Форум

Яковлев Александр Сергеевич (1906-1938) - альтпозитива

Седов: ЯКОВЛЕВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ (1906-1989) -------------------------------------------------------------------------------- Советский авиаконструктор. В 20-е гг. Яковлев-один из зачинателей советского авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации; в 1924 построил планёр АВФ-10, отмеченный на всесоюзных соревнованиях, в 1927-лёгкий самолёт АИР-1. С 1924 моторист, с 1927 слушатель Военно-воздушной академии РККА им. проф. Н.Е. Жуковского (ныне ВВИА); одновременно конструировал лёгкие самолёты. По окончании академии (1931) инженер на авиационном заводе, где в 1932 сформировал КБ лёгкой авиации. С 1935 главный конструктор. Под руководством Яковлева созданы многие широко известные самолёты, в том числе массовые учебные самолёты УТ-2 и УТ-1. В 1938 подвергся необоснованным репрессиям. Реабилитирован в 1956. Из книги "Цель жизни" (пересказ) Как то в 1938 меня ночью вызвали к Сталину. Он показал мне перевод статьи из какой то британской газеты. Там было сказано, что недавно в Москве в своей квартире убит перспективный молодой авиаконструктор Яковлев. При обыске было обнаружено отсуствие многих важных документов, связанных с деятельностью КБ которое он возглавлял. Я невесело рассмеялся. Сталин смеялся дольше и заразительнее. - Вы действительно берете домой важные документы ? - спросил Сталин - Что Вы товарищ Сталин ! Я никогда не беру документы домой и всегд запираю их в сейфе. - Будте осторожнее товарищ Яковлев и старайтесь не давать повода западной печати хоронить Вас. Итак. Сталин не поверил. И Яковлев отправляется вслед за Калининым.

Ответов - 144, стр: 1 2 3 4 All

Max: Да в этом что-то есть. Предлагаю, еще посадить на пару лет Лавочкина. Тогда Поликарпов доделает свой девайс.

Седов: Насчет Лавочкина целиком и полностью. А если вспомнить того же Яковлева, то можно сделать вывод, что без него в роли замнаркома Горбунов и Гудков сами бы сделали ГГ-1. То есть отсуствие Лавочкина вытекает из отсутствия Яковлева.

CheshireCat: А чем вам Яковлев не нравится? про Лавочкина еще понятно.... и не факт что Поликарповский девайс в итоге был бы лучше.


cobra: И-185? Лучше.....

CheshireCat: cobra пишет: И-185? Лучше..... чем что?

cobra: Чем по списку ЯК-1/7, Лагг-3 и Ла-5(ранних серий) ............ А МиГ-3 до кучи, хотя это тоже Поликарповская машина

CheshireCat: cobra пишет: Чем по списку ЯК-1/7, Лагг-3 и Ла-5(ранних серий) ............ угу... а когда был Поликарпов готов выпускать И-185 серийно? Не ранее 1942 г. и дело не в том что ему палки в пропеллер ставили. А ЯК-1 уже с 1941 мог пойти в серию и реально уступали модели И-185 в скорости и немного в маневрировании (однако легкость маневрирования пришла с И-16, а проблемы с "легкостью" полета на "ишаках" я думаю знаете - а это очень геморройно для молодых и массовых выпусках пилотов). ЯК-1 вполне пошел в серию... и был легко модернизируем, а И-185 был слишком амбициозным проетом и вполен возможно, что СССР к началу войны кроме И-16 и прототипных моделей вообще-бы ничего не имел. И-185...якобы прогрессивная машина - а в итоге пшик - под нее не было движка нормального. к примеру. сравнивать Ла-5 и Лагги несколько некорректно ибо уроды...

cobra: М-82 в серии что не был? Можно вполне начать было его с 82-м движком выпускать..... Попутно доводя 71-й.... Джапы то почемуто имели серийные истребители с 2000 сильными движками при всей своей отстойности Хомаре и Мамору, как мне кажется, впрочем надо смотреть

CheshireCat: cobra пишет: М-82 в серии что не был? а М-82 поликарпов не захотел... слабоват движочек-то казался под его урода... А Яковлев не стал мозки е.... и сделал самолет - серийный и простой. cobra пишет: Джапы то почемуто имели серийные истребители с 2000 сильными движками при всей своей отстойности cobra пишет: Хомаре и Мамору, как мне кажется, впрочем надо смотреть итак... это есть движок Накадзима Хомаре-22 и 2100 л.с. он имел только на старте. Далее самолет я\ так понимаю о котором Вы имели в виду - это А7М1 ... конец 1942 г.

CheshireCat: причем А7М1 в серию с Хомаре-22 вроде бы в серию так и не пошел до 1943 г.

Седов: Тут момент какой - знаменитое совещание молодых авиаконструкторов в 1940 было организовано не по инициативе Яковлева, а именно Сталина. И тот же истребитель Яценко будь он раньше запущен в серию (организовывать авиапроизводство на заводе сельхозтехники - мега ноу хау) - что ? много хуже яковлевского оказался бы ?

dim999: http://rigatransport.sitecity.ru/stext_0210223334.phtml

dim999: ИМХО даже очень средняя синица в руках в ситуации начала войны на порядок лучше, чем самый замечательный журавль в небе.

Упырь: господа, я раз за разом наблюдаю на этом форуме различные дискуссии на тему иной ВОВ. при этом в каждой дискуссии раз за разом в качестве лейтмотива слышно одно и то же: "вот если бы успели доделать (пустить в серию, довести до ума) новую технику, то мы бы... да как им бы... аж по самое не балуйся!". вот только боюсь вас разачоровать, господа, но все же замечу - воюет не техника, воюют люди, организованные так или иначе. и от организации людей будет зависеть как они будут использовать данные им технику и вооружение. и именно в организации мы проигрывали Германии. Красная Армия не умела воевать, имеющиеся техника и вооружение не соответствовали будущему характеру войны, не было нормальной связи и т.д. и т.п. ... перечень можно продолжать и продолжать

Седов: Упырь +100. Но ИМХО как раз Яковлев имеет прямое отношение к этому. В июне нужны были самолеты доведенные и привычные летчикам, а не скороспелки. От того, что И-28 был на 10-20 км/ч медленнее чем Як-1 ничего бы не изменилось, но он создавался как "суперИшак" со всеми вытекающими.

Sergey-M: cobra пишет: И-185? Лучше..... вот тока движков для него нет... CheshireCat пишет: А7М1 в серию не пошел....

Седов: Panzer пишет: В теме про Яковлева - поставить Як2/4 в пример вредительства и растраты госсредств. Показать, что если бы он не брехал, что СБ переплюнет, то линия на модернизацию СБ сохранялась бы, и имели бы тот же Ар2 массово - отличнейшую машину. Всем говорящим о том, что Як-1 хорошоая машина - потребовать привести данные по воорушению (реальному, а не заявленному). Наезжающим на ЛаГГ - потребовать привести другую более эффективную машину для поддержки войск (не считая Ил2). Говорящим о том, что дескать Як-1 имел резерв для модернизации - попросить привести перечень элементов конструкции, перешедших без изменений с Як-1 в последующие машины. Попросить привести данные Яков на М105, а не М106. Сравнить количество стратегического сырья (того же дюраля), использованного в ЛаГГах и Яках. Сравнить массу ЛаГГ3 66 серии и Як1 (если кто хочет поговорить о "тяжелой машине" и о том, что из ЛаГГа ничего путнего не выйдет) Сравнить огневую мощь рабочей лошадки ЛаГГ с цацкой для фигуряния Як. Мудак, Яковлев, мудак. А ЛаГГ охаян незаслуженно. На ЛаГГах самое тяжелое время дрались.

Седов: Я бы с Панцером спорить не стал. Он профи в этих делах. Поэтому предлагаю просто принять, что Яковлева к моменту совещания просто нет.

tomcat: Седов пишет: Поэтому предлагаю просто принять, что Яковлева к моменту совещания просто нет. Не, просто так у нас авиаконструкторов не расстреливали. У Поликарпова расстрел с какого года завис? Н е с начала ли 30-х??? Может наоборот - выдвинуть товарища Яковлева на руководящую работу? Не в наркомат авиапрома, а секретариат ЦК куда-нибудь и бросить на освоение Крайнего Востока, Дальнего Севера. Работа фактически не связанная с авиацией...

Sergey-M: Седов пишет: На ЛаГГах самое тяжелое время дрались. втрое полугоде 41-го -тяжелове время? а Яков выпущено 967. ЛАГГов -728. на них значит дрались а на Яках нет?

Седов: Panzer пишет: цитата: Sergey-M пишет: цитата: а Яков выпущено 967. ЛАГГов -728. на них значит дрались а на Яках нет? Дрались. Но вот только ЛаГГи могли эффективно работать по наземным целям (а Ил2 еще недостаточно), а вооружение Яков было недостаточным для этой задачи. И по воздушным целям более мощное вооружение ЛаГГов было эффективнее. И это даже не принимая во внимание того факта, что перед войной Яковлев предпринял все, что было в его силах, чтобы перетянуть на себя заводы. Также и с распределением авиадвигателей.

Седов: От себя добавлю, что есть телеграмма Сталина Яковлеву в Новосибирск на тему - "Ви товарищ Яковлев не забивайте, что Ви не только авиаконструктор, но и замнаркома". речь шла как раз о том, что он (Я.) разворачивал производство Яков в ушерб ЛаГГам.

Седов: Панцер продолжает: Перетягивание Яковлевым на себя М106 поставило крест на такой выдающейся машине, как Ер2 (От себя) Кстати да - будь у нас такие самолеты в достатке - воздушная война над Гермнией шла бы совсем по другому сценарию

dim999: Седов пишет: Кстати да - будь у нас такие самолеты в достатке - воздушная война над Гермнией шла бы совсем по другому сценарию А подробнее можно? В смысле, выпустили бы несколько сотен Ер, чем бы это ситуацию улучшило?

Седов: Возможность нанесения бомбовых ударов по глубоким тылам и промышленности противника при меньшей стоимости чем у того же ТБ-7. Фактически можно было бы вести воздушное наступление на Германию совместно с союзниками, что очень интересно.

cobra: One Nakajima NK9B Homare 11 eighteen-cylinder air-cooled radial, rated at 1,820 hp for take-off, 1,600 hp at 2,000 m and 1,440 hp at 5,700 m, driving a four-blade metal propeller (N1K1-J prototypes). One Nakajima NK9H Homare 21 eighteen-cylinder air-cooled radial, rated at 1,990 hp for take-off, 1,825 hp at 1,750 m and 1,625 hp at 6,100 m, driving a four-blade metal propeller (production N1K1-J, N1K2-J, N1K2-K, N1K3-J and N1K3-A). Вполне себе серийный на N1K1-J вполне себе серийный с 1943 года......... Ну и армейский накадзима Ха-45, есть по сути тот же флотский Хомаре,ставился на Ки-84, в серии с 1943, в боях с лета 1944

Sergey-M: Седов пишет: Кстати да - будь у нас такие самолеты в достатке - воздушная война над Гермнией шла бы совсем по другому сценарию в41 нам не нужны самолеты для воздуной войны над германией. так что парвильно движки использовали Седов пишет: Фактически можно было бы вести воздушное наступление на Германию совместно с союзниками, что очень интересно. и что -в 41-м союзники добились больших резалтов в стретгических бомбардировках?

dim999: Седов пишет: Возможность нанесения бомбовых ударов по глубоким тылам и промышленности противника при меньшей стоимости чем у того же ТБ-7. Фактически можно было бы вести воздушное наступление на Германию совместно с союзниками, что очень интересно. Ну вот мне и интересно: по сравнению с союзниками - проценты, если не доли процентов. С учётом менее продвинутой авионики вряд ли лучшей выучки пилотов - КПД ударов именно по глубоким тылам - стремится к нулю. Для работы по коммуникациям и оперативным тылам Ту-2 лучше. Смысл?

Sergey-M: dim999 пишет: Смысл? ну пока Ту-2 нет....

dim999: Sergey-M пишет: ну пока Ту-2 нет.... Так его нет потому, что нет мощностей. http://www.army.lv/?s=309&id=152&v=2#info И тратить мощности на производство машины мягко говоря сомнительной эффективности...

CheshireCat: cobra пишет: Ну и армейский накадзима Ха-45, есть по сути тот же флотский Хомаре,ставился на Ки-84, в серии с 1943, в боях с лета 1944 а прототип был когда создан? и скока времени прошло до серийного производства - вообчем та самая проблема как и с И-185.

cobra: прототип в 1942 г. А 1800 сильный Касей был в железе в 1942 г., и в рабочем состояниии.... Тоже с И-185 запустили бы с М-82 и постепенно доводили бы М-71, глядлишь к 1943 б довели.... А так вся политика НКАП в итоге - лажа оказалась в к 1945.....

cobra: CheshireCat пишет: вообчем та самая проблема как и с И-185. ТОка у Джапов в 1944 году истребители с 2000 сильтными движками вступили в бой в отличии от СССР

Седов: dim999 пишет: http://www.army.lv/?s=309&id=152&v=2#info Читаю. Первые выводы - Яковлев-вредитель. По пунктам - 17 июня 1941 года, всего за пять дней до начала войны, появился приказ НКАП №533: «Во исполнение постановления правительства от 10 июня 1941 г. приказываю: - начальнику 10 Главного Управления т.Тарасевичу и директору завода №18 т.Шенкману немедленно начать подготовку к постановке на производство самолета «103», исходя при этом из того, что завод №18 должен в 1941 году выпустить ..., а в 1942 году 1000 самолетов «103» и 400 самолетов Ер-2. О чем это говорит ? ИМХО о том, что в тот момент имело место четкое понимание того, что стране нужны легкие, средние и дальние бомбардировщики. Насчет легких опустим. Ту-2 явно планировался на замену СБ, а Ер-2 на замены ДБ-3Ф. Пропорции также видны - 1 к 2,5. Стране нужны были и те и другие самолеты. Ни о каком противостоянии туполевских и бартиньевских самолетов речь не идет. Приказом НКАП от 7 октября 1941 г. Туполев получил официальное назначение: «В соответствии с решением ГКО о постановке серийного производства самолета «103» на заводе №166 НКАП приказываю: назначить главным конструктором завода №166 тов. Туполева А.Н. /Шахурин/». Предельная важность самолета подтвержена на самом высоком уровне. Неожиданно руководство завода (директор Соколов) и ОКБ (главный конструктор Туполев) получило письмо, датированное 18 ноября 1941 г. (исх. №3591 с) от заместителя наркома А.С-Яковлева: «Предлагаю немедленно приступить к разработке технологии и рабочих чертежей, а также к изготовлению приспособлений и оснастки для серийного производства самолета «103-В» с моторами М-82 за счет средств, отпущенных на серийное производство. Калькуляцию представить на утверждение к 1 декабря». Руководители не успели еще обменяться мнениями по поводу полученного, как поступило второе послание от того же 18 ноября (исх. №3592с). В нем замнаркома сообщал: «Предлагаю приступить к проведению следующих работ: а) деревянный фюзеляж самолета «103-У», б) проект самолета «103-Д» -дальний вариант, в) убирающиеся лыжи на самолет «103-У» для чего: а) Главному конструктору тов. Туполеву А.Н. к Т.ХП.с.г. представить калькуляцию стоимости перечисленных работ, б) Директору завода т. Соколову Л.П. впредь до оформления финансирования этих работ ПЭО НКАП бесперебойно финансировать их за счет средств завода». Влазит Яковлев и сознательно усложняет введение Ту-2 в серию После начала производства Ту-2 на нем проявляются некие дефекты (разворот при посадке) и на 166ой завод посылается комиссия во главе с Поликарповым Осталось сказать несколько слов о ее председателе. У Николая Николаевича Поликарпова, его называли «королем истребителей», были непростые отношения с Туполевым. В начале 30-х годов Поликарпов возглавлял бригаду №3 в ОКБ Туполева. Руководитель ОКБ проводил жесткую политику по строительству только цельнометаллических самолетов. Поликарпов считал более правильным разрабатывать смешанные конструкции. Не соглашался он и с постоянным вмешательством Туполева в вопросы проектирования. В результате возникшего конфликта Поликарпов в ноябре 1931 г. был снят с должности начальника бригады. Его перевели на проверку проектов, анализ результатов статических испытаний, то есть отрешили от смысла жизни - конструирования. Николай Николаевич так оценил ситуацию: «Зажим в ЦАГИ, смещение в ноябре 1931 г., снятие программы (разведчики, истребители), вынужденное безделье до июля 1932 г.» Скажем прямо - воспоминания не из приятныx. И вот он уполномочен дать оценку конструкторской деятельности своему бывшему руководителю. Во главу угла Поликарпов ставит государственные интересы. НИКАКИЕ ЛИЧНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЗДЕСЬ РОЛИ ИГРАТЬ НЕ МОГУТ. Анализ возможностей «оступившегося» в самом начале пути Ту-2 рассматривается только с позиции интересов страны. Такой подход к делу, к сожалению, явление не частое. нужны комментарии ? А ведь Поликарпов в опале. С Яковлевым он не сработался и само назначение его главой комисии можно рассматривать как собственно яковлевскую интригу. Ну не думал он , что есть кто то не такой как он, кому дело важнее личных отношений. На этот раз не прокатило. Неожиданно, в начале четвертого квартала 1942 г., когда завод вышел на устойчивый ритм выпуска Ту-2, пришел приказ НКАП №763 от 10 октября 1942 г.: «В исполнение постановления ГКО в целях увеличения выпуска самолетов-истребителей, ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Директор/ завода №166 тов. Соколову: а) прекратить на заводе №166 производство самолетов Ту-2. Имеющуюся на заводе оснастку, приспособления и техническую документацию по самолету Ту-2 сохранить полностью; б) поставить на заводе №166 производство самолетов Як-9...6. Директору завода №381 т. Журавлеву: а) прекратить на заводе №381 производство самолетов Ил-2, б) поставить на заводе №381 производство самолетов Ла-5... /Шахурин/» Ну не мытьем так катаньем. Интрига с Поликарповым провалилась. Решили действовать прямо и топорно. Против лома, знаете ли, нет приема. А вот что пишет Шахурин об этой ситуации «...Полк Ту-2 направили на Калининский фронт для войсковых испытаний. Командующим авиацией фронта был в то время бывший начальник Летно-исследовательского института генерал М.М.Громов - человек, как уже говорилось, очень основательный и неторопливый в выводах. Почти каждый день я звонил по телефону командиру дивизии, в которой испытывались Ту-2, узнавал об их участии в боях. Мне отвечали, что летчики отзываются о самолете высоко, боевые и летные качества бомбардировщика хорошие, он не только метко поражает цели, но и успешно сражается с истребителями противника. А к Сталину никаких сообщений не поступало. То, что говорил я, его почему-то не убеждало. Положение на фронтах было в ту пору острым, а так как испытания затягивались, он стал настаивать на снятии Ту-2 с производства». Дальше в статье приводится соображение, что кто то препятствовал передаяи Сталину результатов испытаний. Я так думаю, что ни у кого вопросов по кандидатуре оного не возникнет ? Шахурин продолжает: Производство Ту-2 прекратили и начали готовиться к выпуску истребителей, как всегда, когда есть решение, в очень высоком темпе. А дней через двадцать приходит акт о фронтовых испытаниях туполевского бомбардировщика - объемистая прошнурованная книга с грифом «Совершенно секретно»... Оценка самолета очень высокая. Примерно часов в пять-шесть вечера меня вызвали к Сталину. Вхожу в кабинет. Сталин один. На длинном столе, покрытом синим сукном, лежит экземпляр акта испытаний Ту-2. - Оказывается, хвалят машину. Вы читали? - Да, читал. Зря сняли самолет с производства. И сколько я упреков от вас получил. - И все-таки Вы неправильно поступили, -вдруг сказал Сталин. - В чем? - Вы должны были жаловаться на меня в ЦК... В ЦК на Сталина, как нетрудно догадаться, не жаловался никто...» То есть кто то все таки подсунул Сталину результаты испытаний. Интересно кто ? Не Громов ли лично ? Он в сущности мог. Сталин очень любил своих первых героеев Советского Союза. А вот версия Яковлева: в апреле-мае 1942 г. положение с истребителями стало у нас постепенно выправляться Эвакуированные на восток заводы с каждым днем увеличивали выпуск машин. Кроме того, крупные наши заводы истребителей, расположенные на востоке страны и которым не пришлось эвакуироваться, значительно увеличили производство самолетов по сравнению с довоенным уровнем. А с бомбардировщиками дело все еще обстояло неважно, так как выпускающие их заводы, перебазированные на восток, пока еще не восстановили доэвакуационного суточного выпуска самолетов Пока все нормально. Но возникает вопрос - если так все плохо с бомберами, значит надо бы им особое внимание оказать. Уже в 1942 г. авиационная промышленность СССР превзошла германскую. В 1942 г. заводы Германии выпустили 14,7 тысяч самолетов, а заводы СССР - 25,4 тысяч Итак - к концу 1942 ни о каком истребительном голоде речь уже явно не идет. А ведь немцам надо было еще и на западе и в Африке воевать. Но бомберов все равно не хватает В апреле 1942 г. истребителей было столько, что Сталин поинтересовался, нельзя ли приспособить их под бомбардировщики. Итак истребителей уже столько, что их пора в бомберы переоборудовать. И тем не менее в октябре 1942 Ту-2 снимают с производства. Возникает две версии - 1. Истребители оказались столь хороши в роли бомберов, что было принято решение о снятии самого перспективного из них с производства 2. Личные амбиции Яковлева достигли такой отметки, что он просто не мог не мешать работать Туполеву, который до 1940 занимал пост который в настоящее время (осень 42) занимает Яковлев. Я думаю есть еще и фактор Сталина, который больше доверял молодежи, чем ветеранам. Которых числил вредителями. Смотрите - Поликарпов сидел, туполев сидел, Калинин расстрелян. А тот же Ермолаев при всесторонней поддержке Сталина продолжал доводить Ер-2 всю войну. И Яковлев благополучно проработал до 1950 на указанном посту.

Седов: Теперь по поводу Ар-2 Вот что написано в http://www.airwar.ru/enc/bww2/ar2.html В то же время в довоенный период совершенно не проводились серьезные исследования по поиску оптимальных форм и способов боевого применения авиации в современной войне. Вследствие этого, не получили должного внимания работы по определению оптимальных направлений развития авиации (состав и оргструктура боевых сил авиации) и анализу боевой эффективности самолетов различного типа в условиях будущей войны. Соответственно, не был определен облик (летно-технические данные и конструктивная схема самолета, число моторов, состав экипажа, состав вооружения и схема его размещения на самолете, необходимый размер боекомплекта и т.д.) перспективных боевых самолетов (истребителя, фронтового бомбардировщика, штурмовика и т.д.) и не были разработаны рекомендации по совершенствованию уже стоящих на вооружении ВВС КА самолетов. В свою очередь, отсутствие обоснованной концепции строительства ВВС Красной Армии привело к тому, что ни военные, ни руководство страны и НКАП накануне войны не имели ясного и четкого понимания, какими боевыми самолетами, в каком количестве и в каком соотношении необходимо оснащать ВВС КА. И самое главное, не было единства во взглядах по этим вопросам. В результате при принятии решений по созданию боевых самолетов нового поколения, а также по постановке на вооружение или снятию с вооружения ВВС того или иного самолета учитывались и сравнивались только некоторые показатели, характеризующие отдельно летные и отдельно боевые качества самолетов. Фактически все решения принимались Комитетом Обороны, УВВС КА и НКАП вслепую и большей частью без учета конкретной боевой обстановки, в которой придется воевать боевым машинам. Между тем, с точки зрения общевойскового командира важным является, не с какой скоростью летает, например, бомбардировщик, или какой у него потолок, а какой ущерб бомбардировщик может нанести противнику при выполнении конкретной боевой задачи в интересах наземных войск. То есть для общевойскового командира важными характеристиками бомбардировщика являются: вес и состав бомбовой нагрузки, эффективность применяемых авиационных средств поражения (авиабомбы, зажигательная смесь и т.д.) по конкретным целям, точность бомбометания и стрельбы. С другой стороны, бомбардировщик решает конкретную боевую задачу в условиях противодействия истребительной авиации и зенитной артиллерии противника. И с этих позиций важными являются: скорость, маневренность, потолок, эффективность оборонительного вооружения, боевая живучесть самолета и т.д. Очень интересное замечание. Особенно если сравнивать с политикой британского министерства авиации. Далее в статье приводится своего рода сравнение нескольких тогдашних пикировщиков Расчеты показывают, что в типовых условиях боев на восточном фронте при решении боевой задачи по уничтожению малоразмерных трудноуязвимых целей пикирующий бомбардировщик Ар-2 превосходил по эффективности бомбардировщик ББ-22ПБ почти в 5,5 раз, Пе-2 - в 1,4 раза, и немецкий Ju88A-4 - в 1,3 раза. При решении боевой задачи по уничтожению площадной слабо защищенной цели из всех серийных советских бомбардировщиков наилучший результат показывал опять же Ар-2. При этом Пе-2 "отставал" от Ар-2 в 1,3 раза, а ББ-22ПБ - почти в 2,5 раза. В то же время Ар-2 уступал "юнкерсу" по эффективности в этом виде "двоеборья" примерно в 1,3 раза Серьезной ошибкой является и прекращение серийного производства бомбардировщика Ар-2 в пользу запуска в массовую серию бомбардировщика Пе-2. Кажущийся основной недостаток Ар-2 - меньшая в сравнении с Пе-2 максимальная скорость полета - вполне "закрывался" за счет оптимизации тактики боевого применения пикировщика, лучшей организации взаимодействия с истребителями прикрытия и управления в бою, а также обучения летного состава бомбардировочных полков воздушному бою с истребителями противника одиночно и в составе группы. В этом убеждает пример летчиков люфтваффе, которые, имея ударные самолеты с посредственными летными данными, достигали высокой эффективности боевых действий главным образом за счет рациональной тактики их боевого применения, прекрасной организации взаимодействия со своей истребительной авиацией и с наземными войсками и хорошей летно-боевой подготовки экипажей. Главное, Ар-2 имел прекрасные взлетно-посадочные качества и был более доступен, чем Пе-2, для освоения молодыми сержантами военного времени. Как известно, Пе-2 совершенно не терпел высокого выравнивания -в этом случае гарантированно ломалось шасси. Подломленные на посадках "пешки" составляли в частях до 30% неисправных машин. В любом случае, Ар-2 на протяжении всей войны мог показывать лучшую боевую эффективность при решении любой боевой задачи фронтовой бомбардировочной авиации, чем основной пикирующий бомбардировщик ВВС КА самолет Пе-2. Но вот тут можно и поспорить. Если Пе-2 уже был запущен в серийное производство и начинается война, то стоит ли заморачиваться выпуском хоть и несколько более лучшего, но все таки не в разы бомбера, при том, что готовится к серийному производству Ту-2, который заметно лучше их обеих ? Тут не до жиру - быть бы живу. То есть - не будь Пе-2 в серии - Ар-2 был бы основным бомбером советских ВВС РККА в 1941-42, но Пе-2 уже был и в данном раскладе преимущество Ар-2 становится неочевидным. Резюме автора статьи - Явным аутсайдером при решении любой боевой задачи является ББ-22ПБ. Следует признать, что принятие на вооружение ВВС КА самолета ББ-22 в варианте бомбардировщика является грубейшей ошибкой УВВС, НКАП и Комитета Обороны. Реальной боевой ценности он не представлял, но сил и средств на его внедрение в серийное производство и освоение в частях было затрачено не мало. Что и требовалось доказать. То есть противопостовлять Ар-2 и Пе-2 конечно можно, но четко понимая контекст, а вот ББ-22 - просто отстой и свидетельство использования Яковлевым своего служебного положения. Кстати - ББ-22 был снят с производства еще до развертывания производства Пе-2. Не все в то время были карьеристами.

Седов: Если учесть, что ближний бомбардировщик Су-2 в условиях большой войны "по правилам" оказался не состоятельным как тип боевого самолета, а бронированный штурмовик Ил-2 АМ-38 - не в полном объеме отвечал требованиям современной войны, то приходится констатировать: боевой состав и вооружение ударной авиации ВВС КА накануне войны оказались в целом не соответствующими характеру и условиям боевых действий. С началом войны это обстоятельство в совокупности с недостаточным уровнем боевой подготовки летного состава частей и оперативно-тактической подготовки командного состава авиационных соединений и штабов, а также руководящего состава ВВС и Красной Армии привело к низкой эффективности авиационной поддержки своих войск и большим потерям от огневого воздействия противника. Оттуда же

Артем: Мда... Я не первый раз вижу, что альтернативные историки спорят по техническим вопросам так, словно у каждого из них по два инженерных диплома... Я бы относился ко всем представленным характеристикам самолетов осторожнее... В конце концов, кто сказал, что машина Поликарпова будет лучше, чем яковлевская? По моему, пока машина не пошла в серию, оценивать ее характеристики довольно сложно. А поскольку И-185 в серию не пошел.

cobra: Артем пишет: каждого из них по два инженерных диплома... один таки есть

Седов: http://www.airwar.ru/enc/bww2/opb5.html Еще одна история свидетельствующая об откровенном бардаке творившимся в НКАП в то время.

Max: Max пишет: Предлагаю, еще посадить на пару лет Лавочкина. Тогда Поликарпов доделает свой девайс Седов пишет: Panzer пишет: цитата: В теме про Яковлева - поставить Як2/4 в пример вредительства и растраты госсредств. Показать, что если бы он не брехал, что СБ переплюнет, то линия на модернизацию СБ сохранялась бы, и имели бы тот же Ар2 массово - отличнейшую машину. Всем говорящим о том, что Як-1 хорошоая машина - потребовать привести данные по воорушению (реальному, а не заявленному). Наезжающим на ЛаГГ - потребовать привести другую более эффективную машину для поддержки войск (не считая Ил2). Говорящим о том, что дескать Як-1 имел резерв для модернизации - попросить привести перечень элементов конструкции, перешедших без изменений с Як-1 в последующие машины. Попросить привести данные Яков на М105, а не М106. Сравнить количество стратегического сырья (того же дюраля), использованного в ЛаГГах и Яках. Сравнить массу ЛаГГ3 66 серии и Як1 (если кто хочет поговорить о "тяжелой машине" и о том, что из ЛаГГа ничего путнего не выйдет) Сравнить огневую мощь рабочей лошадки ЛаГГ с цацкой для фигуряния Як. Мудак, Яковлев, мудак. А ЛаГГ охаян незаслуженно. На ЛаГГах самое тяжелое время дрались. ОК. Вы меня убедили. На самом деле, я еще вчера просмотрел соображения Панцера и некоторых других товарищей, прошелся по истории вопроса и пришел к выводу, что Панцер прав :) Пусть Лавочкин делает ЛаГГ и ЛА, без них не обойтись.



полная версия страницы