Форум

МТББ - очередное продолжение

Дятел: В связи с тем, что по крайней мере один человек (уважаемый Петруха) согласился снова включиться в проект вместе со мной, рискну снова начать тему. Итак, МТББ - мир из романа Стругацких "Трудно быть богом". Краткое содержание предыдущих серий Эсторская империя занимает практически весь Эсторский континент и южную часть Арканарского, где находятся Арканар, Ирукан и Соан. Орден расположен на южном берегу Проливов. Арканар - остаток королевства маршала Тоца, отколовшегося от Империи за 300 лет до событий, описанных в романе. Примерно тогда же более анархически настроенная знать основала Ирукан, а богатая купеческая верхушка Проливов - Соан. Орден был основан несколько позже для борьбы с ересью горанитов, основанной Гораном Ируканским. После разгрома Баркана ("Барканская резня") - государства, где была очень сильна эта ересь, весьма усилился и испортил отношения со всеми соседями, в особенности с Соаном. Арканарская династия на момент романа (800 г.) переживает вырождение, а Соанская купеческая республика - подъем. Эсторская империя, существующая с незапамятных времен, находится в вялотекущем упадке. После Арканарской резни (захвата страны Орденом с подачи дона Рэбы) против Ордена будет восстановлено все Запроливье и даже сюзерен - эсторский император. Силы слишком неравны, хотя Орден крайне боеспособен, и теократия будет разгромлена. Однако часть монахов сумеет прорваться за Северный хребет и основать там Ардартор - причудливое государство монахов и варваров, плавно эволюционирующее в цивилизованную страну уровня Арканара-Ирукана-Соана.

Ответов - 190, стр: 1 2 3 4 5 All

Петруха: Digi пишет: Горан - еретик. Именно! Мы как раз предполагали, что он и пострадал за попытку наделить Бога человеческими чертами.

Андрей Исаев: Глава 1 В аврорианской историографии принято разделять Семидесятилетнюю войну на периоды, которые пунктиром обозначают состав учавствующих в войне государств, мы также последуем по этому пути. Дарканский период (862-875) В этот период основным противником эсторского императора стала коалиция протестантских дарканских графств, возглавляемых доном Терецом Эно графом цу-Карнару. Война между дарканскими протестантами и императором началась после того, как дон Эно принял предложение Генеральных Штатов Западного Эстора и вступив с объединенной дарканской армией в Арер короновался герцогской короной. Казалось бы положение, когда владыке полуконтинента бросает вызов граф маленького горного графства, кажется весьма странным, но на самом деле дон Эно воспользовался сложной ситуацией в которой казался эстосркий императорский дом. С 855 года на юге империи шла непрекращающаяся война между императором и королем Кирана, который в союзе с западно-капатским герцогом объявил о выходе из состава империи, а это было чревато отпадением всех южных вассалов : Андогана, Убана и Цурана. В Восточном Эсторе уже 3 год бушевала крестьянская война, пламя которой было раздуто протестантскими проповедниками. Естественно, что в этих условиях, дон Эно посчитал, что император не ввяжется в новую войну на западе, но просчитался. Действительно 862 и 863 годы императорская армия не препятствовала дарканцам, и боевые действия ограничивались мелкими схватками на границе, но весной 864 года император собрал сильную армию, куда кроме рыцарского ополчения Северного Эстора входили городские ополчения, наемные отряды соанских арбалетчиков и тисерская легкая пехота. Армию возглавил дон Каруна, прославленный полководец, учавствовавший еще в войне с Западной Лигой и заработавший огромный авторитет в войсках своими победами в Капате. В апреле армия дона Укаруны перешла Великую Пустыню и разбила в битве при урочище Гай-Дарара соединенные войска дарканцев и ополчения Западного Эстора. Двигаясь быстрыми маршами уже в первых числах июня дон Укаруна занял Арер - дон Эно бежал в свое графство. Лето-осень 864 и 865 год ушли на наведение порядка в Западном Эсторе,- осаду непокорных замков, охоту за разбойничающими шайками. Так как рыцари и горожане Эстора отказывались воевать за пределами императорского домена ополчения пришлось распустить, а он составляли значительную часть войска. Всю осень 865 года и зиму 866 заняло переформирование армии - теперь основной ударной силой стали наемные отряды эсторских ландскнехтов ( тяжелой пехоты, вооруженных алебардами, пиками и мечами ) ( около 12000 человек ), отряды соанских арбалетчиков ( 6000 воинов ), конный отряд императорской гвардии ( 4000 ), всадники на верблюдах ( 2000 ), рыцари Западного Эстора, присягнувшие императору ( 500 человек ), также в армии имелось 15 орудий - 5 тяжелых бомбард, которые могли применяться при осадах, и 10 легких полевых орудий. Весной 866 армия дона Укаруны двигаясь вдоль реки Горной вторглась в Даркан. Дарканцы видя численное преимущество эсторцев выбрали осторожную тактику и отсиживались в своих замках и городках. Дон Укаруна медленно продвигался по дарканской территории, последовательно осаждая ти разрушая встречающиеся по дороге графские замки. Осенью 867 года дон Укаруна вышел на побережье Западного океана, Даркан был опустошен, но не покорен, отряды горцев применяя партизанскую тактику сильно досаждали имперским войскам. Дон Эно бежал из Даркана в Барка-до - под покровительство дона Грау - самого влиятельного из барканских князей, приходившегося ему дядей. В 860-870-х Баркан представлял рыхлую конфедерацию из 8 княжеств, образовавшихся на месте владений Ордена, после его разгрома. Барканские князья были выходцами из знатных эсторских родов - их предками были - полководцы, особо отличившиеся во время войны с Орденом. Баркан и Даркан были очень крепко связаны между собой этнически ( фактически их населял один и тот же народ- эсторизированные потомки барканитских племен ) и религиозно - протестантские проповедники проникли туда еще в начале 810-х, а к 820-му протестанство стало официальной религией Барканских княжеств - т.к. официальная церковь весьма дискредитировала себя во время правления Ордена. В январе 868 года в Барка-до собрался сейм барканских князей, который постановил выступить против армии дона Укаруны в Даркан в поддержку братьев по вере. Немаловажную роль в этом сыграла позиция Арканарского короля Пампы II, который обещал барканским князьям финансовую и дипломатическую поддержку. Арканарским королем двигало 2 желания - желание помочь своим братьям по вере на эсторском континенте и боязнь того, что укрепив свобю власть в северных землях Эсторской империи, император захочет вернуть под свой контроль и Запроливье. Летом 868 у небольшого городка Увандар состоялась битва между эсторцами и объединенными силами протестантов ( ополчения Даркана и Баркана, наемные отряды северных варваров и лучших в Эсторе даганских пикинеров, наемная арканарская артиллерия ). Протестанты превосходили в численности эсторцев по пехоте в 3 раза, по кавалерии в 1,5 рахза, по количеству полевой артиллерии в 4 - командовал армией протестантов дон Эно. По замыслу командующего эсторцами дона Укаруны, атака императорской конной гвардии должна была расколоть строй протестантов на 2 части, после чего следовало разбить их по отдельности. Понимая, что основные событя разернуться в центре дефиле, т.к. противник уступает по численности дон Эно поставил в центре даганских пикинеров, перед ними легких дарканских лучников, а за ними на холмах сконцентрировал всю полевую артиллерию. После перестрелки между соанскими и дарканскими стрелками, строй даганских пикинеров атаковал императорская гвардия - но не смогла обратить даганцев в бегство - завязалась чудовищная бойня - причем такая, что даже дон Укарина уже не мог вывести свою конницу из боя. Тем временем баркано-дарканские ополчения разбили стоявшие на флангах эсторцев отряды ландскнехтов и ударили конным гвардейцам в тыл. Эсторцы были полностью разбиты - потери убитыми, раненными и пленными составили 19 тыс. человек, протестантам достался весь обоз и вся артиллерия. Война снова перекатилась на земли Западного Эстора и в августе 870 года протестанты снова вступили в Арер. Дон Эно планировал вторгнуться в Горный Эстор где между ируканитскими и протестантскими графами разгорелась война, с тем чтобы утвердить протестанство и там, но пришла весть что армия ируканского герцога высадилась в Баркане и осадила Барка-до. Всю первую половину 9 века между ируканский герцог был в оппозиции к императору. Император предпринимал попытки всячески ослабить герцогство, т.к. боялся, что оно отложиться от империи, ведь герцог ируканский кроме Ирукана контролировал и весь Арканар. Во время Арканарского восстания император поддержал Пампу I - лидера северо-арканрской лиги и после взятия Арканара даже прислал ему королевскую корону. Но в следующие 10 лет отношения между императором и арканрским королем стремительно ухудшались - виной тому был ярый протестантизм арканарцев. На этом фоне произошло сближение императора и ируканского гецога. Ирукан стал последним прибежищем ируканизма в Запроливье. Видя успехи протестантов в Западном Эсторе, император предложил ируканскому герцогу военный союз - против общих религиозных врагов и обещал герцогу королевскую корону в случае военного выступления против барканских князей. Герцог не колеблясь принял предложение - т.к. арканарский король был пока еще слишком слаб чтобы в открытую выступить против императора и следовательно руки ируанцев на эсторском континенте были развязаны. В начале 871 года Барка-до пал - все 871-874 в Баркане продолжались боевые действия между ируканским герцогом Хогом I и войсками протестантов, состоялось несколько сражений, но решающего успеха не удалось добиться никому, хотя ируканцы даже пару раз переправлялись через реку Горную и разоряли дарканские графства. В Западном Эсторе война тоже перешла в вялотекущую фазу, однако натиск эсторцев рос и в октябре 874 года протестанты опять оставили Арер. Дарканский период войны завершается Штиранским миром, который был заключен между ируканским герцогом и протестантской лигой в барканском городе Штиран-до в июле 875 года. По этому миру ируканцам отходили Аторские острова, лежащие в Западном океане недалеко от дарканского побережья и крупный остров Офар - расположенный к северу от Барка-до, принадлежавший ранее барканскому князю Грау.

Андрей Исаев: Глава II Сантарский период. Сантар перед семидесятилетней войной. После смерти в 805 г. последнего сантарского короля - королевство фактически распалось, т.к. богатые торговые города и феодальная знать не могли договориться о едином кандидате, которого следовало призвать на престол - последовала гражданская война. Активное участие в ней принял Доц Бастард - эмигрировавший в Сантар из Соана, он возглавил ополчения сантарских городов, которые в конечном итоге и разбили объединенные армии феодальной знати Сантара, после чего феодалы призвали в Сантар императора. Начало 9 века - период значительной слабости императорской власти - даже ряд великоэсторских баронов осмеливались вести с императором войны. В 818 году раскол Сантара был оформлен политически в западно-сантарском городе Рэдауре мэры 18 крупнейших торговых городов подписали союзный договор - консулом Союза Сантарских городов стал Доц Бастард и занимал эту должность до самой своей смерти в 832 году. Остальные сантарские территории были разделены на 3 императорские земли : Западный Сантар, Восточный Сантар, Горный Сантар и Великое герцогство Сантар-Увалат. Каждая земля в свою очередь делилась на 5-8 провинций. Каждая провинция имела свой представительский орган - штаты, привилегии и городские вольности. Выборные от провинциальных штатов заседали в Генеральных штатах земель - основная их роль заключалась в том, что они вотировали императорские налоги. Император при восшествии на престо короновался как король Сантара. Крупейшим городом Сантара была столица Союза Сантарских городов - город Сантарён ( Сантарон по-эсторски). Он был построен в устье реки Великой при ее впадении в пролив. Сантарён был 2 по величине городом иперии после Эстора и крупнейшим морским и речным портом на эсторском континенте. Сантар очень рано стал промышленно-развитым регионом - еще в античный период на весь мир ценились сантарские ткани. В средние века сантарские города Сантарён, Тедараш, Ольдимар, Веранат, Ондорён, Рэдауэр, Вённига славились своими сукнами. В начале 9 века в Сантарёне впервые в аврорианской истории стали образовываться мануфактуры. Сантараш и Веранат расположенные вдоль течения Великой реки были крупнейшими и наиболее экономически развитыми восточосантарским провинциями. В Горном Сантаре и Сантар-Увалате были значительные залежи железа, свинца и серебра и потому горносантарские города Усташар, Эмирра, Оругал, а также Увалат. стали центрами металлургической промышленности. Сантарские провинции Варанау и Эсалаш - крупнейшие на Западе - были земледельческими. Также земледельчискими были восточносантарские провинции Альдараш и Кувар. Крупнейшими центрами полотняной промышленности, кораблестроения и рыболовства были провинции Тедараш и Ондорён, расположенные на западном берегу восточносантарского моря. Отсутствие сильной верховной власти, значительная роль городов и бурное экономическое развитие Сантара привело к быстрому разложению феодального землевладения. Крупные феодалы были уничтожены еще во время гражданской войны 805-817 гг. , тогда же Генеральные штаты Восточного и Горного Сантара объявили об отмене личной зависимости крестьян. К 830 большая часть дворянства Сантараша и Вераната получала денежную ренту от своих крестьян-арендаторов и только в Варанау и Эсалаше сохранилась рента феодальная. В Сантаре, как в экономически развитой стране в одной из первых на всем эсторском континенте протестантизм занял лидирующую роль, особенно он усилился после прихода к власти на другом берегу Пролива - в Арканаре первого протестантского короля - Пампы I.


Петруха: В ходе 70-летней войны, видимо, Соан в стороне отсидится? В том плане, что ограничится участием наемников и торговлей со всеми противоборствующими сторонами, а разрушение собственно соанской территории не коснется? И еще. Не думали ли над тем, чтобы именно в ходе 70-летней войны выуовались новые, условно говоря, национальные государства? И в целом, не станет ли война переходным этапом на пути к буржуазному обществу? За счет усиления третьего сословия

Андрей Исаев: Петруха пишет: Не думали ли над тем, чтобы именно в ходе 70-летней войны выуовались новые, условно говоря, национальные государства? И в целом, не станет ли война переходным этапом на пути к буржуазному обществу? За счет усиления третьего сословия Собственно ради этого всё и задумывалось - это 2 основные цели

Петруха: Андрей Исаев пишет: это 2 основные цели Может очень интересно получиться. Вот уважаемы Дятел вернется и надо решить - что по итогам войны делять с Соаном. На мой взгляд, он может как усилиться, отсидевшись и торгуя со всеми участникми по спекулятивным целям, так и проиграть. Проиграть именно за счет неучастия. Просто в ходе войны сформируются новые связи, новые товарные потоки, если угодно. По Ардартору. Вот думаю: что будет правильнее - шерсть из-за Хребта кораблями возить или построить уже там несколько ткацких фабрик (на Арканарском или Соанском капитале) и поставлять уже ткань?

ратибор: Петруха пишет: или построить уже там несколько ткацких фабрик а работать на них кто будет? Или аналог огораживаний?

Петруха: ратибор пишет: а работать на них кто будет? Вот я же что и думаю. Если в Арканаре - то аналог огораживаний. Если в Соане, то там развит рабский труд. Если в Ардарторе, за Хребтом, то там, видимо, дворянским родам придется окончательно брать к ногтю зависимые таежные племена.

ратибор: Петруха пишет: Если в Арканаре - то аналог огораживаний опять крестьянские восстания...

ратибор: Петруха пишет: Если в Ардарторе, за Хребтом, то там, видимо, дворянским родам придется окончательно брать к ногтю зависимые таежные племена а смогут? они Икающий лес не смогли под полный контроль взять...

Петруха: ратибор пишет: опять крестьянские восстания... Дык, а как же! ратибор пишет: а смогут? Эти - смогут Да простят меня за самоцитирование, но история формирования Ардартора в художественном исполнении: http://mtbb.nm.ru/petruha.htm http://mtbb.borda.ru/?1-4-0-00000001-000-0-0-1174611019 Первая часть - предыстория.

Дятел: Петруха пишет: Может очень интересно получиться. Вот уважаемы Дятел вернется и надо решить - что по итогам войны делять с Соаном. Ну, я уже свое пожелание высказал - Соан на время становится безоговорочным лидером, и начинается там Золотой век, который в конце концов приводит к вырождению правящей верхушки и упадку нравов.

Дятел: Вопрос к уважаемому сюзерену и ко всем остальным тоже Я действительно не люблю в разработке миров руководствоваться какими-либо рамками, пусть даже и разумными. Именно поэтому, наверное, я и выбрал самое свободное государство Авроры себе в лен Но сейчас, похоже, история Соана становится слишком тесно связана с историей всего Запроливья и остальной Империи... В связи с этим - может, мне взять что-нибудь другое? К примеру, Кайсан, как Вы, Андрей, предлагали мне весной. Думается мне, Кайсан только во времена, описанные АБС, никак не пересекается с Империей, а лет через 100-200 начнется соприкосновение цивилизаций - но не слишком сильное, а как раз такое, чтобы не ограничивать особо мою больную фантазию В общем, я настроен именно на Кайсан. И даже согласен сделать его подобием Китая-Японии-Кореи в рамках генеральной линии партии , тем более что это очень интересные цивилизации. Но в остальном, думаю, мне дадут пока что полный карт-бланш - ведь это вроде ни с чем не конфликтует

Digi: Я запостил на форум МТББ переработанную и дополненную статью об ируканстве, с учётом возражений А. Исаева. Сейчас работаю над тем, что собираю первоисточники - копаюсь в интервью А. и Б. Стругацких разных лет, собирая всё, что было сказано ими о мире ТББ. Получается интересная подборка. Чуть позже выложу.

Дятел: Digi , браво! Вы - именно тот, кого недоставало нам для разработки МТББ.

Digi: Дятел

Петруха: Дятел пишет: может, мне взять что-нибудь другое? Мне Ваша трактовка истории Соана вполне нравится. Все логично и обосновано. Голосую за ее принятие как рабочей версии. Сам сейчас пишу историю варваров-Ардартора от 800 года до семидесятилетней войны. Приходится подумать, как непротиворечиво очертить процесс трансформации варварского общества в феодальное государство.

Дятел: Петруха пишет: Приходится подумать, как непротиворечиво очертить процесс трансформации варварского общества в феодальное государство. Я бы брал пример с Киевской Руси, в роли Византии - Арканар... Либо с монгольской империи. Впрочем, разумеется, как Вам будет угодно. А я что-то подумал, что Кайсан все-таки далековато, и продолжу-ка я разработку идеологии серых. Уважаемый Кэрт не торопится возвращаться, замечательная девушка Ванесса тоже оставила нас своим вниманием . Поэтому - Арканар пока безхозный. Итак. Сам термин "серые" придуман вовсе не доном Рэбой. Еще на заре правления Пица V, когда будущее страны казалось блестящим, а настоящее было все-таки далековато от идеалов, начальник цеха портных Горпоны - одного из крупных городов Арканара - отец Морон - подал королю идею создания отрядов самообороны мастеровых. Амбициозный Пиц пришел в восторг, так как появился шанс заполучить в свои руки мощный противовес и дворянам, и анархическому элементу бедноты. Морону был дан полный карт-бланш, и уже через два года в 17 городах страны действовали союзы серых - по цвету робы большинства мастеров и подмастерьев. Большая часть дворянства возненавидела нововведение (вполне обоснованно, надо заметить), однако некоторые худородные аристократы охотно вливались в отряды серых - движению это придавало веса, да и боевые навыки мастеровых оставляли желать лучшего, а этим дворянам открывалась возможность быстрого карьерного взлета. Чем же занимались серые первоначально? Действовали против восставших крестьян и баронов, пошедших против городов; выполняли функцию шерифов, активно вытесняя последних; наконец, когда была возможность, просто бузили - но в меру. Отец Морон вскоре был убит одним из убежденных аристократов эсторского происхождения, и с тех пор между серыми и старыми родами дворянства велась скрытая вендетта. Когда Арканару стало не хватать войск в затяжных военных авантюрах, серых стали пытаться использовать и на полях сражений. Однако те "серые" - это еще вовсе не "серые" дона Рэбы. Они жили в основном частной жизнью, оружие им выдавали королевские комиссары в период боевых действий, а идеологией, в общем, еще и не пахло... Но, когда начался упадок страны - и особенно после смены короля - ситуация стала меняться.

Дятел: Ну что, типа умерла тема?

Петруха: Дятел пишет: типа умерла тема? Ничего не умерло! По Арканару я с Вами согласен. По Ардартору как напишу - выложу.

Дятел: Уважаемые коллеги, насколько понял я, наш сюзерен временно складывает полномочия и передает их нам - самоуправлению Авроры

Digi: Дятел пишет: Ну что, типа умерла тема? Не умерла. Просто пока труды не завершены...

Дятел: Ну вот и отлично! Нас по меньшей мере трое - уже достаточно для триединого божества (простите меня, верующие - это я абсолютно в шутку ). МТББ непобедим! (с) Сюзерен.

Digi: Так. Я только что закончил выборку по интервью Стругацких по ТББ. Сколько диких и одинаковых вопросов, оказывается, задают писателям! Аж в глазах рябит. Пришёл к выводу, что для массы читателей "Трудно быть богом" кажется "самым понятным" произведением АБС. (Подавляющее большинство вопросов связано с "Градом обреченным", "Хромой судьбой" и "ОЗ"). Наивные люди Свою наработку выкладываю на форум МТББ, в раздел "Первоисточники". Глядишь, пригодится при написании статей и обсуждениях

Петруха: Digi пишет: Свою наработку выкладываю на форум МТББ, в раздел "Первоисточники". Круто. Серьезная работа. Эх, блин, как же я разочаровываюсь всегда, когда читаю интервью БНС. Ведь, оказывается, они писали совсем не о том, что я увидел

Digi: Господа прогрессоры, форум МТББ уже начинают использовать, как справочник, некоторые фаны Стругацких. Вроде бы, мелочь, а приятно

Петруха: Завтра закончу историю Ардартора вплоть до 70-летней войны. Сюда выкладывать?

Петруха: Так. До 70-летней войны не добрался, но все равно выкладываю то, что есть. История Ардартора Итак, октябрь (условно, принят пока земной календарь) 800г. – монахи уходят за Хребет. Общее число прорвавшихся – около 3000, но из них собственно братьев и послушников Ордена меньше половины. Остальные – это наемники, примкнувшие фанатики, бродяги, авантюристы. Практически сразу среди ушедших намечается раскол. Часть, в основном наемники, уходят назад в Ирукан, надеясь вымолить у герцога прощение и, возможно, устроиться на службу. В назидание будущим поколениям герцог отдает приказ казнить их всех, т.е. более 600 человек. Значительная доля попутчиков пытается вернуться в материковую часть Эстора через территорию Соана. Их судьба различна и напрямую зависит от личного везения и располагаемых финансовых ресурсов. Собственно монахи, братья и послушники Ордена, опираясь на варварских вождей, привлеченных орденскикми эмиссарами (те сидят за Хребтом не первый год), пытаются взять реванш. Они во главе варварских отрядов уходят назад в Арканар. Устраивают там тотальный разор, но оказываются не в силах взять укрепленные замки и города. Арканарским жителям помогает еще и приближающаяся зима: набег оказывается коротким, и уже в ноябре отряды снова уходят за Красный Хребет, стараясь успеть до закрытия перевалов. Первую зиму монахи проводят довольно неплохо, потихоньку проедая запасы и захваченную добычу. Однако, избежать болезней среди бойцов и падежа среди лошадей не удается. Поэтому весну монахи встречают ослабленными. Летом монахи при поддержке варваров (или варвары, возглавляемые монахами) снова уходят в Арканар. Там их уже ждут. Непривычные к дисциплине варвары рассеиваются по стране, где встречают небольшие, но подготовленные и разозленные творящимся вокруг бардаком баронские дружины. Добыча меньше, чем в прошлом году, потери больше. Недовольные варвары постепенно охладевают к идее вторжения в Арканар и все активнее разбегаются, возвращаются домой. С наступлением ноября 801г. герцог ируканский перекрывает немногие проходимые в это время перевалы через Хребет и остатки варваров и отряды монахов-мстителей уничтожаются практически полностью. Чуть больше полутысячи монахов решает не дергаться, а осесть и осмотреться. В походы лета-осени 801 года они не уходят, всеми силами закрепляясь на новом месте. Возглавляет осмотрительных все тот же отец Бандуса, которого все чаще называют епископом, хотя у него богословского образования никакого и деятельность в духовной сфере как-то раньше не очень прослеживалась. Закладывается крепость, новая Цитадель. Название громкое, задача скорее – хоть как-то обосноваться перед приближающейся новой зимой. Землянки снимаются каменными, деревянными и глинобитными строениями. Копают ров и ставят частокол с башнями вокруг нового поселка. Параллельно организована заготовка продовольствия (охота, рыбалка и собирательство). Поначалу ситуация не выглядит не толькл критической, но даже напряженной. Но осложняются отношения с варварским окружением. Чужая крепость на их землях варварам не очень нравится, плюс охота чужаков, выбивающая законную добычу местных. Кроме того, не прибавляют популярности монахам неудачные набеги на Арканар. Как и должно быть, дикари легко меняют дружбу на ненависть. Уже в октябре 801г. варвары в первый раз пробуют силы, нападая на недостроенную Цитадель. Нападение отбито без особых потерь с обеих сторон. Но ситуация продолжает ухудшаться. Охота и собирательство становятся опасным занятием – на монахов постоянно нападают из засад. А вести антипартизанскую борьбу против численно превосходящего противника монахи не умеют. Обозленные варвары практически перекрывают монахам выход в сайву. Голод, цинга, болезни приветливо машут костлявыми лапками. Как-то спасает тот факт, что настоящая зима задерживается, но всем понятно: ляжет снег и хана (лыжников среди монахов немного). Болеют и гибнут кони – главная драгоценность, вместе с оружием. И вообще их, скорее всего, придется съесть. Бандуса всерьез подумывает устроить «прощальный аккорд» в виде похода по земле варваров. Дошли до селенья – заняли – все сожрали – пошли дальше. Может быть, так удастся протянуть до весны, но проблема в том, что расположение всех селений неизвестно. И вот в середине ноября в Цитадель приходит процессия во главе с военным вождем одного из племен, входящего в Северный союз. Приходит с предложением… Ноябрь 801г. К монахам, закрепившимся за Хребтом, приходит военный вождь одного из племен Северного Союза. Он предлагает соглашение. Вождь по имени «Бурый вепрь, вслушивающийся в шум падающих листьев» (в переводе на эсторский) задумал объединить племена Северного союза под своей властью, а затем привести к покорности остальных варваров. Все племена, до которых дотянется. В принципе, его поддерживают военные вожди четырех племен из шести, входящих в Союз, но даже внутри каждого племени единого мнения нет. Старые вожди и старейшины против перемен, за них выступают в основном молодые воины, служившие в частях наемников в Соане и участвовавшие в набегах на Арканар. Жителей государств Запроливья они зовут «злыми людьми», уверены в своем превосходстве и намерены в будущем отобрать все накопленные теми богатства. Вепрь разделяет эту точку зрения и понимает, что для серьезного захватнического похода нужно капитально подготовиться и, в первую очередь, объединиться. Он также вполне осознает, что такое объединение не обойдется без крови. Поэтому он намерен привлечь монахов в качестве дополнительного фактора воздействия на несогласных с его выдвижением в верховные вожди. В течение ноября-декабря 801г. Вепрь и поддерживающие его военные вожди фактически узурпируют власть в своих племенах и заявляют об объединении в новый племенной союз под названием «Дети Каменного Полоза». Каменным полозом варвары называют Красный Хребет. На общем сборе четырех племен (такой аналог курултая) Бурый Вепрь назван Великим вождем Детей каменного полоза. Монахи решают поддержать нового Великого вождя, да, собственно, у них других вариантов немного. В январе 801г. начинается военная кампания, не имевшая аналогов в предыдущей истории варварских племен Красного Хребта. Два племени Северного союза, не поддержавшие Вепря, перестают существовать как отдельные организационные единицы. Члены племен частью уничтожаются, частью включаются в состав нового племенного союза на положении полурабов. Затем войско Вепря отправляется от одного поселения к другому и заставляет окрестные племена присягать на верность Великому вождю. Зима выбрана в качестве времени для начала кампании не случайно. Жители горных и таежных поселков не имеют возможности при приближении противника сняться с места и уйти. Поэтому с успехом реализуется следующая схема: Дети каменного полоза охраняют монахов на переходе по сайве и выводят к намеченному селению. Жителям селения предлагается выбор из двух вариантов: признать власть Великого вождя добровольно либо под воздействием силы. Часть племен подчиняется легко. Это, в первую очередь, те кто ранее платил дань вождям Северного союза – для них ситуация меняется непринципиально. Вольные племена пытаются сопротивляться. Но справиться в открытом бою с опытными доспешными монахами варвары не могут, а попытки организовать диверсионную войну пресекаются воинами Вепря. Непокорные селения сжигаются, выжившие жители уводятся в рабство. К весне Дети каменного полоза устанавливают власть над обширной территорией. Офицеры Ордена, планировавшие кампанию и руководившие ею, уверены, что власть непрочна и все самое интересное только начинается. Но Вепрю и его приближенным об этом знать пока не обязательно. Весной, летом и осенью 801г. разворачивается активное строительство пяти новых укрепленных городков на перевалах и бродах через реки. Строительство ведется под чутким руководством монашеских офицеров и при активном использовании рабского труда. Нужно отметить, что рабство за Хребтом приобрело специфические черты – любой раб может стать свободным и войти в новое племя. Женщина – путем замужества, мужчина – через некоторое время путем прохождения ритуала посвящения. Ломать старый порядок монахи не рискнули. Зимой 802г. многие отряды, посланные Вепрем для сбора дани, наталкиваются на неожиданное для них (но не для монахов) ожесточенное сопротивление. Часть отрядов перебита полностью (головы воинов потом найдены на границе земель Детей каменного полоза, насаженными на колья), часть несет потери. Недовольные новой властью вольные племена объединяются и решают дать отпор. Вепрь с приближенными хочет ответить немедленной карательной экспедицией, но Бандуса, названный вторым вождем, убеждает его подождать. Карательный поход состоится только в ноябре 802г, а в течение весны-лета 802г. проводится активная информационная кампания, направленная на подрыв боевого духа восставших. Всячески поддерживаются слухи о непобедимости монашеского войска (племени «Железных людей», как их стали называть за Хребтом). Во время традиционной осенней ярмарки, на которой племена обменивались продуктами своего труда и наворованым за год, Дети каменного полоза выставляют на продажу награбленное в государствах Запроливья добро. Весной-летом проводится несколько коротких набегов в Арканар и Ирукан, в которых принимают участие в том числе и воины из покоренных племен, выведенные из рабского состояния и получившие возможность отличиться. По сайве распространяются истории о новом Вожде, с которым выгодно дружить и которому можно подчиняться. Некоторые племена присылают послов с подтверждением своей лояльности и стараются в ходе переговоров выторговать для себя наиболее благоприятные условия. К ноябрю общая численность войска Вепря достигает 3500 человек + около 500 монахов. 12 племен (примерно 15000 человек, включая женщин и детей) платят дань, но военную поддержку не оказывают. Союз вольных племен теоретически может выставить около 5000 бойцов, но он крайне непрочен, многие вожди колеблются. Возглавляет этот союз совет из одиннадцати вождей, каждый из которых тоже был бы не против стать Великим.

Петруха: В октябре 802 года Вепрь от своего имени и от имени Детей каменного полоза направляет Совету вызов. В соответствии с традициями варваров («Истинных людей») он предлагает встретиться и решить спор в сражении либо в поединке. Таежное радио быстро доносит информацию о вызове до всех, кто умеет слышать, и вожди союза вольных племен не могут отказаться, не уронив своего лица. И в ноябре, после того, как морозы успели прихватить землю, два войска встретились на равнине в излучине реки Тихой. Со стороны Детей каменного полоза выступило около 2500 бойцов, в том числе почти все оставшиеся силы Ордена. Вольные племена привели в полтора раза большее войско. Никогда ранее в истории Захребетья не случалось более масштабной бтвы. По обычаю, начали с поединков лучших бойцов, в которых со стороны Вепря выступили лучшие поединщики из числа монахов. И, понятно, не оставили противникам никаких шансов, одолев, в том числе пятеерых вождей, пожелавших лично принять участие в схватках. Позже втихомолку говорили о нечестности поединков, о том, что чужаки не должны были принимать в них участие, но это уже никого не интересовало. Затем началась собственно битва. Началась, как принято, с вялой перестрелки из луков и обмену бросками копий и дротиков. После этого должна была следовать беспорядочная резня, но во фланг войску вольных племен врубились две сотни тяжелой орденской конницы и следом – пешие монахи, вооруженные секирами и мечами. У варваров, в принципе, тоже имелось медное и железное оружие, но настоящего доспеха они не знали. И, что важнее, варвары не умели сражаться строем. Битва превратилась в избиение, потом воины Вепря долго преследовали побежденных. К 806 году после целого ряда стычек, восстаний и карательных операций Дети каменного полоза окончательно установили власть над сайвой к Северу от Красного Хребта. Начинает складываться новая социальная структура. Стираются границы между четырьмя основными племенами (пятью, если считать монахов, «Железных людей» как отдельное племя), все чаще случаются межплемнные браки. При этом бывшие братья и послушники, благополучно забывшие про все обеты, становятся завидными женихами. Формируется новая племенная знать. К этому времени монахов (хотя, какие они теперь монахи) осталось 392 человека, которые, вместе с семьями локализуются в семи новых городках-крепостях (еще два основаны в добавление к пяти, заложенным ранее). Монахи приобретают все больший авторитет среди варваров. Как превосходные воины они были известны и раньше, но сейчас они начали помогать местным в лечении, строительстве, плавке и обработке металла. Среди послушников много людей, знакомых с сельскохозяйтвнным трудом. Начинаются потихоньку работы по внедрению земледелия и скотоводства в жизнь варварских племен. Продолжаются походы небольших варварских отрядов в государства Запроливья, командование обычно осуществляется бывшими монахами. По приказу командования добыча, взятая в таких оходах, делится между воинами поровну. Весной 808г. Вепрь, посчитавший, что его власть достаточно упрочилась, решает избавиться от опасных союзников. Готовится масштабная акция по уничтожению монахов, но те ведут встречную игру. Заимев за годы, проведенные среди варваров, большое количество сторонников, они вполне могут рассчитывать на успех. Младшие вожди с именами «Красный лосось, плывущий вверх по водопаду» и «Перо горного сокола, оброненное во время урагана», недовольные диктаторскими замашками Вепря, поддерживают монахов однозначно. Офицеры оказываются вовремя предупреждены об угрозе, и Бандуса сознательно идет на обострение ситуации. Вепрь приглашает Бандусу на внеочередное застолье, и тот, ожидая нападения, все-таки принимает его. Он прибывает в поселок Вепря в сопровождении двух десятков бойцов, а вокруг поселка занимают позиции еще четыреста монахов и лояльных Бандусе варваров. Предполагается, что во время гулянки, когда люди Вепря наберутся брагой, воины Бандусы захватят поселок. Потом планируется объяснить это так, что Вепрь на пиру напал на гостей, но Лосось и Перо не дали совершиться непотребству. Примерно так все и происходит. Поселок захвачен, Вепрь убит, его люди частью уничтожены, частью обращены в рабов. Но вскоре оказалось, что Вепрь тоже не зря общался с монахами целых 10 лет. Все участники пира оказываются отравлены и в течение недели умирают один за другим. После смерти Бандусы лидером монахов становится брат Хорат.

Петруха: 808 – 817гг. – период относительно мирной жизни за Хребтом, в том плане, что продолжаются периодические грабительские набеги на государства Запроливья, случаются отдельные стычки внутри варварского сообщества. Бывшие монахи окончательно становятся племенной знатью Детей каменного полоза, постепенно забывая свое прошлое. Даже в разговорах между собой они все чаще используют новые имена, данные им варварами. Все больше стираются границы между четырьмя племенами, вошедшими в союз Детей каменного полоза, в первую очередь, за счет смешанных браков. Различия еще существуют, старое родство помнится, но это уже, скорее, не отдельные племена, а кланы внутри одного племени. Развивается земледелие, скотоводство, ремесленное производство. Складывается новый тип хозяйствования. Племенная знать еще не стала феодалами, но уже отчетливо выделилась из общей массы, иерархия все более выражена. Широко применяется рабский и полурабский труд, хотя рабство по-прежнему имеет свою специфику. 816г. – после принятия в Арканаре антиеретических законов, за Хребет начинают бежать люди, обвиненные в ереси. Их там встречают и разрешают осесть на положении полукрепостных (переселенцы обязаны оплачивать покровительство за счет продуктов своего труда). Среди еретиков оказывается некоторое количество мастеровых различного профиля, что тоже неплохо. 817г. – у Хората, ныне, за мудрость и изворотливость, носящего имя «Черный лис, сидящий в каменной норе», рождается внук – первый потомок второго поколения у бывших монахов. К началу 20-х годов 9-го столетия на территории проживания Детей каменного полоза находится семь крупных укрепленных поселений, две крепости и восемь небольших фортов. Общая численность племени приближается к 12000 человек, из них воинов (т.е. лиц мужского пола от 14 лет и до упора) – около 4000. Союзные им племена могут выставить еще пару тысяч бойцов. Проведя тотальную мобилизацию среди союзников и данников, можно собрать войско тысяч в 15, больше половины которого будет малобоеспособным. На протяжении всего второго десятилетия 9 века бывшие монахи активно натаскивают своих новых соплеменников в военном плане, организуют производство доспехов и оружия, по мере сил. Удается сохранить конский состав. Во время грабительских походов добыча оружия и коней считается основной целью. 822г. – Экспедционный корпус под командованием маршала Хэксы, брата герцога Ируканского, переходит Красный Хребет. Цель похода – пресечение грабительских набегов и захват новых территорий. Из состава корпуса назад в Ирукан возвращается всего несколько десятков человек. Уцелевшие рассказывают какие-то фантастические вещи о встретивших их рядах щитоносных копейшиков, арбалетах на вооружении у варваров, о неожиданных кавалерийских ударах со стороны противника. Им не очень верят, но факт разгрома корпуса налицо. Завоевание земли за Хребтом откладывается. 824 – 830гг. Дети каменного полоза начинают активно налаживать взаимодействия с государствами Запроливья. Прежде всего – с Соаном, с которым устанавливаются неплохие торговые взаимоотношения. Варвары везут туда пушнину и кору Белого дерева, а приобретают в основном все то же оружие и лошадей. Молодежь варваров с удовольствием служит в наемных частях Соана, некоторые выходят в офицеры. Они возвращается назад, обогащенные передовыми знаниями в области тактики (на своем уровне). 827 г. На контакт с варварами выходит баронский род Бау. Скрывать, что за Хребтом происходит что-то непонятное, больше не удается, и дальше события могут развиваться двояко. Либо кто-то из властителей все-таки соберет достаточно сил и задавит зарождающееся новое государство, либо кто-нибудь дальновидный сможет их использовать. Таким дальновидным товарищем оказался Пампа младший. После обмена послами стороны приходят к выводу о целесообразности сотрудничества. 829 г. Пампа прибывает за Хребет и заключает союз с главами кланов Детей каменного полоза. Имена вождей сейчас звучат как «Черный лис, сидящий в каменной норе», «Мудрый змей, свернувшийся перед броском»? «Седой ворон, всматривающийся в глубину весеннего неба» и «Серебряный окунь, играющий в лунном отражении». Раньше, 30 лет назад, первых двоих из списка звали: брат Хорат и брат Веко. Окуня тогда еще вообще на свете не было, и только Ворон является представителем старой когорты племенных вождей. 832г. Войско варваров входит в Арканар. Черный лис ведет две с половиной тысячи лучших бойцов на помощь барону Пампе. Арканарцы несколько ошарашены. Войско варваров относительно невелико, но прекрасно вышколено, все воины облачены, по крайней мере, в неплохие кольчуги. Присутствует конная полутысяча, полутысяча воинов с длинными луками и три сотни арбалетчиков. Все это дополняется звериными шкурами мехом наружу, птичьими перьями, рогами на шлемах, вымпелами из бычьих хвостов и т.д. Варвары активно участвуют в войне, которую ведет Пампа против узурпатора, сидящего на Арканарском престоле. Проявляют себя как выдающиеся бойцы и, одновременно, как выдающиеся разбойники. Поэтому, когда после победы варвары уходят назад, арканарцы о расставании с ними не горюют. Именно в ходе войны за возвращение независимости Арканара и появляется впервые название «Ардартор». 832 – 836гг. Продолжаются контакты варваров с новым арканарским королем. Строится несколько торговых факторий арканарских купцов на земле Ардартора. Идет интенсивный обмен послами и переписка. 836г. Арканар встречает пышное посольство из-за Хребта. В соответствии с достигнутой предварительной договоренностью в столицу прибывают Лис, Змей и Окунь, где приносят королю вассальную клятву. Ворон от поездки отказывается, но из его клана в посольстве участвует молодой и наглый родственник вождя по имени «След удара медвежьей лапы». Заключается договор, в соответствии с которым четверо присутствующих вождей получают дворянские привилегии и землю во владение в Ардарторе. Формально их по статусу к баронам не приравнивают, но по факту размер территорий, подконтрольных новоиспеченным дворянам, превышает по площади весь Арканар, а военная сила – лишь ненамного уступает силам короля. Наиболее приближенные к вождям дружинники, родственники вождей, часть племенной знати (списки утверждены заранее) также возводятся в дворянское достоинство, но землей их наделяют вожди (теперь уже – благородные доны) из состава своих владений. С учетом местной специфики земельные владения – это территория для сбора дани. Название «Ардартор» официально фигурирует в документах. Взамен полученных привилегий ардарторцы обязуются отдавать часть собранного ясака и поддерживать короля в случае войны. Ворон и часть его родовичей не соглашаются с условиями договора и уходят дальше на север на границу лесотундры.



полная версия страницы