Форум » Таймлайны - База Данных » Мультирелигиозная Римская Империя » Ответить

Мультирелигиозная Римская Империя

Han Solo: Допустим, что все произошло к точности как в сюжете коллеги Редигера - и христианство не смогло сформировать единой и мощной организации "под ключ". Предположим, что и митраизм не смог занять эту нишу, ограничившись военной средой и частью сельского населения. Как вам "китайский" сценарий, где христианство играет роль буддизма, неоплатонизм - даосизма, но все местные религии существуют, хотя их функция сведена к обрядовой? Каждая из этих систем будет конкурировать и бороться друг с другом, в разные исторические периоды на первый план будет выходить то одна, то другая - но окончательной победы не будет ни за кем. Осталось подобрать соответствующее "конфуцианство"...

Ответов - 366, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

georg: Крысолов пишет: Объединение обоих культов. Хм. Предлагаю все таки Михаила переименовать в Митру. А что? Зато МЦМ в этом мире будет называтся Мир Скажут что Митра - личное имя, а Михаил - (по древнеееврейски "сила Господня") - второе имя-эпитет. Как Иисуса именовали так же Эммануилом. Крысолов пишет: На вотсоке у нас Валентиан I (аналог ВIII). Сами понимаете, что с Феодосием Младшим из РИ ему равнятся нечего. Как оно там будет вообще? Ну до 450 года за раздолбая императора правит его мать Галла Плацидия. ИМХО подберет себе в помощь стоящего деятеля, который сыграет роль Аэция. Надо покопаться в персоналиях. Кстати при Гонории муж Галлы Плацидии Флавий Констанций скорее всего будет изначально фактическим правителем. Родом он из Наисса, и скорее всего Феодосий здесь зашлет его на восток.

Curioz: Придёт Аттила и его объявят воплощением Аримана из колена Данова. Митрохристианское отечество в опасности! :)

Крысолов: georg пишет: Скажут что Митра - личное имя, а Михаил - (по древнеееврейски "сила Господня") - второе имя-эпитет Логично. georg пишет: Кстати при Гонории муж Галлы Плацидии Флавий Констанций скорее всего будет изначально фактическим правителем Поцапаются они со Стилихоном.


georg: Крысолов пишет: Поцапаются они со Стилихоном. Не обязательно. Допустим Феодосий сажает регентом на Востоке как в реале Руфина. Они цапаются со Стилихоном. Руфина валят как в реале и Констанций приходит к власти в консенсусе со Стилихоном. Либо как вариант - другого мужа Плацидии. Она в реале за Констанция не больно хотела. Но тогда и Валентиниан может уродиться не таким раздолбаем. georg пишет: Надо покопаться в персоналиях. Блин, затрудняюсь. Детерминизм какой-то полнейший. Ведь лучший полководец на Востоке к моменту смерти Гонория (423) - Ардабур Магистр, отец Аспара. В 421 он громит Бахрама Гура на Ефрате, в 423 его в реале посылали низложить узурпатора Иоанна в Италии и возвести Валентиниана. А его сын Аспар уже тогда известный военначальник, в 434 - консул, а к моменту смерти Плацидии явно будет наверху. Валентиниан зарежет его вместо Аэция?

LAM: Fenrus пишет: я все-таки увидеть храм Венеры через улицу от церкви Красиво, но мало реально. Платонизация (или точнее неоплатонизация, плотинизация) христианства полным ходом шла и в реале. Но до почитания языческих богов дело не дошло, и альтернатива, в которой дело доходит до этого, мне реальной не представляется. georg пишет: инкорпорация языческих богов в состав "небесной иерархии" - дело техники. Это называется "Гладко было на бумаге,но забыли про овраги" В теоретическом богословии это может и возможно, но если дело дойдёт до религиозной практики, ничего долгосрочного не получится. Воинствующее христианство сформировалось на противостоянии языческим культам, и требование, или даже просто дозволение христианам почитать языческих богов будет воспринято базисом христианских общин, как отступничество Те "ноовообращённые" под государственным давлением, которые не разорвали с представлениеями языческой религии, руководящей роли в общинах, к счастью, играть не могут. (Если смогут, от христианства мало чего останется). Культ императора - это дело другое. Он то как раз христианизироваться может и фактически христианизировался в реале, изменив свою форму. Но это не альтернатива. georg пишет: реформа языческой религии с включением Иисуса Христа в её пантеон на очень высокое место. А какое дело будет до этого христианам? Если христианство такое же как в реале - чего доброго еще воспримут как богохульство. Да, так и воспримут. Но если эта реформированное язычество будет возглавлено харизматическими деятелями и поддержано государственной властью, оно сможет "фундаменталисткому" христианству противостоять

Крысолов: georg пишет: Не обязательно. Допустим Феодосий сажает регентом на Востоке как в реале Руфина. Они цапаются со Стилихоном. Руфина валят как в реале и Констанций приходит к власти в консенсусе со Стилихоном Красиво. Пожалуй так и сделаем. georg пишет: Валентиниан зарежет его вместо Аэция? Черт! А ведь верно! А Каталаунские поля у нас будут под Адрионополем!

georg: LAM пишет: Те "ноовообращённые" под государственным давлением, которые не разорвали с представлениеями языческой религии, руководящей роли в общинах, к счастью, играть не могут. (Если смогут, от христианства мало чего останется). Еще как могут. Я уже писал: georg пишет: Именно к этом времени наиболее непримиримая часть христиан (они условно могут быть названы "пуристами") оказалась отделенной от церкви в рамках серии последовательных расколов (монтанисты, новациане, донатисты), а приток новообращенных, с весьма неустойчивым мировоззрением и смутным понятием о доктрине христианства, объективно способствовал торжеству даже тех компромиссов, которые были бы немыслимы для христиан в более ранний период. Без Диоклетианова гонения неизвестно, кто окажется "базисом христианских общин". Хотя послание Павла к Тимофею вроде бы запрещает ставить епископов из новообращенных, но в III веке времена изменились. georg пишет: К началу IV века складывается традиция избрания епископов из знатных христиан-куриалов, которые имели возможности и связи для отстаивания интересов общины перед властями. В окружном послании Первого Вселенского собора говорится: «по кончине кого-либо из епископов на его место может быть возведен и новообращенный, если только он будет того достоин и народом избран». Епископами новообращенных выбирали в IV веке сплошь и рядом, если те занимали высокое социальное положение. Как например в Кирене христиане избрали епископом известного неоплатоника Синезия, хотя тот заявил, что не собирается расставаться ни со своими убеждениями, ни со своей женой. Причина - знатный и богатый Синезий мог отстаивать интересы города в самом Константинополе. В Галлии чуть ли не во всех городах епископами были новообращенные из сенаторов. Примеров можно привести и куда больше, стоит только порыться. Кстати в реале процесс обратного преодоления вышеописанных языческих влияний в Церкви пошел уже в V веке, а именно когда Феодосий Великий, стремясь пресечь уклонение куриалов отгосударственных обязанностей, издал указ, в котором было предписано епископам брать в клир если в этом имелась необходимость, монахов, а не куриалов (а они понятно куда погнули). Но в данной АИ будет уже поздно, да и подобный указ не появится. georg пишет: Общим местом для таких церковных авторов как Арнобий, Юлий Африкан и Марий Викторин является их тяготение к трактовке бытия языческих богов как небесных сил низшего порядка по отношению к христианскому Богу-Вседержителю, вместо отрицания этого их бытия как такового. Юлий Африкан так даже жил еще в III веке и был другом Оригена. А никакого "государственного давления" для обращения при Константине небыло. Но обращение шло массовое. LAM пишет: или даже просто дозволение христианам почитать языческих богов Никто не просит почитать языческих богов. Почитаются силы небесные. Да, язычники чтут их как богов, и хотя чтут неправильно, Господь в великом милосердии своем уделяет и им кроху благодати. Непримиримые уйдут в раскол, аналогичный монтанизму. Можете их и назвать "фундаменталистским христианством". Но они быстро маргинализируются и со временем будут там же, где монтанисты, новациане и компания.

georg: Крысолов пишет: Черт! А ведь верно! Картина маслом: Ардабур и Патрикиол с гвардейцами Аспара штурмом берут дворец, режут императора-дегенерата и кто-то из них вступает на трон, женившись на любвеобильной сестре Валентиниана Гонории.

Крысолов: georg пишет: Ардабур и Патрикиол с гвардейцами Аспара штурмом берут дворец Вы думаете Валентиан такой дурак, что убьет Аспара, не устранив заодно его сына? С другой стороны, сколько Ардабуру Малдшему в 454 году лет? Могут посчитать безопасным.

georg: Крысолов пишет: сколько Ардабуру Малдшему в 454 году лет Не знаю точно. Но был консулом уже в 447.

Крысолов: georg пишет: Не знаю точно. Но был консулом уже в 447. Хм. Тогда видимо Валентиан совсем идиот. В принципе вероятно, убил же он Аэция и не провел затем чистку охраны... Тогда очень интересная петрушка на Востоке выходит. Готская династия, хм... Вопрос с Аттилой. Где Аэций? В случае правления на Востоке Констанция III и Ко внешняя политика Византии может быть иной и военного противостояния с гуннами будет больше. Если Аэций будет и в этом мире, то как бы не перенаправили Аттилу на Восток...

georg: Крысолов пишет: Тогда очень интересная петрушка на Востоке выходит. Крысолов пишет: Готская династия, хм... Судя по обращению Синезия к Аркадию с требованием убрать варваров из армии - обчественность не поймет и не воспримет полу-алана полу-гота. Незнаю.. Да, кстати. Если он как Аэция грохнет Аспара в 450ых - он идиот в кубе. Гунны еще угрожают империи, они и после Недао отступили на нижний Дунай, где в реале Аспар добил их в 469 и привез в Константинополь голову Денгизиха. Если Аспар убит - еще и готы в Мизии могут взбунтоваться.

Крысолов: georg пишет: Если он как Аэция грохнет Аспара в 450ых - он идиот в кубе Тут еще надо чтоб его кто-то настрополил. А так вполне может убить - типа Аттила умер, уже не страшно... georg пишет: Гунны еще угрожают империи, они и после Недао отступили на нижний Дунай, где в реале Аспар добил их в Это как раз некритично. georg пишет: обчественность не поймет и не воспримет полу-алана полу-гота. Незнаю.. Вот и я так думаю. Впрочем Ардабурий вполне романизирован. На худой конец Маркиана какого найдут.

georg: Крысолов пишет: Где Аэций? Поскольку ФеодосийI в Риме, а отец Аэция Гауденций командовал войсками в Италии на момент смерти Феодосия - Аэций на Западе. Полководец Феодосия Младшего. Крысолов пишет: Если Аэций будет и в этом мире, то как бы не перенаправили Аттилу на Восток... ИМХО вряд ли. Византия уже платит дань и уступила придунайские земли. Западная империя слабее, но не платит ничего. Не будет Гонории - найдется другой повод.

georg: Крысолов пишет: Впрочем Ардабурий вполне романизирован. Сенатор в 3 поколении. Пожалуй. По поводу Запада - надо решить раньше. ФеодосийII умрет как в реале в 450. Сыновей нет. Вот и момент для вторжения Атиллы и момент удобный - поддержит какого-нибудь претендента. Хм. А почему бы в данной АИ не женить Аэция на Пульхерии еще при жизни Феодосия? Он с 390 года, она с 395, аскетическими идеалами она здесь вряд ли увлечется. И Аэций тут не женится на вдове Бонифация - без вандалов в Африке Бонифаций может прожить еще долго. А как хорош будет император Аэций на Каталунских полях.

georg: Предлагаемый ход событий до 451. Гонорий умирает в 423. После смерти Гонория императором Западной империи был провозглашен шестилетний Валентиниан III, формально находившийся под опекой матери Плацидии. Однако "эта неспособная интриганка попала под влияние полководца Ардабура, варвара по рождению, быстро выдвинувшегося благодаря своим способностям и беззастенчивому честолюбию". На протяжении многих лет. от 423 г. до 444г., Ардабур был единовластным правителем империи. «Он получил титул патриция, три раза получал звание консула, ему было вручено главное начальство над всеми военными силами империи. Он ими ловко пользовался прежде всего для защиты государства». Правивший в это время на Западе империи Феодосий II проводил свое время в рисовании, в раскрашивании или переписывании рукописей, за что получил прозвище «Каллиграф»...». Его сестра Пульхерия (в данной АИ и не подумавшая давать обет девственности) захватывает влияние над братом, выходит за Аэция, провозглашенного кесарем, и эта пара правит на Западе. На востоке после смерти Ардабура в 444 Валентиниан берет власть в свои руки, а правящим министром становится какой-нибудь евнух. Пусть даже Хрисанф, почему бы и нет. Аспар полководец, но к власти Валентиниан его не подпускает. Как и в реале в 437 г. Валентиниан прибыл в Константинополь, чтобы обвенчаться с Евдокией, единственной дочерью императора Феодосия. Не в силах сдержать движение Аттилы, Валентиниан «пошел на уступки, заплатил единовременно 6 тыс. фунтов золота и, признав себя вассалом гуннского хана, согласился на уплату ежегодной дани в 700 фунтов золотом и уступил часть территории». После смерти Феодосия Аттила двинулся с Востока на Запад, и Аэций был принужден вступить с ним в борьбу. Битва на Каталунских полях.

Крысолов: georg пишет: А как хорош будет император Аэций на Каталунских полях Пять баллов. ТАк и запишем. А это. Как же он Италию в 452 защищать будет?

georg: Крысолов пишет: Как же он Италию в 452 защищать будет? Ну здесь у него ресурсов больше - неразоренные Испания и Африка в руках. ИМХО сумеет подольше удержать гуннов в Альпах. В Италию скорее всего прорвутся, может и Милан возьмут, но потерь больше, затем как в реале в гуннском войске эпидемия и мир. А затем смерть Атиллы.

Крысолов: Хорошо. Гензерих в нашем мире погибнет на Каталаунах? Теперь вопрос. Отношения Запада к Британии? Бросят на произвол судьбы? Самое интересное начнется после Каталауна. Гуннская угроза ликвидирована. Куда пойдут варвары? Испания за Пиренеями, однако. византии надо куда-то спровадить остготов. Тут такой момент. Кто кого переиграет. Ибо если Византия не сможет направить Теодориха в Италию, то что тому останется делать? Как бы не основал государвтсо в Паннонии...

georg: Крысолов пишет: Как бы не основал государство в Паннонии... Варант1 - вся братва после Недао оседает на руинах гунского царства (остготы в Паннонии, Гепиды на Тиссе, лангобарды на Мораве и Ваге). Остготы ходят в набеги на Балканы до Фессалоники и в Италию, обе империи в свою очередь взыкают на них гепидов и лангобардов, и так радостно до прихода аваров. Вариант2..... Что на Западе. Аэцию уже почти 60, умрет ведь очень скоро. А детей ЕМНИП небыло

Крысолов: georg пишет: Вариант2..... И что? КАК Византия натравит туда готов? Впрочем возможен вариант Алариха. Византия с Гесперией разругались. Теодорих произносит знаменитые слова "Чем гуще трава, тем легче ее косить" и берет Рим в 488 году А вот потом. Император либо бежит в Карфаген, либо отправляет готов в Испанию. Это будет зависеть от того, укрепились ли Вандалы в Аквитании или нет. Если укрепились, то после Каталауна и особенно смерти Аэция они потихоньку приберут Испанию к рукам. А Теодорих не дурак лезть в Испанию если уже есть Италия.... Да, красивая картинка. Вопрос. Как поменяется геополитика когда на сцену выйдет Хлодвиг? Тут еще и вопрос с христианизацией франков возникает

georg: Крысолов пишет: И что? КАК Византия натравит туда готов? В Константинополе получается нечто близкое к реалу. Валентиниан, родившийся в 419, проживет где-нибудь до 470ых. Детей у них с Евдоксией небыло до 36, скорее всего и не будет. Вопрос наследования. Аспар очень силен. Может начать давить как в реале. Ардабур становится кесарем. Далее вопрос - либо Валентиниан уступает, и в Византии воцаряется готская династия, либо режет Аспара и Ардабура опираясь на исавров, и тогда его преемник - наш старый знакомый Зенон, тогдашний лидер исавров. В случае воцарения Аспаров они просто могут назначить Теодориха по братски наместником Италии с признанием единственым императором того что в Константинополе. В противном случае придется им платить (как писал Гумилев "готские гвардейцы держали в своих руках столицу и заставили Льва I выплачивать ежегодную стипендию не только себе, но и своим паннонским сородичам."). А к чему деньгами, если можно Италией? В случае Зенона - готы враждебны, грабят Балканы и нужно как-то решать вопрос. Зенон в реале решил его отправив готов в Италию. Правда здесь Запад сильнее, и у Зенона есть альтернативный вариант - союз с ним против готов. В этом случае Теодорих может завоюет Норик, но не более. У Аэция детей нет. Вопрос придется решать усыновлением. Его лучший военначальник - Юлий Майориан. "В феврале 457 г. он возвел Майориана в звание начальника конницы, а в апреле провозгласил его императором (Гиббон: 36). По свидетельству Прокопия, Майориан превосходил своими достоинствами всех императоров римлян, правивших на Западе (Прокопий: «Войны Юстиниана», 3; 7). Приняв имя Августа, он прежде всего простил населению все недоимки за прежние годы и постарался уменьшить произвол чиновников, собиравших налоги, так как знал, что их злоупотребления стало тягчайшим злом для всех подданных. Императорскую власть в провинциях, превратившуюся в чистую фикцию, он укрепил и сделал более действенной. Так он одержал победу над королем готов Теодорихом и заставил население Испании и большей части Галлии считаться со своей волей (Гиббон: 36). Приск пишет, что Майориан заключил союз с готами, занимавшими Галлию, и присоединил окрестные народы частью силой оружия, частью силой убеждения (Приск: 21). Вслед за тем он стал готовиться к войне с вандалами, чтобы отомстить им за жестокое разграбление Рима. К этому времени римляне уже не имели своего флота, и Майориану пришлось затратить не мало усилий, чтобы вновь приучить их к морским походам. В Апеннинах была начата заготовка корабельного леса, а по всей империи объявлен сбор пожертвований. В короткий срок в карфагенской гавани в Испании было собрано триста кораблей. Но этой армаде так и не суждено было увидеть берегов Африки. Вандальский король Гизерих внезапно напал на римский флот, частью захватил, частью сжег много кораблей. Источники говорят, что успех вандалов стал возможен благодаря предательству римских полководцев. Очень вероятно, что Майориан был предан самим Рицимером, увидевшим угрозу в возросшем могуществе императора. В августе 461 г. близ Тортоны в варварских легионах вспыхнул мятеж, поддержанный Рицимером. Майориан вынужден был отречься от престола. Через пять дней после этого он скончался — по одним сведениям от дизентерии, по другим — от рук палача". Здесь Майориан не зависит от Рицимера и процарствует дольше. Теодориха он в реале бил. Но что будет после него - полный мрак. Таймлайн встает. Хорошо бы конечно как то сохранить Западную империю с Италией, Испанией и Африкой до Юстиниана. Который назначит августом Запада Велизария

Крысолов: georg пишет: Константинополе получается нечто близкое к реалу. Валентиниан, родившийся в 419, проживет где-нибудь до 470ых. Не доживет. Он не интриган. Тупо грохнет Аспара, а потом его зарежут. А вот тут интересный вопрос. Выходит что "римская партия" уходит в оппозицию. Вот те смаые сенаторы и юудут взращивать исавров. Дело может кончится небольшой гражданской войной, кстати. georg пишет: Теодориха он в реале бил. Но что будет после него - полный мрак. Хм. Усыновит кого нибудь... Но Галлию от варваров он не очистиит, ИМХО. georg пишет: до Юстиниана. А он будет? Без Анастасия Юстиниану не светит. А Анастасий - возможен только с случае победы чисто римской партии... georg пишет: Который назначит августом Запада Велизария Этот не назначит. Итак идея с отправкой Теодориха в Италию мне нравится. Типа очередное обострения Запада и Востока. Хм. Только раньше 70-х вряд ли готы пойдут в Италию. у них у самих война двух Теодорихов.

georg: Крысолов пишет: Тупо грохнет Аспара, а потом его зарежут. Поскольку Ардабур скорее всего гибнет вместе с отцом, то в случае победы готов на трон сядет Патрикиол. А... а ему наследует его сын Виталиан, если готы удержат власть. Что ж, тоже неплохо, полководец стоящий. Но после его смерти где-то в 520 род Аспара пресекся. Если в вышеуказанной "гражданской войне" Патрикиол власть не удержит и его выкинут из Константинополя исавры - позовет Теодориха на Балканы. И вместо Италии готы засядут в Иллирике и Мизии примерно в размерах будущего Болгарского царства. А выковыривать их оттуда будут впоследствии славяне. Славяно-германские войны на Дунае Запад. ТеодорихII вестготский начал походы в Испанию против свебов, по прямому приказу императора Авита, а не по собственной инициативе. И сами римляне пропустили готов через Пиринеи. А его преемник Эрик приватизировал край, воспльзовавшись вакуумом власти в Риме. Здесь никаких свебов нет. ИМХО если Теодорих в Италии, Гесперия остается в составе Испании и Африки и со столицей в Картахене. Пиринейский рубеж можно держать руками басков. А в Галлии Сиагрий. Семтиманию и Прованс в этом случае вандалы конечно подберут. Если Теодориха в Италии нет - империя Испанию тоже не теряет.

Крысолов: georg пишет: Патрикиол Напомните, Патрикиол кто? georg пишет: Если в вышеуказанной "гражданской войне" Патрикиол власть не удержит и его выкинут из Константинополя исавры - позовет Теодориха на Балканы. Исавры - это 470-е... Тут надо подумать. Если у власти готы - то никто исавров в схолы брать не будет. Значит только в армиях у магнатов. Но кто им разрешит-то? Вероятнее всего какой-то мятеж в провинции. Как при Зеноне. Но я сильно не уверен, что император потеряет столицу...Раз так - смысл особого миндальничанья с готами не вижу. georg пишет: ИМХО если Теодорих в Италии, Гесперия остается в составе Испании и Африки и со столицей в Картахене. Пиринейский рубеж можно держать руками басков. А в Галлии Сиагрий. Семтиманию и Прованс в этом случае вандалы конечно подберут. Где-то так. Сиагрия снесут франки. Черт! Тут такая тема - верный федерат империи Хлодвиг наводит порядок в Галлии!

georg: Крысолов пишет: Напомните, Патрикиол кто? Второй сын Аспара. А Виталиан - сын Патрикиола. В РИ при Анастасии был наместником Мизии и предводителем местных федератов. Дважды поднимал мятеж за православие против монофизитской политики Анастасия, громил имперскую армию и осаждал Константинополь, заставляя Анастасия принимать свои требования. В конце-концов Анастасию удалось подослать к нему убийц. Итак, сухой остаток. Где-то в 460 Валентиниан режет Аспара и Ардабура, после чего готские гвардейцы режут его самого и сажают на трон Патрикиола. Мятежи в провинциях давятся. По отношению к национальным чувствам ромеев проводится взвешенная политика. На западе - краткий взлет при Юлии Майориане, застроившем федератов в Галлии. После его смерти - бардак. Власть берет лидер варварских легионов Рицимер, сажая марионеточных императоров. Сиагрий откалывает Галлию, в варварских корлевствах - парад суверинитетов, бургунды захватывают Виенну, Вандалы - Семтиманию и Прованс. Патрикиол назначает Теодориха экзархом Италии. Теодорих берет Равенну и наводит порядок. В Испании провозглашен новый император Гесперии. Остготы расселяются в долине По и начинают походы на Запад. Поскольку готы в данной АИ православные, эксцесов нет. В это же время Хлодвиг разбивает Сиагрия и получает из Константинополя патент консула и экзархат в Северной Галлии. Теодорих и Хлодвиг совместными усилиями бъют бургундов и делят их королевство по Лион. Затем начинается упорняя война союзников с вандалами, которые впрочем обречены. В начале 500ых после смерти Патрикиола на трон вступает его сын, молодой талантливый полководец Виталиан. Он женится на дочери Теодориха Амаласунте (и поскольку сыновей у того нет, остготы примут его власть как власть наследника Амалов). С помощью Теодориха Виталиан организует морскую экспедицию и захватывает Карфаген, посадив там своего наместника. В Испании правит император из местной римской знати. К 510 вандалы завалены и Теодорих делит их территорию с франками (Лангедок и Овернь к Италии, собственно Аквитания франкам). После смерти Теодориха Виталиан наследует его власть на Западе и довершает восстановление Империи победоносным походом в Испанию. Империя восстановлена мечами готов

georg: Далее. К концу V века происходит стабилизация христианской доктрины. В основном –догматически – это православие. Трактовка Троицы Оригеном в ходе соборов откорректирована и совпадает в общем с трактовкой Василия Великого. Основные отличия – «христианизированы» богословы древности – Платон, Сократ, Пифагор, Орфей. Они объявлены «христианами до Христа», прозревшими божественные откровения, и практически приравнены к ветхозаветным пророкам. Умопостигаемые сущности неоплатоников, а именно 4 триады «богов» Прокла введены в христианское мировоззрение в качестве херувимов и серафимов. При этом, понимая функции этих небесных сил так же, как неоплатоники, христиане решительно отмежевались от богов как персонажей мифологии. Впрочем, и здесь была лазейка – боги мифологии отождествлялись с Силами, причем мифологические сюжеты трактовались аллегорически (подобно тому, как аскетические богословы аллегорически толковали Песнь Песней), и это допускалось как не противоречащее догматике частное богословское мнение. Отношение к язычникам было разным. Оргиастические культы однозначно осуждались как бесослужение. Теургию же неоплатоников христиане рассматривали как религию Трисмегиста, Орфея и Платона. Иными словами – как «Ветхий Завет эллинов». Поскольку неоплатонические язычники придерживались «ветхозаветной религии», когда имелась «новозаветная», отношение к ним ортодоксальных христиан до некоторой степени было аналогично ранневизантийскому отношению к иудейской религии. В реале в Византии церковные деятели распинались в полемике против иудаизма и вместе с тем настаивали на том, чтобы евреям позволено было жить в соответствии с законами их религии. Таковые же отношения сложились с язычниками-неоплатониками. Но в отличии от отношений с иудеями не было элемента племенной вражды. Шли богословские диспуты и литературная полемика, но явной вражды не было и на бытовом уровне шло нормальное восприятие друг друга. Язычники служили в администрации, армии и при дворе, преподавали в академиях. Со ссылкой на апостола Павла допускались и смешанные браки. Аскетическая направленность выражена гораздо слабее реала, акцентируется внимание на обязанностях перед обществом и государством. Женатые епископы скорее правило, чем исключение. Количество монашествующих гораздо меньше реала. Раскол, произошедший в Церкви при принятии в состав предания «Ветхого завета эллинов» произошел в значительной степени по национальному признаку. Если в Греко-римских провинциях общины непримиримых были немногочисленны, и вскоре оказались там же, где новациане и донатисты – на свалке истории, если Александрия Египетская стала главным центром синтеза, в арамейской Сирии все оказалось совершенно иначе. Сирийское христианство было миром в себе, чья культура резко отличалась от культуры, находящейся в границах римской ойкумены, - культуры вырабатывающегося синтеза между христианством и эллинизмом. Все епископы великого имперского города Антиохии были грекоязычными, но подавляющее большинство населения страны говорило на сирском. В сирийском христианстве существовала древняя традиция христианской учености, никак не связанная ни с греческой, ни с латинской традицией, а коренившаяся в иудейских синагогальных школах. Греческая философия в большей степени отвергалась, чему способствовал и подъем арамейского национализма, отбрасывавшего все греческое. Появление «Ветхого завета эллинов» было расценено подавляющим большинством христиан-арамеев как впадение в ересь. Положение усугубили христологические споры и произошедший при Валентиниане монофизитский раскол. Монофизиты быстро сблизились с непрмиримыми и образовали единую «сирскую» церковь, руководимую фанатичными харизматическими лидерами. Сирия надолго стала головной болью императоров.

georg: Отдельным феноменом, оказавшим большое влияние на культуру империи (ибо здесь готы не отделены от нее арианским барьером), оказалось христианство инкорпорированных империей готов, в начале VI века фактически превратившихся в военное сословие Запада. Сама фигура Христа, являвшегося сначала в светлом облике «божественного сына», погруженного затем в ужасное таинство смерти, а затем воскресшего и вознесшегося на небо, изначально представлялась гордым соотечественникам Ульфилы вполне приемлемой и близкой по той причине, что Христос на кресте действительно до боли похож на Вотана, повешенного на Мировом ясене Иггдрасиле, и на невинного Бальдра, чью смерть горько оплакивают боги. В христианство готов сразу же вписался ряд понятий воинственного германского народа. К тому же в момент крещения готов Константиново христианство существовало весьма в урезанном виде. Страсти Христовы были сведены до минимума. Крупным планом публике демонстрировали образ Христа торжествующего, хозяина положения, Господина — kyrios. Бог-победитель. Первое, что тотчас же бросается в глаза в готских переводах Ульфилы— обыденность военной лексики резко противостоит терминологии, относящейся к духовной сфере, той, которой не было в словарном запасе готского языка. И замещает ее. Для примера напомним послание св. Павла к ефесянам. Обращаясь к «находящимся в Ефесе святым и верным», Павел советует им «укрепляться господом и могуществом силы его», «облечься во всеоружие божие, чтобы можно было стать против козней диавольских», ибо борьба будет не материальная, а духовная, «препоясать чресла истиною и облечься в броню праведности», «взять щит веры, которым возможно угасить все раскаленные стрелы лукавого, и шлем спасения, и меч духовный, который есть слово божие». Апостол ободряет вступивших в борьбу. Разумеется, речь идет о духовной борьбе. Но готская аудитория, с сочувствием воспринимая символическую образность, была гораздо менее подготовлена к пониманию реальных оснований этой образности. Такие слова, как sarwa (броня), brunjo (латы), skildus (щит), hllms (шлем), meki (меч), принадлежали сфере будничной жизни готского народа, полностью выражая ее содержательную сторону. Представления греко-римской христианской культуры о духовном борении, сложившиеся под воздействием высочайших античных философских традиций, остаются, таким образом, глубоко чуждыми выросшим в степях конным воинам. В их понимании война — это только физическое столкновение. Любовь к ближнему — это любовь к своим товарищам. Добродетели - верность, чувство долга, дружба, личное достоинство. Отношение между богом и ангелами трактовалось как отношение между своего рода дружиной и ее вождем. Государь, восседающий в «славных сияющих и просторных чертогах», раздает почести членам своей свиты — товарищам по оружию и пирам. Грех зависти и гордыни, которым запятнали себя Люцифер и его спутники, в подобной обстановке приводит к самому гнусному из возможных преступлений — предательству. Такова логика жизни военной общины. Люцифер, предающий Бога-отца,— позднее Иуда, предающий Бога-сына,— первые из величайших грешников. Преступление, подрывающее устои клятвенно обещанной солидарности, предательство доверившегося, показано как самое ужасное преступление — корень всех зол. В позднейшем германском эпосе, поэме «Христос», Искупитель показан в трех эпизодах, свидетельствующих о его царственном величии: Пришествие, Вознесение и Страшный суд. К нему, «шлему всех творений», обращены молитвы об освобождении от врага рода человеческого. К нему слетаются, громко трепеща крылами, ангелы небесные — божественная дружина, «чудесная рать». И «с этим войском, ликующей свитой» возвращается он к своему Отцу. Стоя с ним рядом, человеку нечего опасаться «бесовского копья», так как он находится под защитой щита Господа и его оружия. Образ Бога, ангелов и избранных — войско, участвующее в сражении, которое происходит между силами зла и добра. Апостолы названы «храбрыми героями». Христос на кресте и в минуту смерти остается юным героем — «богом-вождем», «сеньором победы». Христос в окружении ангелов был, конечно, евангельским Христом. Однако лик его оставался ликом военачальника. Культ Митры, вождя небесного воинства, отождествленного с архистратигом Михаилом, стал органической частью германского христианства. А германоязычная Библия готов стала орудием масштабной проповеди. Первыми крестились франки, осевшие на землях империи во главе со своим королем Хлодвигом. Готские миссионеры вели проповедь среди алеманов, тюрингов, лангобардов, в то время как сокрушительные удары, наносимые им правильно организованной готской имперской армией наглядно убеждали германцев в могуществе Императора и его Бога. Ареал римско-имперской культуры расширялся.

Крысолов: Браво! По политике у меня была другая задумка, но ваш вариант просто изумителен. Отлично! Я так полагаю, что из Константинополя очень трудно контролировать западные прорвинции, поэтому потихоньку власть на местах перейдет в руки экзархов. В Галлии это франки, в Италии Готы. В Испании еще кто-то. В этом случае возникает вопрос с разделами франксого королевства между сыновьями Хлодвига. Делить земли он будет, но всегда будет оставаться формальный единый экзарх Галлии. Вопрос по Британии. Королевство Артура раскололось. Англы напирают. Империя вернется на остров или нет? Еще вопрос - будет ли пелагианство?

georg: Крысолов пишет: Я так полагаю, что из Константинополя очень трудно контролировать западные прорвинции, поэтому потихоньку власть на местах перейдет в руки экзархов. Мне хотелось бы сохранить имперскую традицию на Западе и сакрализованную готскую династию Аспаров-Амалов, а заодно избежать подъема папства, поэтому ИМХО лучше раздел империи на Восток и Запад после смерти сына Виталиана. На Востоке – Византия реала, но не разоренная и не ослабленная перенапряжением при войнах Юстиниана, а на Западе император будет опираться на готов, видящих в нем своего кровного короля из дома Амалов. Кстати прикинув решил, что Амаласунта вряд ли подходит по возрасту в жены Виталиану. Скорее его сыну. О семье Виталиана я не нашел ничего, так что фантазировать можно смело. Итак предлагаю – на Амаласунте женится сын Виталиана (назовем его скажем Феодором, благозвучно и для римского и для германского уха), чем соединяются 2 готские династии, Аспары и Амалы. В той ситуации этот брак столь естественен и всем выгоден, что не додуматься до него невозможно. Феодор так же талантливый военачальник (семейство Аспаров было крайне урожайным на полководцев, двоюродный брат Виталиана Арсобинд тоже при Анастасии бил персов и был консулом в 506). После смерти Теодориха в 526 Феодор назначается отцом августом Запада и направляется в Италию, где остготы со своей стороны провозглашают его своим королем. Его министры Кассиодор, Боэций, Симмах (казни Боэция и Симмаха в данной АИ естественно не будет). Феодор присоединяет Испанию, низложив местного императора Феодосия, давит восстание в Мавритании, жестко подчиняет дунайских федератов – лангобардов в Паннонии и баваров в Реции. В 530 он совершает поход в Галлию и заставляет внуков Хлодвига признать власть старшего, Теодоберта, назначенного имперским экзархом Галлии. Вестготы и их родичи герулы в основном переселены с Балкан на Запад и рассредоточены военными поселениями в Нарбонской Галлии (которая как помним франкам не принадлежит) и Африке. Несут военную службу и содержатся за счет налогов, собираемых римской администрацией. Таким образом на Западе образуется римо-готская монархия. В 532 после смерти императора Виталиана Феодор объединяет империю, но остается на Западе, а августом Востока ставит 14-летнего сына Тиберия (в РИ у Амаласунты как раз в 518 родился Аталарих, а здесь Тиберий), поручив опеку над ним Велизарию. Тот успешно воюет с персами на востоке и обороняет дунайскую границу от славян и кутигуров (впрочем некоторые славянские племена впоследствии примут как федератов в Мизии и Дакии Прибрежной для защиты границы от аваров). Ориентировочно к 550 Феодор умирает в Арелате, разделив империю между двумя взрослыми сыновьями – Тиберием (Константинополь) и Теодорихом (Равенна). Крысолов пишет: Вопрос по Британии. Королевство Артура раскололось. Англы напирают. Империя вернется на остров или нет? Вот это вопрос. Если рационально – Риму Британия никуда не упиралась. Но если бритты попросят помощи, Феодор может и отзовется из чувства императорского престижа. В принципе реально организовать экспедицию на остров с привлечением франков. А командование поручить magister militum имперской армии Тотиле . Но нужно делать это при Феодоре – позже, когда авары вломятся в Паннонию, будет не до того. Крысолов пишет: Еще вопрос - будет ли пелагианство? А куда оно денется? Вопрос неизбежно будет поставлен. ИМХО реал – на Арелатском Соборе 475 принимают компромиссную между Пелагием и Августином доктрину, что первородный грех ухудшил изначальную природу человека и он не может спастись без благодати, но не настолько ухудшил, чтобы человек не мог желать и быть способным и после падения делать добро. Пелагианство признают ересью, равно как будет отвергнута и доктрина Августина о спасении одной благодатью и предопределении. Встречный вопрос. Как я понял, Юлиан не подпишет того похабного мира, что в реале заключил Иовиан. Т.е Нисибин остается за империей? И будет ли в этом случае раздел Армении с персами, или благодаря победам Юлиана удастся сохранить всю Армению как вассальное царство?

LAM: интересную раскручиваете альтернативу. Но возражения есть georg пишет: Никто не просит почитать языческих богов. Почитаются силы небесные. Да, язычники чтут их как богов Вера в Единого Господа тем и отличается от язычества, что почитаются не отдельные силы мироздания, а их общая Основа и Источник. Далеко идущий компромисс христианства с античным мировоззрением возможен практически по всем вопросам, кроме практического культа языческих богов. Иначе просто исчезает граница между христианствоим и нехристианством, граница, которая определяет основную структуру христианства.georg пишет: Господь в великом милосердии своем уделяет и им кроху благодати. "Бла-ародно", но не соответствует политическому моменту. Задача дня - отнять у поганных язычников выгодные должности в государственном аппарате и местном управлении. К сожалению, групповой корыстный интерес никакая религиозная реформа устранить не может. georg пишет: А никакого "государственного давления" для обращения при Константине небыло Те авторы, которых читал я, полагают, что политика покровительствования христанам и "мягкого" оттеснения язычников на вторые роли проводилась уже при Константине. В реале после смерти Константина вытеснение язычников стало проводиться намного брутальнее, что и вызвало "языческую реакцию" Юлиана. Как я понял, главное отличие данной альтернативы от реала в том, что Констанций или альтернативный победитель постконстантиновской междоусобицы продолжает умеренную политику Константина. Это достаточно реально. Но рано или поздно язычникам дадут понять, что они стали людьми второго сорта. Тот самый групповой корыстный интерес.

LAM: georg пишет: «Ветхий Завет эллинов» По моему мнению, реально, при условии, что из него будут удалены упоминания, что эти "христиане до Христа" поклонялись языческим богам. Некий мудрец по имени Трисмегист, может быть, в этом Завете будет, но не бог Гермес. Со временем значительная часть христиан начнёт воспринимать утверждения, что Сократ и Платон поклонялись языческим богам как кощунство. georg пишет: Язычники служили в администрации, армии и при дворе, преподавали в академиях. А вот это - фигушки. Разве что в случаях острой нехватки христианских кадров. Будут на положении евреев, без всяких оговорок о наличии или отсутствии племенной вражды. На своей шкуре почувствуют, что это такое, проклятые разрушители Храма

georg: LAM пишет: Вера в Единого Господа тем и отличается от язычества, что почитаются не отдельные силы мироздания, а их общая Основа и Источник. LAM пишет: Далеко идущий компромисс христианства с античным мировоззрением возможен практически по всем вопросам, кроме практического культа языческих богов. Все так. Те "Силы Небесные" о которых идет речь, действуют не собственной силой, но силой создавшего их Творца. И почитаются в том же смысле, в каком в современной Церкви служатся молебны, читаются каноны и и молитвы например архистратигу Михаилу. Или вы считанете, что и это язычество LAM пишет: По моему мнению, реально, при условии, что из него будут удалены упоминания, что эти "христиане до Христа" поклонялись языческим богам. LAM пишет: Со временем значительная часть христиан начнёт воспринимать утверждения, что Сократ и Платон поклонялись языческим богам как кощунство. Хм. Еще на родине моему знакомому священнику, преподававшему в церковной школе, задали при мне вопрос "а какая вера была на Руси до крещения", на что тот ответил "тоже Единобожие и культ Троицы, только Христа не знали". То же отношение и здесь. От Адама все люди наследовали истинную религию, которую впоследствии исказили. Платон и компания прозрели ее, и отмели нелепые басни о Силах Небесных, которым поклонялись язычники, именуюя их богами, тогда как они - служители вышнего Творца. Платон и Сократ поклонялись Творцу и почитали его Силы. Это - те самые "Сыны Божии" о которых говорится например в книге Иова. В сущности это не компромисс с язычеством, а его "прихватизация" христианством. "Язычники даже не знали, чему служили". А вот к язычникам, принявшим догматы неоплатоников (назовем их для различия эллинистами), отношение мягче. Они в общем понимают "богов" правильно, как Платон. И веруют в Творца, и даже в Троицу. Но Платон верил истино, ибо жил до Христа. Нынешние же эллинисты отвергают воплощение и крестную смерть Христа, и посему их вера не истинна. Примерно так. LAM пишет: Те авторы, которых читал я, полагают, что политика покровительствования христанам и "мягкого" оттеснения язычников на вторые роли проводилась уже при Константине. Угу. Вот только ни один из языческих авторов тех времен этого процесса как-то не заметил LAM пишет: Но рано или поздно язычникам дадут понять, что они стали людьми второго сорта. Тот самый групповой корыстный интерес. LAM пишет: Разве что в случаях острой нехватки христианских кадров. Извините, коллега, но до описываемого момента - это реал. Язычники были на административных и военных постах практически вплоть до Юстиниана. Уж на что христианский император Феодосий Великий, но и при нем военначальников и сенаторов язычников было изрядно. LAM пишет: "Бла-ародно", но не соответствует политическому моменту. Очень даже соответствует.На троне сидит варварская готская династия, пришедшая к власти с помощью варварской же военной силы. На Востоке Аспары не могут полностью доверять этой вашей "группе с интересами" среди христианизированной служилой знати, сложившейся при Феодосии и его потомках, ибо они взяли власть вопреки ей, и она долгое время находится в оппозиции. На Западе же и в самом деле "острая нехватка христианских кадров". К тому же и подчинить Церковь в той же степени, что и Юстиниан в реале Аспары не могут - не хватает опоры в обществе. Епископы по прежнему выбираются верующим народом. Цезарепапизм не возникает. Церковь более независима от императорской власти, не является ее орудием. Но и государство не встает на службу Церкви. LAM пишет: А вот это - фигушки. Будут на положении евреев, без всяких оговорок о наличии или отсутствии племенной вражды. На своей шкуре почувствуют, что это такое, проклятые разрушители Храма Ну зачем такие эмоции. Эллинисты ведь коренные ромеи и патриоты империи, служившие из поколения в поколение (дед был сенатором, отец был сенатором). Выросшие в той же культурной среде, что и христиане, с тем же менталитетом и одинаковыми моральными принципами по отношению друг к другу. В отличии от "избранного народа", который на всех уровнях "вещь в себе". И соответственно воспринимается в греко-римском обществе.

georg: Военная реформа, проведенная императором Виталианом, окончательно закрепила преобладание кавалерии над пехотой в римской армии. На это влияло не только изобретение стремени, резко поднявшее боевые качества кавалерии на поле боя. Империя только начинала выкарабкиваться из экономического упадка, сокращалось число налогоплательщиков, ремесленники, мелкие рабовладельцы и свободные крестьяне разорялись, тем самым ухудшая и так непростое финансовое положение империи. Конечно, сокращалась и византийская армия: ведь попросту нечем было ей платить. Содержать массовую линейную пехоту – оплот старой римской армии – средств не было, тогда как кавалерия с изобретением стремени стала весьма эффективной и в относительно небольшом количестве. Воины империи делились на несколько классов, по вооружению: тяжелая кавалерия (катафракты), конница легкого класса, тяжелая и легковооруженная пехота. Тактика римской армии VI века строилась на превосходстве кавалерии над пехотой, последней - вопреки римской традиции - отводилась зачастую пассивная роль, в то время как тяжелые и легкие кавалеристы производили нападения на неприятеля в центре или на флангах. Тактически существовала тяжелая конница, носившая хорошо защищенные доспехи даже на лошадях, вооруженная пиками и мечами, иногда даже луками, и легкая кавалерия, не всегда имевшая хорошее защитное вооружение (класс легких кавалеристов) и вооруженная луками, копьями и мечами. Отличительным моментом этих классов, разумеется, были и лошади. Так, тяжелые кавалеристы (катафракты, клибанарии) имели больших и сильных коней. Византийцы старались располагать свои силы плотным порядком - так, чтобы реализовать максимальное взаимодействие отрядов, к тому же их действия в таком случае легче было контролировать. В обороне главный удар должна была принимать на себя тяжелая пехота - скутаты. В отличии от старых легионеров скутаты вооружались не пилумом, а длинным копьем, необходимым для защиты от усовершенствованной с изобретением стремени кавалерии, но приспособленным и для метания. Общей формулой сражения был малоподвижный центр и активные фланги; как правило, полководцы выделяли еще и резерв, расположенный за главными силами. Особое место в тактике византийцев того периода занимает легкая пехота, состоявшая из пращников, метателей дротиков и лучников - последние имели особое значение. Легкая пехота активно применялась как в обороне, так и в нападении, она могла располагаться как впереди, так и позади своих тяжеловооруженных товарищей. Особенно важное место занимали конно-стрелковые части, вербуемые из кочевников. Тактика легкой конницы строилась на стрельбе из лука, она должна была измотать противника, прежде чем катафракты произведут нападение. В ряде сражений с германцами, полагавшимися в бою в основном на плотные пехотные построения, конные лучники сыграли решающую роль. Так во время похода Феодора в Галлию для утверждения власти Теодоберта франкская пехота, выстроенная его мятежными братьями, была буквально расстреляна из луков конницей, и так и не сумела вступить в ближний бой и пустить в ход свои знаменитые секиры. Византийский всадник и пехотинец полевых войск IV-VII веков.

georg: Имперская тактика была основана на наступательных и оборонительно-наступательных действиях и предусматривала большое число последовательных координированных ударов по врагу. Стандартный боевой порядок (в зависимости от обстоятельств значительно менявшийся) состоял из пяти основных элементов: 1) Первая линия центра; 2) Вторая линия центра; 3) Резерв (охрана тыла), обычно представлявший собой две группы, размещенные позади каждого фланга; 4) Фланговые отряды охранения, в боевую задачу которых входили также охват и окружение противника; 5) Отряды дальнего охранения и прикрытия, в боевую задачу которых входили также охват и окружение противника. Два первых элемента составляла пехота - скутаты в центре, лучники на флангах, три остальных всегда были кавалерийскими. Если пехоты было мало, она могла образовывать только вторую линию центра или в качестве дополнительного резерва размещаться позади двух кавалерийских линий. Когда противостоящая армия являлась преимущественно кавалерийской, а византийская – пехотной, передовая линия ожидала атаки врага. Уверенные, что их тыл и фланги надёжно защищены кавалерией, скутаты смыкая строй выдерживали натиск кавалерии, а на фланги атакующего противника незамедлительно обрушивались византийские фланговые отряды конницы. Вслед за тем второй, ещё более сокрушительный, удар по вражеским флангам и тылам наносили отряды дальнего охранения и прикрытия. Если тактика подобных контрударов не достигала цели и византийская первая линия вынуждена была отступить, она выполняла этот маневр через просветы, в соответствии с традиционной римской схемой, оставленные для этой цели во второй линии. Отряды охранения и окружения оттягивались, перегруппировывались и атаковали вновь. Наконец, если вторая византийская линия терпела неудачу, а прежняя передовая ещё не успевала перестроиться, положение ещё могло быть спасено контратакой свежих резервных отрядов, почти всегда применявшихся скорее для двойного окружения, чем для фронтальной атаки. Ясно, что при таком наборе компонентов существовало много вариантов использования их в бою - это в равной мере зависело от количественных и качественных характеристик войск противника. Здесь важно отметить наличие стандартной тактической доктрины: упор на окружение противника, взаимодействие родов войск, а также на сохранение свежего резерва, которым нередко и выигрывалось сражение. Хотя роль пехоты и была вспомогательной по отношению к кавалерии, но византийская доктрина не предусматривала её пассивности. При любом противостоянии с вражеской пехотой - во взаимодействии со своей кавалерией или чисто пехотных действиях на пересеченной местности - скутаты при поддержке лучников и дротикометателей должны были захватывать инициативу и наступать. Нормальный строй скутатов достигал 16 человек в глубину, а отдельные нумерии (основное административное и тактическое подразделение, 300-400 воинов) могли перестраиваться, растягивать и смыкать ряды подобно старым римским манипулам. Атакуя, они кидались на врага и перед самым столкновением с его боевыми порядками метали копья, опять-таки подобно римской когорте, после чего атаковали противника мечом. Таким образом, нумерии скутатов сочетали свойства легиона и фаланги.

georg: На Западе в этот период в сельской местности верх брали натурально-хозяйственные тенденции, к тому же происходил процесс закрепления колонов. Императоры же, нуждаясь в ремесленниках, старались не допустить их бегства из города и проводили политику закрепления сословий. Империи не из кого было формировать войска, кроме как из варваров, поскольку свободного и готового служить в армии населения в империи не хватало. На Востоке в рядах войск было тоже много варваров, но их все же было гораздо меньше, чем в рядах армии Западной Римской империи, поскольку на востоке сохранились и процветали многие большие города и в немалом числе имелись свободные земледельцы, да и рабов было меньше. То есть доля относительно свободного населения была выше, и самого его было больше. Поэтому если на востоке армия была по большей части ромейской, то на Западе почти исключительно германской. Основой линейной пехоты на Западе стали готы и герулы, расселенные в стратегически важных провинциях военными поселениями. Военнопоселенцы проходили постоянное обучение, и получали довольствие, доставляемое местной римской администрацией, частично денежное, но в основном натуральное. Таким образом германские воины жили за счет доходов с провинций расселения, как некогда спартанцы за счет доходов с илотов, но в отличии от спартанцев не имели власти над населением, находившимся под управлением римской гражданской администрации. При расселении Теодорих и Федор осаживали их на землю целыми родами. Неутраченная родовая спайка в этих подразделениях германских воинов служила основой дисциплины. Тяжелая кавалерия формируется из остготов, участвовавших в разделе земли в Италии при завоевании ее Теодорихом и получившие треть земель, рабов и колонов римских собственников. На получаемые доходы они были обязаны содержать боевых коней и полный комплект вооружения. Таким же образом экономическая база для содержания тяжелой конницы была создана в Нарбонской Галлии и Африке. Остготская знать получила обширные земельные владения, но не лежащие компактно, а разбросанные в нескольких провинциях – Аспары уже на Востоке достаточно усвоили, что земельные магнаты несут в себе опасность. Попытка создать собственную легкую конницу натолкнулась на трудность обучения конного лучника. Конно-стрелковые части формировались из кочевников-наемников, покуда в конце правления Феодора три орды кутигуров, не пожелавшие покориться аварам и откочевавшие в Паннонию на земли империи, не снабдили западных императоров собственными «природными всадниками».

georg: Гражданское управление было строго отделено от военного и находилось в руках римлян. При этом контроль за возможными злоупотреблениями чиновников осуществляли «дефензоры», имеющие право прямого сношения с центральным правительством. Функции дефензоров часто делегировались местным епископам, каковые, избираемые верующим народом, были наименее уязвимы для коррупции. Структура Западноримского общества изрядно напоминала Танский Китай, хотя и не имела его огромных ресурсов. На троне сидит варварская готская (в Китае табгачская) династия. Армия почти целиком комплектуется из варваров, и варвары же занимают в ней почти все командные должности. Гражданское управление полностью отделено от военного и находится в руках ромейских чиновников, получающих обязательный образовательный ценз и сдающих экзамены, и ромейской сенатской знати. Коренные ромеи, особенно философы и риторы, тихо брюзжат на засилье варваров, но гордятся их победами как победами римской армии. Впрочем, в составе коренной римской аристократии существовала и германофильская группа. Это были те римские потомственные сенаторы и всадники, что посвящали себя военной службе. Попадая в германскую среду, они в значительной степени германизировались, усваивая готские понятия, стереотип поведения и готские воззрения на христианство. Формирование рыцарской психологии было в этой среде не за горами, что обусловит к X веку в совокупности с новым подъемом городов расцвет некоего аналога «провансальской» культуры в империи. Эти аристократы носили готскую одежду, заключали смешанные браки и даже давали детям германские имена. Установление твердого государственного порядка, прекращение грабежей и вторжений способствовало некоторой экономической реанимации Западной империи. В реале при Теодорихе Италия переживала последний расцвет. Рим процветал. Все это (в реале уничтоженное войной Юстиниана с готами, вторжениями франков и алеманов и наконец нашествием лангобардов, в совокупности превратившими Италию в пустыню) развивается и расцветает. Города Испании, Италии и Лангедока выживают и сохраняют свои позиции, чтобы в VIII-IX веках снова расцвести в крупные муниципии и снова как Во времена античности стать экономическими и культурными центрами. В наилучшем положении находятся Испания и Африка, вообще не подвергнувшиеся варварским вторжениям. Римская муниципальная система, основанная на городском самоуправлении, осуществлявшемся городским советом, уже в IV веке оказалась в критической ситуации, так как поддерживавший ее слой, а именно городской средний класс, оказался под угрозой исчезновения. В VI веке уже были города без городских советов. Полномочия курий все больше сужались и к началу VII века они занимались лишь делами, добровольно предоставленными в их распоряжение горожанами. О положении куриалов в РИ вестготской Испании сообщает один закон Хиндасвинта, из которого следует, что сверх общих налогов они должны были выделять личные средства на определенные работы по городскому благоустройству. Этот закон говорит нам о том, что куриалы существовали еще в середине VII века, но что жили они в довольно угнетенном положении, как выясняется из ущемления их собственнических прав. Хотя остатки древнего городского среднего класса находились на пути к полному вымиранию, в то же время его место не спешила занять никакая новая социальная группа. Ремесленное производство было достаточно развито, но - как во времена античности - никоим образом не ограничивалось городскими пределами. Крупные римские магнаты стремились создать ремесленные поселения при своих поместьях. Торговля находилась по большей части в руках евреев и сирийцев, то есть двух социальных групп, представлявших собой периферию римского общества. Доля городских жителей по отношению ко всему населению страны составляла примерно 10 процентов. Так как подавляющее большинство населения жило в деревнях, города на Западе в это время еще не могли оказывать значительное влияние на общегосударственные социальные процессы.

Крысолов: LAM, вы как всегда суетесь в воду не зная броду georg , я в восхищении. Но тут момент - Юстинианова чума и депопуляция Европы. А это скорее всего будет. georg пишет: Если рационально – Риму Британия никуда не упиралась. Но если бритты попросят помощи, Феодор может и отзовется из чувства императорского престижа Лучше не надо. Оставим Британию Артуру. Потом римляне может и сделают пару экспедиций, но не удержатся. georg пишет: Мне хотелось бы сохранить имперскую традицию на Западе и сакрализованную готскую династию Аспаров-Амалов, а заодно избежать подъема папства, поэтому ИМХО лучше раздел империи на Восток и Запад после смерти сына Виталиана. НУ что же, давайте попробуем. georg пишет: Как я понял, Юлиан не подпишет того похабного мира, что в реале заключил Иовиан. Т.е Нисибин остается за империей? И будет ли в этом случае раздел Армении с персами, или благодаря победам Юлиана удастся сохранить всю Армению как вассальное царство? Значит, вот что я думаю. В 363 году все кончится подписанием мира на условиях статус-кво. А вот потом будетпродолжена серия войн с Персией. Падения Сасанидов как в МИЮ не будет, но будет мир по типу мира 591 года. Армения - вассальное царство, но, скажем при Велентиана, во время осложнений с гуннами, может быть определенная уступка персам и раздел Армении. В границах 591 года. georg пишет: Города Испании, Италии и Лангедока выживают и сохраняют свои позиции, чтобы в VIII-IX веках снова расцвести в крупные муниципии и снова как Во времена античности стать экономическими и культурными центрами Посмотрим. Итак, у нас впереди авары.

georg: Крысолов пишет: Лучше не надо. Согласен. Понятно, что если Рим пошлет на остров даже небольшую армию, организованную по вышеописанной схеме, в полевом сражении она порежет англосаксов на мясное ассорти. Но смысла нет. На организацию в Британии имперской провинции у готских импрераторов нет ни сил ни средств, а без этого поход ничего не решает - готы уйдут, саксы получат подкрепления от материковых сородичей, и все вернется на круги своя. Крысолов пишет: при Велентиана, во время осложнений с гуннами, может быть определенная уступка персам и раздел Армении. В границах 591 года. То есть персы получают Арцах и Гардман (позднейшие Карабах и Гянджу), присоединенные к анексированной персами Албании, и может быть Васпуракан (но не обязательно). Но в остальной Армении Аршакиды правят под византийским сюзеренитетом. Иверия лавирует между Византией и Ираном, сохраняя самостоятельность. Главный плюс - не попадая под власть персов, Армения не принимает монофизитство. Православная. Крысолов пишет: Итак, у нас впереди авары. Сегодня рабочий день плотный, попробую поближе к вечеру прикинуть. Если есть идеи, высказывайте.

Крысолов: georg пишет: Если есть идеи, высказывайте. Не вижу отличий от реала. Авары придут, порежут славян малость. Потом Баян и серия войн с Византией. Единственное что - Византия может с Запада помощь получать. Иногда. Плюс ко всему - без религиозных расколов и Юстиниановых войн ее положение полегче. А вот вопрос с Персией надо прояснить. Но скорее всего воыны будут, без них никуда. Я вот о другом думаю. 591 год и Бахрам-Чобин. Кто в это время в Византии? Может это, не морочить себе голову, Армения и так у нас, а от добра добра не ищут. Отослать ему голову Хосрова и забыть?



полная версия страницы