Форум » Таймлайны - База Данных » Черепаший галоп (лунная гонка) » Ответить

Черепаший галоп (лунная гонка)

SerB: В ноябре 1964 года Генеральный Конструктор Сергей Павлович Королев получил окончательный вердикт конструкторов – разрабатываемая в рамках советской лунной программы суперракета «Н-1» с грузоподъемностью 75 тонн на низкую околоземную орбиту не в состоянии решить задачу экспедиции на Луну в один пуск. Как затем писал Черток в своем труде «Ракеты и люди», Королев выглядел крайне обескураженным. Тем более, что вновь избранный Генсеком КПСС Брежнев в порядке своеобразной инвентаризации назначил доклад по советской лунной программе на начало декабря. В КБ было спущено указание: срочно пересмотреть конструкцию ракеты с целью увеличения ПН до 95 -100 тонн. Черновые расчеты были сделаны в кратчайшие сроки. Однако случилось непредвиденное. Выслушав докладчика, увлеченно повествующего о переходе космонавта из лунного орбитального корабля в посадочный модуль и обратно через открытый космос, Брежнев повел своими уже знаменитыми бровями и заметил: «Напоминает цирк. Хм… Сергей Павлович, а что там планируют американцы? Такую же акробатику?» Со времен Сталина не прошло и 12 лет и привычка втирать очки (особенно по важным вопросам) еще не успела распространиться. А сухое изложение известных к тому времени фактов о программе «Аполло» прозвучали поразительным контрастом. Не в пользу СССР, что характерно. После чего из-под нависших бровей прозвучал сакраментальный вопрос: «А почему?» Это напоминало прорыв плотины. Отсутствие мощных двигателей, неразвитость электроники, отсутствие стендовой базы – все эти частные факты, конечно, прозвучали – но главным было не это. В советской лунной – и вообще космической - программе царил БАРДАК. Три проекта суперракет – Королевская Н-1, Челомеевская УР-700, Янгелевская Р-56, два отдельных проекта по облету Луны на УР-500 (ныне более известной как «Протон» – и по собственно посадке… И все эти дублировавшие друг друга направления финансировались, что размазывало и без того невеликий по сравнению с США «лунный» бюджет. Вопрос «А что там у американцев?» прозвучал опять. Выяснилось, что имел место забавнейший парадокс – во вполне себе капиталистических Штатах финансирование осуществлялось согласно единому утвержденному Конгрессом правительственному плану, а в плановом СССР деньги выделялись тому, кто первым откроет дверь. Второму и третьему, впрочем, тоже выделялись. После второго бровастого «А почему?» у Королева прихватило сердце. Но инфаркта удалось избежать.

Ответов - 372, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Динлин: Сталкер пишет: цитатаВот ищу и не нахожу в и-нете. Проект многоразового корабля - да еще какого! - который разрабатывало КБ Лавочкина, и который прикрыли в 1959 или 1960 году как раз после того, как испытания данной РН в Капустином Яру впервые были успешны. То ли "Вихрь", то ли еще как! "Буря". Два прямоточных двигателя. Скорость 3 маха, дальность 8000 км.

SerB: Динлин пишет: цитатаБуря". Два прямоточных двигателя. Скорость 3 маха, дальность 8000 км. Так это не многоразовый корабль, а вполне одноразовая, как ей и положено, крылатая ракета. 3 маха - это 1 км/с, 1/8 от необходимой для выхода на орбиту скорости и соответственно 1/64 от необходимой энергии.

sas: SerB пишет: цитатаСовершенно иная атмосфера вокруг Аполло - русские успели раньше. Дык вымпел ЕМНИП в РИ раньше скинули-и ничего :) SerB пишет: цитатак Луне и планетам – не менее 14 (определялось массой «Союза»), на геостационар – тонн 7-8. А что, энергетически к Луне(тем более к планетам) лететь легче чем на стационар?


SerB: Вымпел был весьма сильной пиар-акцией. А тут ситуация гонки и в принципе подать можно грамотно - тут и превосходство (или "превосходство") в автоматах, и упор на экономичность и безопасность. Ну и малый временной интервал роль играет. Основное направление пиара - "ну и стоило тратить в 100 раз больше?" Анекдот в тему. Сидят 2 наркомана рядом с Байконуром. "Жгут тряпки, смеются" (с). На горизонте взлетает ракета. Один начинает дико ржать. Другой: "Братка, ты чо?" "Прикинь! Сотня тонн цветмета!" "Ну?" "Тыща тонн горючки!" "Ну?" "Миллион тонн бетона!" "Ну и?" "Прикинь, братка - и все это ради одного-единственного улета!" По энергетике. На геостационар с Байконура ЕМНИП 4500 м/с (много идет на поворот плоскости орбиты), к Луне - 3150 м/с плюс коррекция 50 плюс торможение у Луны 900. К Марсу - ЕМНИП порядка 3500 метров в секунду.

Виталий: sas пишет: цитатаДык вымпел ЕМНИП в РИ раньше скинули-и ничего :) Ну, вымпел и доставка грунта - вещи разные. Правда доставка грунта и высадка - вещи тоже разные. Выигрыш в цене это классно, но заинтересует ли это пипл? Сталкер пишет: цитатаот ищу и не нахожу в и-нете. Проект многоразового корабля - да еще какого! - который разрабатывало КБ Лавочкина, и который прикрыли в 1959 или 1960 году как раз после того, как испытания данной РН в Капустином Яру впервые были успешны. Имхо это первые работы над "Спиралью". Результатом закончились куда позже. Bastion пишет: цитатаА в части которая к ней прикрепляется. На самом деле изначально задумывалось и главный бак повторно использовать... Ну та часть которая прикрепляется, она разная бывает. И о каком использовании бака вы говорите - у нас не бак, у "Энергии" имхо полноценная ступень. Ее не сильно поспасаешь.

sas: SerB пишет: цитатаПо энергетике. На геостационар с Байконура ЕМНИП 4500 м/с (много идет на поворот плоскости орбиты), к Луне - 3150 м/с плюс коррекция 50 плюс торможение у Луны 900. К Марсу - ЕМНИП порядка 3500 метров в секунду. Скажите,а почему тогда американцы специально для Луны делали Сатурн-5 ипрактически больше его нигде не использовали?

Bastion: Виталий пишет: цитата"Энергии" имхо полноценная ступень. Ее не сильно поспасаешь. Видел предпроектные эскизы. Планировали на парашютах опускать.

Динлин: SerB пишет: цитатаТак это не многоразовый корабль, а вполне одноразовая, как ей и положено, крылатая ракета. 3 маха - это 1 км/с, 1/8 от необходимой для выхода на орбиту скорости и соответственно 1/64 от необходимой энергии. Разумеется. Но проект вообще интересный, хотя и НЕ космический. Почему бы не сделать "Бурю" многоразовой ? Получаем гиперзвуковой бомбер, который по тем временам в принципе не перехватывался. Представляете атаку такой фигни на амер. АВ ? Да и опыт работы с прямоточными двигаетелями и гиперзвуковыми скоростями может пригодитсья в будущем - при создании авиационно-космических систем типа "Воздушный старт".

Panzer: Если можно, я вставлю свои пять копеек. Есть очень простая и четкая информация о том, почему наши ракетостроители пошли по пути пакетных схем носителей ("семерка", когда первая и вторая ступени - это практически те же яйца, только в профиль), и почему американцы озаботились именно сверхмощными двигателями (а наши довели схему "много однотипных двигателей" до показательного абсурда Н-1). Дело в том, что когда СССР стал осваивать свою часть программы "Фау", оказалось, что у нас нет сверхзвуковых аэродинамических труб (достались американцам), а без них освоить в производстве V-2 (Р-1) можно, но создать что-то новое - весьма проблематично. К счастью, нашим трофейщикам достались полные аэродинамические таблицы по V-2, что позволяло БЕЗ строительства сверхдорогого (стоимость хорошего завода) аэродинамического оборудования больших скоростей проектировать новые ракеты, создавая их ПОДОБНЫМИ по аэродинамической схеме немецкому образцу. Таким образом СССР получил Р-3, Р-3А и Р-5. Для обеспечения МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНОЙ дальности одноступенчатые ракеты не подходили и возможны были два пути: 1. Создание многоступенчатого аэродинамического подобия V-2; при этой схеме двигатели 2-й ступени не могут работать одновременно с 1-й ступенью; см. ранние эскизы А-9/10 и американские проекты лунной ракеты фон Брауна. 2. Соединение в связку в качестве первой ступени уже существующих ракет (вокруг второй ступени, которая по сути, является модификацией ракеты, ставшей 1-й ступенью); при этой схеме двигатели 2-й ступени запускаются одновременно с двигателями 1-й ступени на земле; см. собственно "семерку". Почему наши ракетостроители выбрали второй вариант, тогда как американцы "пошли к Луне" по первому? 1. "последовательная" схема требует мощные двигатели 1-й ступени; в СССР Глушко де-факто провел глубокую модернизацию немецкого двигателя, однако пока он работал на тактические ракеты сверхмощный двигатель с него никто не требовал, увеличение тяги с 27,2 до 33 тонн считалось значительным шагом, хотя, повторюсь, это была только модернизация, а мощных двигателей на нужный момент не оказалось. 2. "последовательная" схема предполагает запуск двигателей 2-й ступени в весьма разреженной атмосфере или даже в космосе, на уже летящей ракете, что требовало надежной автоматики и отработки подобных запусков двигателя на опытных ракетах. Американцы занимались этим начиная с проекта "Бампер" (LC-3), у нас предпочитали выжать максимум из имеющихся образцов (запуск двигателя в полете представлялся такой проблемой, что им занялись фактически только тогда, когда двухступенчатая пакетная схема была полностью исчерпана). В какой-то степени это можно объяснить следующим: в США, столкнувшись с проблемой наведения баллистических ракет с неотделяемой БЧ (точнее, эту проблему им в готовом виде привез фон Браун), посчитали развитие БР тупиковой ветвью и занялись крылатыми ракетами. В СССР отсутствие информации из США по новым БР расценили (в первую очередь - с подачи Королева) как полное засекречивание перспективной темы ("не может быть, чтобы американцы не догадались об отделении БЧ!"). Таким образом, считалось, что СССР спешно догоняет США в области БР, тогда как США практически не занимались попытками создания тяжелых БР, подвижка у американцев пошла после кражи информации из королевского КБ (сидел у них человечек в отделе архивации). Таким образом, в режиме "догнать и перегнать" (надуманном!) советские ракетостроители пошли по пути компенсации ненадежной автоматики относительной простотой пакетной схемы, компенсации затрат времени на создание мощных РД - модернизацией существующих и объединением их в пакеты. За счет этого СССР удалось первым запустить спутник, тогда как американцы, учитывая имевшиеся у них трудности, считали, что СССР все-таки отстает.

Panzer: Дальше - самое интересное. Вместе со спутником на орбите оказалась и вторая ступень "семерки", которая тут же была изучена американцами через оптику. Размеры второй ступени привели их в состояние шока; второй спутник (вес которого был увеличен) шок усилил. Полагая, что двигатели 2-й ступени запускались В ПОЛЁТЕ, они попытались примерно оценить мощность двигателей 1-й ступени исходя НЕ ИЗ ПАКЕТНОЙ, А ИЗ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ СХЕМЫ. По их рассчетам получалось, что СССР значительно вырвался вперед в двигателестроении, создав сверхмощные двигатели. Поэтому, спешно докатав "детишек" V-2 ("Авангард", "Атлас", "Юпитер") они параллельно занялись проектом "Сатурн", где основная ставка делалась не на связки относительно маломощных РДТТ в пакетах (2-я ступень "Юпитер-С" - 11(одиннадцать!) РДТТ), а именно на сверхмощные ЖРД. В то же время в СССР привычно вылизывали удачную схему "семерки" (удачную только для космоса, военное использование ее с закрытых в скальный грунт ПУ - это проекты покруче пирамиды Хеопса и Великой Китайской стены вместе взятых, именно циклопичность пакетной "семерки" заставила военных перейти на "самовозгорающиеся" ракеты Янгеля), идя от РН "Спутник" к РН "Восток" (всё-таки решив вопрос запуска РД в космосе). Одновременно с полетами Гагарина и Титова американцы уже запускали "Сатурн-1". Пока речь шла о полетах в ближнем космосе, "семерка" себя оправдывала, но запустить троих к Луне она уже не смогла. Когда вопрос сверхмощных "лунных" двигателей встал для СССР ребром, времени на их разработку просто не было, и Королев попытался создать "сверхпакет" Н-1. Во многом из-за пакетной схемы Н-1 и закончила столь бесславно. Проблему сверхмощных двигателей решили только к "Энергии" (тут уж скорее "Энергия" создавалась под глушковских монстров, а не монстры под нее). Но, опять-таки, хотели и рыбку съесть, и на тракторе покататься, создавая УНИВЕРСАЛЬНЫЙ РН. Мощность варьировалась количеством блоков 1-й ступени, это, кстати, заставило вновь применить пакетную схему РН. Кстати, "Энергия" - это вовсе не многоразовик, не путайте ее с "Бураном", "Энергия" - это одноразовый РН, выводящий на орбиту возвращаемый СА активного типа. При этом "Буран" - исключительно "полезная нагрузка" для "Энергии", его двигатели в момент старта и выхода на орбиту - просто балласт, ибо не работают, тогда как у американцев двигатели "Шаттла" - это 2-я ступень их пакета (1-я - 2 РДТТ). В какой-то степени "Шаттл" - это повторение схемы "семерки", тогда как "Энергия" - именно что наш ответ "Сатурну".

SerB: Все хорошо, только: 1. Н-1 - никоим образом не пакетной схемы, а самый что ни на есть моноблок. 2. С аэродинамикой у нас как раз не было особых проблем по сравнению с американцами - отделяющуюся ГЧ наши испытали раньше, у Р-7 тоже развитых аэродинамических поверхностей и газовых рулей нет. А в это время у американцев летал редстоун - вполне себе наследник Фау-2. А, кстати - вот у "Сатурна"-то развитые аэродинамические поверхности как раз присутствуют - "в папу" пошел ;-) 3. Проблема создания мощных двигателей уперлась в высокочастотные колебания в камере сгорания. Первый рубеж на уровне тяги порядка 40 тонн преодолели переходом от сферической к цилиндрической КС и конфигурацией форсуночной головки, на втором рубеже (порядка 200 тонн) застряли надолго. Кстати, на "Семерке" выбор 4-камерных двигателей 1 и 2 ступени определялся в том числе и этим фактором - в РД-107 и РД-108 тяга по 25 тонн на камеру. Фон Браун на Ф-1 угробил 4 года и 2 гигабакса на борьбу с ВЧ и пробил-таки рубеж, правда, ценой низкого УИ. У нас единственный однокамерный двигатель 600-тонного класса - РД-270. Однако он работает на паре АТ-НДМГ, которая меньше склонна к ВЧ-колебаниям. До сих пор все наши керосиновые двигатели имеют максимум порядка 200 тонн тяги на камеру. 800-тонный РД-170/171 - четырехкамерный, к примеру.

SerB: Динлин пишет: цитатаРазумеется. Но проект вообще интересный, хотя и НЕ космический. Почему бы не сделать "Бурю" многоразовой ? Получаем гиперзвуковой бомбер, который по тем временам в принципе не перехватывался. Анекдот. Взлетают 2 ракеты. "Ты куда?" "В Вашингтон эмигрирую" "А я на Урал, там все-таки Родина!" А зачем? Ресурс у движков такой хрени невелик, межполетное обслуживание - дико дорогое. К тому же, сброшенные бомбы очень быстро гиперзвуковую скорость потеряют, а дозвуковые вполне сшибаются даже Фаланксом.

Mukhin: Пардон, а не возможен вариант - "к Луне мы опоздали, значит, надо уже сейчас нацеливаться на Марс!" И, соответственно - максимум усилий на разработку ядерного двигателя.

Динлин: Mukhin пишет: цитатаПардон, а не возможен вариант - "к Луне мы опоздали, значит, надо уже сейчас нацеливаться на Марс!" Возможен, но не для Муму. А американцам, чтобы переплюнуть придётся на Альфу Центавра лететь

SerB: Дело в том, что задача полета на Марс сложнее Лунной примерно в такой же степени, как Лунная сложнее задачи полета на низкую орбиту. Грубо говоря, для полета к Луне нужна ХС порядка 5200 м/с (считая от орбиты). Плюс для взлета-посадки 4000 м/с. На Марс - примерно 6800, плюс взлет-посадка километров 6 в секунду, даже с учетом торможения в тамошней хилой атмосфере. При этом минимальный срок экспедиции - полтора года. Без длительных экспериментов на орбите - нереально. Плюс требует хотя бы станции масштаба "Салюта" для проживания. Итого масса комплекса на околоземной орбите - всяко не меньше 300-400 тонн. Ядерный реактор - масса проблем, которые ни мы на РД-410, ни американцы на "Нерве" до конца не решили. К тому же, он эффективен только при использовании в качестве рабочего тела жидкого водорода - т.е. его можно использовать только при разгоне от Земли. Хранить товарные количества ЖВ полгода и сейчас не получается. А на более тяжелых газах ЯРД дает такой же УИ, как и пара АТ-НДМГ. Электроракетные двигатели - ну так это "Энергия" и планирует еще с 70-х. Только масса комплекса при этом будет не меньше 400 тонн опять же. Не говоря уже о том, что взлетно-посадочный корабль значительно сложнее лунного. Так что - авантюра. Впрочем, описанная в литературе. http://haritonov.kulichki.net/stories/luna.htm

Динлин: SerB пишет: цитатаПри этом минимальный срок экспедиции - полтора года. Без длительных экспериментов на орбите - нереально Дык удобное окно для полёта на Марс - как раз в начале 80-х. Вот и использовать вторую пол 60-х и все 70-е для подготовки.

SerB: Ну так экспедиции нужной длительности стали возможны только начиная с "Салюта-6" и "Прогресса". А это - автоматическая стыковка плюс дозаправка, плюс опыт эксплуатации ОС... И это только одна проблема из многих.

PS: Динлин пишет: цитата"Канэшно, товарыщ Кролык" Королёвский проект ракет серии Р был запущен именно при Виссарионыче. К 1957, т.е. всего через 4 года после его смерти была создана рабочая Р-7 (Хрущу было не до космоса - за власть боролся). И ВСЕ советские успехи от первого спутника до первого выхода в открытый космос были связаны именно с Р-7. А когда пришло время сделать следующий шаг и создать сверхтяжёлую лунную ракету - Сталина уже не было - отсюда и бардак. Ерунда. Сталин подписался под планом развития ракет всего за 20 дней до своей смерти. Следовательно, приписывать ему заслуги в скорости разработки и конструкции нет особенного смысла. Тогда еще облик Р-7 не был определен.

PS: SerB пишет: цитатаТем более, что вновь избранный Генсеком КПСС Брежнев в порядке своеобразной инвентаризации назначил доклад по советской лунной программе на начало декабря. В КБ было спущено указание: срочно пересмотреть конструкцию ракеты с целью увеличения ПН до 95 -100 тонн. Черновые расчеты были сделаны в кратчайшие сроки. Однако случилось непредвиденное. Выслушав докладчика, увлеченно повествующего о переходе космонавта из лунного орбитального корабля в посадочный модуль и обратно через открытый космос, Брежнев повел своими уже знаменитыми бровями и заметил: «Напоминает цирк. Хм… Сергей Павлович, а что там планируют американцы? Такую же акробатику?» Не совсем так, или совсем не так. Первый проект на Н1именно на 75 тон, но двухпусковой. Запас по массе в этом случае был куда выше чем в США. Но во многом из-за того, что в верхах спросили как там у США стали срочно переделывать в однопусоквой, что Н1-Л3 и погубило. Моя вторая любимая альтернатива, это оставить двухпусковую схему. Если космонавты летят на второй ракете, то уровень сложности одного порядка с Аполло. Кстати проект с еще большей акробатикой на Джеминаях, рассматривался в США где-то в то же время. SerB пишет: цитатаЭто напоминало прорыв плотины. Отсутствие мощных двигателей, неразвитость электроники, отсутствие стендовой базы – все эти частные факты, конечно, прозвучали – но главным было не это. Передергивание. Но во многом это, хотя половина этих же проблем было и у США. Но были и деньги. Причем по многому работа началась и у нас, более того не мало сделано. Не смогли пробить только стенд. Плюс Королев принял не очень разумное решение проводить испытание первой ступени в составе всей ракеты. SerB пишет: цитатаВ советской лунной – и вообще космической - программе царил БАРДАК. Три проекта суперракет – Королевская Н-1, Челомеевская УР-700, Янгелевская Р-56, два отдельных проекта по облету Луны на УР-500 (ныне более известной как «Протон» – и по собственно посадке… И все эти дублировавшие друг друга направления финансировались, что размазывало и без того невеликий по сравнению с США «лунный» бюджет. А вот с этим в корне не согласен. Нормальная политика, как США так и СССР на этапе выбора схемы проводить несколько работ. У США это даже более явно, другое дело там никто не продолжает работу за гос счет когда их проект уже закрыт. Ягелю попало ни за что ни про что. Проект ведь закрыл. К сожалению не смог добиться консолидации усилий, приложил все силы к созданию ЛК. Между прочим, моя первая любимая альтернатива это принятие к реализации проекта Янгеля. Имхо, он бы куда более рациональным, чем Королев или Челомей. Более того, что-то мне подсказывает, что Л1 тогда еще не был принят. Он имхо в 65. Вообще здесь есть определенное опережение событий. SerB пишет: цитатаПосле второго бровастого «А почему?» у Королева прихватило сердце. Но инфаркта удалось избежать. А он здесь причем?

PS: Динлин пишет: цитата Извините, создание самолёта времён 30-х это на порядок более дешёвый процесс, чем создание космической техники, тем более сверхтяжёлой. Тянуть сразу 3 лунных проекта страна себе позволить не могла, ибо Max пишет: цитата Бедные были Она не тянула три проекта. Она тянула где-то полтора проекта. Н1 и все -что пытались предложить Челомей и Глушко. А это бы цельным проектом не назвал. Хотя бы потому, что Челомей серьезно над кораблем не работал. Алмазом был занят.

PS: SerB пишет: цитата Вообще-то вплоть до "Союза-ФГ" первые ступени "Семерок" сколько-нибудь заметно не менялись. Р-7, "Восток" (лунный и орбитальный), "Союз", "Молния" различались только 3 ступенью Ну плюс 4-я для "Молнии". Начиная с "ФГ" появились новые движки 1 и 2 ступени (РД-117 и 118 вместо 107 и 108), однако разница между ними будет значительно меньше, чем между М-105 и АШ-82. Скорее, тут можно сравнить тот же М-105 с М-107 - Як-и 3 и 9 летали с обоими. Вот если на какой-то из будущих модификаций наконец-то поставят НК-33 на боковухи и РД-120 в центр - можно будет сравнивать со скачком от ЛаГГа к Ла-5. Э... Все таки отличались. Даже зрительно. Сравни фотки.

PS: SerB пишет: цитатаК тому же, перед ракетно-космической отраслью страны стояли и более насущные проблемы – следовало озаботиться достижением реального, а не декларативного ракетно-ядерного паритета, наладить работу космической фоторазведки и связи, военные требовали боевых станций на орбите. SerB пишет: цитатаРаботы по программе Н-1/Л-3 были заморожены, по УР-500/Л-1 (облет Луны без выхода на орбиту) еще велись. Советская разведка рыла землю носом, и вскоре стало ясно – при любых разумных (а хоть бы и неразумных, но возможных) затратах опередить астронавтов на Луне не удастся. Создать ракету нужной грузоподъемности раньше, чем в 70-71 году не представлялось возможным. Это и так сделали. По мне возможно, см две альтернативы сверху. При Н1 могли выйти одновременно, при Р-56 имхо могли чуть опередить. Но тогда замедлилось бы создание ракетно-ядерного щита. про Ур-500-Л1 уже писал. SerB пишет: цитатаЧасть снятых с проекта Л-3 средств – перебросить на автоматические исследования с помощью самодвижущихся лунных лабораторий. Доставку лунного грунта также предлагалось осуществить посредством автоматических миссий. При увеличении финансирования КБ Челомея, Пилюгина и Бабакина (и запрещении Челомею тратиться на монстроидальную УР-700) шансы опередить американцев хотя бы таким образом резко возрастали. Эх. Боюсь, что при закрытии Л3 закрыли и Луноход как один из компонентов программы. Виталий пишет: цитатаПока вроде получается сведущее: СССР раньше получает "Протон" и раньше переходит к орбитальным станциям. Выигрыш времени и денег? Нечто типа "Энергии" тоже должно взлететь поранее. Скажем Н1? Военным не нужно было 100 тон на ЛЕО. Под 50-75 еще бы создали, 100 казались в то время избыточными. И я что-то не увидел, откуда следует, что станции появятся раньше? В то время для 100 тонн только задачи по ОС, Луне, Марсу.

Динлин: PS пишет: цитатаЕрунда. Сталин подписался под планом развития ракет всего за 20 дней до своей смерти. Следовательно, приписывать ему заслуги в скорости разработки и конструкции нет особенного смысла. Тогда еще облик Р-7 не был определен. 1) Р-7 это не первая ракета серии Р 2) Хрущёву и Ко первые 2-3 года было не до космоса - за власть боролись. Окончательная победа Хруща - 1956 (20 съезд). И невмешательство Хруща явно пошло космосу на пользу PS пишет: цитатаПервый проект на Н1именно на 75 тон, но двухпусковой. Запас по массе в этом случае был куда выше чем в США. Но во многом из-за того, что в верхах спросили как там у США стали срочно переделывать в однопусоквой, что Н1-Л3 и погубило. Моя вторая любимая альтернатива, это оставить двухпусковую схему. Если космонавты летят на второй ракете, то уровень сложности одного порядка с Аполло. Хорошая альтернатива. Но у наших были серьёзные проблемы со стыковкой. PS пишет: цитатаНе смогли пробить только стенд. Где-то я читал, что это 2\3 денег. Поэтому и приходилось испытывать сразу в полёте.

PS: SerB пишет: цитатаПосле совещания в Самаре со своими недавними врагами, а ныне, вынужденно, коллегами, Глушко вылетел в Подлипки. КБ Кузнецова старых обид решило не припоминать. НК-15 было решено дорабатывать, а на его базе создать еще два движка – двухкамерный НК-215 и 4-камерный НК-415. Сразу возникает вопрос. Если Н1 закрыли в 65.Откуда НК-15? Зачем их разрабатывали? И о РД-270 что-то рассуждают как о доведенном до ума. Кстати высокой частоты хватило и при создании гептильных двигателей. Более того, похоже, по закону подлости выбранная Кузнецовам схема избавила его от высокой частоты. SerB пишет: цитатаВ Овальном кабинете Джонсон шепотом материл Стаффорда. Ну что ему стоило пойти на нарушение инструкций и сесть на Аполло-10 в мае! А теперь впечатления от посадки Армстронга были смазаны успехом советского робота. Нет, конечно, понимающие люди могли оценить разницу – одно дело сотня грамм пыли, а совсем другое – следы ботинок в той самой пыли. Но публике-то не объяснишь, какого черта мы вбухиваем миллиарды и рискуем жизнью наших парней, когда большевики достигают той же (ну почти) цели раньше, дешевле и без риска. Кроме того – сейчас уже в сторону красной планеты летели еще два русских робота – «Марс-2» и «Марс-3». А их дальние родственники – «летающие телеграфные столбы» сейчас рвали на части тела славных американских ребят во Вьетнаме. Ладно, про Стафорда я уже писал. вот про Марс-2/3. По всему это М-69. Возможные плюсы: первый спутник Марса за СССР Проведена оценка контрастности Марса, больше наступать на грабли не будем. Хотя фоток все равно нет. Обширный научный материал за счет орбиты куда более обширный, чем у США. В то же время Маринеры-6/7 отщелкивают Марс с хорошим качеством. В общем фифти-фифти. Минус: С таким раскладом очень сильно боюсь, что денег на разработку платформы М-71 не дадут. И придется летать на платформе М-69. А это очень плохо... :(

PS: Bastion пишет: цитатаВидел предпроектные эскизы. Планировали на парашютах опускать. Проработки исключительно для Энергии-2. Но оригинальной Энергии собирались спасать исключительно первую ступень. Из-за чего сейчас у Зенита избыточная прочность.

PS: Динлин пишет: цитата1) Р-7 это не первая ракета серии Р 2) Хрущёву и Ко первые 2-3 года было не до космоса - за власть боролись. Окончательная победа Хруща - 1956 (20 съезд). И невмешательство Хруща явно пошло космосу на пользу PS пишет: Ага. Правда, серьезной ракетой можно считать только Р-5. Р-1 и Р-2 так, проба пера. Первый пуск Р-5 почти сразу после гибели Сталина. Конечно его вклад есть, но имхо не так велик как приписывают. Имхо не расстреляли бы в 37 много хороших конструкторов могло быть еще лучше. И еще, Хотел бы я знать, почему все обвиняют Хрущева в гибели Н-1. Его сняли раньше, чем окончательно были приняты решения, приведшие ее к гибели. Хотя тоже не сахар, особенно если вспомнить, как шло финансирования по Е-6. Динлин пишет: цитатаХорошая альтернатива. Но у наших были серьёзные проблемы со стыковкой. Хорошая. Правда, по Янгелю мне больше нравиться. Что до стыковки. Во первых были проблемы и у США. Во вторых при такой схеме у нас было главное чего не было в Н1-Л3. Очень большой запас по массе. И топлива на стыковку было предостаточно. Основная наша проблема в реале его крайне маленький запас, не удалось с первого, максимум второго раза, все: иди на посадку. В США какой то Аполло кажется, пытался пристыковаться аж 12 раз. Как я уже сказал, здесь такой проблемы нет. Динлин пишет: цитата-то я читал, что это 2\3 денег. Поэтому и приходилось испытывать сразу в полёте. Экономия на спичках. Стоимость 4 ракет Н1+ старт, имхо больше чем один стенд.

Динлин: PS пишет: цитатаХотел бы я знать, почему все обвиняют Хрущева в гибели Н-1 Прежде всего потому, что работы всерьёз начались лишь в 1964, а у американцев - в 1960, ЕМНИП. Плюс бардак со ссорами конструкторов (или это уже при Лёне было ?). PS пишет: цитатаЭкономия на спичках. Стоимость 4 ракет Н1+ старт, имхо больше чем один стенд. Хм. А есть у Вас данные по Аполло ? Общая стоимость разработки РН и стоимость стенда.

PS: Динлин пишет: цитата Прежде всего потому, что работы всерьёз начались лишь в 1964, а у американцев - в 1960, ЕМНИП. Плюс бардак со ссорами конструкторов (или это уже при Лёне было ?). При Хрущеве в фаворе был Челомей с Ур-700 со всеми вытекающими. Динлин пишет: цитатаХм. А есть у Вас данные по Аполло ? Общая стоимость разработки РН и стоимость стенда. В сети где-то есть, но лень искать. Правда помню, что из 25 миллиардов где-то половину ушла на пуски и производство Сатурн5 и Аполлона.

SerB: (продолжение) Тему без особых затей обозвали «Н-2» - «чтоб никто не догадался». На базе кузнецовских движков планировалось целое семейство: Младший его представитель – «Н-20», со взлетной массой 200 тонн, на первой ступени имел двухкамерный «НК-215», на второй – тоже кузнецовский, НК-9В с тягой 40 тонн. На орбиту выводилось порядка 4 тонн. Эта ниша была прочно оккупирована «Востоком» и посему такой носитель рассматривался как малообязательная опция. А вот «Н-21» вдвое большего стартового веса, с «НК-415» на первой ступени и парой «НК-9В» на второй был интереснее. Масса выводимого груза должна была составить 10 тонн, что было уже значительно больше «Союза». При этом количество турбонасосов было 3 против 6 «Союзовских», а количество камер сгорания (без учета рулевых) уменьшалось аж в 4 раза – 6 против 24. Конечно, кузнецовские двигатели были больше и дороже – но стоимость ракеты при серийном производстве обещала быть ненамного выше «Семерки». Массовое совершенство было достаточно высоким – первая ступень на 270 тонн керосина и кислорода имела сухой вес 20 тонн, вторая, на 90 тонн, весила 8. Примечание – описана РН «Зенит» http://www.astronautix.com/lvs/zenit2.htm, масштабированная в соответствии с меньшей тягой двигателя относительно РД-171. Есть более ранний аналогичный проект Глушко, также основанный на применении унифицированных блоков: ">http://www.astronautix.com/lvs/rla120.htm Следующий носитель в гамме, «Н-23» выглядел как удар под дых Челомею. Два боковых блока, в большой степени унифицированных с первой ступенью «Двадцать первой» - и центральный блок тех же габаритов с двухкамерным «НК-215». Двигатели центрального блока, как и на «Семерках», работали с самого старта, но к моменту отделения ускорителей в ЦБ оставалась еще половина заправки топлива. При стартовом весе 1000 тонн ПН предполагалась порядка тридцати тонн – в полтора с копейками раза больше, чем у тогдашнего «Протона». Примечание – см. проект РЛА-135 от Глушко ">http://www.astronautix.com/lvs/rla135.htm А вот со старшей моделью в линейке возникли проблемы. Перегрузки, тяговооруженность по ступеням и прочие параметры «не бились». Признак «Н-1» заглядывал в окна и незримо шлялся по коридорам и курилкам ОКБ. Челомей опять показал краешек папочки со своим проектом, однако старый полярный летчик Каманин знал твердо – приняв решение – исполняй, метания до добра не доводят. В результате на ЦБ тяжелого варианта появился четырехкамерный «НК-415», двухкамерную версию за малой востребованностью отложили в шкаф, а на ЦБ тридцатитонника решили ставить два «НК-15» той же общей тягой. Центральный блок потолстел до пяти с половиной метров и перестал вписываться как в железнодорожный габарит, так и в планировавшийся универсальный стартовый комплекс. Ну, «не очень-то и хотелось» (с) Примечание – опять-таки аналог из ранних разработок Глушко, смещенный на 6 лет ранее и масштабированный под двигатели тягой на Земле ок. 600 тонн. См. здесь: ">http://www.astronautix.com/lvs/rla150.htm Зато выводимый на орбиту груз подскочил аж до 68 тонн. Военные издали восторженный вопль и с удовольствием выдали пару мясищевских стратегов для переоборудования в целях перевозки негабаритного ЦБ. КБТМ плевалось – вместо одного универсального старта приходилось городить три – для легкого, среднего и тяжелого вариантов.

SerB: (продолжение) Отработку решили начать с моноблока. 11 апреля 68-го ( ;-) – родился некто SerB ), всего через 3 месяца после утверждения ЭП, основная документация на «Н-21» была утверждена. Благо к тому времени опыт проектирования систем такой размерности был уже богатейший. Опытный старт, совмещенный с испытательным стендом решили строить в Плесецке – подальше от любопытных глаз супостата. Тем более, что основной ПН предполагались разведспутники на солнечно-синхронную орбиту. Супостат работы засек, но не впечатлился. Аналитики предположили, что старт предназначен для «Протона», на чем сердце и успокоилось. Самара, хотя и не испытывала недостатков в деньгах и фондах, тормозила с движком. Сказывалось отсутствие опыта. Первый экземпляр четырехкамерного «НК-415» поставили на стенд в конце 68-го. Приемлемого уровня надежности, однако, удалось достичь только к маю следующего года. Миссия «Аполло-11» погрузила всю космическую отрасль СССР в уныние, если бы не Челомей с Бабакиным, получившие лунный грунт месяцем ранее, дело вообще было бы швах. Первый старт нового носителя назначили на август. Он состоялся и завершился пожаром двигателя и взрывом на 68 секунде полета. Примечание: По этой же причине 21 февраля 1969 года взорвалась первая из четырех «Н-1». Задержка в дате запуска связана с потерей времени на реорганизацию отрасли и с проектированием новой ракеты и разработкой новых двигателей. Вторая попытка, месяц спустя, закончилась еще большей неприятностью. Двигатель отрубился прямо на старте, ракета провалилась в отверстие газоотводного лотка и взорвалась внизу. Подброшенная взрывом бетонная плита упала в 20 метрах за командным бункером. Примечание: Описана реальная катастрофа при одном из запусков. В принципе, две аварии подряд по реальным показателям кузнецовских движков маловероятны, однако «авторский произвол» (с) Стало ясно, что двигатели «НК» не соответствуют требованиям по надежности. Челомей опять прошелся по коридорам с папочкой, однако Каманин предпочел серьезно поговорить с двигателистами и Глушко. В результате было принято решение пересмотреть требования к двигателям по надежности и, соответственно, их конструкцию. Требования к ресурсу устанавливались невиданные – 600 секунд непрерывной работы. Каждый серийный двигатель после изготовления должен был отработать на стенде 240 секунд и только после переборки и диагностики мог был отправлен заказчику. Новые двигатели получили новые имена – НК-33 и НК-433 соответственно. Двигатели были готовы почти одновременно – к марту 70-го. Первый же экземпляр тридцать третьего отработал тестовый прогон, был перебран, вновь поставлен на стенд… и отработал 862 секунды до разрушения. Четырехкамерный после подобной процедуры выдержал 723 секунды. Вплоть до декабря 93-го ни одной аварии РН по вине двигателей этого семейства не произошло. Видимо, лимит неудач был выбран. Первый успешный старт «двадцать первой» (естественно, ее быстро переименовали в «очко») состоялся 29 апреля 1970 года. Второй и третий – в течение месяца. Опыт разработки стартовых комплексов позволил сократить цикл подготовки до недели. К этому времени в конструкцию тяжелого варианта внесли дополнительные изменения – ускорители ставили парами с углом 60 градусов внутри пары – освободили место для навески в дальнейшем еще двух. Чуть ли не дивизия инженерных войск копалась на недостроенных стартах «Н-1» на Байконуре. Еще дивизия строила по 2 старта для легкого и среднего варианта.

SerB: (продолжение) Тем временем Челомей, так и не допущенный до «большой» лунной темы, брал реванш в других областях. После майского «гола престижа» «Луны-16» Бабакин и Лавочкин разогнались не на шутку. Челомей обеспечивал вывод автоматов на отлетные траектории и присматривался к геостационару. В 69 году были запущены 12 «протонов» - 2 к Марсу, 4 – к Луне, 3 – с безликими «Космосами», которым вместо номеров вполне можно было бы навесить погоны, и 2 – с «Космосами» «постфактум» - добрая советская традиция маскировать неудачные запуски за завесой секретности. Еще одна ракета взорвалась на участке выведения. Спускаемые аппараты «Марсов» достигли поверхности, но «Марс-2» замолчал сразу, а «Марс-3» за 20 секунд активной работы успел передать несколько строк панорамы, разобрать что-либо на которых, впрочем, было нереально. А на Луне за успехом «Луны-16» последовал еще один успех. В ноябре того же года «Луна-17» доставила на поверхность самоходную лабораторию – «Луноход». Восьмиколесная кастрюлька ползала по поверхности, транслировала лунные пейзажи и данные о свойствах лунного грунта, магнитного поля и так далее. Машинка отработала почти год и очень нравилась детям и членам Политбюро. И даже авария «Луны-18» не испортила им предновогоднего настроения. А вот Каманину ситуация нравилась не очень. На 12 запусков – всего 4 («Луна-16, «Луноход» и два военных «Космоса») безусловных успеха. Еще два успеха условных («Марс-3» и третий вояка). Т.е. процентов сорок. И минимум в половине случаев подводила электроника. Наука – ладно, а ну война? После совещаний с Устиновым электронщики были отданы Каманину на растерзание. Военная приемка мало того, что зверствовала, так еще и вводила в КБ и на производстве свои армейские порядки. Разработка, производство и контроль качества регламентировались так, что устав гарнизонной и караульной службы казался милой сказочкой для детского чтения. Взращенные на «Понедельнике» «не просто программисты, а хорошие программисты», равно как и магистры-электронщики, плакали горючими слезами, материли «сапогов», пищали, но тащили. Советские микросхемы оставались самыми большими микросхемами в мире но, по крайней мере, перестали выходить из строя, когда им заблагорассудится. Более того, не столь возвышенные рода и виды вооруженных сил решили, что пусть у них труба пониже и дым пожиже – но сами они ничуть не хуже. И приняли тот же стандарт. От такого огорчения у некоторых магистров на ушах начала проклевываться шерсть, но основная масса сдюжила. Переломным моментом оказался 71 год. Когда из четверки «Марсов» отработал программу только «Марс-5», передавший с орбиты снимки марсианской поверхности, а остальные либо промазали, либо сдохли, в Воронеже устроили генеральную репетицию очередного 37 года. Посадили только одного (помимо раздолбайства раскопали нецелевое использование средств), но количество высокопоставленных пенсионеров резко возросло. Впрочем, у Челомея была своя поляна. Освобожденный от участия в создании тяжелой РН и имея приемлемый по грузоподъемности «Протон», он бросил все силы КБ на создание орбитальной станции «Алмаз». На долговременной станции предполагалось отрабатывать системы космической разведки, целеуказания и оружия «Космос-Космос» и «Космос-Земля». Запуск планировался на конец 69 года, но возникли существенные трудности.

SerB: (продолжение. извенити многа букавак) Положение с надеждой и опорой всей советской пилотируемой программы – кораблем «Союз» и его родственниками (ЛОК, Л-1, военным «Союз-IV») было отвратительным. После гибели Комарова выяснилось, что как на СА «Союза», так и на СА Л1 парашюты выходят максимум в 30% случаев. Пилотируемые полеты были приостановлены на полтора года. С отработкой стыковки, несмотря на внешне приемлемое состояние дел, тоже не все ладилось. Две автоматические стыковки в этот период были удачными лишь частично (впрочем, об этом знал ограниченный круг лиц) – механический захват произошел, но стягивание и электрический контакт оставались невозможными. Что уж говорить о герметичном переходе. В мае 68-го Береговой вообще не смог состыковаться, на этот раз уже вручную. Это была просто какая-то феерия – навигационные огни на пассивном корабле «Союз-2» были перепутаны местами, датчик астроориентации не астроориентировал, а топлива в баках двигателей ориентации хватало на одну-две попытки. Примечание. Описана реальная ситуация за исключением того, что срок перерыва в пилотируемых полетах сокращен с полутора лет до года вследствие отставки Мишина и наличия бОльших ресурсов. Такая ситуация ставила программу «Алмаз» на грань срыва. И Челомей-таки пробил передачу темы стыковки ему, хотя все поползновения по закрытию темы «Союза» и перехода к его проекту пилотируемого транспортного корабля были в очередной раз пресечены. Не в силах повлиять на ОКБ-1 в части увеличения запаса топлива для двигателей ориентации, он занялся оптимизацией процесса стыковки. Использовав бортовой компьютер ЛОК-а (отсутствующий на «Союзе»-7К-ОК), лазерный дальномер с него же, его КБ в сотрудничестве с Пилюгиным принялось за серьезную модернизацию системы «Игла». Новая система, в отличие от «Иглы», использовала метод свободных траекторий и позволяла совершать стыковку вне радиовидимости наземных контрольных комплексов. Правда, активному кораблю требовалось получать информацию с пассивного. Стыковочные шпангоуты предусматривали переход к андрогинным стыковочным узлам при замене системы «Штырь-Конус» на лепестковую конструкцию (см. узлы АПАС, использовавшиеся в проекте «Союз-Аполлон» и в полетах Шаттла к «Миру» и МКС). Однако такая конструкция была значительно тяжелее, и система «Штырь-Конус» осталась. Для активного аппарата было разработано устройство центрирования и совмещения осей КА после контакта – многорычажная конструкция на штыре. Узел обеспечивал герметичный переход, передачу информации, электропитания и в перспективе – дозаправку КА компонентами топлива. Система получилась тяжелой, тяжелее стандартной на 70 кило. В ОКБ-1 устроили было скандал, но когда два «Космоса» состыковались с первой попытки и благополучно стянулись, крыть им стало нечем. Учитывая кратковременность полета к станции (2-3 дня) штатную автономность корабля в одиночном полете сократили до недели. Порывались выбросить стокилограммовый балансировочный груз в СА, но уменьшенный стараниями Феоктистова с 2.4 до 2.2 метров диаметр не позволял правильно расположить центр тяжести без него. Вторая стыковка «Космосов» с новым узлом не удалась – активный аппарат внезапно перешел в неуправляемый режим из-за нештатной работы компьютера. Пилюгин разобрался и навешал программистам. В результате регламентация по разработке программных кодов стала как бы не жестче, чем при разработке «железа». Третье испытание новой системы прошло как иллюстрация к учебникам. 16 августа 1969 года «Союз-4» состыковался с «Союзом-5». Выход в открытый космос не понадобился. Космонавты открыли люки, Елисеев и Хрунов перешли из корабля в корабль. Ходили слухи, что скорость касания была выше расчетной и кто-то из экипажа «Союза-5» заявил, что это грубое насилие. Однако стык был плотным, утечки воздуха не было зафиксировано. Дорога к орбитальным станциям была открыта, хотя при возвращении СА «Союза» произошла нештатная ситуация – из-за того, что не полностью отделился ПАО, СА вошел в атмосферу люком вперед. К счастью, ферма, соединявшая СА и ПАО прогорела раньше, чем люк. Примечание. Дата стыковки «Союза-4» и «Союза-5» смещена на 8 месяцев позднее. Это связано с работами по новой системе стыковки и по оснащению «Союза» БЦВК. В реале стыковочные узлы с гермопереходом появились только на «Союзе-10» в апреле 1971, а гермопереход получился только на «Союзе-11» в июне того же года. Двухгодичная фора объясняется высвобождением гигантских средств, в реале занятых в программе УР-700 и их переброской на программу «Алмаз», в том числе – на разработку системы стыковки.

SerB: (еще продолжение) В октябре 69-го состоялся тройной запуск кораблей – «Союз-6», «-7» и «-8». Программой полета предусматривалась стыковка «Союза-7» с «Союзом-8» и выход 2 человек (по одному из экипажа каждого корабля) в открытый космос. БО «Союза-7» должен был использоваться как основной шлюз», БО «Союза-8» - как резервный. Полет прошел успешно, хотя потребовалась ручная перезагрузка БЦВК как на «Союзе-7, так и на «Союзе-8». Качество работы программистов оставляло желать лучшего - как оказалось, в программу были внесены недокументированные изменения. Контроль над производством программ был усилен еще – хотя, казалось, куда больше. Это был всего-навсего второй выход в открытый космос. Выяснилось, что использующиеся скафандры обеспечивают недостаточный теплоотвод, сложны в использовании и обеспечивают отвратительную свободу движений. Выдано задание на разработку полужесткого скафандра в орбитальной и лунной модификации. Руководитель «Звезды» Гай Северин заявляет, что с использованием имеющихся наработок скафандр может быть создан за 5-6 месяцев. Декабрь 69 года – 18-суточный полет «Союза-9». Полет прошел без особых происшествий, однако состояние экипажа по возвращении на Землю было ужасным. Длительное воздействие невесомости на человека сильнейшим образом влияло на кровообращение, тонус мышц, вестибулярный аппарат, кости. Назначенный на январь 70-го запуск ОС «Алмаз» был отменен – медики не гарантировали здоровье экипажей. Такая вереница запусков – 6 кораблей за полгода – была вызвана двумя факторами. С одной стороны, обозначился прорыв во многих технологиях, которые нуждались в отработке. С другой – хоть как-то обозначить свою активность на фоне американской лунной миссии было необходимо. Это частично получилось – способность запускать в среднем по кораблю в месяц произвела впечатление как на публику, так и на политиков и, что самое важное, на специалистов. Именно в это время было заложено требование к будущей многоразовой космической системе Space Shuttle - способность осуществлять полет раз в месяц. Медики задержали старт «Алмаза» на полгода. В феврале 70-го стартовал очередной «Союз» - десятый. Космонавты отряда ВВС – Попович и Артюхин – опробовали на 3 ступени ракеты-носителя установленную в БО на месте стыковочного узла пушку Нудельмана. Испытания увенчались относительным успехом – наведение по РЛ и оптическому каналу работало, лазерный дальномер действовал, БЦВК исправно считал траектории. Однако теоретически скомпенсированная по отдаче пушка вносила такие возмущения в ориентацию аппарата, что топливо в баках ДУ ориентации почти закончилось после второй короткой очереди. В результате дальнейшие операции пришлось прекратить. Ограниченная емкость баков, беда 7К-ОК, проявилась и здесь. Корабль и ступень вращались на очень низкой – ок. 180 км – орбите, с целью избежать замусоривания пространства. Огонь велся вне зоны контроля радаров США и НАТО, так что об испытании оружия стало известно только в 1990 году после рассекречивания сведений о полете. Появившиеся на орбите осколки (немногочисленные – снаряды были болванками) приписали взрыву 3 ступени. На эту версию работала и аномально низкая орбита, и быстрая, всего через сутки, посадка корабля

sas: Я конечно понимаю, что Вас МБР не интересуют :),но что в это время клепает в Днепропетровске Янгель?

SerB: sas пишет: цитатано что в это время клепает в Днепропетровске Янгель Да то же и клепает. Только с более надежными движками и СУ - методика контроля получше. Ща, еще немного - и хватит на сегодня.

SerB: (продолжение) Наконец, в сентябре 70-го года «Алмаз» был запущен под именем «Салют-1». Станция имела оригинальную двигательную установку, «размазанную» вокруг 2.9-метрового цилиндрического модуля и 2 солнечных батареи бОльшей, чем у «Союза» плошади. В 4-метровой секции находился стыковочный узел. В зауженной 2-метровой в диаметре секции на противоположном конце был установлен комплекс оптических приборов, включая объектив с метровой апертурой, смонтированный в блоке с фотоаппаратом и спектрометром. 1 октября 1970 года «Союз-11» с экипажем в составе Волкова, Добровольского и Пацаева со второй попытки вручную состыковался со станцией. Стыковка получилась не очень удачной – рассогласование осей было великовато, но конструкция стыковочного узла оказалась способной его парировать. Несмотря на ряд неисправностей (короткое замыкание в целевой аппаратуре, задымление станции) задача полета была выполнена. Кассеты с отснятой пленкой уложили в СА. Корабль отстыковался от станции. Однако, на этапе спуска, уже после участка торможения аварийно открылся клапан стравливания давления и космонавты погибли. На коллегии Главкосмоса Челомей и Глушко обращались друг к другу исключительно в третьем лице, не глядя на собеседника. Вопросов к «Союзу» накопилось много. Припомнили все – и голодный паек системы ориентации, и Комарова (хотя за того уже ответил Мишин), досталось Пилюгину – за неспособность надежно сделать что-то сложнее часового механизма и гальванического интегратора. Каманин пресек перепалку. В результате на базе соответствующего отдела ОКБ-1 и профильного отдела фирмы Челомея было создано отдельное КБ «Союз» под руководством Семенова. Документация при переезде заняла десяток грузовиков. К январю 71-го Семенов заявил: повышение надежности «Союза» потребует либо 300-400 кило дополнительного сухого веса, либо придется сокращать экипаж. Форсировать РН пока не получалось. И тут кто-то заметил, что за 8 месяцев «Н-21», «очко», без каких-либо серьезных замечаний отлетала уже 7 раз подряд. При этом ее удельная стоимость оказалась меньше «союзовской». Да за три с лишним дополнительных тонны грузоподъемности Семенов был готов на убийства! Массовые! Но убивать никого не пришлось. Идею поддержали. Но с оговоркой – вес зря не тратить. Обеспечить новому кораблю запас скорости в 1100 метров в секунду. Не меньше. Эта цифра получалась исходя из требований лунной программы – операции на лунной орбите, стыковка и отлет к Земле с последующей коррекцией требовали именно столько. Ну а при полете к ОС запас топлива был нужен для поднятия орбиты.

SerB: (продолжение) Глушко занялся «настрелом». За 71 год из 12 запущенных ракет одна «ушла за бугор» (опять подвела автоматика!), остальные отработали штатно. В аварийном полете опробовали новую САС «в боевых условиях». Заботливо спасенный СА фоторазведчика запустили в одном из следующих пусков – это был первый советский многоразовый КА. Ну, почти. Пилюгин представил новый БЦВК. Трехпроцессорный. 9-разрядный. 9 разряд использовался для контроля четности во всех операциях сверху донизу, с точки зрения приложений процессор был 8-разрядным. Масса и энергопотребление остались прежними – все-таки какой-то прогресс был налицо. Кодовое наименование было «Домбай». Сидящим сейчас за терминалами локалок под «Радугой» это слово должно быть хорошо знакомо. Правда, тактовая частота мерилась в десятках килогерц, а не гигагерцах, как сейчас. Исаев колдовал над объединенной двигательной установкой. Повысить надежность ценой удельного импульса не получалось – 1100 метров в секунду – не шутки. Удалось достичь импульса 326 секунд при тяге 2 тонны и ресурсе порядка часа. Сдача двигателя проходила по кузнецовской методике – прожиг, переборка, контроль. Особо одаренный экземпляр продержался 3 часа до прогара сопла. Дублирующие движки малой тяги давали УИ и тягу поменьше, но позволяли достаточно энергичные маневры. Баки с двумя независимыми системами наддува вмещали 3050 килограмм топлива. В результате масса «сухого» ПАО с баками выросла на 400 килограмм. Семенов занялся СА. Были подняты первые проработки, с базовым диаметром 2400 мм. Всех поразило, что уменьшение диаметра не привело к облегчению СА – из-за тесноты скомпоновать оборудование оптимальным образом не удалось и пришлось вводить стокилограммовую балансировочную плиту. Решили вернуться к старому диаметру. Оснастку пришлось переделать, аэродинамику – пересчитать. Фактически, проектировать объект пришлось заново, зато теперь в СА можно было разместить трех космонавтов в легких скафандрах и 50 килограммов груза. Аэродинамическое качество на гиперзвуке также немного выросло, что немного расширило баллистический коридор при возвращении с Луны. Челомеевцы притащили наработки по теплозащите на основе пропитки из эпоксидных смол – такая ТЗ была легче и, самое интересное, позволяла достичь многоразовости. В результате СА потяжелел не так страшно, как ожидали – всего на 200 кило. Оставался резерв – еще 200 килограмм. В орбитальном отсеке установили дополнительный пост управления стыковкой с обзорной башенкой – плюс сто. Еще сотню Каманин недрогнувшей рукой ухнул на полную андрогинность стыковочного узла – для возможных спасательных операций на орбите. Сухая масса нового корабля «Союз-М» выросла с 6050 до 6750 килограмм, масса с полной заправкой – до 9.8 тонн. Примечание. За счет очередного сокращения параллельных разработок в данном варианте соединены фичи ВА ТКС Челомея, СА Шеньчжоу, вероятно созданного на базе оригинального проекта Союзовского СА, ЛОК-а, «Союз-19» из программы «Союз-Аполлон» и КК «Союз-ТМ/ТМА» реала.

PS: SerB пишет: цитатаПримечание – в реале на базе КС и сопла НК-33, развития НК-15, был создан 4-камерный двигатель РД-171/170 Смелое утверждение.

PS: Panzer пишет: цитатаВместе со спутником на орбите оказалась и вторая ступень "семерки", которая тут же была изучена американцами через оптику. Размеры второй ступени привели их в состояние шока; второй спутник (вес которого был увеличен) шок усилил. Полагая, что двигатели 2-й ступени запускались В ПОЛЁТЕ, они попытались примерно оценить мощность двигателей 1-й ступени исходя НЕ ИЗ ПАКЕТНОЙ, А ИЗ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ СХЕМЫ. По их рассчетам получалось, что СССР значительно вырвался вперед в двигателестроении, создав сверхмощные двигатели. Это откуда? Если бы у нас была последовательная схема то это означало бы такое хреновое массовое совершенство, что канализационные трубы казались бы примером.

PS: SerB пишет: цитатаВторая попытка, месяц спустя, закончилась еще большей неприятностью. Двигатель отрубился прямо на старте, ракета провалилась в отверстие газоотводного лотка и взорвалась внизу. Подброшенная взрывом бетонная плита упала в 20 метрах за командным бункером. Ага. Запуск Зенита. но это бы не произошло если бы не фантастическая устойчивость РД-170. Здесь думаю такого бы не произошло. SerB пишет: цитатаЭто был всего-навсего второй выход в открытый космос. Выяснилось, что использующиеся скафандры обеспечивают недостаточный теплоотвод, сложны в использовании и обеспечивают отвратительную свободу движений. Выдано задание на разработку полужесткого скафандра в орбитальной и лунной модификации. Руководитель «Звезды» Гай Северин заявляет, что с использованием имеющихся наработок скафандр может быть создан за 5-6 месяцев. Странно как-то. Откуда такие данные про Беркут и Ястреб? За такое время можно создать только легкий скафандр. Прощай Кречет с Орланом... SerB пишет: цитата Спускаемые аппараты «Марсов» достигли поверхности, но «Марс-2» замолчал сразу, а «Марс-3» за 20 секунд активной работы успел передать несколько строк панорамы, разобрать что-либо на которых, впрочем, было нереально. После майского «гола престижа» «Луны-16» Бабакин и Лавочкин разогнались не на шутку. Челомей обеспечивал вывод автоматов на отлетные траектории и присматривался к геостационару. В 69 году были запущены 12 «протонов» - 2 к Марсу, 4 – к Луне, 3 – с безликими «Космосами», которым вместо номеров вполне можно было бы навесить погоны, и 2 – с «Космосами» «постфактум» - добрая советская традиция маскировать неудачные запуски за завесой секретности. Еще одна ракета взорвалась на участке выведения. Спускаемые аппараты «Марсов» достигли поверхности, но «Марс-2» замолчал сразу, а «Марс-3» за 20 секунд активной работы успел передать несколько строк панорамы, разобрать что-либо на которых, впрочем, было нереально. А на Луне за успехом «Луны-16» последовал еще один успех. В ноябре того же года «Луна-17» доставила на поверхность самоходную лабораторию – «Луноход». Восьмиколесная кастрюлька ползала по поверхности, транслировала лунные пейзажи и данные о свойствах лунного грунта, магнитного поля и так далее. Машинка отработала почти год и очень нравилась детям и членам Политбюро. И даже авария «Луны-18» не испортила им предновогоднего настроения. А вот Каманину ситуация нравилась не очень. На 12 запусков – всего 4 («Луна-16, «Луноход» и два военных «Космоса») безусловных успеха. Еще два успеха условных («Марс-3» и третий вояка). Т.е. процентов сорок. И минимум в половине случаев подводила электроника. Наука – ладно, а ну война? SerB пишет: цитатаОт такого огорчения у некоторых магистров на ушах начала проклевываться шерсть, но основная масса сдюжила. Переломным моментом оказался 71 год. Когда из четверки «Марсов» отработал программу только «Марс-5», передавший с орбиты снимки марсианской поверхности, а остальные либо промазали, либо сдохли, в Воронеже устроили генеральную репетицию очередного 37 года. Посадили только одного (помимо раздолбайства раскопали нецелевое использование средств), но количество высокопоставленных пенсионеров резко возросло Лавочкин??????????? Прямое перемещение как показано здесь не реально. В 69 не стояли посадочные аппараты. Нужно не забывать, что 71: великое противостояние. И там другая платформа. Потом нет Н1 нет ЭВМ для М-71, нет гибели Марса-2 и еще по мелочи. В 71 4 Марса тоже не реально и не нужно. В 73 пришлось лететь 4 аппаратами из-за проблем с баллистикой. Так были бы 2 аппарата Марс-4 и 5. Уже со спускаемыми аппаратами, но на базе М-69. В 71 в Воронеже еще с транзисторами не шутили, так что долетели бы без проблем. Пылевая буря бы никуда не делась, так что ситуация со СА возможно бы и повторилась. Зато штатно отработали бы оба орбитальных аппарата. Выглядев во много куда лучше, чем Маринер-9. В общем: "Не так бы все это было. Совсем не так!"



полная версия страницы