Форум » Таймлайны - База Данных » Мультирелигиозная Римская Империя » Ответить

Мультирелигиозная Римская Империя

Han Solo: Допустим, что все произошло к точности как в сюжете коллеги Редигера - и христианство не смогло сформировать единой и мощной организации "под ключ". Предположим, что и митраизм не смог занять эту нишу, ограничившись военной средой и частью сельского населения. Как вам "китайский" сценарий, где христианство играет роль буддизма, неоплатонизм - даосизма, но все местные религии существуют, хотя их функция сведена к обрядовой? Каждая из этих систем будет конкурировать и бороться друг с другом, в разные исторические периоды на первый план будет выходить то одна, то другая - но окончательной победы не будет ни за кем. Осталось подобрать соответствующее "конфуцианство"...

Ответов - 366, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Крысолов: georg пишет: Либо дать завоевать арабов-христиан туркам, захватившим Иран и принявшим зороастризм. Это идея, но турки зороастризм не примут. Я вообще боюсь, как бы христианство не стало единственной религией... Может быть тюрки, после завоевания Ирана либо сохраняют тенгрианство, лиюо принимают буддизм?

georg: Крысолов пишет: вообще боюсь, как бы христианство не стало единственной религией... А надо было ислам оставлять Крысолов пишет: Может быть тюрки, после завоевания Ирана либо сохраняют тенгрианство Может быть. Но обаяние иранской культуры огромно. В реале все тюркские завоеватели Ирана тут же начинали возводить генеалогию к Сасанидам. Буддизм - хм. ИМХО удобоваримой формы буддизма для кочевников еще не изобрели.

Крысолов: georg пишет: Но обаяние иранской культуры огромно. В реале все тюркские завоеватели Ирана тут же начинали возводить генеалогию к Сасанидам. Одно к другоме не мешает. Но зороастризм - религия побежденных. Впрочем, если персы реформируют зороастризм как реакцию на поражения от арабов и примутся затягивать в соою ойкумену тюрок... может и получиться..


georg: Крысолов пишет: если персы реформируют зороастризм как реакцию на поражения от арабов По Ирану вы с Ханом больше специалисты. Хан выше писал, что реакцией на поражение будет еще большее замыкание зороастризма. М-да. Придется за отсутствием ислама идею крестовых походов на восток похерить. И заняться борьбой со злыми берберами. Хм. Как насчет экспедиций вдоль африканского побережья после окончательного сокрушения крестоносной ратью злобных манихеев в начале XIII века?

Крысолов: georg пишет: Как насчет экспедиций вдоль африканского побережья после окончательного сокрушения крестоносной ратью злобных манихеев в начале XIII века? Я не против.

georg: Коллеги, подумайте над судьбой Ирана с VIII по XIII век.

Han Solo: Мое скромное ИМХО по Ирану такое: Итак, 7 век - войны с арабами. О конкретном их ходе без четкого таймлайна судить сложно, но есть один момент: Месопотамия - область, элементарно захватывающаяся как из пустыни, так и с Иранского нагорья. Без войны 602-628 арабы однозначно не выносят Персию за 20 лет, но и обратное малореально. Союз с Константинополем против арабов возможен, но не обязателен. Бахрейн будет потерян, Междуречье сильно разрушено. Столица будет перенесена в Исфахан, Рей или Шираз. По этническому составу страна станет еще более "иранской". Людей Западных верований начнут прессовать сильнее, укрепятся позиции религиозных фундаменталистов. В условиях постоянного напряжения на западных границах власти поймут, что комплектование армии одними Азадан явно недостаточно для поддержания безопасности. Начнется более массовый призыв, что означает начало разрушения кастово-сословной структуры общества в Иране. 8 век - все иранские народы средней Азии будут обращены в зороастризм. Борьба с буддизмом и христианством на Востоке будет вестись с особой жестокостью. Начнется обращение в иранскую религию тюрок - федератов/наемников. Демаркирована граница с Китаем в Ср. Азии, раздел сфер влияния в регионе между двумя великими державами. Реформа алфавита дари, его упрощение. Отныне грамота доступна для большинства иранцев. Из-за опасности выступлений маздакитов и других сектантов, а также в целях борьбы с феодальной знатью шахиншахи идут на религиозные и социальные реформы. В частности, ограничено количество жен "на рыло" (возможно, как в реале - до четырех). Возможна гражданская война или серия оных. Отпадение Армении, лавируюбщей между четырьмя великими державами - Империей, Халифатом, Сасанидами и Хазарией. Для борьбы с арабским пиратством, терроризирующим морские пути в Индию создается сильный военный флот. Шахиншах-моряк Бахрам VII, лично бравший на абордаж арабские корабли. Первое плавание до Малаккского полуострова и через Сингапур - в Китай. Создание в Индонезии персидских торговых факторий. 9 век - расцвет персидской культуры и науки. Гундишапур становится научной столицей мира, туда едут учиться со всего мира. Золотая эра империи Сасанидов - самое богатое и могущественное государство в мире. На востоке завоеваны Синд и остров Тапробана, постоянные войны с раджпутами. На западе удается вернуть Армению и Бахрейн, но ненадолго Зороастризм становится все более прозелитической религией, активно распространяется в Индии и Малайзии. Открытие иранскими мореходами Австралии. 10 в. - начало варваризации армии, привлечение в качестве наемников тюрок и раджпутов. Усиление князей-марзбанов и другой местной знати. Согд и Хорезм остаются лишь в формальной зависимости, постепенно отпадают и Хорасан с Маверанагром и Атропатеной. Экономические кризисы, обезземеливание крестьянства. В плюсах - быстрое развитие океанского мореплавания, внедрение компаса и косого паруса. 11 в. - тюркские вторжения, завоевания ими среднеазиатских сатрапий. В конце века разразился политический кризис, приведшей к гражданской войне. Тюрки захватили все территории от Мерва до Ктесифона, власть иранских династий сохранилась только в афганских горах, Гиляне-Мазандаране, Парсе и... Австралии. Государство рухнуло.

georg: Han Solo пишет: Отпадение Армении, лавируюбщей между четырьмя великими державами Армения никогда не была под властью Ирана. Вассал Византии со времен Юлиана. И если и отвалится от нее - изберет наиболее покладистого и единоверного сюзерена - Хазарию. Han Solo пишет: туда едут учиться со всего мира Зачем это европейцам и арабам? Они ориентированы на наследие античной культуры с непременным присутсвием философии Платона и Аристотеля. А Иран что может дать? Han Solo пишет: На западе удается вернуть Армению и Бахрейн Фигушки. При попытке возвращения Армении - война с Хазарие й и Византией одновременно. Бахрейн - только если вернули Месопотамию. А ослабление арабской державы, с учетом того что у нее Египет с его ресурсами, до такой степени малореально. Хотя панарабское цаство может распасться. В остальном - все очень красиво и ИМХО реально. И смутно напоминает.. Ах да, мир православной Хазарии Он органически сюда вписывается. Вот только дошли до XI века. А надо до XIII.

Han Solo: georg пишет: А Иран что может дать? Высокоразвитую математику, географию, медицину - в этих отраслях Иран будет опережать Запад. В реале Гундишапур не имел себе равных - целый город-университет в Темные Века!

georg: Han Solo пишет: В реале Гундишапур не имел себе равных Если не учитывать того, что это училище было основано не персами, а арамеями - выходцами из Сирии. Следовательно в арабском царстве будем иметь нечто не менее крутое. Не говоря уже о Византии - ее военное положение не будет столь угрожаемым, иконоборчества нет, Афинская академия цела... Да и Рим не пал.. Короче никого особо опередить Ирану не светит. Разве что в мореходстве и сопутствующих науках, да и то арабы в данной АИ плавают туда же.

Han Solo: georg пишет: Короче никого особо опередить Ирану не светит Не забывайте, что у Ирана есть еще и такой козырь как заимствованные из Индии "арабские" цифры, которые в этом мире будут называться, естественно, персидскими. Что подразумевает более быстрое развитие точных наук (прежде всего, математики). Ну да ладно. Про Иран XI-XIII веков у меня есть кое-какие идеи, но они пока не систематизированны. Пока же было бы неплохо узнать, чем "монофизитство" этого мира будет отличаться от греко-римской религиозной доктрины.

Han Solo: georg пишет: Вассал Византии со времен Юлиана Кстати, бОльшая часть Армении была отторгнута от Персии только после гражданской войны и византийской помощи Хосрову в 592

georg: Han Solo пишет: Кстати, бОльшая часть Армении была отторгнута от Персии только после гражданской войны и византийской помощи Хосрову в 592 Это в РИ. Читайте тему. В нашей АИ раздела Армении при Феодосии нет. За счет более успешной войны при Юлиане удержана вся Армения. Han Solo пишет: Пока же было бы неплохо узнать, чем "монофизитство" этого мира будет отличаться от греко-римской религиозной доктрины. В плане догматики - то же самое. Вопрос о природе Христа был бы неизбежно поставлен. По поводу синтеза с языческими пантеонами - здесь варианты. Сирийцы отвергали эллинистическую философскую традицию и опирались в богословских пострениях на Ветхий Завет. Само существование "Небесной иерархии", выводимое из ветхозаветных текстов полностью принимается. А вот отождествление языческих богов с этой иерархией - со скрипом. И греческая философия, и сами греческеие боги чужды сирийцам. А в отношении своих богов подобное отождествление арамеям не нужно, во-первых потому, что Сирия уже прочно христианизирована, и старые культы практически загнулись, а во-вторых потому что сирийские Ваалы и Астарты слишком скомпрометированы ветхозаветными текстами. В том что греки во многих местах молятся старым богам как херувимам и серафимам, вызовет у многих сирийцев нарекания и обвинения в язычестве. А вот в Египте складывается иная ситуация. Победа монофизиства как догматической доктрины там пожалуй предопределена, учитывая религиозную психологию коптов. Как и полагается наследникам египтян эпохи фараонов, столь заботившихся о судьбе души после смерти, копты-христиане глубоко сосредоточены на идеях смерти и загробной жизни. Эта исконно египетская традиция вливается в общехристианскую психологию вчувствования в ситуацию человека перед лицом смерти; подвижники молятся, чтобы им была дарована "память смертная", т. е. постоянное конкретное ощущение пребывания на той границе, где все изъято из житейской рутины. Традиционная "потусторонняя" устремленность египтян собственно и привела к развитию массового монашеского движения, причем для копта-мирянина монашеская жизнь является нравственным и духовным ориентиром. Считается, что следуя примеру монахов, ты выбираешь истинный путь к вечному спасению. Даже в конце 1950-х и на протяжении 1960-х и 1970-х гг. многие молодые копты с университетским образованием принимали монашеский обет и заполняли монастыри. Выше я уже писал, что монофизитское решение - во Христе человеческая природа полностью поглощена Божественной - вытекала из психологии задававшего тон в Сирии и Египте аскетического монашества, с его стремелением к преодолению человеческой природы и обожению. Так что победа монофизитской доктрины в Египте ИМХО предопределена. Но в отличии от Сирии инкорпорация языческих пантеонов путем их сублимации до "Небесных Умов" в нашей АИ в Египте найдет широкое применение. Во первых, данная концепция родилась в Александрийской академии, и патриархи, тесно связанные с коптскими монашескими кругами, сохраняют данную традицию уже как свою, египетскую. Во-вторых, в отличии от Сирии, где язычество практически умерло, в Египте оно еще живет в V веке. В РИ фиваидский языческий храм на острове Филах процветал вплоть до времен Юстиниана, который его закрыл. Следовательно при христианской проповеди в Египте александрийская церковь будет использовать отождествление главных традиционных богов с Небесными Силами, и за IV век это уже войдет в традицию. Таким образом христианизация языческих пантеонов принимается монофизитами в Египте, но осуждается многими в Сирии. Но только по началу. Когда Гассаниды организуют массовую проповедь христианства в Аравии среди арабов-язычников, оно несомненно воспользуются удачным египетским опытом - ведь при инкорпорации местных божеств успех проповеди в разы успешнее. При этом сирийцы заново переосмыслят сам метод синтеза, и будут воспринимать его уже как свой, сирийский, а не греческий. Учение Прокла о "Триадах Небесных Умов" не найдет применения, все будет проще. Будет объявлено, что потомки Исмаила хранят истинную веру, переданную Исмаилу его отцом Авраамом, только исказили ее. Главнейшие боги племен, в которых можно увидеть отражение Всевышнего - Аллах, Рахман - будут отождествлены с христианским Богом, какой-нибудь бог помладше - с архангелом-покровителем арабов, тем, который согласно Ветхому Завету опекал Агарь и юного Исмаила после их изгнания Саррой в пустыню. И далее по списку. Элементы анимизма, демонизма и поклонения небесным светилам будут осуждены и отброшены. Таково будет арабское монофизитское христианство. С присоединением монофизитского Египта к арабскому царству в 700ых годах произойдет переосмысление арабами греческих философских концепций и вторичное восприятие эллинизма в тех же размерах, что и в РИ у арабов-мусульман. Концепция Аристотеля возобладает, а платонизм, чуждый семитскому мировосприятию, не найдет распостранения. Han Solo пишет: Не забывайте, что у Ирана есть еще и такой козырь как заимствованные из Индии "арабские" цифры, которые в этом мире будут называться, естественно, персидскими. Что подразумевает более быстрое развитие точных наук (прежде всего, математики). В том то и дело, что не только у персов. Арабы так же плавают на восток, оживленно общаются с индийцами, и вполне себе воспринимают достижения. А от них идет по Европам. Я не оспариваю высокого развития наук в Иране. Я оспариваю то, что арабы и греки попрутся туда учится - им и у себя есть где. Вообще относительно мореплавания - интересная ситуация в этом мире. В Индию и восточнее плавают и персы и арабы. При конфликтах персидский флот из Ормуза и арабский из Маската сцепляются в сражениях, стараясь поставить индийский путь под монопольный контроль. Арабы и Персы ищут и находят себе союзников среди индийских раджей, втягивая их в свои разборки. ИМХО так долго продолжаться не может, торговля страдает. Году к 800 арабы и персы должны как-нибудь помириться.

Крысолов: Han Solo пишет: 8 век - все иранские народы средней Азии будут обращены в зороастризм. Борьба с буддизмом и христианством на Востоке будет вестись с особой жестокостью А буддизм за что? Han Solo пишет: Зороастризм становится все более прозелитической религией,. Необходима рефОРМА, РАДИКАЛЬНАЯ РЕФОРМА. Впринципе ряд поражений может послужить толчком, но зороастризм - довольно сложная религия. Так что ваши слова: Han Solo пишет: распространяется в Индии и Малайзии мне подозрительны. В плане проповеди зороастризм всегда будет уступать христианству и буддизму. Вот после оккупации его навязать можно. Han Solo пишет: Золотая эра империи Сасанидов Михранидов. Han Solo пишет: Тюрки захватили все территории от Мерва до Ктесифона, Тюркский вариант зороастризма - весьма интересная вещь. Вот у них он может вемьа упростится и стать более пригодным для проповеди. Кстати, что за тюрки? Уж не сельджуки ли? Тогда даешь Сельджукский Султанат от Босфора до Инда!!! Вот вам и повод для Крестовых походов. Han Solo пишет: и... Австралии Скажем НЕТ галактическому империализму. В остальном неплхо, но согласен с георгом про образование. Han Solo пишет: которые в этом мире будут называться, естественно, персидскими Как раз арабскими, т.к. европейцы познакомятся с ними в Александрийском университете. georg пишет: ИМХО так долго продолжаться не может, торговля страдает. Году к 800 арабы и персы должны как-нибудь помириться. С какой стати? Наоборот война будет идти до полного вытеснения конкурента с торговых путей.

Han Solo: Крысолов пишет: Необходима рефОРМА, РАДИКАЛЬНАЯ РЕФОРМА. Впринципе ряд поражений может послужить толчком, но зороастризм - довольно сложная религия. В принципе прозелитизм в зороастризме законодательно ничем не ограничен. Я полагаю, что толчком к активной миссионерской деятельности станет реформа письменности и соответственно возможность копировать Авесту и другие священные писания в промышленных масштабах. Крысолов пишет: А буддизм за что? Так у нас весь Согд буддистский Крысолов пишет: Скажем НЕТ галактическому империализму Там не будет Галактической империи, а только пара поселений на Западе континента общей численностью 10-15 тыс. щщей. Крысолов пишет: Михранидов. Постойте, это ж вроде из другой темы?

Крысолов: Han Solo пишет: Я полагаю, что толчком к активной миссионерской деятельности станет реформа письменности и соответственно возможность копировать Авесту и другие священные писания в промышленных масштабах Да вроде азбуку пехлеви и запись Авесты при Ануширване провели. И что-то как-то не очень. Нужна коренная реформа и упрощение обрядности. Han Solo пишет: Так у нас весь Согд буддистский Разве? Вроде бы в Согде как раз зороастрийцы очень большое сопротивление мусульманам оказывали. Han Solo пишет: а только пара поселений на Западе континента общей численностью 10-15 тыс. щщей. Не верю. Предлагаю считать эту затею сном разума. Han Solo пишет: Постойте, это ж вроде из другой темы? Из этой тоже. Я двумя страницами выше написал, что тут царевича Хосрова выдали Бахраму-Чубину головой.

Han Solo: Крысолов пишет: Да вроде азбуку пехлеви и запись Авесты при Ануширване провели. И что-то как-то не очень Там были арамейские идеограммы, категорически усложнявшие язык. Умение читать и писать было доступно немногим персам. Крысолов пишет: Не верю. Предлагаю считать эту затею сном разума. При развитии мореплавания, внедрении компаса и косого паруса доплыть до Австралии и основать там пару факторий - дело короткого времени Крысолов пишет: Я двумя страницами выше написал, что тут царевича Хосрова выдали Бахраму-Чубину головой. Жаль. "Длинная" династия была бы лучше. Крысолов пишет: Вроде бы в Согде как раз зороастрийцы очень большое сопротивление мусульманам оказывали буддизм там традиционно силен. В Ктесифоне боялись как бы там всех кочевников в него не обратили.

Крысолов: Han Solo пишет: При развитии мореплавания, внедрении компаса и косого паруса доплыть до Австралии и основать там пару факторий - дело короткого времени Что-то всяких кхмеры, арабские купцы и прочие не доплывали. Лучше не фантазирват. Han Solo пишет: Жаль. "Длинная" династия была бы лучше. Михраны- наше все. Не отдам. Han Solo пишет: Там были арамейские идеограммы Кого возьмем за основу реформы алфавита? Уж не врагов ли греков? Han Solo пишет: буддизм там традиционно силен. В Ктесифоне боялись как бы там всех кочевников в него не обратили. Тогда вопрос снимается.

Han Solo: Крысолов пишет: Что-то всяких кхмеры, арабские купцы и прочие не доплывали. Лучше не фантазирват. Ладно, снимаем, хотя в РИ и не такие чудеса случались. Крысолов пишет: Михраны- наше все. Не отдам. У Сасанидов помимо длительности властвования есть один плюс - "обчество" признавало их прямыми потомками Ахеменидов по мужской линии (что кстати не так уж и нереально, учитывая сколько детей они понаделали). Михраниды не смогут претендовать на это никак, при всем желании. Т.е. нет эффекта вечной династии в Иране. Крысолов пишет: Кого возьмем за основу реформы алфавита? Можно и врагов, но лучше адаптировать некоторые недостающие буквы из авестийского. Мобеды в общем пытались что-то такое провернуть

georg: Han Solo пишет: У Сасанидов помимо длительности властвования есть один плюс - "обчество" признавало их прямыми потомками Ахеменидов по мужской линии (что кстати не так уж и нереально, учитывая сколько детей они понаделали). Михраниды не смогут претендовать на это никак, при всем желании. Т.е. нет эффекта вечной династии в Иране. Етто зря. Михраны - Аршакиды по крови. А основатель династи Аршакидов МитридатI выводил свою родословную от Ахеменидов (ссылаюсь на Мери Бойс). Скажут просто, что священный фарр перешел на другую ветвь потомков Кеев.

Крысолов: georg пишет: Михраны - Аршакиды по крови. А основатель династи Аршакидов МитридатI выводил свою родословную от Ахеменидов (ссылаюсь на Мери Бойс). Угу.

Крысолов: Han Solo пишет: "обчество" Так обчество радикально почистили.

georg: Крысолов пишет: Наоборот война будет идти до полного вытеснения конкурента с торговых путей. Ну в РИ византийцы и персы друг друга не вытеснили, на Цейлон и те и другие плавали. В патовой ситуации могут и договориться. В случае вытеснения - при всем уважении победа скорее будет за арабами. В их руках средиземноморские кораблестроительные мощности и технологии, им есть откуда набирать "природных моряков" - побережье Сирии (древняя Финикия), Египет, Йемен. А персы все же не морской народ. В определенный момент решат, что проще пользоваться сухопутными путями на восток (которые полностью под их контролем), чем нести огромные расходы в борьбе за контроль Аравийского моря. Ведь расходы на сильный флот будут не под силу скорее персам - у арабов с присоединением Египта ресурсов как ни крути больше. А вот сухопутные пути в Индию и великий Шелковый путь персы держат. Северная ветвь Шелкового пути правда идет через Хорезм прямо в Хазарию, но в случае завоевания Ираном Хорезма они эту ветвь перекроют.

georg: Далее. В VIII веке имеем на Ближнем востоке 4 великие державы - Византию, Иран, Хазарию и арабское царство. Византия из Малой Азии удерживает под сюзеренитетом Армению и Грузию. Арабы владеют Сириейс Киликией и Месопотамией. Хазары прочно удерживают Кавказскую Албанию. ИМХО то воюют с Византией за Грузию, то вторгаются в персидский Азербайджан (в то время еще Атрпатакан) в союзе с арабами. Для упрочнения византийско-армянской связки предлагаю вступлениие армянских Аршакидов на трон Византии в конце VIII века (как помним, Армения в нашей АИ православная, и царевичи Аршакиды влились в состав ее аристократии и служат полководцами и синклинтиками). В реале Василий Македонянин объявлял себя Аршакидом, ну а здесь он будет третим императором законной династии . Связки коалиций возможны разные, но ИМХО в конце концов по интересам сложаться 2 коалиции - арабо-хазарская и греко-персидская (к тому же византийская и иранская правящие династии теперь родственники ).

Крысолов: georg пишет: В определенный момент решат, что проще пользоваться сухопутными путями на восток Вот и я о том же. georg пишет: Сириейс Киликией Вот Киликию я бы вычеркнул. Хотя... georg пишет: предлагаю вступлениие армянских Аршакидов на трон Византии в конце VIII века Вполне возможно. georg пишет: 2 коалиции - арабо-хазарская и греко-персидская (к тому же византийская и иранская правящие династии теперь Тоже согласен. Антанта и Центральные державы. Приход Сельджуков навсегда поломает сложившийся расклад сил.

georg: Крысолов пишет: Вот Киликию я бы вычеркнул. Хотя... Идет. Граница по Аману (серебряным горам). Антиохия может несколько раз перейти из рук в руки.

Крысолов: georg пишет: Антиохия может несколько раз перейти из рук в руки. Вот это красивый вариант.

Han Solo: georg пишет: при всем уважении победа скорее будет за арабами Ну, ё-моё. "Ни коня, ни папахи, ни бурки" (с)

georg: Han Solo пишет: Ну, ё-моё. "Ни коня, ни папахи, ни бурки" (с) Не расстраивайтесь, коллега. Мы ведь и Тертлдава лишили лучшего его сюжета, ибо в этом мире ему не с кого будет писать своего "повелителя Видесса": georg пишет: В реале Василий Македонянин объявлял себя Аршакидом, ну а здесь он будет третим императором законной династии Ну не зарекомендовали себя персы как моряки. На всем протяжении своей истории

Крысолов: Не дадим умереть теме. georg, с вас общее описание культуры ЗАпадной Европы X века. Поосле этого можно будет прогнозировать сельджукское завоевание Ближнего Востока.

Han Solo: Крысолов пишет: Поосле этого можно будет прогнозировать сельджукское завоевание Ближнего Востока. У меня есть идеи, позже выложу

Крысолов: Han Solo пишет: У меня есть идеи, позже выложу Давай-давай. Но от ситуации в Европе зависит вероятнось и ход Крестовых походов.

georg: Крысолов пишет: georg, с вас общее описание культуры ЗАпадной Европы X века. Ну вот, блин, в культурологи записали. За пару дней сделаю. Быстрее никак, на работе запарка.

Cмельдинг: georg пишет: Владимира в Итиле".

georg: georg пишет: За пару дней сделаю. Mea culpa ( ударяя себяв грудь) Mea culpa (хм. Латинское выражение покаяния окажется таковым и в этом мире, как оказалось бы и в мире Победившего Митраизма, и в куче иных миров, развилка которых исходит из поздней Античности). Короче, коллеги. Вместо того, чтобы завершить свою зарисовку по эпохе романского возрождения, аз грешный с подачи обоготворяемой нами женской половины человечества праздновал сегодня неизвестно что, и только что вернулся из третьего по маршруту кафе... Зарисовка будет в выходные, простите за просрочку.

Крысолов: georg пишет: Зарисовка будет в выходные, простите за просрочку. Да все нормально, чего там.

georg: Итак, по культуре. Как уже упоминалось, на Константинопольском соборе было допущено отождествление старых богов с Силами Небесными «иерархии» Дионисия Ареопагита по классической неоплатонической схеме Прокла. Но далеко не все христиане признали это правильным. Все греки знали мифологию, и ее порнографические сюжеты смущали многих. При имени Зевса или Афродиты грек автоматически думал об «этих богах, растлевающих своих дочерей, воюющих со своими отцами и отрезающих у них срамные члены». Почитание этого самого Зевса как благой Силы Всевышнего вызывало у многих христиан возмущение, и весь Восток был охвачен спорами. На Западе ситуация на тот момент была еще сложнее. Христиан там было гораздо меньше чем на Востоке, в Сенате существовала мощная оппозиция, отстаивавшая старый государственный культ римских богов. Кроме того, западную церковь разделил пелагианский спор. Пелагий прибыл в Рим ок. 380. Его высокие моральные принципы и ясность стиля его сочинений привлекали к нему многих почитателей из среды римской знати и высшего духовенства. Пелагий отстаивал учение о полной свободе человека подчиняться заповедям Бога и вытекающей отсюда обязанности ответственно осуществлять эту свободу. В Риме Пелагий написал Толкования на послания апостола Павла и трактат Об ожесточении сердца Фараонова, где отвергал как языческий фатализм учение о том, что Бог создал одних людей предрасположенными к добру, а других – к злу. Приблизительно в это же время в полемику с Пелагием включились Августин в Северной Африке и Иероним в Палестине. Августин считал, что человек по природе своей слаб в силу повреждения его воли первородным грехом и что от Адама все люди унаследовали наклонность к пороку, вожделение же (т.е. неупорядоченные желания, и прежде всего сексуальные) есть наиболее очевидный признак последствий первородного греха. Согласно Августину, Бог преображает людей, ниспосылая им свою благодать, т.е. дает им не только руководящие принципы, выраженные в его заповедях, и не только добрый пример, воплотившийся в жизни Христа, но и некий внутренний дар, освобождающий волю от оков греха. Он рассматривал церковь как сообщество нравственно слабых людей, которые постепенно приближаются к совершенству, достичь которого они надеются лишь после смерти. Спасение он понимал как дар Бога своим избранникам, от начала мира предопределенным Богом к спасению (Кальвин в этом был всего лишь верным его последователем). Однако в борьбе с Пелагием Августин опирался не только на доводы разума. В сложном мире церковной политики 5 в. он мог рассчитывать на поддержку хорошо организованного африканского епископата. Своим влиянием африканские епископы добились осуждения Пелагия папой Иннокентием I незадолго до его смерти в 417. В том же году Пелагий был реабилитирован новым папой Зосимом. Однако африканские епископы продолжали свою борьбу и в 418 добились осуждения Пелагия римскими властями. Пелагий сошел со сцены, и следы его теряются где-то на Востоке. Однако вскоре споры разгорелись с новой силой, поскольку молодой италийский епископ Юлиан Экланский, римский аристократ по происхождению, получивший образование на Востоке, в Александрии, отказался признать осуждение 418. Юлиан выдвинул обвинение против самого Августина, заявив, что рассуждения Августина о плотском вожделении воскрешают чисто манихейские представления о принципиальной порочности половой жизни. Африканские епископы сумели добиться лишения Юлиана епископской кафедры. Тот однако уехал на Восток, где нашел полную поддержку у патриарха Нестория. В Константинополе Юлиан, попавший в атмосферу раздиравших церковь споров о «Силах Небесных» опубликовал свое сочинение «Об исконной религии древних римлян». Будучи плоть от плоти римской сенатской знати, Юлиан ставил задачу не только примирить спорящих на Востоке, но и разрешить противоречия между христианством и римской сенатской оппозицией, поддерживавшей старый языческий культ не столь из религиозных, сколь из патриотических побуждений. Юлиан обратился к исследованию древнего римского язычества времен основоположника римского государственного культа – царя Нумы Помпилия. Анализируя древние римские священные тексты, Юлиан доказал, что старая религия римлян, основы которой были заложены благочестивым царем Нумой Помпилием, не знала антропоморфизма богов и мифологии, и что все это наслоилось позднее под греческим влиянием. Мир римских богов не знал Кроноса, который изувечил отца и пожирал своих детей, не знал преступлений и безнравственности. Римлянин не осмеливался даже утверждать с полной уверенностью, что он знает настоящее имя бога или что он может различить - бог это или богиня. В молитвах он тоже сохранял ту же осторожность и говорил: "Юпитер Преблагой Величайший или если тебе угодно называться каким-нибудь другим именем". Не было при Нуме и жертвоприношений животных – богам посвящались начатки «плодов земных». Древние римские боги, чистые духовные сущности, лишенные антропоморфных черт, органически вписывались в определение «Небесных Умов». Таким образом Юлиану удалось на римской почве решить задачу, с которой не справился до конца греческий Восток. «Отеческие боги» были прочно укоренены в христианстве. А использованный Юлианом метод – нахождение в языческом культе части, совместимой с христианством, и представление этой части как сохранившейся от истинного богопочитания, переданного Адамом своим потомкам, но в последствии искаженного – метод этот стал основным методом христианских миссионеров при обращении языческих народов. Сочинение Юлиана было принято как ключ к разрешению конфликта. Небесные Умы Прокла были названы именами римских богов. Принятие христианства, инкорпорировавшего культ богов-покровителей Рима, преподносилось как возвращение к истиной религии предков, религии Нумы Помпилия, очищенной от наслоений и искажений. Упразднение старых обрядов с жертвоприношениями и введение христианских форм культа – как возвращение к исконным культовым формам предков. На Западе сочинения Юлиана были приняты с восторгом. Римляне зачитывались ими. Старая полемика была прекращена смертью Августина в 430. Сам Юлиан, общаясь на востоке с греческими богословами, отошел от крайних форм пелагианства, признав, что в изначальной пелагианской трактовке сохраняется лишь учение о свободе, и упраздняется учение о спасении. Юлиан пришел к православному пониманию необходимости «синергизма» устремляющейся к Богу свободной воли человека и приходящей в ответ на помощь божественной благодати. Африканские последователи Августина назвали это «полупелагианством», и пытались осудить как ересь, но тут уже против них обратилось мнение всей восточной церкви и большей части западной. Сверх того Юлиан снискал благосклонность римского правительства. Фактически правившие на западе сестра императора Феодосия Младшего Пульхерия и ее муж цезарь Флавий Аэций приняли концепцию Юлиана с восторгом. Юлиан вернулся в Рим с триумфом. Пульхерия и Аэций проводят реформу римского государственного культа, совместившую старый государственный культ с христианским. Нума Помпилий был объявлен святым и праведным царем и покровителем города. В этих условиях сенатская оппозиция, долго противостоявшая в Риме христианству и державшаяся за старый культ не столько по религиозным, сколько по патриотическим мотивам, достаточно быстро сошла на нет. Августин, как автор признанного полуеретическим учения о предопределении долго оставался под подозрением, и его сочинения не оказали на западную церковную традицию столь мощного воздействия как в РИ. Отрицание злой природы человека и утверждение благости всего сотворенного приводит к тому, что императивом религиозности становится не августиновское погружение в свое одинокое я при отрицании культуры, а соединение с Богом как соединение в Нем со всем сотворенным им миром, при сакрализации государства и культуры. По сути на западе произошло то, что уже свершилось на востоке - преодоление неуместного в новых условиях наследия раннехристианских общин: отвращения от мира, обесценения государственной и социальной идеи и замыкания человека в маленькой группе и себе самом. Продолжение следует.

georg: Тем не менее культурный и экономический регресс Запада оказался неизбежным в силу крайне тяжелых экономических и политических условий, в которых оказалась Западная Римская империя. Кастовое средневековое общество с четкой градацией обязанных перед государством сословий – то есть переход от античной модели общества к модели средневековой – шел на Западе уже с IV века. Общество все более рассматривается с фискальной точки зрения, и пред лицом запустения империи, стараний разных групп населения убежать от делающихся нестерпимыми налогов, переменить профессию и положение государство знает только одно средство — принуждение. Бегут из своего города куриалы — государство прикрепляет их к должности и делает ее наследственной; бегут колоны — оно, не думая, что беглецы, может, лучше устроятся и станут платежеспособнее на новых местах, прикрепляет колонов. Так же закрепляются члены корпораций, солдаты, мелкие чиновники. Общество насильственно вгоняется в рамки кастового строя, что выражается даже в формах внешнего общения, в почти уже средневековой привязанности к отличиям и титулам, заражающей одинаково и государя и подданных, в разном отношении закона к «honestiores» и «tenuiores». Правительство знает, что его бюрократический аппарат действует плохо, знает о вопиющем грабительстве чиновников и умеет бороться с этим только бесконечным повторением угроз и... увеличением бюрократии в целях бесполезного надзора. Сохраняя видимое единство, империя уже утратила единство хозяйственное. Прекратился живой обмен между отдаленными провинциями, а вместе с ним исчезла и дифференциация империи по родам производства. Участвовавшие прежде в широком обмене крупные поместья замыкались в себе и стремились к самодовлению. А под их сень старалось укрыться и ремесло. Торговый класс отрывался от всего организма хозяйственной жизни или приспособлялся к потребностям магнатов... Легкость и быстрота перехода к более простым формам экономического быта свидетельствуют о том, как мало в империи жизненной экономической силы, уменья и желания оценить хозяйственную культуру, как мало экономической инициативы. Натурализация экономики приводит к господствув провинциях местной землевладельческой знати. Магнаты, родовая и чиновная знать, сильны на местах своим землевладением и личным влиянием. Освобожденные в большинстве случаев, как «сенаторы», от подчинения местным властям и от падающих на территорию города налогов, они первые люди в своем городе, магистраты, члены его курии, его патроны, епископы. Вместе с губернатором и муниципальными должностными лицами они избирают патронов и кураторов, назначают профессоров, участвуют в составлении инвентаря городского имущества и в раскладке налогов. Наблюдая угасание римской империи, поневоле поверишь Гумилеву – пассионарный спад налицо. Толпы безработного люда бездельничают и просят милостыню на улицах и площадях большого города, а у самых ворот его земля лежит заброшенной и невозделанной, и плодороднейшие местности покрываются болотами. Падают классовое самосознание и классовая гордость: куриал бежит в колоны, свободный земледелец ставит себя в жалкое положение прекариста, делается клиентом, крепостным, рабом. Очевидно, и личная свобода перестает уже быть благом. Недаром закрепление общества представляется вполне естественным и удобным средством управления империей. Государство закрепощает куриалов. Превращая свободных колонов в крепостных, оно лишь подтверждает стихийный социальный процесс. Патронатные связи и прекарий вырастают вне прямого воздействия государства, как и создание около магната связанного с ним личною и земельною от него зависимостью мирка. И на такие сплоченные узколичными интересами властвования и заступничества мирки дробится империя. Они, прообразуя собою феодальный строй, крепче и сильнее умирающих провинциальных и муниципальных единств. Правительство принуждено делать их, уже не нуждающихся друг в друге, последними инстанциями своей власти. А они повинуются центру только до тех пор, пока есть у центра сила, удерживающая их в высшем единстве. Продолжение следует.

georg: И сила эта, спасшая империю от верной гибели, явилась в лице готов, в данной АИ не отделенных от римлян религиозным барьером. Римская империя быстро отходила от идеи государства, как идеи — силы, и разлагалась на самодовлеющие мирки, сплоченные патронатными, рабовладельческими и земельными узами. Германцы от здоровой первобытной семьи чрез мощные родовые союзы и «союзы верности» стремились к выражению себя в государственном единстве. Со времени Феодосия Великого правительство старается обосновать мощь государства и охрану римской культуры на силе «союзных» германских войск — племен, и германцы, уже заполняющие римское войско, проникают и в центральное управление. Правление готской династии и ее наместника на Западе Теодориха Великого было попыткою осуществить политическую идею Феодосия. Аспары пытаются обосновать свою державу на военной мощи готов, за которыми сохраняется их общественно-политический и родовой строй, и сплотить в союз под своим верховенством германские племена; тяготевшие к Средиземноморью. Теодорих в качестве «цезаря» продолжает традиции империи, сохраняя прежнее управление и прежний быт римлян. Но вновь издаваемые им законы обязательны одинаково и для готов и для римлян; его двор, устраиваемый на византийский образец, для всех одинаково становится центром управления и суда. Идеалом Теодорика является слияние готов с римлянами в один народ ради сохранения и преуспеяния римской культуры. А она вновь расцветает в его государстве и при его дворе, появляются и полномочный министр короля Кассиодор и философ Боэций, Симмах, Эннодий и Аратор. Открываются вновь многочисленные школы по системе Боэция (семь свободных искусств), ведется обширное строительство, организуются цирковые зрелища. Теодорик «любил строительствовать и восстанавливал города». Его заботы о школах, его покровительство литераторам и ученым вызвали подъем литературно-научных занятий в Равенне, Милане и Риме. Дочь его Амаласунта удивляла современников своим тонким образованием. Строились городские стены, возводились мосты, дороги, водопроводы в Риме, Равенне. Особо примечательной была постройка в Равенне мавзолея Теодориха, богато украшенного стенной росписью и прекрасно сохранившегося до наших дней. Развивалось горное дело: добывались железная руда и особенно золото. На верфях строились многочисленные корабли: по сведениям Кассиодора, Теодорих задумал построить тысячу больших судов, для чего свозился строевой лес из королевских поместий, расположенных по берегам р.По. Государственные монетные дворы существовали в Риме, Равенне, Милане и других городах, оружие изготовляли в Кремоне, Мантуе, Вероне, Павии, Лукке. Функционировали мастерские по изготовлению одежды и окраске тканей в Равенне, многочисленными были частные ремесленные мастерские; в них работали гончары и плотники, строительные рабочие, резчики по камню, мозаичисты, художники, архитекторы. Продолжали существовать и объединения ремесленников — коллегии, зависимые от государства. Как и ремесло, торговля уменьшилась в объеме, но не исчезла. Объектами средиземноморской торговли были прежде всего предметы роскоши, пряности, папирус, но также и металлы, соль, оливковое масло. Зерно и вино из Сицилии, Апулии, Калабрии, Лациума, частично с итальянского севера доставлялись в центральные области Италии, но еще чаще — в Галлию и далее на север. Активное участие в международной торговле принимали города Южной Галлии: Нарбонна, Арль, Тулон, Марсель. Одновременно интенсивный обмен осуществлялся между городами Нарбоннской Галлии с районом Тулузы, а через посредство тулузских купцов — с Пиренейским п-овом. Объектами торговли были оливковое масло, вино, зерно, шерсть, рабы. Богатые купцы и состоятельные ремесленники-менялы, золотых дел мастера, мыловары, портные были влиятельной силой в городах. Эти "почетные граждане", "светлейшие мужи" — как именуют их источники — владели имениями, обрабатывавшимися рабами, колонами, свободными арендаторами. Активное участие в торговле принимали и магнаты-землевладельцы в провинциях. Мечами готов Аспары восстанавливают распавшуюся западную империю. Виталиан захватывает Африку, меж тем как Теодорих в союзе с франками громит бургундов и вандалов в Галлии и присоединяет Прованс, Виенну, Сабаудию (Савойю) и Семптиманию – практически всю Нарбонскую Галлию, а так же покоряет расселившиеся в Реции, Норике и Паннонии германские племена баваров и лангобардов, превратив их в подданных и федератов империи. Сын Виталиана и муж Амаласунты Феодор, или, как произносили на Западе, Теодор I, назначенный после смерти Теодориха августом Запада, наследует благие плоды трудов своего тестя. Победоносным походом в Испанию он завершает объединение империи, а затем вынуждает и франкских королей признать свое полное верховенство. Теодор, помня борьбу его отца и деда и магнатами на Востоке, где крупное землевладение было распространено гораздо меньше, неприятно поразился силе магнатов на Западе. Теодор принял меры к сплочению вокруг трона служилого слоя аристократии, составившегося из римской сенатской знати, готских племенных аристократов и королевских (теперь императорских) дружинников. Служилые получали земли и доходы, разбросанные в разных провинциях, что делало их кровно заинтересованными в сохранении единства империи. Обособлявшее готов от римлян различие прав было устранено введением общего римско-германского права, вобравшего в себя и некоторые элементы византийского. Государственный и социальный строй и быт развивались на почве взаимодействия римских и германских начал. Под влиянием германских и византийских традиций императоры считают себя стоящими во главе церкви и стараются превратить ее в орган управления государством. Соборы являются не только религиозными, а и политическими учреждениями, и на них по зову императора сходятся и клирики и придворная знать. Они обсуждают и религиозные, и законодательные, и административные вопросы, контролируя администрацию. При первых трех императорах готской династии на Западе – Теодоре I, его сыне Теодорихе и внуке ТеодореII служилая знать Рима смыкается. Римские сенаторы и готские аристократы вступают в смешанные браки, готы усвояют римскую образованность, римскую культуру и римские государственные идеи, а римляне – германскую воинскую мораль и родовой корпоративный дух. Этот слой, принявший форму «императорской дружины», во многом германский по духу, но римский по форме, своим служением имперской идее и спас империю. Теодор так же пытается найти опору в городских муниципиях, и ради этого расширяет права горожан в выбора городских властей, не ограничивая этот выбор куриальным сословием. Но города еще не могли стать твердой опорой императорской власти. Ремесленное производство было достаточно развито, но - как во времена античности - никоим образом не ограничивалось городскими пределами. Крупные римские магнаты стремились создать ремесленные поселения при своих поместьях. Торговля находилась по большей части в руках евреев и сирийцев, то есть двух социальных групп, представлявших собой периферию римского общества. Доля городских жителей по отношению ко всему населению страны составляла примерно 10 процентов. Так как подавляющее большинство населения жило в деревнях, города на Западе в это время еще не могли оказывать значительное влияние на общегосударственные социальные процессы. Продолжение следует.

georg: Но все экономические и политические успехи Теодора I были сведены на нет обрушившимся на империю внезапным бедствием. В середине VI века в Европу приходит пандемия чумы, известная в РИ под именем Юстиниановой чумы, и по своим масштабам сравнимая только с Великой Чумой XIV века. Придя с востока, чума прошлась по Африке, Италии, Галлии, Рейну, опустошив королевство франков, и на излете достигла Испании, которая пострадала меньше. Последствия были ужасающими. В разных областях империи погибло от половины до двух третей жителей. Население в ужасе бежало из наполненных трупами городов. Ремесленники перебирались в поместья магнатов. Торговля была парализована, налоговые поступления в казну упали в несколько раз. Учебные заведения закрывались. Колоны, сорванные бедствием с места, пренебрегая прикрепляющими их к земле законами, бродили по стране в поисках лучших условий, и государственный аппарат был не в силах им воспрепятствовать. Земельная рента упала в несколько раз. Крестьяне уходили в поместья магнатов, могущих предложить им лучшие условия труда, а государственные земли и воинские держания пустели. Вслед за чумой вскоре пришел враг – авары. Разгромив гепидов, они перешли Дунай и вломились в Паннонию. Выступившая им навстречу немногочисленная имперская армия была разбита, старый готский полководец Тотила пал в бою. Верные федераты империи лангобарды, жившие в Паннонии, оказали упорное сопротивление и были по большей части истреблены. Их остатки бежали в Италию и в последствии слились с готами. Вслед за Паннонией авары захватывают Иллирик, где римлянам удается удержать лишь приморские далматинские города, и Норик, где они обкладывают данью баваров. А в 675 каган Баян прорывается в Италию и доходит до Милана, где в ожесточенном сражении имперской армии удается нанести ему поражение и заставить отступить. В этой тяжелой ситуации к власти приходит внук Теодора I Теодор II. Этому императору, обладающему большими способностями и железной волей, удалось мобилизовать все силы империи на борьбу с внешним врагом. При этом, одной рукой беспощадно подавляя в Галлии и особенно Испании сопротивление местных магнатов, он в то же время вынужден в целях усиления армии пойти на ряд уступок им же. Фактически ликвидирован был огромный бюрократический аппарат местной администрации, содержать который государство не имело средств. Заложенный Диоклетианом принцип разделения военной и гражданской властей был упразднен, и вся власть на местах была передана назначаемым из Рима военным правителям – комитам. Но в то же время были расширены полномочия муниципий городов, которые теперь держали в своих руках местные магнаты. Кроме того этим же самым магнатам не только дозволяется, но и вменяется содержать на свои средства и выставлять в поле отряды воинов согласно доходам их владений. В результате магнаты обзаводятся военными дружинами и корпоративной организацией. Железная рука императора Теодора сумела направлять все эти силы на задачу разгрома опасного врага. Своими вторжениями в Швабию авары возбудили против себя и франков. Королевство франков после длительной междуусобицы объединилось, и его король Клотар выставил армию во главе со своим сыном Дагобертом. В 610 авары были разгромлены совместными силами в Норике, и бавары освобождены от их господства. Западная и Восточная империи начинают наступление на аварский каганат объединенными силами своих армий. В 615 война вступает в решающую фазу. Начинается концентрическое наступление римской и византийской армий в Паннонию. В это же время в тылу у авар вспыхивает мощное восстание покоренных славянских племен во главе с Само. Авары терпят поражение на всех направлениях. Власть империи признают славяне Паннонии и Иллирика. На Саве армия кагана наголову разгромлена и вся Паннония очищена. В тылу у авар, в Причерноморье восстают их вассалы кутигуры. Вместо того, чтобы по приказу кагана напасть на Византию, они наносят удар в тыл аварам и переходят Карпаты. Весной 617 римляне, византийцы и славяне Само начинают концентрическое наступление за Дунай. На Тисе авары проигрывают последнюю битву. После этого армии союзников один за другим берут укрепленные лагеря авар на Дунае – ринги, учиняя при этом свирепый геноцид. Если римляне еще берут иногда пленных в рабство, то славяне, помнящие упряжки из дулебских девушек, режут всех поголовно. Зимой отряды славян вылавливают в предгорьях Карпат остатки укрывшихся там авар и беспощадно вырезают. К весне 618 года этнос авар исчез с лица земли. Победа была внушительной. Власть империи снова простерлась до Дуная. Правда имперский сюзеренитет над баварами в Норике, Хорватами в Иллирике и хорутанами в Паннонии был по большей части номинальным. Степи по Тисе заняли перешедшие Карпаты и принявшие участие в геноциде авар болгары-кутигуры, заключившие соглашение с империей и обязавшиеся поставлять в ее армию конных лучиников. Теодор II скончался через 2 года, в 620. Продолжение следует.



полная версия страницы