Форум » Таймлайны - База Данных » Мультирелигиозная Римская Империя » Ответить

Мультирелигиозная Римская Империя

Han Solo: Допустим, что все произошло к точности как в сюжете коллеги Редигера - и христианство не смогло сформировать единой и мощной организации "под ключ". Предположим, что и митраизм не смог занять эту нишу, ограничившись военной средой и частью сельского населения. Как вам "китайский" сценарий, где христианство играет роль буддизма, неоплатонизм - даосизма, но все местные религии существуют, хотя их функция сведена к обрядовой? Каждая из этих систем будет конкурировать и бороться друг с другом, в разные исторические периоды на первый план будет выходить то одна, то другая - но окончательной победы не будет ни за кем. Осталось подобрать соответствующее "конфуцианство"...

Ответов - 366, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

georg: Крысолов пишет: Тут бы еще понять, что такое тюркский зороастризм Из соседней темы: Читатель пишет: Как известно, основной бог языческих монголов звался Хормуста-тенгри. А имя Хормуста - это искаженное Ахура-Мазда, бог зороастрийцев.

Крысолов: Двойной охват? Предлагаю отложить поход до смерти Алп-Арслана. Легче будет. Хормуста, говорите?

georg: Крысолов пишет: Предлагаю отложить поход до смерти Алп-Арслана. Вы имели в виду Малик-шаха? Идет. В РИ Умер он в 1092, а в 1094 его брат Тутуш, наместник Сирии, восстал против сына и наследника Малика, султана Бархиарука, захватил Месопотамию и предпринял поход на Рей.


Крысолов: georg пишет: Малик-шаха Его, перепутал, сорри. georg пишет: а в 1094 его брат Тутуш Вот к этому надо бы приурочить поход. Осталось подумать - почему отложили? А потому отложили что боялись сталкиватся с Сельджуками на пике их могущества. Т.е. готовились, копили силы, но боялись. А весть о мятеже послужит детонатором.

georg: Крысолов пишет: Т.е. готовились, копили силы, но боялись. Можно и так. Но императора может задержать еще и незаконченная война с маврами, а Германии допустим король (которым там на тот момент небезызвестный ГенрихIV) сцепился с герцогами. Императору пришлось разруливать все проблеммы. Крысолов пишет: А весть о мятеже послужит детонатором. Да, при централизованном руководстве такой возможности не упустят.

Han Solo: Крысолов пишет: ДА и иранских имен я немного знаю. Артабан, Шахин, Пероз, Сиавуш, Арьяманеш, Рустам, Манучер, Мерванд, Ходадад, Годарс, Хормизд - выбирайте на вкус :)

georg: Han Solo пишет: выбирайте на вкус :) ИМХО Алп-Арслан сохраняет свое тюркское имя. Малик-шаха назовем Хосров-шахом - тем паче что кто-то из вышеупопянутых Крысоловом первых сельджукских вождей носил это имя. Низам-аль-Мулька назовем например Манучихром. Бархиарух - имя для тюрко-иранского шаха вполне подходящее.

Dorei: georg пишет: Как компромисный вариант - можно оставить часть венгров в степной Валахии и Буджаке как вассалов Славинии а-ля РИ берендеи. Думаю будет хуже. Они зщаймут нищу казаков.

Крысолов: Dorei пишет: Думаю будет хуже. Они зщаймут нищу казаков. Торки стали казаками? Черные клобуки? Половцы? Нет? Так венграм с чего ими стать? Тем более что скоро придут монголы и все переменится.

Fenrus: Крысолов пишет: Торки стали казаками? Черные клобуки? Половцы? Храпачевский, кстати, считает, что изначальной основой "общности" казаков послужили именно они - остатки торков и черных клобуков. Дескать, основное их население монголы угнали в степь, а группки оставшихся смешались со всяким беглым людом разнообразного происхождения, и вот получилось.

georg: Крысолов пишет: Торки стали казаками? Черные клобуки? Половцы? Нет? Так венграм с чего ими стать? Тем более что скоро придут монголы и все переменится. Fenrus пишет: Храпачевский, кстати, считает, что изначальной основой "общности" казаков послужили именно они - остатки торков и черных клобуков. Дескать, основное их население монголы угнали в степь, а группки оставшихся смешались со всяким беглым людом разнообразного происхождения, и вот получилось. У меня идея такая - в 1080ых печенеги, доставшие и Киев и Доростол своими набегами, разгромлены как в РИ русичами, словенами и половцами и подвергнуты геноциду так же как в РИ. При этом венгры, ранее кочевавшие в степной Валахии и защищавшие границы Славинии, занимают теперь территорию большей части позднейшей Молдавии и Буджак и основывают "Угровалашское княжество" со столицей в Берладе, вассальное к Дунайской Славинии. Территория же Валахии присоединена к Славинии так же как в РИ ко второму Болгарскому царству (валашские кнезаты как вассалы). Север Молдавии и Буковина принадлежат Теребовльскому, а затем Галицкому княжеству.

georg: Han Solo пишет: У меня есть идеи, позже выложу Как раз этого для полной картины и не хватает - понять, как Иран докатился до такой жизни. Вдруг откуда ни возьмись - кочевники-зороастрийцы, воскресившие принципы нетерпимости (даже спалившие библиотеку, чего культурные персы IX века данной АИ никогда бы не сделали). В принципе эти идеи можно вывести и из самого Заратуштры. По его мнению, с поклонниками дэвов нужно вести войну с оружием в руках. Язычник — враг не только идейный, но и политический. Зло может быть сломлено лишь при помощи земных средств. Поклонник дэвов это ничтожный «неарий», «двуногое», «человек-насекомое». Тот, кто отнимет у него власть или жизнь, о Мазда, Преуспеет на пути благого учения. (Ясна 46,4) Огузы, как утверждал Гумилев, потомки мангышлацких дахов, то бишь парфян, и с точки зрения персов т.о. могут считаться иранцами (равно как и шахи-Сельджуки быстро нарисуют себе родословную от Аршакидов и объявят себя Кеями). Но каков их зороастризм? Соблюдают ли они полную обрядность? Или же просто принимают учение Ясны в первозданной чистоте? Или зороастризм в несколько измененном виде? Но если так - вряд ли такие идеи зародились в головах кочевников. Они должны были приидти из самого Ирана. Может маздакиты чего придумали? Беглые революционеры-эмигранты обращают в свою веру кочевников? Не случайно ведь само движение сельджуков началось с народного восстания в Джендском ханстве огузов против ябгу и беков. Ктому же :"К этому времени в Средней Азии обострились классовые противоречия. Проникшее в неё из Ирана маздакитское учение имело большой успех среди малоземельных и беднейших крестьян. Именно маздакиты руководили крестьянскими выступлениями против дехканов. В начале VIII в. в Хорезме под предводительством Хурзада произошло народное восстание против знати." В Иране каковы отношения Сельджуков с духовенством? Какое положение занимает мобедан-мобед при Сельджукских шахах? Господа иранисты, help!!!

Крысолов: georg, я тут про Волжскую Булгарию поджумал. А с какой радости им зороастризм принимать? В реале они ислам зачем приняли? Чтоб заручится поддержкой и авторитетом Халифа против Хазарии. В АИ Хазария на север не лезет. С какой радости им в АИ принимать зороастризм? С другой стороны через Булгарию проходит волжский торговый маршрут, так что иранские купцы и мобеды наверняка будут. Или нет?

georg: Крысолов пишет: А с какой радости им зороастризм принимать? Согласен. Крысолов пишет: так что иранские купцы и мобеды наверняка будут Быть то они будут. А вот миссионерствовать там будут вряд ли. Ладно еще огузы - их, как я писал выше, можно к парфянам приписать, а булгары благородным ариям на что?

Крысолов: georg пишет: Быть то они будут. А вот миссионерствовать там будут вряд ли Ага. Значит там язычество удерживается довольно долгое время. И христианство булгары принимают с РУси. После образование Орды это будет иметь свои последствия.

Dorei: georg пишет: У меня идея такая - в 1080ых печенеги, доставшие и Киев и Доростол своими набегами, разгромлены как в РИ русичами, словенами и половцами и подвергнуты геноциду так же как в РИ. При этом венгры, ранее кочевавшие в степной Валахии и защищавшие границы Славинии, занимают теперь территорию большей части позднейшей Молдавии и Буджак и основывают "Угровалашское княжество" со столицей в Берладе, вассальное к Дунайской Славинии. Территория же Валахии присоединена к Славинии так же как в РИ ко второму Болгарскому царству (валашские кнезаты как вассалы). Север Молдавии и Буковина принадлежат Теребовльскому, а затем Галицкому княжеству. Быр. Тогда точно будет венгризация Украины. Заборят и сассимлируют команов, а потом и Галич скушают.

georg: Dorei пишет: Заборят и сассимлируют ком Скорее куманы их. Венгров слишком мало. Примерно Буджацкая орда реала. И интенсивно скрещиваются с влахами.

georg: Каролинги на троне Римской империи (исходя из реальных персоналий): КарлI Великий Король франков с 768, император с 775 по 813. Людовик I Благочестивый (813 - 840) Лотарь I (840 - 855) Людовик ІI (855 - 875) КарлII (875-901) Людовик III Слепой (901 - 924) с его смертью род Лотаря прекращается, и на трон империи вступают потомки младшего сына Людовика Благочестивого Карла Лысого. Это: КарлIII (924 - 936) Людовик ІV (936 - 954) ЛотарьII (954—986) Людовик V (979—987) Карл ІV (987 - 1005) Людовик VI (1005—1042) Людовик VII (1042 - 1077) Карл V (1077 - 1108) Людовик VIII (1108 - 1140) Людовик IX Железный (1140 - 1172) Людовик X (1172 - 1190) Герман I (1190-1217) Герман II (1217-1241) 1241 – династия Каролингов вымирает (Как в РИ последняя уцелевшая их ветвь - потомки Карла Лотарингского). Если в данной АИ будет поход Бату – то в аккурат во время его вторжения Европу

Han Solo: Короче, дело было так. В конце IX века Иран вновь начало лихорадить в приступе феодальной раздробленности. Все больше и больше обособлялись отдельные провинции. Власть марзбанов там приобретала наследственный характер. Типичный и наиболее яркий пример связан с деятельностью Самана, дальнего родственника шахиншаха Дариуша V, который создал свою династию в Хорасане, после чего подмял под себя и соседние провинции - Маверанагр, Согд, Хорезм. В один прекрасный день его потомок отказался выплачивать налоги в столицу, что привело к войне закончившейся поражением "федеральных войск". Северо-Восток фактически отпал от империи. Но с учетом того, что Саманиды являлись по крови такими же Аршакидами, как и собственно царская династия, они могли претендовать на ВЕСЬ Иран, что конечно не лезло уже ни в какие рамки. Первый более или менее сильный шахиншах X века вступил в соглашение с тюркским ханом Сельджуком для борьбы с новоявленным государственным образованием. В 973 году Саманиды были разгромлены и северо-восток вернулся под прямое управления Царя Царей. Туркам в награду за помощь были предоставлены земли в низовье Амударьи, а их правитель получил титул шаха. Одновременно в Иране нарастало движение части духовенства и народа, пытавшееся бороться с невиданным падением нравов как при дворе так и в обществе. ревнители проникли даже верхушку мобедов и пытались установить свои порядки. Наиболее ретивых, впрочем, высылали на границы, особенно к тем же туркам, для их обращения в истинную веру, а в первую очередь - для борьбы с укоренившимися там манихейской и маздакитской ересью. В результате к началу завоевания Ирана значительная часть сельджуков стала приверженцами традицонного зороастризма, причем довольно-таки фанатичными. Эпизод с гибелью Ирана здесь в принципе близок к падению РИ-Газневидов. Отмечу лишь, что последний шахиншах Кавад IV не смог собрать достаточного войска из-за того, что некоторые марзбаны (и в частности, выводивший свою родословную от сасанидских царей шах Парса Балаш) просто не пришли на поле боя. Результат оказался плачевным. Но часть персидской знати, потерпевшей страшное поражение на краю пустыни Деште-Кевир, лишившись надежды на победу над врагом бежала на Восток, в афганские горы, где у сельджуков возникли серьезные проблемы. Объединившись с местной немногочисленной аристократией, они оказали сопротивление завоевателям создали свое государство, которое возглавил некий дехканин Исфандияр. В конце XI века он разгромил турок под Кандагаром, остановив их продвижение на восток. Но этим не удовлетворился. В 1097 году оголодавшая на скупых афганских харчах персидская военщина двинулась в Индию. Исфандияр в нескольких сражениях сокрушил раджпутов и к 1110 году подчинил себе всю Северную Индию до Бенгалии включительно...

georg: Han Solo пишет: Туркам в награду за помощь были предоставлены земли в низовье Амударьи, а их правитель получил титул шаха. Т.е он объединил Дженд и Хорезм. Han Solo пишет: Наиболее ретивых, впрочем, высылали на границы, особенно к тем же туркам, для их обращения в истинную веру Ну да, если они заняли зороастрийский Хорезм, процесс пошел. Han Solo пишет: Исфандияр в нескольких сражениях сокрушил раджпутов и к 1110 году подчинил себе всю Северную Индию до Бенгалии включительно... Хм. Индийские боги для иранцев - дэвы. Как отношения сложатся? В основном ясно. Зороастризм классический, отягощенный пылкостью неофитов. Вопрос: как это может повлиять на культуру Ирана? Ведь Хорезми и Авиценна в данной АИ персы, уровень развития науки Ирана достаточно высок, и в верхах существует ИМХО атмосфера относительного свободомыслия, к тому же существует и обмен идеями с западом. И тут фанатики (персы - современники Авиценны Александрийскую Библиотеку не спалили бы). Не знаю подробностей, но цитирую Мери Бойс: "его единственное сохранившееся сочинение «Избранное» («Визидагиха») свидетельствует о том, что в целом Задспрам был консервативен. Это сочинение – тексты, отобранные большей частью из Зэнда, н касаются они четырех тем: космогонии и космологии, жизни Зороастра, физиологии и психологии людей и, наконец, эсхатологии. Выбирая отрывки, автор стремился привлекать такие места из источников, в которых цитировались греческие ученые, и пытался привести все в соответствие с зороастрийской схоластической традицией. Этим его космографический раздел отличается от соответствующей части Бундахишна, растянутой компиляции из Зэнда, которая была переделана и расширена племянником Задспрама – Фарнбагом Ашавахиштом. Сравнение двух этих сочинений с работами арабских географов IX в. показывает, что древние мифы препятствовали развитию зороастрийской науки." Боюсь Гундишапуских вольнодумцев разгонят. Сегодня вечером выложу события крестового похода.

Крысолов: georg пишет: Боюсь Гундишапуских вольнодумцев разгонят. Думается мне что разгром Гундишапура и Александрии - это скорее перегибы на местах и ход боевых действий. Сельджукская верхушка, прикоснувшись к цивилизации, мало помалу оставит неофитский пыл и ко временам Малик-шаха (Хосров-шаха) уже более менее терпимей станет. georg пишет: Зороастризм классический Упрощенный. Ритуал упростить, похоронные обряды и т.п.

georg: Крысолов пишет: Упрощенный. Ритуал упростить, похоронные обряды и т.п. Незнаю. Самыми обременительными были обряды ритуального очищения (особенно для женщин), но в РИ персы свято хранили их и после арабского завоевания. Почитав Бойс, не обнаружил никаких предпосылок к упрощению обрядности. Она ведь требует присутсвия мобеда при каждом чихе. А мобеду платят. Соотвественно духовенству невугодно упрощение. Han Solo пишет: Одновременно в Иране нарастало движение части духовенства и народа, пытавшееся бороться с невиданным падением нравов как при дворе так и в обществе. ревнители проникли даже верхушку мобедов и пытались установить свои порядки В принципе вот. Именно это движение, консервативное, но возмущенное "симонией" мобедов, может пойти на упрощение ритуала при ужесточении требований к моральному облику духовенства.

Крысолов: georg пишет: А мобеду платят. Соотвественно духовенству невугодно упрощение. Духовенсто тут не причем. Я говорю о тюркском зороастризме. некогда кочевникам на очистительные обряды отвлекатся. И радуга тут про кочевых женщин может порасказать. А мобедов у тюрок нет - есть высланные из Ирана ревнители благочестия. Вот они и упростят ритуал. georg пишет: Именно это движение, консервативное, но возмущенное "симонией" мобедов, может пойти на упрощение ритуала при ужесточении требований к моральному облику духовенства. Вот именно.

georg: Крысолов пишет: некогда кочевникам на очистительные обряды отвлекатся. Хм. А ведь интересно, каков был зороастризм у кочевых племен самого Ирана. Тех же курдов или бахтияров. Вот только найти сведений не удалось.

Крысолов: georg пишет: Хм. А ведь интересно, каков был зороастризм у кочевых племен самого Ирана. Тех же курдов или бахтияров. Вот только найти сведений не удалось. Тут такое дело... Есть мнение, что Бойз утверждая о 4000 летней истории зороатсризма не права и зороастризм окончательно сфоармировался только при последних Ахеменидах...

georg: Крысолов пишет: Тут такое дело... Есть мнение, что Бойз утверждая о 4000 летней истории зороатсризма не права и зороастризм окончательно сфоармировался только при последних Ахеменидах... Какая разница. Курды и при Сасанидах были кочевниками. И зороастрийцами.

Крысолов: georg пишет: Какая разница. Курды и при Сасанидах были кочевниками Тады не знаю...

georg: Крысолов пишет: Тады не знаю... ИМХО кочевникам могли делать скидку за невозможностью исполнения. Как например кочевники несториане за неимением в кочевом хозяйстве постной пищи питались в пост молокопродуктами с благословения несторианского патриарха.

Magnum: Все у вас хорошо, но детерминизма много. Саманиды, Каролинги, Рюриковичи. Через сотни лет после развилки.

Крысолов: Magnum пишет: Саманиды, Каролинги, Рюриковичи. Через сотни лет после развилки. Новые фамилии выдумывать сложно. А так всем ясно кто и как.

Magnum: Здесь не только фамилии, но и целый ряд аналогичных персонажей с аналогичным жизненным путем.

georg: Magnum пишет: Здесь не только фамилии, но и целый ряд аналогичных персонажей с аналогичным жизненным путем. Вероятность появления "аналогичных персонажей с аналогичным жизненным путем" в АИ не меньше чем в РИ. Взять реальный психологический тип проще, чем сочинять его заново. Таковы неизбежные издержки творчества альтисторика, у которого постоянно нехватает времени на АИ А насчет "аналогичного жизненного пути" - протестую. Святослав не воюет с Хазарами и греками (РИ), но с лехитами и венграми (АИ). Карл Великий завоевывает Испанию, но не исламскую, а противостоит ему Марсилий Сарагосский - испано-римский магнат и христианин. Василий - не "Болгаробойца", а хазаро- и арабо- бойца. Владимир правит на Дунае, а Рогнеда рожает Ярослава от Ярополка. Поздние Каролинги - потомки Карла Лотарингского реала - в РИ герцоги Тюрингские - носят только те же имена (об их характере и жизненном пути в источника не особо). Пожалуй только Сельджуки повторят свой РИ путь. Но тюрки данной развилкой затронуты мало. Б-р-р-р. Чего это я?

georg: К моменту Сельджукского нашествия Римская империя расправляла крылья. «Темные века» упадка и запустения казались навсегда ушедшими в прошлое. Окончательно оформляется союз императорский власти, стремящейся максимально ослабить магнатов, с городами. Города устроены аналогично муниципиям древнего Рима, имеют контадо (подвластную городскому управлению округу) и управляются консулами, избираемыми горожанами. Дворянство, в силу своего военно-служилого статуса неподвластное городской юрисдикции, втягивается в городскую жизнь, принимая участие в торговых операциях, и очень часто (как в РИ Испании) горожане избирают консулами дворян. Впрочем стены между сословиями нет, и горожанин, имеющий достаточный доход, может поступить при желании на рыцарскую службу, являясь на войну и сборы на боевом коне и с полным комплектом вооружения – и в этом случае он автоматически получает дворянский статус. Впрочем и сами горожане пользуются достаточно высоким положением в романском обществе. Высокие доходы позволяют императорам уже содержать небольшую, но великолепно подготовленную профессиональную армию, навербованную в значительной степени из наемников-норманнов. Рыцарство, созываемое по призыву, служит все же еще основной частью войска. Тактика остается прежней – тяжелая пехота служит опорой боевого порядка, вокруг которой маневрирует, производя атаки, тяжелая конница. Легкая пехота заменена арбалетчиками, ведущими стрельбу «нидерфалами» (первые ряды, произведя выстрел, падают на колено и перезаряжают арбалет, а задние стреляют через их головы, таким образом стрельба непрерывна). В X веке намечается фрагментация империи на национальные области, впрочем, далеко не столь ярко как в РИ. Если в Италии в связи с господством в умах римского наследия литературе господствует классическая латынь, то провансальская поэзия расцветает на местном языке. Империя разделяется на 2 языковые зоны – испано-окситанскую и итало-африканскую. Различия эти хорошо прослеживаются между восточными и западными романскими языками. В восточных множественное число образуется окончанием i/-e, в западных –s (итал. libri - франц. livres, исп. libres (книги); итал noi, voi - франц. nous, vous, исп. nos, vos (мы, вы)).В восточных второе лицо глаголов в настоящем времени в ед. и мн. числе имеет окончание -i/-e (в итальянском ca’nti, cantate, в румынском ca^nti, ca^ntati (поешь, поете), в западных -s (-ts) (фр. chantes, chantez; исп. cantas, canta’is). Первое лицо мн. числа в настоящем времени в западных опять имеет окончание -s (-ons, -amos), в восточных это окончание утрачено (-iamo, -am). В стремительном развитии империи именно доблестная и творческая Окситания держит лидерство. Арль, древний Арелат, становится второй столицей империи и любимой резиденцией императоров, а провансальцы занимают ряд высших постов в империи на равнее с итальянцами. Испанская знать проявляет традиционный сепаратизм, и старший сын императора как правило становится экзархом Испании. Императоры, стараясь ослабить испанских магнатов, чрезвычайно расширили права муниципий, и процветающие города Испании, такие как Севилья, Кордова, Валенсия – превращаются чуть ли не в республики, стоящие во главе обширных округов. На юге Испании выращивают хлопок и разводят шелкопряда, ее товары расходятся по всей Европе. Подъем экономики вызывает подъем культурный и патриотический. Романцы ощущают себя римлянами, а римскую историю – своей. Знать похваляется родословными от сенаторов древнего Рима, а сам император именуется «Его Священное Величество Карл Флавий Август, Богом венчанный император Римский». Благодаря синтезу Юлиана Эланского романцы считают неразрывной преемственность культурной традиции, и христианская империя органически продолжает языческую. Если же некоторые императоры преследовали христиан и предавали казням мучеников, то ведь и например древнеиудейские цари казнили и изгоняли пророков. Исторки XI века рассматривают Римскую империю как от основания города избранную и предназначенную Богом в качестве священного ковчега для Церкви. В рамках империи и под защитой ее государственного тела выросло истинное богопочитание, под защитой империи оно процветает и распространяется по лицу всей земли. Соединение концепции богоизбранничества с древней славой создает у литераторов и историков, особенно италийских, настроение, которое сейчас назвали бы «оголтелым шовинизмом».

georg: Понятно, какую реакцию должны были вызвать в этом обществе вести о тюркском нашествии на восточных христиан. Особенный шок произвела весть о гибели славных Академии и Библиотеки Александрийских, об осквернении храмов Священного Иерусалима. Запад в едином порыве требовал отомстить диким и нечестивым варварам. Проповедники с кафедр заявляли, что римский император ответственен за весь христианский мир. Поэты в пламенных рифмах требовали поднять священный меч и уничтожить варваров – врагов веры и просвещения, повторить подвиги Траяна, Семтимия Севера и Александра Великого. К этому прибавлялись соображения более реального плана. Города Италии, Испании и Окситании были прочно завязаны на восточную торговлю – Средиземноморье, как во времена древней империи, превращалось в сеть взаимосвязанных экономик. Захват турками Египта разорвал восточные пути и привел к упадку торговли, целой серии банкротств торговых домов, снижению государственных доходов. На момент падения Александрии его Священное Величество Карл Флавий Август вел войну в Мавритании. КарлV, чрезвычайно уравновешенный и трезвый политик, затеял эту войну, ставившей целью отвоевание у мавров и колонизацию соседних с Испанией мавританских территорий, дабы увлечь ей воинственную испанскую знать и прочнее привязать ее к империи необходимостью военной поддержки. К 1085 император достиг в этой войне больших успехов – прочно занята и защищена крепостями была территория РИ Испанского Марокко. А в 1087 Карл взял жемчужину Мавритании – Фес, и отбросил манихеев до ворот Марракеша. Карл начал готовить почву для похода на Восток уже в 1087. Холодную голову императора – истинного римлянина – не привлекали отвлеченные идеи. Не месть варварам и не освобождение Гроба Господня, но захват Египта, дающий огромные доходы и торговые преимущества был целью императора. Проникнуть в Восточное Средиземноморье, захватить его житницу, выйти на пути в Индийский океан – вот какие перспективы увлекали цезаря. Отдавая себе отчет в могуществе турок Карл намерен был бросить на них силы всего Запада. Но они были разобщены. В Германии полыхала война. Еще в IX веке герцог Саксонский ВидукиндII отпал от империи. Он объединил в единое федеративное государство древний союз племен – саксов, фризов и лютичей, которые признали его своим государем. Вынужденный вести тяжелую войну с Данией и бодричами, Видукинд примирился тогда с германскими Каролингами и признал их сюзеренитет. До поры до времени Саксония формально оставалась частью Германии. Людольфинги сломили бодричей, включив их в состав объединенного королевства на правах младшего партнера, а затем в упорной войне одолели Кнута Великого, короля Дании, и вернули корону Англии принцу Эдуарду. Звездный час дома Людольфингов наступил в 1068 году, когда Англия, угнетаемая нормандцами, восстала и призвала на помощь единокровных братьев саксов. Великий герцог Генрих высадился в Йоркшире с армией саксов, фризов, лютичей и бодричей. Вильгельм срочно поспешил из Нормандии на остров, но Англия уже восстала почти поголовно. В грандиозной битве при Лестере нормандское войско было уничтожено, герцог Вильгельм пал в бою, а Генрих, благословляемый народом, сел на королевский трон в Лондоне. После этого Генрих объявил об отделении своих континентальных владений от Германии и создании единого «королевства англов, саксов и фризов». На севере Европы образовалась могущественная держава от Корнуолла до Одера. И.. отрезала Германию от моря, так как Голландия и Зеландия принадлежали Фризии, а Брабант в данной АИ - Франции. Король ГенрихIV Франконский начал в 1075 войну с Саксонией, причем привлек в качестве союзника польского князя Болеслава Смелого. Война эта длилась почти 10 лет, но не принесла никому успеха.

georg: С 1085 посланцы папы римского развивают активную агитацию за священный поход на освобождение Гроба Господня. В Германии им удается добиться прекращения войны. Во Франции сам папа проводит грандиозное собрание знати, окончившееся тем, что французское дворянство в массовом порядке принимает крест. Авторитет Церкви поднимает на священную войну южных германцев во главе с герцогом Баварским. Короли Англии и Германии, истощенные предыдущей войной, уклоняются от похода. Готовится флот, ведутся переговоры с Константинополем о совместном выступлении обоих римских императоров. По замыслу Карла часть имперских войск совместно с французскими и немецкими ополчениями должна была двинуться через территорию Византии в Сирию. А в это же время относительно небольшая, но великолепно подготовленная армия должна была высадится в Египте и овладеть им. Сигналом к выступлению послужило известие о смерти Хосров-шаха в 1092. Из Франции выступил ряд сеньоров со своими отрядами. В Германии к ним присоединились войска герцога Оттона Баварского. Комит Семтимании Раймонд вел имперскую армию через Балканы, переправив ее из Бриндизия в Драч. Если Раймонду удавалось поддерживать твердую дисциплину в войсках империи, то французы и немцы получили большие проблемы уже в Болгарии. Ее царь Радомир заготовил припасы для крестоносных воинств, и в то же время расставил по всему маршруту гарнизоны, а болгарское войско двигалось поодль, следя за поведением гостей. Имели место стычки. Баварцы, ненавидевшие болгар, в конце концов сошлись с ними в полномасштабном сражении, в результате которого в далнейшем немецкие отряды уже не играли в походе самостоятельной роли. Французов на территории Славинии пришлось успокаивать налетами наемной половецкой конницы при полном одобрении имперского полководца Раймонда, посоветовавшего византийцам таким путем призвать к порядку «варваров» (именно так в XI веке утонченные окситанцы именовали французов). Император Византии Михаил предпочел переправить большую часть крестоносных отрядов морем прямо в Киликию. Остальные подтягивались сушей. В походе участвовали двое русских князей – Василько и Володарь Ростиславичи. Царь Хазарии обещал атаковать турок с севера. Меж тем события в Иран-шахре катились стремительно. После внезапной смерти Хосров-шаха в 1092 г. Таркан-хатун, жена покойного шаха, подкупила многих военачальников и добилась провозглашения своего четырехлетнего сына Бахрама верховным правителем государства. Однако против, нее выступил сын Хосрова от другого брака - Беркйарук, которого поддержали сторонники великого вазурга Манучихра и мобедан-мобед. Иными словами вокруг Беркйарука сплотились персы, в то время как тюркская племенная знать поддержала его брата. Беркйарук ушел в Рей, где был объявлен шахом. В истории Сельджукской державы впервые появилось два соправителя: Бахрам - в Исфахане и Беркйарук - в Рее. Имена обоих братьев упоминались на равных в указах и были отчеканены на монетах. Однако мирный период двоевластия продолжался относительно недолго. В 1094 г. произошло военное столкновение между сторонниками Бахрама и Беркйаруком, который одержал полную победу. Беркйарук был признан единственным шахом. Война послужила сигналом для братьев покойного Хосрова. Арслан-Аргун провозгласил себя шахом в Мерве, отколов от империи Хорасан и Маверанагр, а в Сирии провозгласил себя шахом Тутуш, решивший отнять у племянника иранский трон. Подняв мятеж в 1093, он захватил Месопотамию, а в 1094 двинулся на Исфахан.

georg: Появление крестоносных армий на востоке практически совпало с подавлением мятежа. Признав власть Арслан-Аргуна в Хорасане, Беркйарук получил от него помощь против Тутуша, который был наголову разбит при Хамадане и погиб. После этого Беркйарук двинул победоносную армию на запад, против вторжения румийцев. Крестоносное воинство осадило Антиохию. При этом часть французов двинулась на восток, перешла Ефрат и с помощью восставших арабов и армян завладела Эдессой, князем которой был провозглашен Балдуин Фландрский. Сельджукский главнокомандующий Тогрул подойдя к Эдессе попытался взять ее, но был отбит, и двинулся далее, на выручку осажденной Антиохии. Подойдя к Антиохии он однако обнаружил что город взят, а армия христиан построена в боевые порядки у его стен. В произошедшем сражении тюркское войско было разбито, и по большей части уничтожено. В это же время на юге сам император Карл возглавил атаку на Египет. Сельджукский наместник Арслан-бек располагал относительно небольшими силами и понимал, что сидит на вулкане, ибо записанная РИ мусульманскими историками в «львиноподобные» качества тюрок «страсть к грабежу и насилию» достала коптов по самое некуда. Он сумел организовать боевое охранение побережья и оперативно подтянуть силы к месту десанта. Однако воспрепятствовать высадке ему не удалось. Массированный обстрел из корабельных метательных машин очистил берег, на который прикрываясь большими щитами – павезами – вышла пехота и арбалетчики. Высадившаяся армия императора атаковала турок и разгромила их. Эта победа решила все. Остававшиеся еще в Египте турки и персы были буквально разорваны на части населением. Карл принял меры по организации управления страной с привлечением местных сил, а так же восстановил на кафедре изгнанного турками патриарха. Поход христианских армий с двух сторон на Иерусалим превратился в торжественное шествие освободителей. Впрочем французские крестоносцы во главе с графом Балдуином отделились от общей армии и двинулись на восток, за Ефрат. Иерусалим открыл ворота освободителям. Кампания практически решилась одним сражением, ибо местное население тут же перешло на сторону римлян. Согласно договору о разделе территорий Византия аннексировала всю Сирию с Дамаском и Ливан. Карл присоединил к своим владениям Египет. Иерусалим и Палестина были поставлены под совместное покровительство обоих императоров, а его правителем назначен племянник императора Карла Теодор, женившийся на арабской принцессе из рода Гассанидов. За Ефратом Балдуин основал французское крестоносное государство – княжество Эдесское, включившее в себя практически все земли, принадлежавшие некогда там Риму – Эдессу, Амиду, Харран и Нисибин. Княжество признавало византийский сюзеренитет, но в нем были установлены французские порядки и феодально-ленная система.

georg: Императоры прекратили военный действия и Карл вернулся в Рим, но война закончена не была. Балдуин женился на дочери курайшитского эмира Хиджаза и Неджда Омара и задумал при помощи тестя отвоевать Месопотамию. Балдуин уже титуловал себя королем Вавилонским. Он сумел привлечь с запада новую волну рыцарей-добровольцев, в основном французов. Балдуин так же вступил в союз с Хазарией, а у своего сюзерена – императора Византии – выпросил вспомогательный корпус. Как раз в это время в 1099 против Беркйарука восстал еще один его брат – Хосров, правитель Атрпаткана. Он вступил в союз с Балдуином, обещая ему Месопотамию за помощь в захвате иранского трона. Союзники выступили в поход и при Каве разбили армию шаха, причем сам Беркйарук погиб. Хосров сел на трон, а Балдуин занял почти всю Месопотамию. Но тут из Хорасана выступил младший брат Беркйарука – Санджар, сменивший на троне Хорасана убитого собственными слугами Арслан-Аргуна. Разгромив Хосрова, Санджар вслед за этим всеми силами Ирана вторгся в Месопотамию и отбросил Балдуина до Харрана. В следующем году замирившийся с половцами хазарский царь со своими и наемными половецкими силами вторгается в Атрпаткан, а Балдуин снова занимает Ктесифон. Санджар продолжает войну, непрерывно пополняя свою армию все новыми тюркскими контингентами из великой степи. Военные действия тянутся и край переходит из рук в руки вплоть до 1115 года, когда Балдуин умирает. В результате Эдесское княжество так и остается в границах верхней Месопотамии – Эдесса, Амида, Харран и Нисибин. Остальная Месопотамия и Атрпаткан разорены начисто, население либо погибло, либо (христиане) ушло на земли Эдессы. Междуречье и Атрпаткан заселяются тюркскими кочевыми племенами, которым Санджар поручает охрану границ Ирана от арабов, хазар и франков. Государство Кавурдитов прекращает свое существование. Христианский Оман освобождается от власти персов, а Керман захватывает правитель Фарса. Иран ослаблен долгой войной и тюркский элемент в его властных структурах снова получил преобладание над персидским.

georg: Приобщаю к делу небольшой атрефакт из данной АИ, полученный от коллеги Смельдинга: «в конце XI- нач. XII вв. центробежные тенденции в Саксонском королевстве стали значимыми. Гегемонистские амбиции «королей обеих Саксоний и Фрисланда» наткнулись на объективные препятствия в виде формировавшейся феодальной системы и натурального хозяйства, не нуждавшихся в сильной центральной власти. Наиболее сильны сепаратистские настроения были в Вильцмарке (Велети), где они подогревались этническими противоречиями. Расширение владений саксонских королей привело к резкому количественному увеличению саксонских земель и росту влияния саксонской знати, разрушив прежнее равновесие в тройственном королевстве в пользу саксов. Велетская знать чувствовала, что влияние ее в рейхстаге падает, и не могла с этим мириться. Представители крупной велетской феодальной знати (жупаны) рассматривали, как отступление от древних обычаев и попрание своих прав сам факт назначения на место наместника-маркграфа саксонских баронов (ранее это скорее страивало их, не предоставляя преимуществ никому из жупанскиз родов). Как вызов, рассматривали они и появление в велетских землях королевских судей-фогтов, судивших не по местным обычаям, зачастую, впрочем, сводившимся к произволу всевластного жупана, а по Саксонской правде. Настроения жупанов подогревались жреческими родами, которым не нравилась централизация культа в державе и узурпация королевской властью сакральных функций. Возник параллелизм между официальными священниками, королевскими служилыми людьми, представлявшими короля, как «наместника Божия на земле и посредника между Богом и людьми, главу экклесии», зачастую – саксами, и старым жречеством. Формальными предлогом для недовольства новыми порядками было то обстоятельство, что верховное Божество велетов, Радегост-Сварожиц, был низведен официальной церковью до уровня архангела, воплощения Митры-Михаэля. Наконец, формирующаяся прослойка горожан, купечество и ремесленные задруги крупных городов, таких, как Узноим, Гоцков, Демин и Волегост, выражали недовольство произволом, злоупотреблениями и коррупцией все тех же фогтов, обвинявшихся в покровительстве соплеменникам в ущерб велетскому населению, а также ростом податей. Все эти факторы привели к формированию движения за отделение от королевства обеих Саксоний и образования собственного государства. Формально начало движению положил жупан Трибут Бакарович жуп Хижан, в 1110 году разжегший у древнего культового центра велетов, Радегоща, по полузабытой за века королевской власти традиции «костры снема», и разославший по стране всадников с «вицами» - кругами, сплетенными из веток – призывом к всенародному собранию. Зная, что ни один жупанский род не согласиться признать над собою главенство других представителей велетской знати, жуп Хижан предложил на снеме в качестве вождя прославленного воина и вождя Крака Крутого с острова Руйян. Судя по редкостному для велетов той эпохи единодушию, с которым собравшиеся жупаны, витязи и волдыки поддержали идею Трибута, жуп Хижан провел немалую подготовительную работу. Высказывается также предположение об участии в подготовке восстания людей франкского королевства, но оно не имеет оснований в источниках. Маркграф Болдвин был слишком поздно оповещен о снеме и к моменту его прибытия послы уже были отправлены в Аркону. Старейший и наиболее уважаемый представитель жупанства, Держко Мирограб жуп Ратар, обратился к маркграфу с заявлением, что чужеземец не может присутствовать на совете в священном месте. Вспыльчивый сакс зарубил старика – и был растерзан на месте вместе со всеми спутниками толпой разъяренных велетов всех сословий. Через несколько дней горожане Волегоста, Демина и Узноима объявили о поддержке восстания, изгнав из городов фогтов и сборщиков податей и казнив вместе с семьями сторонников королевской власти. Несколько позднее к ним присоединились жители Гоцкова. К восстанию присоединились и ободриты – род Рериков не устраивали полу-вассальные отношения с саксонскими королями. Жажда реванша за давние поражения на Варнове и Ильмени была сильнее счетов с велетами. Так началась Велетская война, приведшая к отпадению от саксонских владений славянских земель, и созданию независимого государства Велетского. Она была дишь первой в череде феодальных войн и волнений, потрясших Королевство обеих Саксоний и Фрисланда, и поставивших по вопрос само его существование». История средних веков. Ладога, «Университетская книга», 1997. допущено к преподаванию в высших учебных заведениях цензурным комитетом Ученого приказа Русской Республики. «Как это ни парадоксально, но Велеть, та самая Велеть, которой было суждено впоследствии стать символом ристалищного порядка, казарменно-палочной дисциплины, узколобого мелочного педантизма, тупого воинственного солдафонства и подавления всякого свободомыслия, родилась из стремления мелких феодальных тиранов сохранить анархию и беспредел Темного времени от наступавшего порядка Развитого Средневековья». Анжей Буряковский, «Время под микроскопом», Итиль, ООО «Руна», 2001. ***

Magnum: georg пишет: Таковы неизбежные издержки творчества альтисторика Да я все понимаю... А насчет "аналогичного жизненного пути" - протестую Пожалуй, я погорячился. Но списки Каролингов смутили, уж очень похожи на реальные. За Ефратом Балдуин основал французское крестоносное государство – княжество Эдесское, включившее в себя практически все земли, принадлежавшие некогда там Риму – Эдессу, Амиду, Харран и Нисибин. Княжество признавало византийский сюзеренитет, но в нем были установлены французские порядки и феодально-ленная система. И вот опять! Детерминизм очевидный.

georg: Magnum пишет: И вот опять! Детерминизм очевидный. Здесь соглашусь. Но если вы перечитаете таймлайн, увидите, что "феодально-ленная система" во Франции сложилась по объективным причинам. Отвоевание верхней Месопотамии силами французской рыцарской вольницы очень естественно вписывается в ход событий войны - тем паче что Византии выгодно прикрыть восточные границы бешенными франками. Необоснованным объективно детерминизмом остается только имя Балдуин. Примите его как условный символ



полная версия страницы