапе, по крайней мере, Эндрю Джексон) будут настаивать на использовании полководческих талантов генерала Бонапарта в войне за Канаду. Я думаю, что ни один из серьезных американских политиков того времени не будет в открытую посещать Наполеона (не зная, как оно все выгорит), но тайные контакты бывшего императора с лицами из президентской администрации, а особенно с сенаторами и конгрессменами очевидно будут поддерживаться. Вот этот момент с прибытия Наполеона в конце июля 1815 года до начала очередного "британского кризиса" я и хотел бы обсудить.

Magnum: Сталкер пишет: цитатанет никаких сомнений, что Британия потребует выдачи "узурпатора". Так же нет сомнений, что Наполеона не выдадут - и отнуюдь не из симпатий к нему, а просто в пику британцам Только Британия? А другие европейские монархи?

Сталкер: Вполне возможно! Тогда к числу реальных охотников за головой Бонапарта добавится бурбоновская Франция, но, главным действующим лицом будет выступать Британия - именно с ней предстоит столкнуться САСШ в очередной войне в Америке - на этот раз 1816 года. Франция вряд ли сможет сыграть в предстоящем конфликте сколько-нибудь заметную роль. Австрия, Пруссия, Россия лишь могут высказать свое "фе", но этим дело и закончится. Да, кстати, может опять выйти казус, когда во французском роялистском флоте матросы и солдаты станут переходить на сторону императора. И тогда снова, как в марте 1815 года на Вандомской колонне появится надпись: Наполеон-Людовику: "Король, брат мой, не присылайте мне более солдат - их у меня уже достаточно!"

Эндер: Опять же Свержин.Наполеон воюет в корпусе Лафайетта.Затем у Пугачева.См."Трехглавый орел" и "Сеятель бурь"

Сталкер: Только что дочитал "Империю" Уильяма Сандерса. Что сказать? Та же карьера Бонапарта - только на американском континенте. Мексика - Испания, Канада-Россия, Новый Орлеан - Ватерлоо. Самое смешное, что победитель британцев под Новым Орлеаном в 1815 году Эндрю Джексон, который в этой АИ сражается под знаменами Бонапарта, погибает от пули английского драгуна. То, что я хочу написать, несколько отличается по своей сути от этого рассказа. Здесь будет уже тот Бонапарт, который познал горечь Ватерлоо, более осторожный, человек, н\с которого сорвали ореол величия, но, наверное, все же готовый опять же наступить на те же самые грабли - такова уж планида этого человека. Ведь, даже исходя из мемуаров, надиктованных Наполеоном на Св. Елене, выходит, что он во-первых всячески старался обелить себя перед историей, а во-вторых, так и не понял, ПОЧЕМУ он оказался там, где в конце-концов оказался.

Argentum.: Не слишком знаком с биографией Наполеона, поэтому если что неверно - не бейте больно. Наполеон, как известно, родился на Корсике. А вот давайте предположим, что он не поехал во Францию, где в реале стал императором, а остался на своём родном острове. И не просто там сидел и растил капусту, как Гораций, а во время одной из революций во Франции создал и возглавил революционное движение за освобождение Корсики от ига лягушатников. Предположим, что у него вышло захватить власть на острове. Франции вряд ли захочется терять кусок своей территории, и начнётся война за независимость Корсики. Наполеон эту войну выиграет, ведь армия и флот Корсики в его руках. Но, так как у французов численный перевес, возможно, Бонапарт заключит союз с... хм, англичанами. Война выиграна, Франция посрамлена, Корсика свободна! Возможно, к Корсике по результатам войны перейдёт часть Средиземного побережья Франции. Что дальше? Остановится ли на этом Наполеон или пойдёт воевать ещё с кем- нибудь? Каковы будут границы государства? Думаю, он не откажется от планов захвата всего мира, но сила этого Наполеона будет во флоте. Наверное, он будет захватывать острова? Сардиния, Крит, Кипр, Балеарские... А потом можно и за Геркулесовы столбы выйти - Азорские, Канарские острова, Исландия? Короче - что вы думаете об этой развилке?

Pasha: Всё уже украдено до нас. Был рассказ-сюрприз у Магнума.

Сталкер: Наполеон-мафиози, это надо ж! Ведь одна из версий выводит этимологически слово MAFIA из аббревиатуры: "Morte Alla Francia Italia Anela" - "Смерть всем французам!" - кричит Италия". Типично корсиканское явление! Ко времени рождения Наполеона Корсика уже лет семь как принадлежала Франции. Очень достопримечателен факт, что уже будучи первым консулом Франции, приехав на родной остров, Наполеоне вынужден был спасаться бегством через половину острова от охотников, которых нанял враждебный семейству Буонапарте клан. Вендетта в полной красе!

Pasha: Сталкер пишет: цитатаОчень достопримечателен факт, что уже будучи первым консулом Франции, приехав на родной остров, Наполеоне вынужден был спасаться бегством через половину острова от охотников, которых нанял враждебный семейству Буонапарте клан. Это также обыграно в "Бригадире Жераре" у Конан-Дойля.

sas: Сталкер пишет: цитата"Смерть всем французам!" - кричит Италия". Так это кричали совсем не во времена Французской революции...

tewton: Сталкер пишет: цитатаКо времени рождения Наполеона Корсика уже лет семь как принадлежала Франции. Действительно? Я где-то читал, что Наполеон себя омолодил на полгода- год (не помню точно) чтобы считаться прирождённым французом... Argentum. пишет: цитатаВойна выиграна, Франция посрамлена, Корсика свободна! Argentum. пишет: цитатаЧто дальше? Как что? Объединение Италии, конечно.

Magnum: - Ваше Величество, вы удовлетворены итогами конгресса? - спросил царь Александр. - Вне всякого сомнения, друг мой, - отвечал император Наполеон. - Стоит ли желать большего? К моим владениям окончательно присоединились Сардиния, Тунис, Триполитания... Прошедший рядом с ними Талейран бросил косой взгляд в сторону Наполеона. Французский министр иностранных дел был явно не удовлетворен. - Жаль, мне так и не удалось оставить за собой Мальту... - продолжил Наполеон. Александр помрачнел. Воспоминания о Мальте были ему неприятны. В свое время его отец, покойный император Павел, носил титул великого магистра Мальтийского ордена... - Друг мой, как я рад вас видеть! - прервал Наполеона голос с противным английским акцентом. - Лорд Нельсон! - воскликнул император. - Добро пожаловать в Вену! Как ваше здоровье? - Не стало лучше за эти годы, - ответил британский адмирал. - К счастью, - рассмеялся он, - в последнем сражении я потерял всего лишь ухо. - Я всегда восхищался вашим мужеством, лорд адмирал, - заметил царь Александр. - Спасибо, Ваше Величество. Право, я уже давно с этим смирился. Интересно, - задумчиво произнес Нельсон, - какую часть тела мне предстоит потерять в грядущей битве? Всем особеседникам одновременно пришла в голову одна и та же мысль, но никто не решился озвучить ее. ..................... Вечером во дворце австрийского императора давали бал. Наполеон сослался на самочуствие и спрятался в дальнем углу роскошного зала, хотя по праву он был одним из героев сегодняшнего торжества. Сколько пережито за эти годы, сколько пройдено... Когда началась Революция, молодой капитан Бонапарт принял решение вернуться на родину. Не прошло и года, как он поднял на острове анти-французское восстание. Немногочисленный республиканский гарнизон был уничтожен. На помощь Наполеону пришел британский флот. Корсика стала независимым государством, а Наполеон - Первым корсиканским консулом. Первоначально англичане собирались "прикарманить" остров, но потом решили, что от независимой Корсики куда больше пользы. Война всей Европы против республиканской Франции продолжалась. Альбион нуждался в союзниках. С помощью британцев Наполеон построил свой собственный флот. В ближайшие годы корсиканский флот, стал подлинным ужасом для французов. Высадка на Ионические острова, захват Мальты, операции против Египта и Неаполитанского королевства... А в 1805 году корсиканские корабли под командованием Наполеона пришли на помощь Нельсону под Трафальгаром. Корсиканцы отвлекли на себя часть французских пушек и стрелков. После битвы торжествующие островитяне провозгласили своего полководца императором. Совсем как в славные времена древнего Рима. На поле при Ватерлоо сражался батальон корсиканской морской пехоты. В последние минуты боя островитяне во главе со своим императором столкнулись с французской Республиканской гвардией. Французы проиграли эту стычку. Венский конгресс окончательно закрепил за Наполеоном императорский титул и все земли от Лигурийского моря до египетской границы. Император улыбнулся своим воспоминаниям. В свое время враги и союзники очень удивлялись. На какие средства владыке маленького и бедного острова удалось построить такой большой и сильный флот? Всей британской помощи не хватило бы даже на два фрегата. Аббат Фариа, старый друг, где ты сейчас?

литовец: кОРСИКУ ПРИСОЕДИНИЛИ В 1768, Наполеон родился в 1769, сиз Корсики бежал в 1793, поскольку был стороником Франции

Cмельдинг: ну и? у нас АИ все же. Родился, но сторонником франции не стал, а стал вождем местных сепаратистов.

литовец: Согласен- Napoleone I Re di Corsica

Читатель: Magnum пишет: цитатаК моим владениям окончательно присоединились Сардиния, Тунис, Триполитания... Не хватает Египта и Палестины...

Читатель: Кстати, только что придумал классный сюжет. Наполеон попал в плен к алжирским пиратам, принял ислам, сделал стремительную военную карьеру в турецкой армии, отличился в войнах с Россией. А в 1799 г. во главе верных ему янычар сверг султана и сам сел на трон. Так начались Наполеоновские войны...

Magnum: Читатель пишет: цитата Наполеон попал в плен к алжирским пиратам, принял ислам Вы и Ваш аппарат для чтения мыслей... На прошлый конкурс начал писать, только не закончил. Только у меня было еще страшнее. В ходе Египетской кампании Наполеон получил совсем небольшое ранение. И поскольку терять ему после этого было нечего, он задумался - перейти ли ему в ислам или...

Сталкер: Magnum пишет: цитатаили... Принять гиюр?

Читатель: Сталкер пишет: цитатаПринять гиюр? Наполеон известный антисемит был. Magnum пишет: цитатаВы и Ваш аппарат для чтения мыслей... У нас похоже одинаковое сюжетное мышление

Argentum.: Тьху! Я то думаол, что это свежая развилка. Как несправедлив этот мир !!!!!!

Magnum: Сталкер пишет: цитатаПринять гиюр? Как-нибудь я наберусь наглости и допишу этот рассказ. Читатель пишет: цитатаНаполеон известный антисемит был. Он хотел всех ассимилировать мирным путем. Но давайте лучше о бабах. цитатаУ нас похоже одинаковое сюжетное мышление Это наводит на мысли. Argentum. пишет: цитатаКак несправедлив этот мир ! Поэтому мы придумываем другие миры! :))

sas: Magnum пишет: цитатаОн хотел всех ассимилировать мирным путем. Но давайте лучше о бабах. Чуть не прочитал "антисемитировать" :), но таки давайте о бабах :)

Argentum.: А как в этом мире будет выглядеть ПМВ? ВМВ? А?

Magnum: Не забегайте вперед! Первым делом, Корсика становится естественным объединителем Италии (вместо Сардинии). Так что грядет корсикано-австрийская война. Франция - враг номер 1. Корсика становится "вечной болью" французов, как Эльзас-Лотарингия. С одной стороны, Корсика недолго пробыла в составе Франции, но когда бывшая провинция становится империей и так нагло на тебя наезжает... Корсику спасет только заложенный Наполеоном мощный флот и союз с Британией. Впрочем, и Британия не всегда будет союзником, потому что Корсика захапала Мальту и угрожает Египту - а следовательно и Индии...

Олег Невещий: Научно-техническая альтернатива, постепенно перерастающая в военно-политическую. В этом мире наполеоновские войска, наступающие по Шотландии и звездно-полосатый флаг, провисающий над руинами Тауэра, не заслонит труп, плывущий по реке Делавер…

Олег Невещий: Часть 1 - Предыстория вопроса. История развития техники полна парадоксов, случайностей и любопытных событий. Так, например история появления парохода имеет весьма интересную и долгую историю. Попытки создания судов, движимых силой пара, происходили в течение нескольких столетий, начиная со времен Древней Греции (работы Герона Александрийского, 130 год до нашей эры). В новое время привилегии (авторство) на паровые механизмы движения транспортных судов и лодок в Европе получили соответственно: Рамсей (1578), Грант (1630), Лин (1632), Форд (1637), лорд Сомерсет (1640), Чешем (1661), Тугод (1667), Аллен (1682) и Халлс (1730), но ни одна из предложенных ими моделей не была доведена до металла. В тоже время первое реальное самодвижущееся судно было построено в Испании Бласко де Греем ещё в 1543 году. Из дошедших до наших дней описаний это был обычный галион, на котором установили два гребных колеса, машину и паровой котел. Несмотря на очень сложную конструкцию и частые поломки, этот пращур пароходов двигался без парусов по рейду Барселоны со скоростью одной мили в час (что всё-таки маловато). Из литературных источников следует, что король Испании Карл V щедро одарил Бласко де Грея за создание механического судна, дав ему высокий титул адмирала. Известно, что капитан из Каталонии не оставил потомкам описания своего изобретения и после его демонстрации, видя, что король не проявляет к его детищу дальнейшего интереса (что в общем не удивительно, учитывая его скорость), снова превратил его в обычный галион. Но на этом история парохода не остановилась. Фридрих Энгельс в своей работе “Диалектика природы” написал: “Паровая машина была первым, действительно интернациональным изобретением, и этот факт в свою очередь свидетельствует об огромном историческом прогрессе. И его слова были подтверждены практикой. Очередной работоспособный пароход бы создан Дени Папеном в 1707 году. Его принцип действия состоял в накачке воды изобретенным насосом и спуском воды на лопатки колесного двигателя. В свою очередь папен воспользовался некоторыми идеями Лейбница, он, как мы знаем теперь из переписки Папена (изданной Гсрландом), подсказал ему при этом основную идею: применение цилиндра и поршня. Оставляя Германию, чтобы перебраться в Лондон, Папен решил воспользоваться своим судном, которое он уже испытал на реке Фульде. Но для прохода по реке Везер в Северное море нужно было иметь разрешение гильдии. Разрешение Папену выдано не было, но несмотря на это в сентябре 1707 г, погрузив на судно семью и имущество, он отправился в путь. В устье Везера местные судовладельцы решили задавить конкурента в зародыше, и необычное судно было сожжено, а сам Папен с трудом добрался до Лондона, без денег, где и пропал в безвестности (а возможно с камнем на шее на дне реки). Общая хроника создания тепловых двигателей и паровых судов вкратце сводится к следующему: 1680 г. — уже отмеченный французский физик Дени Папен изобретает паровой котел с предохранительным клапаном, спустя десять лет он описывает замкнутый термодинамический цикл паро-атмосферного двигателя, ему даже удается создать более-менее работоспособный двигатель. 1698 г. — английский изобретатель Томас Севери патентует паро-атмосферный двигатель для откачки воды из шахт. 1711 г. — английский изобретатель Томас Ньюкомен строит паро-атмосферную машину для откачки воды из шахт. Она получает в Англии широкое распространение. 1736 г. — английский купец Джонатан Хадлс устанавливает машину Ньюкомена на деревянное судно с одним гребным колесом в корме и успешно использует его на реке Эвон для буксировки парусных кораблей. 1768 г. — русский изобретатель Иван Ползунов строит паровую машину непрерывного действия для дутья воздуха в плавильных печах на заводах в Барнауле. Через два года он выдает второй проект машины, испытания которой начинаются через неделю после смерти изобретателя. В том же 1768 г. машина используется на рудной плавке в Барнауле. 1784 г. — английский изобретатель Джеймс Уатт создает паровую машину с цилиндром двойного действия, в которой применяет центробежный регулятор и передачу от штока цилиндра к балансиру с параллелограммом. Вновь попытку изменить речной транспорт предпринял Кулибин в 1772 году, создав речное «водоходное» судно (с якорем и лопастями колеса, движимыми водой и натягивающими канат). Чуть позже он пытался поставить на свое судно паровую машину, но после смерти изобретателя, благодарные нижегородцы немедленно разобрали корабль на дрова для отопления городской Думы. Но и на этом изобретатели не остановились. Попытки следовали вновь и вновь. Так следующим был Клод де Аббанс из Франции, построивший два паровых судна соответственно в 1774 и 1783 году. Второе судно, названное «Пироскафом», даже чапало некоторое время по реке Сена. Далее в 1787 г. Джеймс Рамсей из Мэриленда построил и продемонстрировал на р. Потомак пароход, приводимый в движение паром, выпускаемым под давлением из специальных сопел в корме судна, при этом его скорость достигала 6.4 км/час. Использовать паровую машину в целях судоходства пытались и англичане Миллер и Саймингтон. На лодке с гребными колесами, размещенными внутри её корпуса, вместо ручного ворота, они приспособили паровую машину Уатта. Вращение вала машины передавалось колесам с помощью цепной передачи. После успешных испытаний в 1789 году было построено более крупное судно с машиной мощностью 12 л.с. Но из-за частых поломок гребных колес оно практически не использовалось.

Олег Невещий: Часть 2 - Фитч и его пароходы. И наконец в 1786 году созданием парохода всерьез занялся часовщик Джон Фитч (1743-1813 {АИ, в РИ умер в 1798 году}), американец. В отличие от более ранних изобретателей, Фитч отказался от использования гребного колеса. На первом его пароходе (весельном боте) машина приводила в движение весла, так что оно двигалось на манер галеры. Сам Фитч в 1786 году так описывал движение судна: "Ход поршня равен примерно 3 футам, и каждое его перемещение вдоль цилиндра вызывает 40 оборотов рабочего вала. Каждый оборот вала должен приводить в движение 12 лопатообразных весел с рабочим движением 5 футов и 6 дюймов. Эти весла передвигаются вертикально, подражая движению весел в руках гребца на лодке. Когда 6 весел (после рабочего хода - гребка) поднимаются из воды, 6 других погружаются для следующего гребка. Два хода весел (вперед и назад вдоль хода судна) составляют около 11 футов и получаются за один оборот вала". Весла укреплялись на рамах; с каждой стороны судна было по три пары соединенных между собой весел. Движения весел, как пишет сам изобретатель, были аналогичны движению ручного весла без уключины. В 1787-88 г.г. Фитч построил ещё три паровых судна, каждое из которых оснастил оригинальным движителем. На первом он применил «бесконечную цепь плиц» а ля гусеница танка, на боте «Персеверанс» он вновь применил весла, а на паровое судно «Эксперимент» (L=18,3 м) установил более мощную паровую машину Уатта и кормовые весла, по идее Бугера, наподобие лапы водоплавающей птицы. Корабль «Эксперимент» оказался очень быстроходным, на испытаниях в 1790 г. он показал невиданную для пароходов скорость - 12,9 узла (в реале рекорд побит лишь в 1836 году, пароходом «Лексингтон»). Вскоре, в 1790 году, после длительного периода доводки судна (1788, 1789 гг.), в ходе которой средняя скорость движения паромов была увеличина с 4 до 7 узлов, Фитч смог открыть первую в истории пароходов транспортную, а точнее, паромную линию длинной 8 миль (12.9 км) на реке Делавер между Филадельфией (Пенсильвания) и Бурлингтоном (Нью-Джерси). К несчастью ранние модели пароходов Фитча отличались малой надежностью. Но часовщик-изобретатель не остановился на достигнутом, в 1792-96 г. он строит паровой катер с гребным винтом «Collect» и начинает его испытания в Нью-Йоркской гавани. Этот корабль без проблем отработал на пробных рейсах более 1000 км, но этот успех не добавил американскому изобретателю ни денег, ни славы. Проблемы Фитча были чисто финансовыми, не обладая свободными миллионами и не имея регулярной прибыли от своих изобретений, он очень скоро оказался на грани разорения. Он уже подумывал о самоубийстве ( что и осуществил в реале в 1798 году, утопившись в реке Делавер ), но случайная встреча с одним, заинтересованным пароходами человеком ( развилка! ), изменила его судьбу. Звали этого человека Роберт Ливингстон, и именно он, наряду с Фитчем и создал грандиозный переворот сначала в речном и морском транспорте, а потом и во всей системе транспорта и торговли человечества. Судья Ливингстон не разбирался в технических деталях, но был весьма искушенным дельцом и быстро сообразил, что при надлежащем размахе и хорошей организации дела пароходное сообщение может дать очень неплохую прибыль. После встречи с Фитчем (во многом случайной) он загорелся идеей парового транспорта и уже в мае 1797 года добился права на установление регулярного пароходного сообщения по реке Гудзон. А затем он профинансировал постройку парохода Фитчу. Очередной корабль американского изобретателя не поражал особыми новинками, бурной фантазии Фитча не дал развернуться заказчик. Корабль представлял собой несколько увеличенный катер «Collect», и не более того. Введенный в строй в августе пароход «Клермонт», Фитчу не очень понравился. Во первых он как механизм был слишком прост (привод от небольшой паровой машины через зубчатую передачу, в РИ – пароход «Архимед», 1838 год), что для бывшего часовщика не было успехом, во вторых он показал низкую скорость, лишь 10 узлов, меньше чем предыдущий проект, и в третьих изобретателю не нравилось название, пароход он предполагал назвать «Рейдер», но из-за того, что первый рейс был сделан на усадьбу Ливингстона «Клермонт», в прессе, а потом и в истории первый полноценный пароход запомнился именно как «Клермонт». Тем не менее от поездки по реке Фитч остался доволен. В мемуарах сохранилось письмо, в котором Фитч описывал одному приятелю путешествие: "Я опережал все лодки и шхуны, и казалось, что все они стоят на якоре. Теперь полностью доказана пригодность силы пара для приведения в движение кораблей. В этот день, когда я выехал из Нью-Йорка, вряд ли 20 человек поверили бы, что мой пароход пройдет хотя бы одну милю в час. Когда мы отошли от пристани, где собралось много любопытных зрителей, я слыхал довольно саркастические замечания. Так всегда приветствуют несознательные люди тех, кого они зовут "философами" и "прожекторами". На весь путь из Нью-Йорка в Олбани, протяженностью 150 миль, совершенном против течения и при противном ветре, "Рейдер" потратил 18 часов, покрыв все расстояние исключительно при помощи парового двигателя”. Это был первый безостановочный транспортный рейс длительностью более одних суток, выполненный паровым судном. В первый рейс пароход отправился без груза и без пассажиров (кроме команды из трех человек и Фитча с Ливингстоном): желающих испытать судьбу на борту огнедышащего судна не нашлось. Но на обратном пути объявился смельчак — фермер, купивший билет за пять долларов. Это был первый пассажир в истории пароходства. Растроганный изобретатель предоставил ему пожизненное право бесплатного проезда на своих пароходах. После некоторых улучшений в конструкции своего детища, Фитч наладил постоянные рейсы на этом речном пути. Первое испытание парохода не вызвало никакого ажиотажа. Публика и газеты его просто не заметили. Тогда Ливингстон, имевший монополию на организацию пароходного сообщения в штате Нью-Йорк, организовал грандиозную рекламную кампанию. Это принесло свои плоды. На пароходе имелись четыре большие каюты. Одна - на 36, другая - на 24, третья на 18, и четвертая на 12 пассажиров с 74 спальными местами. Кроме того, на нем размещались кухня, буфет и кладовая. Для всех пассажиров устанавливались единые правила. (Среди них были и такие, которые под угрозой штрафа запрещали "джентльменам" лежать в сапогах на кровати или сидеть на столе.) Поездка от Нью-Йорка до Олбани стоила шесть долларов, что по ценам того времени было немало. Тем не менее, от желающих не было отбоя. "Клермонт" держал эту линию в течение нескольких лет, сразу столкнувшись с крайне враждебным отношением владельцев парусных и гребных судов на Гудзоне, увидевших в пароходе грозного конкурента. Они то и дело подстраивали столкновения пароходов с шаландами и баркасами или устраивали на их пути заторы. В 1798 году в США был принят специальный закон, грозивший строгим наказанием за сознательный вред, принесенный пароходам. А инициатором этого закона стал новоизбранный губернатор Нью-Йорка (всё таки большая шумиха в прессе не прошла даром, ведь в текущей реальности он проиграл выборы) Роберт Р. Ливингстон. Новый пароход Фитча ничем особенным не отличался от своих более ранних предшественников, однако именно ему суждено было открыть новую эру в истории судоходства, так как только за первый год эксплуатации "Клермонт" дал выручку 25 тысяч долларов, предъявив всему миру очевидное доказательство рентабельности парового флота. Небольшое относительно более ранних пароходов Джона Фитча увеличение тоннажа судна и мощности машины, положило конец эпохе энтузиастов парового движения и стало фактором экономического развития страны. Очередной пароход Фитч построил в том же 1797 году. В нем он смог наконец реализовать несколько новинок (но не все, Ливингстон подсчитал экономический эффект и настоял на строительстве «плохих» пароходов) – две паровых машины, работающие на один вал, складная (опускающаяся) труба для удобства работы с парусами и подъемный винт (чтоб не проворачивался на холостом ходу). Новый пароход был назван коротко и скромно – «Фитч». Его скорость достигла 11 узлов, а экономичность возросла в 1,5 раза, но изобретателю было этого мало. Добившись права на установление регулярного пароходного сообщения по реке Делавер и в Чесапикском заливе, и получив заказ ещё не несколько речных пароходов, Фитч принял новый вызов своему таланту. Одна из бостонских торговых компаний заинтересовалась паровым движением и заказала океанский торговый корабль, оснащенный (для движения в штиль) котломашинной установкой и гребным винтом. Новый пароход, названный «Ласточкой» показал (за счет увеличения регулярности рейсов при перевозке пассажиров вдоль Атлантического побережья США) в плаваниях 1798-99 годов неплохую экономическую эффективность и Фитчу посыпались новые заказы. На фоне бурной рекламной компании 9 января 1799 года была создана Морская лига города Нью-Йорка, которая поставила себе задачи пропаганды парового флота, в том числе и военного. Одним из создателей Морской лиги стал Александр Гамильтон. Тем временем Фитч значительно расширил свои верфи, усовершенствовал мастерские по производству паровых машин, создал филиал своей компании на реке Делавер и Миссисипи, после чего (чтоб окончательно не погрузиться в рутину) доверил производство своему компаньону Ливингстону (который несмотря на занятость работой губернатора нашел время, и благодаря своему успешному производству и внедрению пароходов на океанские линии, усилил своё влияние среди торгово-промышленной элиты США) и уехал в Европу (9 сентября 1798 года), в поисках новых идей. Он так и не отказался от идеи создать «идеальный» пароход…

Олег Невещий: Часть 3 - Яхта для президента. Таким образом, было положено начало речного и морского пароходного транспорта. Но были при создании первых пароходов и серьезные трудности. Во многом проблемой Фитча и других изобретателей, было несовершенство паровых машин того времени. Применение её в качестве судового двигателя осложнялось большой массой, громоздкостью и малой экономичностью. КПД первых котломашинных установок не превышал 1-2 %, что влекло за собой очень большой расход топлива. Из-за взрывоопасности котлов той поры давление пара, поступающего в цилиндр, не превышало 1,5 атм. При столь малом давлении для получения приемлемой мощности машины приходилось увеличивать площадь поршня, а следовательно, и массу и габариты всех взаимосвязанных с ним деталей – цилиндра, балансира, станины, маховика и т.п. Особенно ухудшал массогабаритные показатели маховик (напр. на машине мощностью 560 л.с. маховик был диаметром 5,5 м, а масса составила 5 т.). Чтоб обойтись без маховика и при этом обеспечить плавную работу движителя, ещё с конца 90-х годов Фитч, а позже и Миллер, стали устанавливать на своих пароходах по две паровых машины, работающих на общий гребной вал. Их рабочий ход регулировался таким образом, что при подходе поршня одной машины к «мертвой точке» поршень другой совершал рабочий ход. Но это были лишь временные меры. Несколько более перспективной была идея увеличения давления пара. Над этим работал Уатт и Горнблоуэр. Уатт реализовал свою модель в некоторых из своих машин путем перекрытия впуска пара до прихода поршня в крайнее положение, в результате чего дальнейшее движение поршня происходит только за счет расширения пара. Но, к сожалению, неопытные машинисты не смогли использовать это преимущество, подавая пар в течение всего хода поршня. В результате котел, насчитанный на работу машины с расширением пара, не справлялся с нагрузкой, а заказчики машин (в том числе и компаньон Фитча, Ливингстон), не вникая в тонкости эксплуатации, выражали недовольство, считая, что котел не обеспечивает достаточную паропроизводительность. Несколько другим путем пошел Горнблоуэр, спроектировавший ещё в 1781 году машину, работающую на паре очень высокого давления – около 6 атм. Конструктор исходил из того, что в паровой машине простого расширения цилиндр периодически сообщается с котлом – при впуске свежего пара, и с конденсатором – при выпуске отработанного пара, в результате чего при сообщении цилиндра с конденсатором его стенки резко охлаждаются. Как следствие значительная часть очередной порции поступающего свежего пара конденсируется в цилиндре, теряя при этом работоспособность. Потеря становится тем ощутимее, чем больше разность температур пара при впуске и выпуске из цилиндра. Горнблоуэр решил расширение пара осуществлять не в одном, а в двух последовательно соединенных цилиндрах. При этом в первом, так называемом цилиндре высокого давления меньшего диаметра, пар воздействует на поршень полным давлением, после чего, поступая во второй цилиндр низкого давления большого диаметра, он совершает работу за счет расширения. Тем самым достигается экономичность в три раза лучше, чем у двигателя Уатта. Хотя сам Горнблоуэр не смог довести до ума свою машину из-за отсутствия конденсатора (защищен патентом Уатта, запретил использовать), но Фитч, после разговора с английским изобретателем предложил ему переехать в Америку и закончить усовершенствованную машину там (что он и сделал), используя свою конструкцию конденсатора. Вообще во время своей поездки в Европу Фитч посетил Англию, Данию, Швецию и даже ненадолго заехал в Россию (По маршруту Санкт-Петербург – Архангельск). Везде он интересовался любыми техническими новинками, особенно в вопросах мореплавания и машин-механизмов. Был он у Уатта (заказал ему двигатель, позже раскритикованный Ливингстоном), у Саймингтона, у судостроителя Рамси, заезжал на многие судостроительные заводы, интересовался последними, самыми быстроходными моделями кораблей и судов. Был Фитч и у Горнблоуэра, и в Шотландии (где беседовал с ещё одним изобретателем – Патриком Миллером), заезжал к известному заводчику Дж. Уилкинсону и долго наблюдал за первыми в мире цельнометаллическими судами (баржами, ещё в 1787 году открывшими эпоху железного судостроения), покупал чертежи, лицензии на патенты, изучал схемы. В северных странах Фитч изучал особенности судостроения и плавал на самых быстрых судах; посещал металлургические заводы, интересовался всем подряд. В Америку Фитч вернулся окрыленный идеями и немедленно занялся созданием своего «идеального» парохода. 1 августа 1799 года на верфях Фитча в Нью-Йорке была заложена яхта «Сатурн», на которой изобретатель внедрил все технические новинки своего времени. Постройка происходила медленно. Фитч постоянно экспериментировал с различными моделями, испытывал их в недавно построенном (в том же 1799 году, на основе аналогичного французского) опытном бассейне, подбирал винты разного вида… Увлекся Фитч и «вспомогательным» двигателем – парусом. Он рассчитывал показать на яхте под парусом ход не менее 18-20 узлов. Одной из особенности яхты был отказ от деревянных конструкций (корпус и мачты из железа, часть переборок стальные, днище медное с антидиэлектрическим каучуковым поясом в районе ватерлинии), и применение 2-х винтов при одной паровой машине модели Горнблоуэра. Наконец в сентябре 1800 года яхта была готова, и на испытаниях в Чесапикском заливе показала великолепные скоростные качества (под парусом до 20 узлов, под паром 15 узлов), и при этом хорошую экономичность. Ангар и мастерские для яхты, построенные в Балтиморе в 1800 году, вскоре стали крупнейшим центром научных исследований в области морского кораблестроения. Успех Фитча привел к настоящей буре в прессе, резко подогрев интерес к довольно модным «пироскафам». К этому времени недавно созданная Морская лига Нью-Йорка, активными действиями в средствах массовой информации, наряду с бурной рекламной компанией Ливингстона (ведущейся ещё с 1797 года), вызвала настоящую морскую истерию, и проблемы торговых пароходов и перспектив регулярного мореплавания даже вытеснили на некоторое время на второй план выборы нового президента. Хотя они тоже представляют некоторый интерес. Президентские выборы 1800 года были впервые организованы и публицистически подготовлены двумя партиями. Сторонники Джефферсона требовали отмены подавления свободы мнений вследствие законов об иностранцах и подрывной деятельности и снижения прямых налогов, из которых федералисты финансировали военно-морской флот. В конфликте интересов между социоэкономическим высшим классом, который в предвыборной борьбе называли аристократами, и широким средним классом (средний разряд), крупный землевладелец Джефферсон предложил себя в качестве представителя большинства. Он отверг концентрацию власти на федеральном уровне, созданную федералистами. Одновременно он приписывал федералистам страх перед Англией и требовал решительных мер, чтобы помешать английскому военно-морскому флоту ущемлять матросов на американских торговых суднах, В ответ партийные газеты-федералистов называли Джефферсона безбожником, франкофилом, терпящим якобинцев и господство террора, избрание которого приведет Америку к анархии. В палате представителей и сенате сторонники Джефферсона добились большинства. В выборной коллегии Джефферсон и нью-йоркец Роберт Р. Ливингстон (как один из отцов-основателей и старый знакомый Джефферсона, пролоббирован гражданами Нью-Йорка, да и промышленники США поддержали это назначение {а кое-кто и учитывает след масонства}), намечавшийся на пост вице-президента, получили по 73 голоса, на Джона Адамса, кандидата федералистов, пришлось 65 голосов. На случай равенства голосов конституция предусматривала голосование существующей на данное время, т. е. находящейся в руках федералистов, палаты представителей, члены которой в этом случае должны голосовать не индивидуально, а по штатам. Таким образом на выборах президента США и произошел (в первый и последний раз в истории Штатов) любопытный казус, когда в 36 туре благодаря содействию Александера Гамильтона, Роберт Р. Ливингстон получил необходимое большинство голосов и неожиданно стал президентом США. Гамильтон вмешался во многом из-за связей с Морской лигой и учета интересов флотофила Ливингстона, по сравнению с заядлым антифедералистом Джефферсоном. В дальнейшем, чтобы избежать осложнений 1801 года, 12-я поправка к конституции предписывала с 1804 года одновременное голосование за президента и за вице-президента. С тех пор партия большинства могла провести своих явных кандидатов на обе должности. Одним из первых шагов президента Ливингстона стала покупка яхты «Сатурн» для собственных нужд. Таким образом президентская яхта стала изначально самым лучшим судном в мире, а Фитч занялся более интересным проектом, предложенным Морской лигой. Но Фитч был не одинок, в своей изобретательской деятельности. Был ещё и Фултон, и другие…



полная версия страницы