Форум » Таймлайны - База Данных » Реформа образования в МЦМ-ах в 00-10-е гг. » Ответить

Реформа образования в МЦМ-ах в 00-10-е гг.

Андрей Исаев: Система образования в начале 20-го века. ( реал ) В основе системы образования лежала начальная школа ( начальные школы были городскими, земскими, церковно-приходскими). Чаще всего такие учебные заведения существовали на средства городской (земской) казны или церковных приходов, но почти всегда — с участием частного капитала. Причем жертвователями, учреждавшими сами школы и стипендии для их учеников, были не только люди очень состоятельные. Так, например, в 1880 году крестьянин Олонецкой губернии Константин Кузнецов пожертвовал триста рублей для учреждения стипендии в честь 25-летия царствования Александра II в народном училище своего родного села. А в 1871 году новороссийский дворник по фамилии Чепурницкий жертвует сбережения всей своей жизни — шестьсот рублей (немалая по тем временам сумма) — на народную школу в своем родном селе (300 рублей) и нужды Новороссийского университета (еще 300 рублей). Следующая ступень - гимназия, они делились на реальные ( предпочтение отдавалось естественным наукам ) и классические (в них упор делался на гуманитарные науки, а именно на древние языки ( на это отводился 41 % учебного времени ). Годовая плата за обучение в государственных гимназиях и реальных училищах составляла 40-100 рублей, что для многих было недоступно. Российские купцы зачастую составляли и попечительские советы гимназий — средних учебных заведений. Обучение в них было платным. Но от платы старались освобождать отличников, учительских детей, а также детей бедных родителей. В начале ХХ века по всей России действовали «Общества вспомоществования недостаточным ученикам». Причем безвозмездное обучение возможно было не только в казенных, но и в частных гимназиях. Лучшей частной мужской гимназией в Москве долгое время считалось учебное заведение Франца Креймана. В начале ХХ столетия в Староконюшенном переулке открыла свои двери и отвоевала звание лучшей гимназия имени супругов Медведниковых. Каждый гимназист гордился именно своим учебным заведением и старался ни при каких обстоятельствах не посрамить его. Слова о «чести мундира», пусть даже гимназического, не были пустыми. В присутственных местах гимназисты обязаны были появляться в форменных мундирах и фуражках. В холодное время — в форменных же шинелях. На бляхе ремня, а также на околыше фуражки значились номер гимназии и заглавная буква названия города, причем на фуражке цифра и буква помещались между двух посеребренных лавровых листьев со скрещенными ветвями. Номера имели и частные гимназии. Независимо же от того, частной или казенной была гимназия, она давала классическое образование: в ней обучали одному или двум мертвым языкам (обязательно — латыни, факультативно — древнегреческому). Из новых языков изучались непременно французский и факультативно — немецкий. Были гимназии и с двумя обязательными новыми языками. В женских гимназиях древние языки изучались только факультативно, и лишь в частной московской гимназии Софьи Николаевны Фишер, открывшейся в 1872 году, юные барышни изучали в обязательном порядке и латынь, и древнегреческий. Зато большинству гимназисток преподавали такой предмет, как рукоделие. Женская гимназическая форма (как и в упрощенном виде мужская) была впоследствии заимствована советской школой и многим знакома. Это длинное темное платье (цвет его мог варьироваться в зависимости от гимназии) с фартуком: черным — для повседневной носки, и белым — для торжественных дней. ..... Успехи пореформенного развития среднего образования были несомненны. Если в 1856 г. насчитывалось всего 78 гимназий и реальных училищ, то к концу века – более 300, а к началу Первой мировой войны – около 700. Теперь средние школы открывались не только в губернских, но и уездных центрах. Школы располагались в специально выстроенных зданиях, украшавших города своей архитектурой. Дети занимались в просторных классных комнатах и кабинетах- лабораториях. Однако в начале ХХ в. российское общество в целом отрицательно относилось к казенной школе. Учащиеся и их семьи были недовольны засильем классицизма и казарменной дисциплиной в гимназиях, тем, что для выпускников реальных и специальных училищ были недоступны университеты, а у женщин отсутствовала возможность получить университетское образование. О неблагополучии в средней школе свидетельствовало ученическое движение, возникшее на рубеже ХIХ – ХХ вв. Создавались нелегальные организации учащихся. Только в 1895 – 1904 гг. существовало почти 150 союзов учащихся в 98 городах. Часть из них занималась просветительством (например, петербургский Северный союз учащихся средних школ). Учащиеся того времени требовали ввести «свободную школу» (т.е. ликвидировать ограниченный доступ в средние и высшие учебные заведения); изменить программы; отменить внешкольный надзор, обыски, унизительные наказания; разрешить кружки, ученическое самоуправление. Правительство также беспокоили проблемы образования. Власти не могли игнорировать требования общественности и вынужденно шли на отдельные и порой временные уступки. ..... Проект реформы образования Павла Николаевича Игнатьева Последняя серьезная попытка реформировать среднее образование в императорской России была предпринята по инициативе министра просвещения графа Павла Николаевича Игнатьева в 1915-1916 гг. По замыслу авторов проекта средняя школа должна была состоять из двух ступеней – с трехлетним и четырехлетним сроками обучения. При этом для первой (базовой) ступени согласовывались курсы первых трех классов гимназий, высших начальных училищ (в городах) и четырехклассных народных школ (в сельской местности). Это означало, что окончивший первую ступень любой школы или училища мог без экзаменов продолжить заниматься в гимназии на второй ступени. В перечень дисциплин, преподаваемых на базовой ступени, входили закон Божий, русский язык, математика, история, география, естествоведение, гимнастика, танцы, ручной труд, пение и рисование. На второй ступени (четвертый – седьмой классы гимназии) учитывались индивидуальные интересы учащихся: устанавливались три отделения – новогуманитарное, гуманитарно-классическое и реальное. В каждом из них углубленно изучали соответствующие профилю предметы: на новогуманитарном – русский и иностранные языки, историю; на гуманитарно-классическом – древние языки; на реальном – физику, математику или естествоведение. Впервые целью среднего образования становилось гармоничное развитие всех способностей человека, чтобы молодые люди приобрели необходимые «сведения и навыки для дальнейшей практической и научной деятельности». Другой важной целью школы провозглашалось воспитание «здорового патриотизма», сознательной любви к родине и желания служить на ее благо. Для этого нужно было расширить курсы русской словесности, отечественной истории и географии, краеведения. Однако консервативно настроенный «педагогический персонал» вкупе с консерваторами из числа депутатов Государственной думы графа Игнатьева резко критиковали. Шквал нападок заставил правительство отклонить этот проект. Тем не менее, уровень грамотности населения России оставался одним из самых низких в Европе. Средний уровень грамотности составлял 21,1 %. Грамотное население сосредоточилось в крупных городах. К 1914 в России было 9 университетов ( Московский, Петербургский, Юрьевский, Казанский, Харьковский, Гельсингфорский, Варшавский, Киевский, Новороссийский ( Одесса), Томский и Саратовский ) Эволюция российской науки и культуры на рубеже веков отразила в себе всю сложность и противоречивость духовного надлома в обществе, неизбежность близкого разрешения острого социального конфликта. Это состояние тревожного ожидания в среде российской интеллигенции сопровождалось напряженными идейно-нравственными исканиями, которые привнесли в общественное и художественное сознание России совершенно уникальную атмосферу невиданного взлета научных и творческих достижений. Недаром в историю отечественной культуры предреволюционная эпоха вошла как время духовного ренессанса и серебряного века. На рубеже XX в. бурный рост промышленного производства, основанного на новых технологиях, порождал потребность в развитии всей системы образования в России. Однако с конца 90-х гг. XIX в. до 1913 г. уровень грамотности возрос от 21% до 31%? Крестьянское население страны в основной массе оставалось неграмотным. В царствование Николая II правительство предпринимало усилия для расширения сети начального и среднего образования. Так, если в 1894 г. насчитывалось до 32 тыс. начальных учебных заведений, то к 1915 г. в России их действовало уже около 124 тыс. Наиболее распространенными из них являлись сельские одноклассные и двухклассные земские училища с 3- и 5-летним сроком обучения, а также аналогичные по программе церковноприходские училища. В городах же действовали высшие начальные училища. Наконец, общее среднее образование в империи давалось в рамках 8-летних классических мужских и женских гимназиях и прогимназиях с сокращенными по срокам и по программе курсами по сравнению с гимназическими. Изменившиеся условия в экономике страны потребовали от царского правительства внесения корректив в программы обучения как в гимназиях” так и в 7-классных реальных и технических училищах рассчитанных на получение технического образования, а с 1896 г. на средства кругов торгово-промышленной буржуазии создавались частные коммерческие училища, число которых к 1913 г. достигло 250. Большую роль в деле ликвидации неграмотности, особенно среди городского населения, сыграли различного рода внешкольные формы народного просвещения, среди которых помимо воскресных школ, на рубеже веков получили распространение рабочие курсы и “народные дома”, создаваемые на частные средства. Наиболее яркими примерами могут служить Пречистенские рабочие курсы владелицы Тверской мануфактуры В. А. Морозовой (1897), Лиговский народный дом графини С. В. Паниной (1903) в Петербурге. С 1906 г. по инициативе передовой профессуры возникли народные университеты, наибольшую известность из которых получил университет А. Л. Шанявского (1908). В системе высшей школы царской России в предреволюционную эпоху насчитывалось около 120 вузов, причем свыше 60 являлись государственными (в том числе 10 университетов и 15 инженерно-промышленных вузов). Остальные же были либо общественными, либо частными. Численность студентов на протяжении правления Николая II постоянно росла: если в 90-х гг. XIX в. в вузах училось около 35 тыс. человек, то к 1915 г. насчитывалось свыше 125 тыс. человек. Заметно менялся социальный состав студентов (уменьшился удельный вес выходцев из дворянско-чиновничьих слоев и увеличилось число студентов из купеческой и мещанско-крестьянской среды). К 1917 г. в России действовало более 20 высших технических и сельскохозяйственных учебных заведений. Дальнейшее развитие получило высшее женское образование: в стране было открыто около двух десятков частных высших женских курсов. После первой русской революции власти были вынуждены вновь пойти на некоторую либерализацию во внутреннем самоуправлении высшей школы: были разрешены выборы ректоров и деканов, а также легализована деятельность студенческих организаций. Большое значение .в общественно-политической и культурной жизни России приобретала периодическая печать. Ее освобождение от предварительной цензуры в |период первой русской революции, а также широкое развитие коммерческих изданий способствовало резкому увеличению количества газет и журналов самых разных направлений. Так, если в конце XIX в. выходило всего 105 газет, то в 1913 г. их насчитывалось уже 1158, издаваемых на 25 языках. Среди журналов особую популярность в начале века приобрели еженедельники. Наряду с ; издававшейся с 1870 г. А. Ф.. Марксом иллюстрированной “Нивой” стал выпускаться знаменитый “Огонек” С. М. Проппера, а также литературно-художественные издания “Мир искусства”, “Старые годы”, “Аполлон”, “Столица и усадьба” и др. Среди “толстых” журналов особым авторитетом пользовались либеральный “Вестник Европы”, народнические “Русское богатство” и “Заветы”, кадетский “Русская мысль”, марксистские “Научное обозрение”, “Мир божий” и “Просвещение”. Огромную роль в распространении знаний и просвещении широких народных масс играли отечественные книгоиздатели А. С. Суворин и И; Д. Сытин, выпускавшие большими тиражами научные; художественные и дешевые популярные книги для народа.

Ответов - 28

Андрей Исаев: Информация к размышлению. (По реалу) Сфера образования – «в период правления Николая II наблюдается стремительный рост числа учебных заведения на всех уровнях. За 15-летний период (1896 по 1910) было открыто больше школ, училищ, институтов, чем за весь предшествующий 1896 году период российской истории. В области низшего образования это составило почти 57 тыс. начальных училищ (57% от всего числа таких заведений в стране), 1,5 тысячи низших профессиональных училищ (56%), почти 600 городских училищ (55%). В области среднего образования за указанные 15 лет было создано 1323 учебных заведения, или 54% всех имеющихся. В те же годы возникли 20 новых мужских высших учебных заведений (28%) и 28 женских вузов (97% от их общего числа)» . В 1903 – 1912 годах доля ассигнований Министерству народного просвещения возросла в государственном бюджете с 2.1% до 4,4% - т.е. более чем в два раза! Современный историк с удовлетворением отмечает – «Положительным фактом исторического значения явилось то, что в 1900 – 1913 гг. в обучение включались дети из всех слове населения. Произошло преодоление такой ситуации, когда образование было доступным только для представителей привилегированных групп» . В 1908 году в России принимается программа перехода ко всеобщему и обязательному образованию населения. Рассчитанная сроком на 20 лет она предусматривала ежегодное увеличение государственных кредитов на народное образование на 20 миллионов рублей (10 миллионов на постройку новых школ и 10 миллионов на улучшение уже имеющихся). К 1915 году на всеобщее обучение перешли 51 уезд России (не считая крупных городов). Как показала проведенная Наркомпросом РСФСР в 1920 перепись, 86% подростков в возрасте от 12 до 16 лет были грамотными или имели начальное образование.

Андрей Исаев: Информация к размышлению. ( по реалу) Некоторые обобщенные данные на 1897 год. Из «Объяснительной записки к отчету государственного контроля по исполнению государственной росписи и финансовых смет за 1911 год» (СПб., 1912): Всеобщая перепись населения Империи 1897 г. обнаружила всего лишь 21% грамотных. Этот процент повышается в Привислинском крае до 30,5%, собственно же в Европейской России без Привислянских губерний и Кавказа составляет 22,9%. Как же мало само по себе такое небольшое число грамотных, но в 24 губерниях из 50 Европейской России оно еще уменьшалось, не достигая 20%. В числе их заключался целый ряд центральных губерний с коренным русским населением: Вологодская, Воронежская, Калужская, Курская, Орловская, Пензенская, Симбирская, Смоленская, Тамбовская и, наконец. Псковская, занимавшая в 1897 г. последнее место по грамотности населения (14,6%). Высокий процент грамотных, 70-80%, дали три Прибалтийские губернии, за ними шли столичные губернии, С.-Петербургская — 55%, Московская — 40%. 42% грамотных обнаружилось в Ковенской губернии и 36% в Ярославской. В остальных губерниях Европейской России оказалось менее 30% умеющих читать. Есть кстати в той же записке и данные о перспективе всеобщего начального образования в РИ (1912 год): "Деятельность Министерства Народного Просвещения по планомерному насаждению школ в целях достижения всеобщего обучения началась. и распространилась прежде всего на 34 губернии, пользующихся положением о земских учреждениях, что вполне соответствовало интересам дела, т.к. именно в этих губерниях имелась организация, пригодная для составления школьных сетей и открытия значительного числа новых училищ... (Из данных, опубликованных Центральным Статистическим Комитетом, видно, что в 1911 г. население 34 земских губерний (76 млн.) составляло 46% всего населения Империи (без Финляндии — 164 млн.).)... Сроки осуществления всеобщей доступности начального обучения, т.е. открытия всех предусмотренных школьной сетью данного района училищ, устанавливаются различные, в зависимости от положения школьного дела в каждом уезде и финансовой его состоятельности. В среднем по 34 губерниям этот срок 9,4 года. В 33 уездах (11%) он не превышает 5 лет. В 40 уездах (13 %) на открытие полного числа школ потребуется от 12 до 17 лет."

Андрей Исаев: http://www.kommersant.ru/k-money-old/story.asp?m_id=16874 Интересная статья... и про образование тоже


Андрей Исаев: http://www.poluchi5.ru/004529-1.html Реферат по образованию в Казахстане...

Андрей Исаев: http://www.rus-sky.org/history/library/1913/1913_14.html Хороший источник.

Андрей Исаев: Инженерно-промышленные институты ( по реалу) Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский политехнический университет им Петра I, Институт корпуса инженеров путей сообщения, Лесной институт, Технологический институт, Институт гражданских инженеров, Женский политехнический институт ( 1916 г.) Москва: МВТУ, МИИТ Варшава: Варшавский политехнический институт, Киев : Киевский политехнический Харьков: Харьковский технологический Гельсингфорс: Гельсингфорский политехнический Одесса: Одесский политехнический институт Рига: Рижский политехнический институт Томск: Томский технологический институт Новочеркасск: Донской политехнический институт ( с 1907) Самара: Самарский политехнический ( с 1915 года) Екатеринослав : политехнический ( с 1915 г) Екатеринодар: Кубанский политехнический институт ( 1918 г.)

Андрей Исаев: Итак, касательно реформы, начнем с высшего образования, хотя ход реформы должен идти параллельно... Предложения - нарастить общее число ВУЗов в регионах, прежде всего университетов, инженерно-промышленных, медицинских и педагогических институтов... Далее создать на их базе более специализированные ВУЗы... ВУЗы предлагаю создавать в несколько очередей... очередь условно примем за 7 лет... Реформа стартует в 1906 году - первая очередь ( 1906-1913), вторая ( 1913-1920), третья ( 1920-1927)..

Андрей Исаев: Итак вузы первой очереди ( пока только университеты и инженерно-промышленные ): Новочеркасск: Донской политехнический институт ( с 1907) Саратов: Саратовский университет ( с 1908 года ) Пермь: Пермский университет ( 1910 г.) Екатеринослав : Екатеринославский политехнический ( с 1911 г) Ярославль: Ярославский университет ( 1911 г.) Владивосток: Дальневосточный политехнический институт ( с 1912 ) Екатеринбург: Уральский политехнический университет ( с 1912 ) Тифлис: Тифлисский университет ( с 1913 ) Екатеринослав : Екатеринославский университет ( с 1913 )

Бивер: Я эту тему уже частично рассматривал, см. http://alternativa.fastbb.ru/?1-13-0-00000236-000-10001-0-1160215567

Бивер: Андрей Исаев пишет: Всеобщая перепись населения Империи 1897 г. обнаружила всего лишь 21% грамотных. Этот процент повышается в Привислинском крае до 30,5%, собственно же в Европейской России без Привислянских губерний и Кавказа составляет 22,9%. Как же мало само по себе такое небольшое число грамотных, но в 24 губерниях из 50 Европейской России оно еще уменьшалось, не достигая 20%. В числе их заключался целый ряд центральных губерний с коренным русским населением: Вологодская, Воронежская, Калужская, Курская, Орловская, Пензенская, Симбирская, Смоленская, Тамбовская и, наконец. Псковская, занимавшая в 1897 г. последнее место по грамотности населения (14,6%). Высокий процент грамотных, 70-80%, дали три Прибалтийские губернии, за ними шли столичные губернии, С.-Петербургская — 55%, Московская — 40%. 42% грамотных обнаружилось в Ковенской губернии и 36% в Ярославской. В остальных губерниях Европейской России оказалось менее 30% умеющих читать. Хм, примечательно, что именно наиболее "грамотные" губернии стали очагами промышленного развития. Прибалтика, Петербург, Москва, Ярославль. Столыпин, опять же, был Ковенским губернатором до прихода в МВД. Занятно.

Андрей Исаев: Бивер пишет: Хм, примечательно, что именно наиболее "грамотные" губернии стали очагами промышленного развития. Прибалтика, Петербург, Москва, Ярославль. Вот как раз наоборот. Именно в промышленных центрах быстрее, чем где-либо выросла грамотность

cobra: Андрей........ Пока навскидку. Мои предложения........ Отмена преподавания на латыни и греческом......... Введение хотя бы четырехклассного образования..................... Всеобщего, ибо для флота и армии это полный пипец неграмотные........ Глубоко в суть вопроса я не в давался. Но помоему как мне помнится нельзя было без знания древних языков поступить в ВВУЗ, так это отменить................... ПО национальностям: Предодавание ТОЛЬКО на Русском, но при этом разрешить олбучение, на финском, эстонском, польском и т.д., НО ЗА счет МЕСТНЫХ ОБЩИН и т.д. Далее особое внимание обратитиь на то что местные институты сталм рассадниками рев.движения........................ С уважением.................

Андрей Исаев: cobra cobra пишет: Но помоему как мне помнится нельзя было без знания древних языков поступить в ВВУЗ, так это отменить................... Не в ВУЗ, а в университет... если человек поступает на медицинский или юридический, базовые знания по латыни не помешают.. А в инженерно-промышленные и политехнические институты вполне... cobra пишет: Введение хотя бы четырехклассного образования.... Всеобщего, ибо для флота и армии это полный пипец неграмотные........ К этому шли и в реале. А уж у нас в МЦМ - в первую очередь... cobra пишет: Предодавание ТОЛЬКО на Русском Все правильно в государственных школах. Правда боюсь, что в Польше и Финляндии это невозможно, ну и не надо cobra пишет: Далее особое внимание обратитиь на то что местные институты сталм рассадниками рев.движения... Ну и что. Потому что условия жизни были плохие и монархия слабая... cobra пишет: Отмена преподавания на латыни и греческом......... Преподавания на латыни и реческом не было Было преподавание латыни и греческого. Раньше начала 30-х отменить вряд ли выйдет.

Андрей Исаев: Вузы второй очереди ( пока только университеты и инженерно-промышленные ): Симферополь: Таврический университет ( с 1914) Нижний Новгород: Нижегородский университет ( с 1915) Минск: Минский технологический ( с 1915) Ростов-на-Дону: Донской университет ( с 1916 ) Нижний Новгород: Нижегородский политехнический институт ( с 1918 ) Иркутск: Байкальский университет ( с 1918) Тула: Тульский технологический институт ( с 1919) Владивосток: Приморский университет ( 1920) Напоминаю, что речь у нас идет об МЦМ-А, где ПМВ происходит с 1916 по 1918.

Андрей Исаев: Господа, я думаю, что на постройку и открытие одного ВУЗа вполне хватит 1-2 млн. руб, следующий вопрос, сколько может стоить реформа начального образования...

Вандал: Андрей Исаев пишет: Господа, я думаю, что на постройку и открытие одного ВУЗа вполне хватит 1-2 млн. руб, следующий вопрос, сколько может стоить реформа начального образования... Всё-таки хотелось бы конкретных цифр из реала. Построить - это одно, оборудовать аудитории и лаборатории - это другое, набрать и подготовить преподавательский состав - третье. Кроме того, деньги решают не всё. К примеру, чтобы вырастить нормального лектора - лет пять нужно. Причём, ещё нужно учитывать отсев, что далеко не каждый, который соблазнится профессорской карьерой, действительно станет преподавателем.

Андрей Исаев: Вандал пишет: Всё-таки хотелось бы конкретных цифр из реала. В этом-то и загвоздка... если по вузам еще можно прикнуть сколько денег надо, то по начальным школам абсолютно непонятно.. сколько нужно построить школ? Сколько стоит постройка школы? Сколько ее содержание и т.д. Данных нет

Андрей Исаев: Инфа к размышлению. 43% всех детей посещало в 1911 г. начальную школу Средняя стоимость содержания одной школы, подведомственной Министерству Народного Просвещения, определяется, по данным переписи, в размере 1182 руб., одной школы Духовного ведомства — 418 руб.

Андрей Исаев: «Картину современного положения школьного дела и результатов, достигнутых за 3 года, протекших со времени приступа к введению всеобщего обучения детей, дает однодневная школьная перепись, произведенная 18 января 1911 г. Этой переписью зарегистрировано 100295 начальных училищ для детей возраста от 8 до 12 лет, причем Министерство Народного Просвещения считает, что это число составляет около 98% действительного количества таких школ. Из этих 100295 школ состоят в заведывании: Министерства Народного Просвещения — 59682; Духовного ведомства — 37922; прочих ведомств — 2691.»

Андрей Исаев: В одной школе МНП в среднем обучается 70 человек, в одной церковно-приходской школе в среднем 50 человек...

Андрей Исаев: В день переписи в школах присутствовало 6180510 человек учащихся, что по сравнению с общим числом населения составляет 3,85%. А так как количество детей школьного возраста (от 8 до 12 лет) определяют около 9% всего населения, то оказывается, что лишь около 43% всех детей посещало в 1911 г. начальную школу.

Андрей Исаев: Посчитал - всего детей, которые должны обучаться в начальной школе - 14,4 млн. чел ( обучаются в РИ 6,2 млн )...

Андрей Исаев: Но тут еще надо считать - может быть часть реформы начального образования удастся провести за счет средств земств...

Бивер: Из проекта "О введении всеобщего начального обучения в Российской империи" (был внесен в III Государственную думу 1 ноября 1907 г) "Означенные (п. 6) школьная сеть и план ее выполнения представляются местными органами самоуправления установленным порядком в Министерство народного просвещения, которое, предварительно утверждения означенных сети и плана, сносится с Министерством внутренних дел. В случае одобрения сих планов и сетей, Министерство народного просвещения отпускает, в пределах ассигнуемых по смете сего министерства кредитов, на каждую, входящую в сеть школу, открытую или подлежащую открытию в течение ближайшего учебного года, пособие на минимальное вознаграждение учителей и законоучителей по действительному их числу в означенных школах, считая по 360 руб. учителю и 60 руб. законоучителю. При этом общий размер пособия училищам в данном районе не должен превышать суммы по расчету 390 руб. на 50 детей школьного возраста. Церковно-приходские школы, вошедшие в школьную сеть, как открытые, так и подлежащие открытию в течение ближайшего учебного года, получают пособие от казны на равных основаниях со школами, состоящими в ведомстве Министерства народного просвещения, из кредита, ассигнуемого по финансовой смете Святейшего Синода; школы же церковно-приходские, не вошедшие в сеть в тех местностях, для коих она утверждена, могут содержаться лишь на местные средства. "

Андрей Исаев: Биверу Я надеялся на Вашу помощь. Гран-мерси.

cobra: Вопрос в чем, как с обучением разных нацменьшинств. Мое мнение, что все дикие национальности оставить жить по своим законам. Обучение желающих(приобщится к цивилизации) проводить в общем порядке..............

Sergey-M: Андрей Исаев пишет: ральский политехнический университет не понял -чем он должен от политехнического института отличатся?

Андрей Исаев: Sergey-M пишет: не понял -чем он должен от политехнического института отличатся? все правильно - Уральский политехнический институт... это просто уже было поздно и я ошибся... Спасибо за поправку



полная версия страницы