Форум

Читая "Хронику Ура Линда"

Cмельдинг: Благодаря Велеславу, приобрел вот эту книгу http://smelding.livejournal.com/47451.html теперь читаю. Любопытственно. Однако, прежде, чем высказаться по содержанию - а оно очень интересное - не могу не отметить странности перевода. Почему-то чуть ли не пять раз в сносках помечено, что "этмельда" по фризски - это 24 часа. Вопрос - а не проще было просто перевести это слово просто "сутки", и не морочить людям головы? что такого концептуального в слове "этмельда"? ну хорошо, оставим этмельду, прокомментируем ОДИН раз. и ограничимся этим. Зачем мне пять сносок? я с первого раза допер, чесслово! А огромные куски на немецком, оставленные без перевода? Вернемся теперь к тому, что все же перевели. Вот на стр. 109 сообщается, что свободный фриз, отслужив в воинах 2 года (! советские законники, часом, "Хронику Ура Линда" не читали?), становится... крепостным, и должен участвовать в выборе своего начальника. Не понял юмора. При чем тут "крепостной"? На следующей странице еще краше. "не пристало королю махать шашкой и вести за собой целое войско". Вот представил себе древнегерманского короля с кавказской шашкой в руке и согласился - не пристало! на странице 233 алтарь Кродо отнесен к "эпохе раннего романтизма". явно трудами переводчика, потому как что-то не верится, что Вирт не знал, чем отличается эпоха раннего романского стиля, в которую жил Карл Великий и был создан обсуждаемый алтарь, от эпохи романтизма (нач. 19 века). Не взирая на это, книга очень интересная и заслуживает изучения. Про содержание напишу позднее.

Ответов - 15

tewton: Гм? Я как то считал что эта книга написана неизвестно когда на старофризском языке и неизвестно кем. Где-то у меня есть на английском. Поискать, что ли?

Cмельдинг: Итак, возьмемся за текст собственно "Хроники". Памятник, безусловно, прелюбопытный. Нацдемам и нацлибам будет, безусловно, приятно узнать, что имперство, централизованное государство,вождизм в "Ура Линда Бук" (далее УЛБ) отнесены к враждебному азиатскому влиянию. Может быть, им (а уж определенно людям из сообщества "ру-матриархи") понравится идея нордического матриархата. Но вот в плане экономики их ждет здаааравенный облом-с (как говорит мой друг Велеяр, народный литовский праздник "Обломайтис"). Нордическая экономика, согласно УЛБ - это полная автаркия. И точка. Это уж бальзам на души НС. Ну а баланс где-то на счету НА оказывается:) Как и должно быть во всякой ведшейся много веков хронике, в УЛБ немало анахронизмов. Так, еще в бронзовом веке на сцене появляются мадьяры. Они в УЛБ - главные лиходеи (прям-таки представляю увлеченно, с одобрительным покрякиванием перечитывающего УЛБ сапера Водичку. Его слова "Эх, не люблю я мадьяр!", так и витают над страницами хроники). Если серьезно - ну, у нас вот в былинах, и даже в некоторых летописях, татары заменили более ранние племена. Возможно, и тут произошло то же. к слову, ближе к концу книги и некие "тартары" на сцену появляются - тут уж и сам Вирт не выдержал и перевел стрелки на преписчика-фантазера из фризских гуманистов 17-18 вв. Кстати, само слово "мадьяры" индоиранского происхождения, и возникает вопрос - а не является ли все это отражением вторжения в Северную Европу каких-то протоиранских племен? Подобные процессы археологами прослеживаются как раз для бронзового века. Опять же, вспомним предание саги об Инглингах о приходе асов во главе с Одином с востока - а в УЛБ "Водин" - король, которого возвеличил и возвел в "боги" коварный жрец-вождь "мадьяр" с говорящим именем Маги. кстати, неясно, это имя или титул - Маги несколько раз убивается и вновь вылазит на сцену, пакость такая. Много интересного о походах древних фризов на юг, в Италию и Грецию, в Испанию и Северную Африку. Вирт в примечаниях часто ссылается на следы древней северной культуры среди народов севео-западной африки. Гм, любопытно... а ведь оттуда вуду пошло. вот прикол получится, если вуду - это последний отголосок унаследованной чернокожими "народами Лиды" традиции фризов! Очень любопытно сообщение о интригах в кельтских землях неких финикийских "голенов". Однако... а ведь я несколько раз слышал о том, что в валлийском и гэльском есть ощутимое семитское влияние! и А. Иванов писал о ненордиченской, ближневосточной примеси в некоторых регионах Британии и Галлии. Именно там потом укрепились гугеноты и пуритане с их иудеохристианством. Да, бальзам на душу не любящих англов - по сообщению УЛБ, в эту страну, когда она была еще только полуостровом, дальней окраиной северной прародины, Альдланд (Старой Страны), фризы ссылали преступников, изгоев, отщепенцев, всякий геншлак. а татуи бриттов, согласно УЛБ, первоначально были... клеймом ссыльных! нифига ж себе заявочки... меня несколько напряг этакий пропротестантский настрой - дескать, Бог один (одна? одно? он... оно? блин... в общем, он там какой-то андрогинный, звать Вральда), а жречество, идолы, духи, это все фу и ненордично. Кому-то может, и понравится, мне - нет. ну и, как говорили в Средние века - не так важен Гомер, как комментарии к Гомеру. Очень любопытны комментарии самого Вирта, и комментарии переводчика - Кондратьева. Хотя он иной раз спускает на тормозах интересную тему - например, никак не раскрыл идею Вирта про "гиперборейско-атлантское" происхождение пентаграммы, "ведьминой лапы". Очень богатый иллюстративный материал. Сотни интереснейших рисунков и фоографий. ну и вот какие мысли в целом. Что-то там, во всем этом есть. Я уже давно думаю, что некоторые материалы УЛБ странным образом перекликаются с нашим "Сказанием о Словенске Великом". особенно, если принять версию Никитина и цветкова о том, что первоначально эти предания относились не к Новгородцине, а к ободритской прародине новгородцев - а это с фризами вообще бок-о-бок. Ведь в обоих источниках смысл сводится к обному - некогда существовал Старый Город (или, в УЛБ, "Старая Страна" - Альдланд), который погиб из-за "нечестия идольского" (в УЛБ - из-за отхода жителей от родной веры и поклонения чужим Богам), и земли его были заселены "белыми уграми" (в УЛБ - племена Финды и "мадьяры"). И все это относится к 3 тысячелетию до Н.Х.Л, в обоих преданиях. Так вот, археологически известно, что в Северной Европе и на севере Восточной европы тогда существовала т.н. культура Боевых топоров (из шлифованного камня), прародину которой некоторые ученые (Коссина, Чайлд, Клейн, Широкова) связывают как раз с землями фризов и ободритов. И после гибели этой культуры (вернее, целого семейства культур), их восточноевропейские владения были заселены... финно-угорскими племенами! Нет, все же что-то тут есть!

39: Очень интересно.


loginOFF: Любопытно. Жаль, я мало интересовался этой эпохой. Надо бы почитать.. А выволды коллеги Смельдинга мне видятся вполне реальными.

Леший: Cмельдинг пишет: меня несколько напряг этакий пропротестантский настрой А что удивительного? Насколько я знаю, в Германии протестантизм можно сказать религия национальной идентичности (в противовес "вселенскому" католичеству).

Cмельдинг: если б оно было тольуо у Вирта, то Хегг бы с ним, а ведь оно и в УЛБ наличествует! вместо жречества какие-то "матушки" и "девы-градоправительницами" со "светильниками", а жрецы и пр. - это все или у чужаков, или у полукровок.

Han Solo: Cмельдинг пишет: становится... крепостным, и должен участвовать в выборе своего начальника. Что-то тут с переводом. Скорее, всего человек, способный к воинской службе обязан выбрать себе сеньора (обычное правило раннего средневековья)

Cмельдинг: так ведь и я о том же переводчик спорол-с...

Сталкер: Cмельдинг пишет: коварный жрец-вождь "мадьяр" с говорящим именем Маги. Если это пишется в ориинале как Magy и без диакритических знаков, то по-русски читается как Модь. См. слово Magyar. Аналогично читается и Nagy - Нодь (Большой). Но в русской традиции эти слова читаются как мадьяр и надь (вспомните Имре Надя). Но чтобы они так читались в реале, то над буковкой "а" в таком случае должен быть значок в виде черточки. Странный язык, этот венгерский.

Modo: Довольно забавно - но не оставляет ощущение некоей... отрицательной злободневности. Сильно уж вписывается в отдельные сегменты политпроцесса - о них и Смельдинг сказал в первом абзаце второй части.

Cмельдинг: Сталкер Вы упускаете одну деталь - УЛБ написана отнюдь не по-венгерски, и Magi читается именно как Маги:)

Сталкер: Куме, не упускаю. Я просто допускаю тот момент, что если о жреце-вожде оставались какие-либо письменные свидетельства, то его имя попросту переписывалось латиницей с языка оригинала.

Cмельдинг: гм, язык оригинала - фризский. Записывалось фризами, а уж ими чужое имя было воспринято на слух.

Сталкер: Cмельдинг пишет: а уж ими чужое имя было воспринято на слух. Что фризский - это я понял. Но дополнительный аргумент снимает мои возражения.

krolik: http://www.velesova-sloboda.org/philosophy/kondratjew-vorwort-ura-linda-chronik-ru.html



полная версия страницы