Форум » Творчество АИ-писателей » АИ в в фантастической литературе. Тенденции. Является ли АИ художественным приемом или жанром?" » Ответить

АИ в в фантастической литературе. Тенденции. Является ли АИ художественным приемом или жанром?"

Telserg: дублирую отсюда: http://community.livejournal.com/alternatiwa/40179.html#comments Хотелось бы поговорить о некоторых тенденциях, просматриваемых при изучении АИ-литературы, как уже изданной, так и готовящейся к печати. Во многих произведениях главными героями становятся не персонажи, а само течение истории, АИ в полном смысле этого слова. Приснопамятный «Ночной кошмар» Переслегина, является наиболее, на мой взгляд, показательным в этом плане — это «художественная» обработка стратегической игры. Полагаю другие примеры присутствующие могут вспомнить сами, как и откровенно графоманские, так и несколько более интересные. Сейчас на такие книги имеется устойчивый спрос, издательства ищут авторов и готовы публиковать подобные произведения. Плохо это или хорошо? Создается, возможно искусственно, жанр, который я бы назвал «альтернативные хроники» или даже «after action report», сокращенно ААР – так в сети называются фанфики, которые пишут фанаты соответствующих компьютерных игр. К примеру на сайте «Снежков» ( www.snowball.ru ), имеется целый раздел AAR ( http://www.snowball.ru/forums/?board=aar ), где выкладываются беллетризованные описания прохождения глобальных стратегических игр «Европа (1-2-3)», «День Победы (1-2)» и «Виктория». Приведу цитата оттуда «В Вас пропал писатель! Бросайте игру - и немедленно пишите повести!», так вот, боюсь что некоторые последовали этому призыву. Авторы подобных произведений считают более интересными не рассказывать читателям о героях своих книг, а как можно более подробно пытаются описывать историю своего мира. Можно сказать их произведения строятся по канонам AAR - не забыть написать про все события в игре. К чему может привести подобное? Боюсь к появлению на полках книжных магазинов творчества липилиных. Если кто не знает, есть такая книга некого Липилина «Вторая мировая война. Альтернативный вариант» (два пухлых тома по 800-900 страниц), художественные достоинства которой отрицательны, но такое ощущение что прошла она благодаря дотошности и подробности описаний, вот характерный кусочек: «1 сентября 1959 года в 6.30 по среднеевропейскому времени в проливе Отранто итальянские корабли потопили флагман югославского флота крейсер "Далмация". В 7.00 итальянская пехота, поддержанная танками, и авиацией перешла югославскую границу. Началась новая балканская война, которая быстро переросла во Вторую мировую войну, в которой России и ее славянским союзникам пришлось воевать против всех.» И так все книга :( Другое дело, что любой более-менее интересующийся историей человек видит их бредовость, но выпускающие редакторы же не обязаны знать историю на уровне университетского курса (и даже наверно школьного), они же фантастикой занимаются, а не научной литературой. Возьмем противоположенный пример, как по литературным достоинствам, так и по сюжетной линии, - дилогия Александра Громова «Исландская карта» и «Русский аркан». По тексту легко увидеть что это отражение, а не альтернатива, к примеру приводимые Громовым фамилия и описание военного министра Японии г-на Тайго вполне исторично. Действительно был такой человек, почти великан, ходивший исключительно в традиционной одежде и месяцами не бравший свое жалованье, мотивируя это тем, что с прошлой зарплаты деньги еще не кончились. Но звали его Сайго Такамори, т.е. Громов намеренно поменял местами первые буквы имени и фамилии. Автор дистанцировался от АИ, заявив что пишет не альтернативную историю, а альтернативную географию, жанр фантастики, не кажется ли вам что это тревожный звоночек? Нет, конечно можно вспомнить творчество Березина, являющееся положительным примером «альтернативных хроник» — но и оно повлекло серию Красные звезды, надеюсь благополучно умершую. Прокрустово ложе таймлайнов и описаний как Великая Страна собралась силами, обычно при помощи хроноинвайзеров, нужных автору для объяснения роялей в кустах, и всем своим врагам по сопатке надавала, формирует у среднего читателя ощущение что все АИ-произведения таковые и есть, мол именно они являются альтернативной историей - специфическим жанром как и «наши там» из-ва Крылов. Говорит ли это о том, что АИ загоняют в резервации или стоит надеяться что то детский манеж для молодого направления популярной в будущем литературы? Не захлестнет ли читателей поток однотипных «альтернативных хроник», которые могут скрыть действительно талантливые вещи? Что важнее, литературные достоинства произведения, где АИ является фоном для действия персонажей или главное АИ даже в ущерб? Можно ли найти золотую середину и как к этому стремиться? Поэтому предлагаю дискуссию, насколько оправдано стремление к насыщению книжных полок альтернативными хрониками, выделение под них специальных серий и соответственно подход к АИ-литературе как специфическому жанру, или АИ в литературе должно являться лишь художественным приемом, стоит ли бороться за реалистичность или ориентироваться на художественные достоинства произведения?

Ответов - 9

Telserg: Это сообщение было прочитано на Бастконе 2008 в рамках семинара «Альтернативная история в фантастической литературе». Сразу хотел бы отметить что речь про художественную литературу, а не научно-популярную.

Magnum: И приемом, и жанром. А хлеба можно совсем не давать! (С) На самом деле существует два типа АИ - "художественная АИ" и "научно-популярная АИ". Пример первой - дилогия Громова или цикл Тартлдава про Ящеров. Пример второй - сборники типа "Что было бы, если?", содержащие альтернативные сценарии. И то и другое имеет полное право на существование, вопрос в том, что критерии оценки тут совершенно разные.У научно-популярной АИ главное - достоверность (по сути, это разновидность научно-популярных книг по истории), у художественной - художественный результат (АИ у Громова совершенно недостоверна, но написано хорошо). Коллега Бабс дело говорит.

Telserg: Magnum, а с этим что делать? Telserg пишет: Прокрустово ложе таймлайнов и описаний как Великая Страна собралась силами, обычно при помощи хроноинвайзеров, нужных автору для объяснения роялей в кустах, и всем своим врагам по сопатке надавала, формирует у среднего читателя ощущение что все АИ-произведения таковые и есть, мол именно они являются альтернативной историей - специфическим жанром как и «наши там» из-ва Крылов. Сборники "Что было бы, если?" все-таки не художественная литература по большому счету


Magnum: Telserg пишет: Прокрустово ложе таймлайнов и описаний как Великая Страна собралась силами, обычно при помощи хроноинвайзеров, нужных автору для объяснения роялей в кустах, и всем своим врагам по сопатке надавала Такие работы тоже имеют право на существование, лишь бы талантливо, интересно и альтисторично; что же касается их огромного количества (которое никак не перейдет в качество), это... как бы это помягче... специфика эпохи и социальный заказ. Вот пройдет эпоха, или на другой уровень выйдет... Хотя и на "том берегу" такое пишут, один опус про авианосец "Хиллари Клинтон" не так давно прогремел.

serebryakov: Magnum пишет: Хотя и на "том берегу" такое пишут, один опус про авианосец "Хиллари Клинтон" не так давно прогремел. То, что этот товарищ пишет дальше, обещает быть еще развесистей...

Вольга С.лавич: Telserg пишет: Возьмем противоположенный пример, как по литературным достоинствам, так и по сюжетной линии, - дилогия Александра Громова «Исландская карта» и «Русский аркан». По тексту легко увидеть что это отражение, Это не АИ - это стёб над АИ.

Avar: По поводу стиля AAR Как действующий модератор раздела AAR на Снежках, хочу отметить следующее: 1. AAR есть отчет о проведенной игре. Он может быть в виде таймлайна, может содержать большую литературную составляющую, однако цель AARа одна: донести до посетителей форума и игроков не только итоговый результат игры (всех порвал с двузначным счетом ), но и дать представление, как развивались события, какие эвенты происходили, какие особенности стратегии были выбраны и т.д. В идеале читатель, ознакомившийся с AARом, может попытаться пройти такую же кампанию. 2. AAR не преследует цель заменить жанр альтернативной истории, поскольку к AARу предъявляются определенные требования. http://www.snowball.ru/forums/?board=aar&action=view&id=-101734 Вместе с тем, творческие зарисовки в рамках канвы AARа, на мой взгляд, не только делают чтение более интересным (поверьте, не у каждого хватит терпения читать таймлайны, особенно если игра малознакомая), но и побуждают читателей опробовать кампанию за то или иное государство в конкретной игре. Стиль "AAR" интересен, прежде всего, тем, кто играет в конкретную компьютерную игру. 3. В некоторых случаях AAR вырастает в хороший рассказ "по мотивам игры", интересный не только игрокам. Но, ещё раз, AAR не является заменой литературы по альтернативной истории, хотя может быть похож на нее. С уважением, Avar

Telserg: Avar пишет: Он может быть в виде таймлайна, может содержать большую литературную составляющую, однако цель AARа одна: донести до посетителей форума и игроков не только итоговый результат игры (всех порвал с двузначным счетом ), но и дать представление, как развивались события, какие эвенты происходили, какие особенности стратегии были выбраны и т.д Именно так, скажем Березин написал "Параллельный катаклизм" по большому счету в этой манере, это я и называю "альтернативными хрониками". Avar пишет: 2. AAR не преследует цель заменить жанр альтернативной истории, поскольку к AARу предъявляются определенные требования. Разумееется нет, однако когда общаешься с некоторыми персонами, то они под АИ понимают именно хроники. Avar пишет: 3. В некоторых случаях AAR вырастает в хороший рассказ "по мотивам игры", интересный не только игрокам. Но, ещё раз, AAR не является заменой литературы по альтернативной истории, хотя может быть похож на нее. Никоем образом не против AAR, наоборот люблю просматривать написанное у Вас в разделе, разговор о том, что многими считается что АИ должно описывать течение истории (альтернативной), т.е. сюжет опирается не на персонажи и их взаимодействие, а на АИ как таковое.

Avar: На мой взгляд чистая АИ – это художественное произведение, в основе которой лежит возможная развилка истории без всякого вмешательства внешних сил (как фантастических, так и сказочно-фэнтезийных). Например: Клит не успел спасти Александра Македонского или войско Леонида не успело перекрыть Фермопильский проход. В таких произведениях все герои первого плана (или абсолютное большинство героев) являются реальными историческими персонажами, действующими в условиях, когда произошла историческая развилка. Остальные произведения скорее фантастические или научно-фантастические, в которых присутствуют элементы АИ. Это вся линейка произведений о прогрессорах, хрононавтах, провалившихся/перенесенных в некую историческую эпоху и т.д. При этом, если в произведении минимизированы ляпы (рояли в кустах), а наличие ГГ не отменяет таймлайн и существующее развитие науки, техники и социально-культурных отношений, то такое произведение можно с некоторой натяжкой считать АИ-произведением. То есть, есть разовое событие (перенос ГГ в прошлое), после которого вмешательство извне исключено. Если же начинаются поставки оружия и техники из будущего, если само присутствие ГГ приводит к отсутствию исторически-независимых событий (землетрясения, засухи и неурожаи, болезни), если для прикрытия одних нестыковок начинают вводиться новые персонажи из других реальностей, то это просто фантастический рассказ. Конечно, желание автора показать, как «храбрый и находчивый ГГ отгнобил всех» понятно, но с таким же успехом можно попытаться назвать АИ сказку «Приключения Буратино». Введение же в повествование сказочных/фентезийных персонажей не позволяет характеризовать произведение даже как научно-фантастическое. Это просто сказка, где буйная фантазия автора намешала как исторических персонажей, так и сказочных существ. Как можно назвать АИ следующее событие: «Дмитрий Донской пригласил Кощея Бессмертного на Куликово поле, дабы он сразился с Челубеем вместо Пересвета»? На мой взгляд, добротный таймлайн АИ интересен не только для исследователей АИ, но и писателей АИ-произведений. Добротный – тот, в котором рассматриваются события истории так, как они бы могли пойти на фоне тех событий, на которые АИ не могла повлиять. Например, если в Карибском море свирепствуют пираты и подрывают могущество Испании, то независимо от того, кто победит в битве при Нейзби, пираты будут продолжать свою деятельность. Хочу отметить, что добротные таймлайны могут быть интересны для чтения, но их поклонников не так уж и много. Для большинства читатетлей (и именно поэтому издатели ищут такие произведения) интереснее фантастические или научно-фантастические произведения, когда есть ГГ, есть его положительные спутники, обладающие массой полезных навыков, и есть цель, вернее ЦЕЛЬ, обязательно красивая и благородная (не пустить Батыя на Русь, изменить ход революции и т.д.). В общем, чистых АИ не так уж и много. И это не может не огорчать.



полная версия страницы