Форум » Вопросы теории АИ и истории » Вопрос по ученым степеням и званиям » Ответить

Вопрос по ученым степеням и званиям

инженер-поручик: Коллеги, не поделитесь ли ссылкой, как в Российской Империи обстояли дела с учеными степенями и званиями. Когда введены, что за чем следует и т.п. Всю жизнь считал, что были магистр, потом доктор, но как-то натолкнулся, что Столыпин был выпущен кандидатом физ.-мат. наук.

Ответов - 47, стр: 1 2 All

sanitareugen: инженер-поручик Кандидат - звание, присваивавшееся при выпуске лучшим студентам, примерно советский "красный диплом". Давал преимущество при поступлении на службу (сразу поступали в чине 10 класса). Прочие студенты выпускались со званием "действительный студент", дававшим чин 12-го класса. Далее можно было защитить магистерскую диссертацию (по ней жаловался 9-й класс) и затем докторскую (8-й класс). Разумеется, после этого карьера могла продолжаться - звание давало только стартовую точку. В советское время звание доктора было сохранено, магистра упразднили (сохранилось в духовном образовании, не подконтрольном Наробразу), а звание кандидата стали давать после защиты диссертации, примерно соответствовавшей магистерсткой.

инженер-поручик: sanitareugen Спасибо! А с приват-доцентами и ординарными профессорами что?

п-к Рабинович: А это не звания, а должности в первую очередь. И "ложные друзья переводчика".

sanitareugen: п-к Рабинович Если быть точным, это и звания, и должности. Профессор - "учитель" - заведует кафедрой и читает важнейшие курсы. Разделялись на ординарных и экстраординарных, отличавшихся жалованием и правами по службе. До 1863 года существовали адъюнкт-профессора, помощники профессоров (в других учебных заведениях, помимо университетов, это звание сохранялось, например, в Академии Художеств). Уставом 1863 года было взамен него введено звание доцента ("учащий"), которое занимали преподаватели со степенью магистра. Было также введено звание приват-доцента, для которого степень была необязательна (исторически - приват-доцент это преподаватель, дающий уроки студентам в частном порядке за дополнительную плату, но в описанное время он получает жалование). Устав 1884 года приват-доцентом именует прежнего доцента.

п-к Рабинович: Я не спорю. Кстати, здесь (в Германии) сейчас - почти точно наоборот. "Доцент" - это не звание, а общее обозначение, как "преподаватель". Приват-доцент - это человек, защитивший второй диссер (хабилитат, "доктор наук" по-нашему"), но не имеющий (пока) профессорской ставки и, соответственно, звания. Получает право самостоятельно готовить аспирантов, но - забавно - не дипломников.

sanitareugen: п-к Рабинович В общем, надо уточнить эпоху и род учебного заведения - возможны варианты...

инженер-поручик: sanitareugen пишет: В общем, надо уточнить эпоху и род учебного заведения - возможны варианты.. Ну скажем вторая половина XIX века, университеты уровня питерского, московского, казанского и прочих.

п-к Рабинович: Тогда sanitareugen практически все изложил.

VIR: п-к Рабинович пишет: Приват-доцент - это человек, защитивший второй диссер (хабилитат, "доктор наук" по-нашему"), Одному из моих приятелей в Штатах надоело объяснять что такое докторская диссертация и степень (это было самое начало 90-х, когда русских еще мало было и американцы были почти без понятия), и он стал говорить "вторая диссертация". Пока не нарвался на вопрос:" А зачем вторая, первая плохая была что ли?"

sanitareugen: VIR Российская система учёных степеней опирается на европейскую её структуру. Так, степени доктора (эквивалентные нашему кандидату) и доктора хабилитат (соответствующую доктору наук) имеются в Германии. Ранее в европейских университетех употреблялись степени магистра и доктора, в точности воспроизведённые в Российской Империи. Что до США, то эти степени сохранились, изменившись в меньшую сторону, так что "магистр" (master of science) стало полноценным высшим образованием, в отличие от сокращённого.

VIR: sanitareugen пишет: Российская система учёных степеней опирается на европейскую её структуру Не европейскую, а именно немецкую. Еще в Дании есть доктора наук. Причем, пользуются большим уважением - королева устраиват чай для всех свежеиспеченных докторов. А вот про другие страны я не слышал

sanitareugen: Укрупненно и несколько огрубленно можно говорить о странах германской, французской и англосаксонской традиций.В странах германской традиции, таких как Австрия, Дания, Нидерланды, ФРГ, Финляндия, Швейцария, Швеция, после завершения в течение 5 - 6 лет высшего образования и получения звания дипломированного специалиста, иногда сопровождаемого ученой степенью бакалавра, лиценциата или магистра, что требует публичной защиты небольшой диссертации типа дипломной работы, молодые люди приступают к подготовке докторского цикла. Достижение высшей квалификации обычно занимает 2 - 4 года, включает в себя сдачу нескольких экзаменов в зачет углубленного изучения ряда общих и специализированных курсов, выполнение исследовательской работы, написание диссертации и ее публичную защиту. Это дает право на степень доктора. Кроме того, в этих странах существует институт присуждения наивысшей квалификации, свидетельством о наличии которой является ученая степень хабилитированного доктора (термин хабилитация происходит от латинского habilis - способный, пригодный к чему-нибудь). Однако присуждению степени хабилитированного доктора предшествуют 5 - 10 лет успешной научно- исследовательской работы после получения первой докторской степени. Страны французской традиции (Бельгия, Италия, Франция и др.) отличаются большой дробностью уровней высшего образования, в полной мере занимающего 5 - 6 лет чистого времени, и большой пестротой наименований ученых степеней. На уровне высшей квалификации, однако, и эти страны имеют степень доктора (2 - 4 года подготовки) или ее эквивалент - диплом совершенства. На уровне наивысшей квалификации имеются степени специального доктора или доктора исследований (не менее 2 - 3 лет исследовательской работы) и так называемая абилитация (5 - 10 лет). Страны англосаксонской или, лучше сказать, британской традиции (Англия, Ирландия, Канада, США, Турция, Шотландия и др.) имеют множественную и весьма сложную схему ученых степеней, восходящую к средневековой или имитирующую таковую. Сильно упрощенно можно сказать, что главным в ней является разбиение высшего образования на два цикла - общее (бакалавр - 2 - 4 года) и специализированное (магистр - 2 - 3 года), за которыми следует процесс получения высшей квалификации (доктор философии - 2 - 4 года), углубленные курсы, экзамены, диссертация. Степени, связанные с высшей квалификацией (доктор словесности, доктор наук), носят, главным образом, почетный характер и присуждаются на основании неформального рассмотрения научной, публицистической, общественной деятельности.

sanitareugen: Т.е. европейская традиция включает в себя степени, соответствующие высшей квалификации и наивысшей. Различия в том, присваивается ли наивысшая по той же процедуре (защита диссертации) как и высшая (германская система, использовавшаяся в России), по аттестации по итогам работ (французская система) или решением "по совокупности заслуг" (англосаксонская традиция).

VIR: sanitareugen пишет: Различия в том, присваивается ли наивысшая по той же процедуре (защита диссертации) как и высшая (германская система, использовавшаяся в России), по аттестации по итогам работ (французская система) или решением "по совокупности заслуг" (англосаксонская традиция). Что-то вы меня запутали. Высшая степень в англосаксонской системе - Ph.D, присваивается универом по результату защиты диссертации.

Duncan: А в Польше бельведерские профессора имеются. Можно сравнить с нашим профессором, утвержденным в звании ВАК.

sanitareugen: VIR Вы не вполне информированы. Высшая степень всё же Dr. Sc (и аналогичные), присваемая университетом "по совокупности научных заслуг" без защиты.

VIR: sanitareugen пишет: Вы не вполне информированы. Высшая степень всё же Dr. Sc (и аналогичные), присваемая университетом "по совокупности научных заслуг" без защиты. Может какие-то универы и делают такое - это их право. Но, ни одного американского Dr. Sc. я никогда не видел и никогда о таковом не слышал. Вот российские доктора пишут Dr. Sc. Но с очень малой надеждой на то, что американцы, без дополнительного и подробного объяснения, поймут о чем речь.

sanitareugen: VIR пишет: я никогда не видел и никогда о таковом не слышал Ключевое слово - я...

Опричник: Офф-топ конечно... В "Мастере и Маргарите" Коровьев называл себя бывшим регентом. Вы не в курсе о чем речь?

sanitareugen: Опричник Далее по тексту он, в качестве регента, организует хоровой кружок. Из чего следует, что регент он в смысле "руководитель хора", возможно, церковного (а "бывший" - потому, что церковь, в которой он руководил певчими, уже закрыта). Предположения о том, какое отношение имеет пение к рыцарям и слугам Сатаны, носят спекулятивный характер и строго обоснованы быть не могут. Тем не менее, как отмечали многие авторы (например, И.Л.Галинская) образ "фиолетового рыцаря, неудачно пошутившего о Свете и Тьме" может быть связан с разгромом альбигойцев (1209-1229, Прованс). В "Песне об альбигойском крестовом походе" сказано: A totz cels de la vila , car en Symos moric, Venc aitals aventura que 1'escurs esclarzic. (На всех в городе, поскольку Симон умер, Снизошло такое счастье, что из тьмы сотворился свет). (Симон - это командующий крестоносцами граф Симон де Монфор, убитый из камнемёта при штурме города) Понятно, что "превращение Тьмы в Свет", Зла в Добро противоречило как христианской, так и катарской догматике и было ересью со всех точек зрения, вероятно, даже и с точки зрения Сатаны (одно из значений слова fagotin - "еретик"). Что до "фиолетового рыцаря", то Французский историк XIX в. Наполеон Пейра, изучавший борьбу католического Рима с альбигойцами по манускриптам того времени, сообщает в книге «История альбигойцев», что в рукописи, содержащей песни рыцаря-трубадура Каденета, который состоял в свите одного из альбигойских вождей, он обнаружил в виньетке заглавной буквы изображение автора в фиолетовом платье Т.е. можно предположить, что "регент" он не в смысле "временный правитель", а "руководитель хора" или "певец".

VIR: sanitareugen пишет: Ключевое слово - я... Ну назовите вы хотя бы одного такого

Опричник: sanitareugen Спасибо за пояснение. Галинская - это действительно И не только в отношении Булгакова.

Max: В принципе, sanitareugen осветил историю вопроса в России совершенно верно. Позволю себе лишь пару замечаний по поводу нынешнего состояния дел на западе. 1. Степеней три: Бакалавр (обычно B.A. - где А - это art, но есть и другие), Мастер или Магистр (МА, стезой или без оной), Доктор (PhD, DS, DM). 2. Доктора и мастера бывают разные (зависит от специальности, места защиты диссертации и т.п.). Например, врачь, защитивший одну и ту же диссертацию, в одном месте будет доктором медицицины, а в другом - философии. VIR пишет: Что-то вы меня запутали. Высшая степень в англосаксонской системе - Ph.D, присваивается универом по результату защиты диссертации. sanitareugen пишет: Вы не вполне информированы. Высшая степень всё же Dr. Sc (и аналогичные), присваемая университетом "по совокупности научных заслуг" без защиты. Тут такое дело. Название степени обычно зависит от университета. Так, например, в моем университете присваевается только Ph.D, а в том, где защищалась моя жена - только Dr. Sc . BS - bachelor of sciense (вместо бакалавра искусств) в том же университете получила моя старшая доч, но поскольку вторую степень она делает в другом университете - название степени будет уже другим (помоему, МА). По совокупности работ можно получить только почетного доктора, что человека, на самом деле, доктором не делает, если он таковым уже не является. Другой разговор, что в ряде университетов разрешены защиты по трем статьям. Т.е., некто записывается в докторантуру, имеет научного руководителя, но вместо диссертации публикует в течении трех лет три статьи в научных журналах и представляет их к защите. К слову, защита, во многих университетах, как процедура отменена. Реально степень присваивается ученым советом (советом по докторским диссертациям) кафедры или факультета на основании двух - трех независимых отзывов (в хороших университетах европы принято посылать на отзыв заграницу). Университет в этом случае выполняет роль нотариуса, подписывающего документ. теза мастера - может быть большой и тяжелой, как диссер КН в СССР/России, а может быть маленькой (формат статьи). По некоторым таким тезам затем выходят статьи. По хорошему докторату должно выходить от 3 до 5 статей, если ничего не вышло - фуфло, если одна статья - середнячек (если конечно не суперном журнале), моя любимая ученица опубликовала шесть, но таких как она единицы.

Бивер: sanitareugen пишет: Кандидат - звание, присваивавшееся при выпуске лучшим студентам, примерно советский "красный диплом". Давал преимущество при поступлении на службу (сразу поступали в чине 10 класса). Прочие студенты выпускались со званием "действительный студент", дававшим чин 12-го класса. Далее можно было защитить магистерскую диссертацию (по ней жаловался 9-й класс) и затем докторскую (8-й класс). Всё правильно, одно уточнение - учёная степень не давала чин как таковой - работники образования не были включены в чиновную систему, на них не распространялись многие правила чиновной выслуги и тд. Они имели собственную систему защиты степеней и собственную служебную лестницу. В общем "учёный чин" был весьма урезан по сравнению с чинами военными и бюрократическими. Тот же действенный студент, после обучения получал 12 чин в одном единственном случае - если он поступал на государственную службу. Или на военную службу, где он бы имел преференции в продвижении. С профессорским составом несколько сложнее - всё зависило от университета - например в Московском университете учёный состав считался на действенной службе и имел реальные чины. А вот многие университеты, появившиеся после 1870х этого правила не имели.

sanitareugen: Бивер Опять же - надо смотреть конкретно. Университеты - имели известные автономии и, даже после урезания прав, сохранилась своя линейка "учёных званий". Средняя и начальная школы - обычные шкалы чинов (с несколько ускоренным продвижением; директор гимназии - действительный статский советник, как и губернатор...). Но при поступлении на службу были льготы по образованию. Без среднего - полагалось служить с неклассным чином (канцелярист, писец, губернский регистратор), впрочем, дозволялось "служить без жалования", т.е. чисто номинально. Гимназические образование давало право на присвоение сразу же 14-го класса, другие средние учебные заведения (иногда даже уездные училища) давали право на такой чин в некоторых ведомствах и местностях. Действительный студент - сразу принимался 12-м классом, кандидат - 10-м и т.п. (Например, можно вспомнить пушкинский Лицей - причём там льготы были больше обычных университетских, Пушкин, закончивший не из лучших, сразу был 10-го класса, а, скажем, Горчаков получил 9-й; впрочем, Николай льготы несколько урезал).

инженер-поручик: Коллеги, а вот какой вопросик. Постил его в теме про АИ Ульянова, но не получил ответа. В конце XIX века можно ли было получить в России экономическое образование. С соответствующей записью в дипломе. А то все более менее ризвестные мне экономисты того периода - по образованию математики - что Федоров, что Дмитриев. А если не в России, то где?

osman-pasha: как раз в конце 19 века стали появляться кафедры статистики, чаще всего на математических факультетах. оттуда и выросло высшее экономическое образование, хотя и возможно где то и на юрфаках возникло, данными не располагаю чтоб утверждать точно.

Бивер: инженер-поручик пишет: В конце XIX века можно ли было получить в России экономическое образование Можно, только это тогда называлось политической экономией (и обычно совмещалось с статистикой, как верно заметил коллега osman-pasha). Тот же Бунге был профессором в Киевском Университете и вел как раз лекции на кафедре политической экономии и статистики. Магистров там выпускали ЕМНИП с 1870х.

инженер-поручик: osman-pasha Бивер спасибо!

sanitareugen: Бивер После 1870-х в России открылось только два университета - Томский (1884) и Саратовский (1909). Оба они были в ведении МНП, и профессорско-преподавательский состав имел обычные чины. Не имели чинов сотрудники учебных заведений "с правами университетов" (Высшие Женские курсы, например), и других частных и общественных, которых в России в 1913 году было 54, студентов 52153 (государственных ВУЗов - 63, включая высшие военные, студентов - 71379).

sanitareugen: инженер-поручик В университете, на юридическом факультете. Согласно Обозрению преподавания на юридическом факультете Императорского Московского университета на 1914/15 учебный год в соответствии с утвержденными ранее учебно-методическими планами преподавание велось по предметам, разделяемым на основные и дополнительные . Государственное право относилось к числу основных предметов, среди которых значились также энциклопедия права, история римского права, история русского права, политическая экономия, статистика, история философии права, система римского права, финансовое право, церковное право, административное право, гражданское право, уголовное право, гражданский процесс, уголовный процесс, торговое право, международное право. Кроме того, были частные высшие коммерческие заведения, например Московский коммерческий институт (ныне Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова), созданный в 1907 году, как "Высшие коммерческие курсы", и в 1912 получивший права высшего учебного заведения. Аналогичные были созданы в Киеве, Харькове и пр. В Институте преподаются: I. На экономическом отделении Богословие, история хозяйственного быта и экономических учений, теория политической экономии, экономическая политика, наука о финансах, экономическая география, статистика, общая теория права, государственное право, административное право, международное право, гражданское право, торговое право, гражданское и торговое судопроизводство, уголовное право и процесс, история, счетоведение (бухгалтерия), высшая математика, финансовые вычисления, товароведение с технологиею, иностранные языки. В развитие и дополнение означенных предметов и в зависимости от разделения предметов преподавания на подотделы, на экономическом отделении преподаются специальные курсы по экономическим наукам (кредит и денежное обращение, биржи, банки, страховая экономия и др.), специальные курсы по различным отделам торгового права (морское, страховое, банковое право и др.), специальные курсы по изучению различных сторон торгово-промышленной деятельности (страховое дело, банковое дело, коммерческая корреспонденция, оценочное дело, транспортное дело, тарифное дело, железнодорожное дело, организация торговых и промышленных предприятий и другие курсы), дополнительные курсы по педагогике с ее историею и другим педагогическим предметам, по психологии и введению в философию, по местному хозяйству и самоуправлению, по фабричному законодательству, по общему землеведению, физике, химии, этнографии и проч. II. На отделении коммерческо-техническом Богословие, высшая математика, физика, механика, химия неорганическая и органическая, ботаника, товароведение, технология, общая теория права, государственное право, гражданское и торговое право, история экономических учений, теория политической экономии, статистика, экономическая география, счетоведение (бухгалтерия), финансовые вычисления, иностранные языки. В развитие и дополнение означенных предметов и в зависимости от разделения предметов преподавания на подотделы, на коммерческо-техническом отделении преподаются дополнительные и специальные курсы по различным отделам естествознания и техники, стоящим в связи с изучением предметов торгово-промышленного оборота, по кристаллографии и минералогии, зоологии, физиологии человека и гигиене, физиологии растений и бактериологии, технической микологии, машиноведению, электротехнике, черчению, устройству паровых котлов и организации средств предупреждения несчастий на фабриках и заводах, организации промышленных предприятий, транспорту и хранению товаров, консервированию пищевых веществ, а также по различным отделам экономических и юридических наук, педагогике с ее историею и другим педагогическим предметам, по общему землеведению и проч. Преподавание на обоих отделениях сопровождается обязательными упражнениями и практическими занятиями в учебно-вспомогательных учреждениях. Наконец, большое число экономистов получило первоначальное высшее математическое образование, затем поступив на службу по Министерству Финансов или частную в страховые общества, банки и т.п. (видимо, исходя из того, что математика имеет какое-то отношение к счёту ) Экономические курсы в программу физико-математических факультетов не входили, кроме общего знакомства с политэкономией, но в это время усилился интерес экономистов к математике ("предельная полезность" в неоклассической теории, балансовые подходы в экономике народного хозяйства [термин досоветский], методы типа Фурье в теории конъюнктуры и т.п.), так что могли быть и "приватные" занятия преподавателей, и экскурсы в рамках общематематических дисциплин, и исследовательские задачи (например, "теорию спекуляции" Башелье разработал в рамках написания математической диссертации).

sanitareugen: инженер-поручик Таким образом, в конце XIX века высшее образование по специальности "Экономист" в России получить было нельзя, можно было получить юридическое "по кафедре политической экономии" или "...статистики". Можно было стать магистром политической экономии и т.п.

sanitareugen: инженер-поручик пишет: А то все более менее ризвестные мне экономисты того периода - по образованию математики Просто математические результаты медленнее протухают. Работы по бюджетным обследованиям крестьянских семей сейчас интересны не экономистам, а исключительно историкам. А экономико-математические работы, к примеру, Парето, интересны и сами по себе...

инженер-поручик: sanitareugen Спасибо большое. Кстати, в Саратовском университете был один единственный медицинский факультет. Но отгрохали такой универ, что сейчас там ажно два вуза - универ классический и универ медицинский. В медицинском быть не довелось, только мимо проходил, а в СГУ в апреле повышал свою квалификацию.

Бивер: sanitareugen пишет: Бивер После 1870-х в России открылось только два университета - Томский (1884) и Саратовский (1909). Оба они были в ведении МНП, и профессорско-преподавательский состав имел обычные чины. Не имели чинов сотрудники учебных заведений "с правами университетов" (Высшие Женские курсы, например), и других частных и общественных, которых в России в 1913 году было 54, студентов 52153 (государственных ВУЗов - 63, включая высшие военные, студентов - 71379). Совершенно согласен с вами, что насчёт гос. университетов и чинов их сотрудников. Однако ваша цифра "63 гос. ВУЗа" включает в себя ещё и огромное колличество государственных институтов, в которых трудился многочисленный преподавательский состав. Именно о их я подразумевал, когда говорил о том, что в зависимости от устава преподаватели могли обладать/не обладать чином. Большинство "новых", после 1860-70х годов основанных институтов не имели в уставе указаний на действенную службу и полагающиеся чины. А вот старейшие институты - Санкт-Петербургский Технологический, Горный, Институт инженеров путей сообщения - имели.

sanitareugen: Бивер Ну вот раскидка по госВУЗам на 1913 Виды учебных заведений Число учебных заведений Количество студентов Университеты 10 35695 Юридические 4 1036 Востоковедение 3 270 Медицинские 2 2592 Педагогические 4 894 Военные и военно-морские 8 894 Богословские 6 1185 Инженерно-промышленные 15 23329 Земледельческие 6 3307 Ветеринарные 4 1729 Художественные 1 260 Итого 63 71379 Университеты - все в чинах, поскольку МНП. Востоковедение - также, поскольку МИД. Также и юридические (Минюст). Военные - разумеется. Художественное - Министерство Двора. Т.е. "безчинны" могут быть медицинские, педагогические, богословские, инженерно-промышленные и земледельческие. Ну, богословские - особая шкала, там либо церковные чины, лишь отчасти параллельные гражданским, либо вовсе иноверные исповедания. При этом относительно части медицинских (МВД), педагогических (МНП), инженерно-промышленных (Минфин и МПС) и земледельческих (удельное ведомство) точно известно, что преподаватели чины имели. Скажем, помимо названных - первый директор Императорского Высшего Технического училища Де-ла Вос был тайным советником, а его профессор Н.Е.Жуковский - действительным статским советником. Любое государственное высшее учебное заведение было структурным подразделением соответствующего министерства и его работники получали чины. Можно только говорить о том, что чины явно не указывались в Уставе, соотносясь с должностями (как то практиковалось в Университетах), поскольку преподаватели проходили службу, числясь непосредственно в министерстве, в Учебном отделе его. Кроме того, преподаватели могли числиться одновременно в двух и более учебных заведениях, получая чины по одному из них, или служить сверхштатно.

sanitareugen: инженер-поручик На конец XIX века в России есть только низшее и среднее коммерческое образование. Среднее коммерческое образование давалось в коммерческих училищах. Низшее коммерческое образование давалось в торговых школах, торговых классах, коммерческих курсах. Торговые школы в течение 2-3 лет готовили учащихся к занятию низших должностей в торговом деле. Торговые курсы, торговые классы также готовили слушателей к занятию низших должностей в торговом деле, но набирали на курсы слушателей разнообразного состава по возрасту, по положению, по предварительной подготовке. Коммерческие училища развивались в двух планах: семиклассные трехклассные. Семиклассные коммерческие училища давали общее и специальное образование. Трехклассные коммерческие училища давали только специальное образование. Учащиеся готовились к коммерческой деятельности, к занятию должностей бухгалтеров, контролеров, приказчиков в торговых делах. Целью коммерческих учебных заведений являлось дать учащимся те знания, умения, навыки, которые необходимы в предпринимательской деятельности, а также воспитать те нравственно-психологические качества, которые способствуют успешности в предпринимательской деятельности. Выпускники коммерческих училищ не имели свободного права на университетское образование. Свободу на право получения высшего университетского образования выпускники коммерческих училищ получили лишь в 1915 году. Наиболее полного развития курс коммерческого образования достиг в Рижском политехническом училище. Коммерческое образование, получаемое в этом училище, было ничуть не ниже того, какое давали высшие школы Коммерческого образования во Франции, Антверпене. В нем преподавались только специальные предметы, т.к. в число учащихся принимались лишь окончившие 6 классов общеобразовательных учреждений. Наряду с широкой постановкой преподавания основательно велась и практическая подготовка учащихся к их специальной деятельности. Рижское политехническое училище делилось на восемь отделений, из которых коммерческое имело трехлетний курс. Читались в нем: коммерческая география и статистика, коммерческая арифметика, конторское дело и счетоводство, политическая экономия, наука о финансах, энциклопедическая химия, история торговли, история народного хозяйства, торговое, вексельное, морское право, товароведение, энциклопедическая физика и коммерческая практика. Для сравнения: В Германии существовало три типа коммерческих школ: высшие средние низшие Для поступления в высшие коммерческие школы требовалось свидетельство об окончании четырехклассной гимназии или реального училища. Курс обучения был трехлетний. При некоторых школах открывались одноклассные курсы для окончивших средние учебные заведения и желающих слушать курс коммерческого образования. В средние коммерческие школы принимались ученики, окончившие общеобразовательные низшие училища. Курс обучения был два года. Такие школы обычно учреждались при городских училищах. Целью низших коммерческих школ было: - дать возможность молодым людям, находящихся на службе в торговых домах, приобрести необходимые для них сведения Во Франции высших коммерческих школ было всего семь, средних четыре, но курс коммерческого образования был разработан значительно полно. Особенно хорошо был поставлен курс высших школ. Для средних школ был издан весьма целесообразный нормативный учебный план и программы. Существовало много школ (коммерческих) для служащих. Коммерческие школы содержались за счет различных обществ, городов, частных лиц, правительство только в некоторых случаях давало субсидию. Высшие Коммерческие школы Франции имели двухлетний курс обучения. Наиболее широкое коммерческое образование давалось в Ecole des hautes e'tudes commerciales в Париже В Италии в 1886 г. коммерческих училищ (школ) было 18, в том числе три высших. Коммерческое образование давалось в технических школах и институтах. В институтах для этого существовали коммерческие отделения. Курс технической школы - 3 летний, а технического института - 4 летний. В коммерческих школах Италии существовало три отделения: Коммерческое (3-х летний курс обучения) Консульское (5-ти летний курс обучения) Педагогическое, готовившие к преподаванию в Коммерческих училищах с 5-ти или 4-х летним курсом обучения.

инженер-поручик: sanitareugen Рискну злоупотребить Вашим вниманием, но не владеете ли Вы информацией о Гоном институте конца 80-х годов прошлого века? Чье подразделение, чему учат и прочее. Было предложение отправить туда учиться альтернативного Ленина.

sanitareugen: инженер-поручик Совсем немного... Устав 1866 г. сделал его высшим специальным открытым учебным заведением. На основании этого устава в институте преподаются только горнозаводские науки и те, которые имеют с ними тесную связь. Курс преподавания пятилетний. В 1874 г. институт перешел в ведение министерства государственных имуществ. Вследствие накопления значительного числа студентов (с 83 чел. в 1867 г. оно возросло до 322 в 187 2/3 учебном году) прием учащихся в 1876 и 1878 г. был ограничен; прежнему поверочному экзамену дано значение конкурсного; позже прекращен прием вольнослушателей и установлена норма для приема лиц польского и еврейского происхождения. В последние годы принимается ежегодно 40-50 чел. В 1881 г. для учащихся введена форменная одежда, а плата за ученье повышена с 30 до 60 руб. в год. В 1889 г. введен новый учебный план с целью сообщения образованию, получаемому в Г. институте, более практического направления. Из предметов преподавания исключены ботаника, зоология и политическая экономия; преподавание всех теоретических курсов заканчивается на первых 4 курсах, а 5-й год посвящается исключительно упражнениям в составлении проектов по горному искусству, металлургии, прикладной механике, а равно производству проб и маркшейдерской съемке. В летнее время студенты предпринимают геодезические съемки, геологические экскурсии, посещения заводов и копей. В Г. институте преподаются: православное богословие, дифференциальное и интегральное исчисление, геометрия аналитическая и начертательная, сферическая тригонометрия, физика, неорганическая химия, механика аналитическая, прикладная и строительная, геодезия, кристаллография и минералогия, геология, петрография и учение о рудных месторождениях, палеонтология, черчение, технология металлов и дерева, искусства строительное, горное, пробирное и маркшейдерское, галлургия, металлургия, законоведение общее и горное, горная статистика, иностранные языки (технические переводы). В 1891 г. преподавание вели 9 профессоров, 6 адъюнктов и 12 преподавателей. Оканчивающие курс получают звание горных инженеров. Всех учащихся к 1 января 1892 года было 270 чел., в том числе 66 стипендиатов. При институте библиотека (более 28 т. названий), кабинеты: физический, геодезический, маркшейдерский, механический, минералогический, ботанический и зоологический, и лаборатории: пробирная и аналитическая. Обширный музей (открыт для публики) состоит из собраний минералогического и геогностического (в обоих свыше 87000 экземпляров русских и иностранных минералов и горных пород, преимущественно из русских месторождений), палеонтологического (свыше 37000 экземпляров иностранных и русских), технического (коллекция руд, заводских продуктов и изделий, свыше 8000 экземпляров) и модельного (около 600 моделей и 70 чертежей). Резкое изменение положения института произошло в 1866 году с принятием нового устава. Специальные предметы были разделены на два разряда: горный и заводской. В первом разряде впервые появляется самостоятельный предмет "Рудные месторождения". Его читал Н.П. Барбот-де-Марни – профессор кафедры геологии, геогнозии и рудных месторождений. В дальнейшем, однако, этот предмет вошел составной частью в курс "Геогнозия чистая и прикладная (о рудных месторождениях)". Эту дисциплину преподавали такие блестящие ученые, как академик А.П. Карпинский и профессор И.В. Мушкетов. Для получения звания профессора или адъюнкта, дающего право на чтение лекций, надо было защитить диссертацию и прочесть публично две пробные лекции. Например, тема пробной лекции А.П. Карпинского была "О жильных месторождениях медных руд на Урале" (1869), тема диссертации И.В. Мушкетова – "Материалы для изучения геогностического строения и рудных богатств Златоустовского Горного округа в Южном Урале" (1877). А.П. Карпинский составил первое в России пособие по рудным месторождениям. И.В. Мушкетов изучал угли и марганцевые руды в бассейне р. Риони. Устав 1866 г. сохранялся в силе до 1896 г., но и далее – до 1905 года – существенных изменений в работе института не было. В 1890 г. геология, а также геогнозия с учением о рудных месторождениях были сделаны предметами общими как для горного, так и заводского разрядов. В Положении 1896 г. в качестве обязательного для прохождения предмета значился курс "Геология и учение о рудных месторождениях". В учебном плане эти дисциплины фигурировали на 5-м курсе под названием "Геогнозия (практические занятия)" – 2 часа в неделю, "Рудные месторождения" – 1 час. Основные пункты нового Устава сводились к следующему: Горный институт является открытым высшим учебным заведением с преподаванием в нем только горных и связанных с ними наук. Принимаются в Институт воспитанники не моложе 16 лет. Слушателям предоставляется возможность на последних двух курсах “углублять свои познания в той или иной специальности”. Для преподавания в Институте, на 17 кафедрах, избираются профессора, адъюнкты, преподаватели. Уходят в прошлое маршировки, подготовки к парадам, военная муштра. Значительно повышаются требования к поступающим в Институт. Теперь необходимо было предварительно получить среднее образование. А это способствовало тому, что поступающие делали свой выбор вполне осознанно и по призванию. Перечень предметов, входивших в институтский курс по Уставу 1866 г., почти не изменился; были только включены в него занятия политической экономией как основой хозяйственной деятельности горной и горнозаводской промышленности. Больше внимания стало уделяться практическим занятиям: учащиеся выезжали в окрестности Петербурга для прохождения геодезической практики, отправлялись на реку Волхов для осмотра характерных обнажений на их берегах, знакомились с работой металлургических цехов Путиловского и Ижорского заводов. Возможность специализации в избранной области, пятилетний срок занятий и обеспечение многосторонних знаний внесли коренные изменения в постановку высшего горного образования, вернули Институту былую известность среди высших технических учебных заведений не только в России, но и за ее пределами. С 1896 г. Горному институту было присвоено имя Екатерины II в связи со столетием со дня ее смерти. Положение 1896 г. не подвергалось изменениям до 1904 г., когда был выработан Советом Института новый учебный план, вновь введены горный и заводской разряды; в 1905 г. установлена так называемая предметная система прохождения курса. Согласно этой системе изучаемые предметы распределялись по семестрам, а последовательность их изучения определялась Советом Института. Предметная система изменила также прежний порядок проверки успеваемости. Студентам предоставлялось право самостоятельно определять время сдачи экзаменов и сроки исполнения работ. В связи с этим срок пребывания в Институте был увеличен до 7 лет. В 1906 г. Совет Института постановил этот срок не ограничивать, чем вызвал значительное снижение успеваемости. Лишь пять процентов учащихся смогли в 1908-1909 учебном году окончить Институт. Учитывая последствия, связанные с предметной системой, Совет Горного института в 1912 году признал необходимым ввести обязательные зачеты и экзамены. Все это время продолжалось строительство новых корпусов института.

инженер-поручик: sanitareugen Спасибо большое. Получается, что альтернативного Владимира Ульянова в Горный институт отправлять не следует. В соответствующей теме ставлю вопрос о его образовании.



полная версия страницы