Форум » Таймлайны - База Данных » Черепаший галоп (лунная гонка) » Ответить

Черепаший галоп (лунная гонка)

SerB: В ноябре 1964 года Генеральный Конструктор Сергей Павлович Королев получил окончательный вердикт конструкторов – разрабатываемая в рамках советской лунной программы суперракета «Н-1» с грузоподъемностью 75 тонн на низкую околоземную орбиту не в состоянии решить задачу экспедиции на Луну в один пуск. Как затем писал Черток в своем труде «Ракеты и люди», Королев выглядел крайне обескураженным. Тем более, что вновь избранный Генсеком КПСС Брежнев в порядке своеобразной инвентаризации назначил доклад по советской лунной программе на начало декабря. В КБ было спущено указание: срочно пересмотреть конструкцию ракеты с целью увеличения ПН до 95 -100 тонн. Черновые расчеты были сделаны в кратчайшие сроки. Однако случилось непредвиденное. Выслушав докладчика, увлеченно повествующего о переходе космонавта из лунного орбитального корабля в посадочный модуль и обратно через открытый космос, Брежнев повел своими уже знаменитыми бровями и заметил: «Напоминает цирк. Хм… Сергей Павлович, а что там планируют американцы? Такую же акробатику?» Со времен Сталина не прошло и 12 лет и привычка втирать очки (особенно по важным вопросам) еще не успела распространиться. А сухое изложение известных к тому времени фактов о программе «Аполло» прозвучали поразительным контрастом. Не в пользу СССР, что характерно. После чего из-под нависших бровей прозвучал сакраментальный вопрос: «А почему?» Это напоминало прорыв плотины. Отсутствие мощных двигателей, неразвитость электроники, отсутствие стендовой базы – все эти частные факты, конечно, прозвучали – но главным было не это. В советской лунной – и вообще космической - программе царил БАРДАК. Три проекта суперракет – Королевская Н-1, Челомеевская УР-700, Янгелевская Р-56, два отдельных проекта по облету Луны на УР-500 (ныне более известной как «Протон» – и по собственно посадке… И все эти дублировавшие друг друга направления финансировались, что размазывало и без того невеликий по сравнению с США «лунный» бюджет. Вопрос «А что там у американцев?» прозвучал опять. Выяснилось, что имел место забавнейший парадокс – во вполне себе капиталистических Штатах финансирование осуществлялось согласно единому утвержденному Конгрессом правительственному плану, а в плановом СССР деньги выделялись тому, кто первым откроет дверь. Второму и третьему, впрочем, тоже выделялись. После второго бровастого «А почему?» у Королева прихватило сердце. Но инфаркта удалось избежать.

Ответов - 372, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Виталий: Решпект!!! Замечательно! И снова несколько вопросов. SerB пишет: цитатаВ мае на «сэкономленной» ракете стартовал сменный шлюзовой отсек – на сей раз с дополнительной «защитой от дурака», а экипаж Савицкой пошел на годовой полет. 1. Разве Савицкая была командиром? 2. Экипаж с женщиной на год, это не крутовато ли? SerB пишет: цитатаороче, договорились. Советские войска отошли с территории Китая, осмысливая новый опыт. С китайцев ничего, окромя морального удовлетворения, не поимели? 10000 трупов это не шутки. Последнее, что есть НКУ?

SerB: Виталий пишет: цитата1. Разве Савицкая была командиром? Ну, тетенька она крутая, характером в папочку, а то и пожелезнее будет. Баронесса Тэтчер нервно курит в углу. Тут у нас активность выше, значит проявить себя у нее время было. Вероятно, полгода она уже отлетала - бортинженером или исследователем. Да и по Луне потоптаться могла. Так что командиром - в самый раз, да и на год есть вариант - после полугода. Вообще ее депутатская деятельность в качестве представителя КПРФ внушает уважение, так что есть у меня в отношении этого персонажа ба-альшие планы :-) Виталий пишет: цитатаС китайцев ничего, окромя морального удовлетворения, не поимели? 10000 трупов это не шутки. Снятие территориальных претензий и договор о границе - ИМХО нормально. Виталий пишет: цитатаПоследнее, что есть НКУ Наземная инфраструктура - точное определение координат спутников системы (ЕМНИП посредством лазерной локации)

sas: Виталий пишет: цитатаПоследнее, что есть НКУ? Уточняю определение-Наземный комплекс управления-создается в принципе под каждую орбитальную группировку и включает как средства траекторных измерений, так и станции приема телеметрии и выдачи комнд на борт. Так что для связников-свой НКУ, для разведчиков -свой и т.д. Лазерная же локация-это в принципе фишка именно для навигации, ну и для геодезии(уточнение формы Земли и пр....)


SerB: (продолжение) Американский космический корабль многоразового использования «Коламбия» стартовал в июле 1980 года – работы ускорили, как только могли. В США вздохнули с облегчением – 5-летняя пауза в пилотируемых космических полетах на фоне советской лунной эпопеи и орбитальной активности нервировала общество так же как в 50-60-х. Картер попытался сделать полет одним из своих козырей в борьбе за 2 срок – и проиграл на фоне китайского (республиканцы требовали более активной помощи противнику СССР) и иранского кризисов. Белый Дом занял Рейган – сторонник жесткой конфронтации с Советами. На совещании Комитета Начальников Штабов было решено, что дешевое средство вывода ПН на орбиту, каким представлялся Шаттл, позволит достичь военного превосходства над русскими на новом театре военных действий – в космосе. В конце концов, русские продолжали летать на ракетах времен зари космической эры – «Семерку» никто не списывал. Да и другое основное семейство – «Н-2» - тоже базировалось на технологии 10-летней давности. Некоторое беспокойство внушало стремительное сокращение русскими их отставания в электронике. На IBM было оказано мощнейшее давление. В результате производство новой модели персонального компьютера на базе однокристального процессора Интел 8088 на СП в Александрове передано не было. Более того, новая модель – PC XT – хотя и обладала открытой архитектурой, по большинству стандартов была несовместимой со старой. Русские обиделись… и предложили выкупить у IBM долю в совместном предприятии. ИБМ согласилось – новая администрация США стремилась сократить контакты с коммунистами максимально. Все остались довольны. Включая Сименс, который наконец-то дорвался до желанной цели и вошел в капитал нового СП. «Домбаи» хлынули в Европу. В 81-м НПО «Аргон» представило однокристальный «Домбай-32бис». Его архитектура в основном повторяла «Домбай-32», но вот тактовая частота составляла уже 4 мегагерца. Новые модели «Рекордовских» персоналок проектировались также исходя из открытой архитектуры – правда, с иной, нежели у IBM, шиной. «Союзы» летали со старым БЦВК – а вот весь новый транспортный комплекс должен был летать уже с новой электроникой. В свете пока не озвученных, но известных «кому надо» планов нового американского президента дешевый выход на орбиту становился приоритетом номер раз. В марте 81-го с Байконура стартовала «Н-23» несколько необычного вида. Боковые блоки были снабжены V-образным оперением и несли «на спине» какую-то сложную конструкцию. После отделения и торможения конструкция разложилась в прямое крыло и стреловидное переднее горизонтальное оперение. Запустились турбореактивные двигатели, блоки пошли на посадку к недавно увеличенной ВПП космодрома. Первый блок сел штатно, в автоматическом режиме. Второй – промахнулся, подломил шасси и пропахал брюхом степь. Тем не менее, самая дорогая часть - основной двигатель - не пострадала. Диагностика, переборка двигателей. На повторный старт блок А1 вышел практически таким же, как и в первый раз, блок А2 – с новыми баками и силовой конструкцией. К «Салюту-5» ушел первый чисто научный модуль, а на ВПП космодрома благополучно вернулись первые советские теперь-уже-многоразовые разгонные блоки. Финансовые подсчеты показали, что при десятикратном использовании блоков первой ступени (а в перспективе намечалось увеличить ресурс до 25 полетов) стоимость килограмма на низкой околоземной орбите падала с 700 до 500 рублей. Терялись только баки 2 и 3 ступеней, 3 дешевых серийных двигателя и недорогой БЦВК. Выводимая на орбиту масса несколько падала – с 30.5 до 28 тонн – но это, особенно с учетом прогресса в электронике, было приемлемой платой.

SerB: (продолжение) Тем временем на аэродроме в Жуковском учился летать и советский «челнок». Он весьма существенно отличался от американского Шаттла. Прежде всего, в его конструкцию были интегрированы топливные баки 3 ступени – носовой для керосина и два кислородных – в корме. Кабины пилотов как таковой у летного изделия предусмотрено не было – капсула экипажа, снабженная собственной теплозащитой и САС, могла устанавливаться в размещавшийся над кислородными баками отсек ПН. Впрочем, на летавшем аналоге кабина пилотов, контролировавших работу автоматики, присутствовала. Для самостоятельного взлета помимо 2 штатных ТРД обеспечения посадки «аналог» был снабжен еще парой. После сотой посадки (из них 21- полностью в автоматическом режиме, без людей на борту) аппарат перегнали на полигон в Заволжье. Оттуда, с одного из аэродромов в степи, аналог стартовал в последний раз. В грузовом отсеке разместилась капсула экипажа – несколько измененный СА «Союза» - и габаритно-весовой макет многофункционального стыковочного отсека. На высоте около километра на борт была подана команда. Аналог выполнил полубочку и вверх днищем устремился к Земле. Автоматика среагировала мгновенно. Резкими ударами двигателей ориентации корабль перевернуло в нормальное положение. Вышибая панели створок грузового отсека, капсула стартовала вверх под углом в 45 на высоту, достаточную для открытия парашюта. Сидящий в кресле командира «Иван Иванович» совершил жестковатую, но приемлемую посадку. С неработающими ТРД, с нарушенной центровкой, с развороченной работой САС кормой, аналог продолжал бороться. Уцелевший БЦВК работал и щитками, и остатками топлива в ДУ ориентации. Перед самой землей аппарат дернул носом вверх и пропахал днищем степь, подняв тучу пыли. Подбежавшие от вертолета испытатели остолбенели. Корабль лежал на брюхе. Носовой бак был частично смят, левое крыло пошло трещинами. Из разнесенной ТТРД САС кормы ползла пена от огнетушителей. Но форма корабля осталась вполне узнаваемой. Расшифровка черных ящиков показала, что будь в аналоге экипаж – он имел бы существенные шансы на спасение. Отстыковав крылья (и естественно, обезвредив все, что подлежало обезвреживанию), аналог вместе с СА загрузили в «Антей» и отправили в Монино, где для столь примечательного экспоната был возведен отдельный ангар. Первый космический старт советского челнока состоялся в январе 83-го. О старте объявили заранее, и ЦТ за 2 дня до назначенной даты показало СК «Н-23», установленную на него ракету с многоразовыми боковухами и возвышающийся на месте 3 ступени космический самолет. Однако случился небольшой конфуз – перед самым стартом не отошла одна из ферм башни обслуживания. Запуск перенесли на две недели. Вторая попытка прошла как-то буднично. Показали старт и автоматическое приземление ускорителей. Впрочем, их показывали уже не в первый раз – но все равно было красиво. Через 4 часа показали полет возвращающегося «Бурана» и его посадку. Толстенький самолетик проигрывал ускорителям в изяществе и зрителей даже немного разочаровал. Но собственно, все было нормально. Работают люди. Молодцы. Как водится, экономисты начали считать. При старте нашего челнока терялась вторая ступень – баки и 2 «НК-33». Блоки первой ступени, сам челнок и стартовый комплекс нуждались в техобслуживании и частичной переборке. Ну да, «цена билета» выходила чуть поменьше – грубо, вместо 5 миллионов рублей за место - «для своих» - получалось чуть больше трех. Использовать челнок для вывода на орбиту ПН, что составляло одну из основных задач Шаттла, смысла не имело. Даже в беспилотном режиме он тащил едва 10 тонн, а цена полета – около16 миллионов – более чем вдвое превышала цену пуска аналогичной по грузоподъемности «Н-21». А вот возвращать сверху всякие полезности или не совсем (или не всем) полезности было крайне важно.

Читатель: А нельзя ли Вашу лунную базу использовать для добычи гелия-3? Читал, что термояд на базе гелия технически возможен уже сейчас и наверное в 1980-ых тоже.

sas: Читатель пишет: цитатаА нельзя ли Вашу лунную базу использовать для добычи гелия-3? ИМХО пока дороговасто получается...

Panzer: "Даёшь Марс!"(с)Цандер

шаваш: SerB Не порали заводить ещё один вид вооружённых сил - Военно-Космические Силы СССР

Стас: Полёт на Марс - это видимо будет уже международный проект с флагом ООН (кроме флагов стран-участников). Проект, начатый СССР, но затем с привлечением других стран. Полёт на большом корабле с ядерно-ракетным двигателем (ЯРД ждёмс, ждёмс). В описываемом мире -самое раннее - конец 80-х. Но скорее в 1990-х при Клинтоне в США - будет очередной период разрядки и всеобщей дружбы после напряжённости рейгановских 1980-х. А пока вокруг Луны и многоразовых аппаратов процесс идёт. В связи с этим (Луна) такой вопрос: будет ли рассматриваться такая схема: Лунная База - Лунная Ракета (специальная) - Орбитальная Станция (долговременная околоземная) - Аэрокосмический Самолёт (многоразовый)? Самолёт на орбиту - в будущем - и посадка, и взлёт по-самолётному. Лунная ракета (специальная) - курсирует между Луной и Околоземной Станцией. Вполне возможно, что двигатель на ней уже какой-то ионный, плазменный, электрореактивный, или ядерный. Возможно, что для отработки полёта на Марс. Гелий-3 пока ещё не идёт, а вот какие-то физические, химические, металлургические процессы на Луне с использованием энергии Солнца, не ослабленной атмосферой, и всевозможных зеркал - может быть. А.Р. Беляев в "Звезде КЭЦ" ещё писал.

SerB: шаваш пишет: цитатаНе порали заводить ещё один вид вооружённых сил - Военно-Космические Силы СССР Как можно! Мы - самое мирное государство в мире. Так - что не военно-космические, а просто космические. Пока. :-)

SerB: (продолжение) В том же году советская ядерная космонавтика оправлялась от прошлогоднего фиаско, когда осколки «Топаза» отработавшего спутника радиоразведки рухнули на Канаду. Были добавлены дублирующие предохранительные системы – и в феврале 93-го на орбиту вышел «Топаз-2», имевший электрическую мощность 50 киловатт и ресурс работы 400 суток. Эффективность системы «Легенда» - морской радиоразведки – значительно выросла. Следующий «Топаз» служил энергоустановкой ядерного буксира. 10-тонный аппарат был выведен водородной «Семеркой» на орбиту высотой 400 километров. В его составе был комплекс баков с 4 тоннами АТ/НДМГ в качестве полезной нагрузки, самого реактора, батареи электрореактивных двигателей и 4 тонн рабочего тела – ксенон-криптоновой смеси. Полеты с малой тягой – занятие медитативное. До орбиты ИСЛ танкер добирался год. К этому времени его и еще 11 аналогичных аппаратов (по одному в месяц, 6 запитывались от реакторов, 6 – от пленочных солнечных батарей по 250 квадратных метров) ожидал «Салют-6» - жилой модуль с пристыкованым хранилищем топлива емкостью 30 тонн, добравшихся до целевой орбиты значительно быстрее, хотя и ценой применения трех «паровозов». Перелив топливо в баки станции, танкер ушел на гелиоцентрическую орбиту – ресурс реактора подходил к концу, а гадить в месте будущей активной деятельности не хотелось. После прибытия трех первых танкеров до станции «своим ходом» добрался многоразовый лунник-«кран» с подвешенной кабиной экипажа. Одиннадцать с небольшим тонн топлива было перекачано в баки «Хиуса» (длинноногий аппарат напоминал космолет из «Страны багровых туч») – и многоразовый лунник совершил первую посадку. Самоходная кабина отцепилась от захватов и совершила «круг почета» по лунной равнине, после чего была подхвачена «краном» и возвращена к станции. Следующие три танкера перекачали топливо в баки «крана» - а конвейер продолжал работать. Новые танкеры запускались уже только на «солнечной» тяге – это было намного дешевле. После повторной заправки «Хиуса» на станцию на проверенном «Союзе» прибыл экипаж – два советских космонавта, француз и немец. Обследование «крана» показало отличное техническое состояние. В августе 84-го после длительного перерыва космонавты Советского Союза, Франции и ГДР вернулись на Луну. Посадку совершили на Базе Третьякова. Постояли перед могилой, дали залп из трех припасенных ракетниц. Демонтировали кой-какие элементы конструкции базы. За прошедшие годы трещинами пошел весь объем станции, поведение материалов в экстремальных лунных условиях представляло немалый интерес. Особенно в разрезе планов следующего года. Взлетели и состыковались нормально. Повторный осмотр «крана» неисправностей не выявил, БЦВК диагноз «здоров» подтвердил. Ко времени второй экспедиции подогнали запасной «кран», «внеплановый» буксир притащил еще один реактор на таком же, как у кабины экипажа, луноходном шасси. Этот был предназначен для трехгодичной работы. Вместо эмиссионной рубашки реактор использовал двигатель Стирлинга и хотя давал всего 20 киловатт – для лунной ночи это было в самый раз. Новую «бочку» положили в 2 километрах от старой базы. Внешне она напоминала старую – но конструкция ее была изменена радикально. Прилунившийся рядом экипаж первым же делом натянул над базой теплоизолирующий полог. Кран ушел вверх и вернулся с реактором. Его отогнали за группу скал, проложили и пометили вешками кабель. К лунному вечеру реактор был запущен. База была восстановлена.

sas: SerB пишет: цитатаи в феврале 93-го Наверное в виду имеется 83-й?

Andreev: ура!! :-)

SerB: sas пишет: цитатаНаверное в виду имеется 83-й? Разумеется. Ошибся малька. PS Поговорил тут со Всеволодом Мартыненко (художник-моделист-альтернативщик, раньше работалв Нивале, теперь у нас). Возможно, будут иллюстрации ;-)

Platov: Ооооо!!! Иллюстрации от Бойцового кота - это круто. Передавай приветы в мир "Первой ядерной" ;)))

Magnum: SerB пишет: цитатаПоговорил тут со Всеволодом Мартыненко (художник-моделист-альтернативщик, раньше работалв Нивале, теперь у нас). Возможно, будут иллюстрации ;-) А стихи будут?

SerB: Magnum пишет: цитатаА стихи будут? Ежли напишет кто - будут.

Panzer: А-а-а! Я видел иллюстрации Мартыненко! Это круто! Особенно к кое-чему :)

SerB: (продолжение) Снабжение топливом для посадочно-взлетных операций осуществлялось «медленным и печальным» - однако относительно дешевым – солнечно-электрореактивным методом. А вот таскать таким образом оборудование было не с руки – терялся темп программы. Посему в декабре 84-го польский скрепер отправили к Луне на долгожданном ядерном РД-410. Нагретый в реакторе водород выбрасывался со скоростью 9 километров в секунду, что позволило из 28 тонн на низкой орбите довезти «до места» и сам 4-тонный «лунный трактор», и 11200 кило топлива, необходимых для его доставки. Реактор также увели на гелиоцентрическую орбиту. Дороговато, но главным было отработать технологию. В течение 85 года стартовало еще три «четыреста десятых». Второй взорвался на активном участке, вызвав волну протестов «Зеленых». То, что все обломки либо остались на высокой орбите, либо рассеялись в атмосфере, не повлияв на радиационный фон, во внимание ими не принималось. Третий, усовершенствованный, отлетал как надо. Более мощный ЯРД РД-600 отработал программу наземных испытаний. На околоземной орбите начался монтаж марсианского экспедиционного комплекса. Программа 86 года высадку людей не предусматривала. Планировалось сбросить два автоматических посадочных аппарата с грунтозаборными устройствами и взлетными ракетами. Капсулы с грунтом экипаж должен был подобрать на орбите. Жилым модулем служил аналог лунных орбитальных станций, вылизанный за прошедшее десятилетие до мелочей. Полуторагодовой полет Джанибекова и Полякова позволил медикам дать отмашку. Для возвращения использовался тот же «Союз». Посадка с подлетной траектории в более жестких, чем при возврате от Луны, условиях требовала усиления теплозащиты. Что и было сделано. Для торможения у Марса и старта к Земле использовался разгонный блок на перекиси и пентаборане. Гадость та еще, но при отработке малых спутников (читай – ракет «космос-космос») работать с ней все-таки научились. Эта же гадость использовалось и во взлетных ракетах. Массу одного спускаемого аппарата удалось сократить до 4 тонн, взлетной ракеты – до 2. В принципе, можно было бы обойтись автоматом – однако испытание межпланетного корабля было одной из задач экспедиции. К концу апреля 86-го экспедиционный советско-французский комплекс был собран. Его масса составила 90 тонн. Оставалось провести финальные тесты, заменить экипаж с технического на полетный и принять ядерный разгонник с 50 тоннами жидкого водорода для разгона к Марсу. Однако 26 апреля рванул Чернобыль. Вывод на орбиту реактора, да еще и после недавнего взрыва РД-410, стал немыслимым. Если в СССР и были горячие головы, то французы возражали радикально. Экспедиция была отменена. Корабль законсервирован. Однако сдаваться и гробить проект никто не собирался. Летный ресурс корабля составлял не менее 5 лет – по опыту прежней эксплуатации лунных станций. До следующего стартового окна оставалось больше 2 лет. Было время подготовиться. Титов вышел в правительство с предложением – экспедицию 88-го не отменять. В качестве резервного варианта использовать кислородно-водородный разгонный блок. Да, требовалась пересборка комплекса. Да, росла его масса. Однако и сверхтяжелый носитель с возросшей за счет форсирования двигателей и увеличения третьей ступени выводимой массой, и разгонные блоки экзотикой не являлись. К концу 88-го проект был готов. РБ на пентаборане и перекиси вместе с автоматическими СА были отстыкованы и сгорели в атмосфере. За три года перекись успевала разложиться. От 90-тонной конструкции остался только 15-тонный отсек экипажа. Не самая большая часть – но самая дорогая. В конце 87-го к кораблю пристыковали переходной отсек с 6 стыковочными узлами – по образу и подобию «Салюта-5». Масса станции возросла до 19 тонн. Приблизительно в то же время керосиновый «Атлант-7» вывел на орбиту 80-тонный марсианский спускаемый аппарат, включавший гептиловый (консерватизм решили проявлять во всем) РБ для торможения у цели. В феврале 88-го 50-тонный, также гептиловый, РБ был пристыкован к пилотируемому кораблю. Он должен был обеспечить как торможение у Марса, так и отлет к Земле. К боковым узлам «шарика» причалили малые посадочные аппараты с марсоходами обеспечения посадки. В конце июня «технический» экипаж сдал станцию «полетному» - Титов-2, Серебров, Кретьен, Поляков. К освободившемуся узлу подошел легкий аппарат на базе взлетного модуля «Севера» - для исследования спутников. Масса комплекса составила 80 тонн. Дальше события развивались стремительно – жидкий водород хранить на орбите дольше 3 суток не получалось. 6 июля форсированный «Атлант-7» вывел на орбиту 130-тонный водородный РБ, оснащенный стыковочным узлом. Ожидавший на низкой орбите посадочный аппарат пыхнул маневровыми соплами «гидразинки» и пошел на стыковку. До этого опыта стыковок подобных масс не было, но все вроде бы прошло гладко. Около 00:30 8 июля 1988 года разгонный блок отправил посадочный модуль к Марсу

al103: SerB пишет: цитатаОднако 26 апреля рванул Чернобыль Какой еще к черту Чернобыль? 9/10 что ядерная энергетика в руках таких же параноиков, что и у руля косм. программы. Никакого Чернобыля!!!

SerB: (окончание) 10 июля с соседней площадки стартовал второй РБ и марсианский комплекс пошел навстречу, благо баллистики свою ювелирность подтвердили. Автоматика стыковки сработала прецизионно, однако рывок был чувствительным. Но утечек, трещин и иных неприятностей не было. Экипаж выполз из СА «Союза» и стал готовиться к отлету. 12 июля корабль отправился вслед за посадочным модулем. Новости о том, что «Полет де проходит нормально» почти не врали. Вышедший в открытый космос Серебров обнаружил небольшое повреждение стыковочного узла, к которому крепился выполнивший свою функцию разгонник. Узел сохранил работоспособность, а вот состояние аналогичного узла на посадочном аппарате проверить было невозможно. Оставалось надеяться, что все будет в порядке. В ночь с 29 на 30 сентября проводился рутинный сеанс связи с посадочным модулем. Во время «молитвы» - обязательного со времени неприятности с одной из поздних «Лун» прогона на макете предназначенной к передаче на борт программы - выяснилось, что дежурный оператор остался без премии. Пройди эта последовательность на борт – и система ориентации посадочного модуля отрубилась бы напрочь. Старший смены возблагодарил Ее Светлость Инструкцию и ушел писать докладную. Корабли прибыли к Марсу в конце января 89-го. И вот тут выяснилось, что задница все-таки случилась. Контактное кольцо с лепестками на стыковочном узле посадочного модуля было снесено в ноль. В конференц-зале Главкосмоса можно было вешать топор. Курили даже те, кто давно бросил. Экипаж в лице «Титова-2» предлагал выход – совершить переход в корабль через открытый космос в стиле первого проекта лунной экспедиции, благо конструкция кабины взлетной ступени разгерметизацию допускала. После жарких дебатов с применением ненормативной лексики – русской и французской - добро дали. Не только потому, что оправившиеся от «Челленджера» и уже нанесшие согласованный «визит вежливости» на Базу Третьякова американцы решительно настроились на следующее окно. Просто бродили небеспочвенные подозрения, что экипаж на орбите Марса для себя уже все решил. Не в пользу возвращения не солоно хлебавши. Серебров и Кретьен вышли в открытый космос через люк предназначенного для исследования лун аппарата. Француз закрепил на ранце Сереброва СПК – «летающее кресло», вовсю использовавшееся при монтажных работах на «Салютах» и тот, захватив моток фала, на мягких толчках струй азота пошел к модулю. Узлы крепления кольца сохранились и обладали необходимой прочностью. Серебров защелкнул на одном из них карабин и направился к зависшему в отчаянной близости кораблю. В районе не нужного теперь кормового стыковочного узла было достаточно поручней, рассчитанных на рывок улетающего «со всей дури» космонавта. Это было кстати. Двигаясь вдоль протянутого фала, Серебров протянул второй - от другого поручня, на всякий случай. Хотя Титов легкими толчками двигателей ориентации выбрал слабину почти «в ноль», рывок был чувствительным. Однако и фалы, и остатки узла, и поручни выдержали. Серебров показал большой палец, космонавты вернулись в комплекс. Сцепленные фалами корабли заняли позицию гравитационной ориентации – модуль внизу, комплекс - вверху. «Вниз» ушли два марсохода. Оба сели и начали трансляцию картинок – и на борт, и на Землю. Картинка в районе приземления второго была поприятнее – местность поровнее. Туда Серебров, Поляков и Кретьен и отправились. Переход через открытый космос прошел гладко. Прежде, чем закрыть люк в борту взлетной ступени, Кретьен отстегнул от стыковочного узла карабины фалов. Они повисли как гигантские усы. Герметичность восстановили. Утечка воздуха отсутствовала. РБ выдал импульс, отстрелился – и посадочный модуль, окруженный плазмой, пошел к кирпичной поверхности Марса. Посадка состоялась 23 февраля 1989 года почти по Стругацким – в песках Большого Сырта. Точность была ниже, чем у лунников – до оставленного марсоходом маяка было около километра. Кто из троих первым ступил на поверхность Марса – по традиции, заложенной «Севером-1», осталось неизвестным. При возвращении был единственный нештатный момент – обратный переход через открытый космос. Один контейнер с образцами грунта (лед, господа-товарищи! Лед! Кислород и водород в одном флаконе!) чуть не упустили. Разгерметизированная взлетная ступень осталась на орбите, а изрядно похудевший – всего 27 тонн – комплекс ушел к Земле. (…) Теперь, когда корабли на ЭРД стартуют к Марсу раз в 2 года, в каждое окно, когда База Третьякова является постоянно действующей международной лабораторией и вот-вот будут реализованы термоядерные двигатели на гелии-три, эта история интриг и твердости, озарений и кропотливой работы, неудач и достижений, выкованных из сплава осторожности и отваги, стала прошлым. Орбитальные фабрики соседствуют с военными станциями, спутники связи – с разведчиками и истребителями. Впереди еще долгая история. Но ее напишут другие

sas: Мое скромное ИМХО-для полета на Марс слишком рано.

SerB: sas пишет: цитатаМое скромное ИМХО-для полета на Марс слишком рано. ИМХО как раз. Все ключевые элементы отработаны в рамках лунной и орбитальной программы. Мягкая посадка на Марс многократно реализована. Лунная база и разовый полет на Марс - сложности одного порядка.

Andreev: Ура! Ура! Ура!

Mukhin: Моё скромное ИМХО - надо свести в один файл и выложить где-либо.

SerB: В одном файле все 4 основные темы сведены. Размещение "as is" считаю нерациональным. Текст сырой (отвратно написан), имеются несхождения и технические ошибки. К сожалению, для серьезной работы особой возможности нет (и так пришлось сократить финальную часть по живому) Однако могу выслать файл всем желающим. Данный таймлайн, естественно, свободен для использования любыми заинтересованными лицами, буде это кому интересно.

Platov: Шикарно! Благодарю. Читать было одно удовольствие.

SerB: Ну вот первый исходник пошел Всеволоду :-)

шаваш: Процитирую Platova - "Шикарно" Жаль только тема военного космоса раскрыта не полностью.

sas: шаваш пишет: цитатаЖаль только тема военного космоса раскрыта не полностью. Вообще-то "гражданского" космоса не бывает :)

falanger: Тов СерБ, не могли бы вы кинуть файл на мыло falanger2004@mail.ru Думаю может во многом пригодится в свете того что я там ваяю по "Параллельному СССР".

SerB: falanger пишет: цитатаfalanger2004@mail.ru Ушло

al103: SerB Пояснений по Чернобылю не увидел. Как это могло произойти в этом мире? Ну как у нас понятно, но у них то как?

Caleb: SerB Хотя это будет и баян, но тем не менее - шикарно! Интересная альтернатива и приятная. Хотя у меня возникли несколько вопросов, например по советскому челноку - ну отлетал он, и что дальше? На эту тему ничего нет... Затем: цитатаТеперь, когда корабли на ЭРД стартуют к Марсу раз в 2 года, в каждое окно Так с ЭРД или с ЯРД? Про работы по ЭРД для марсианского корабля у вас ничего нет, да и ЯРД мне больше нравится чисто с эстетической точки зрения. цитатаНу вот первый исходник пошел Всеволоду :-) Это, как я понимаю, Н-21 и доработанный Союз? Ждем рисунков остальной техники! цитатаОднако могу выслать файл всем желающим. Не могли бы вы на caleb(псина)mail.ru все это кинуть. Хотелось бы все вместе почитать.

SerB: al103 пишет: цитатаКак это могло произойти в этом мире А так же, как и в нашем. Паранойи у нас в реале было не меньше. Дурак найдет возможность обойти любую защиту от оного. И беда в том, что некоторые его, дурака, разновидности выявляются только постфактум. Точно так же начнут передачу станций из минаторма энергетикам - и точно так же шаловливые ручки дотянутся до вентиля.

al103: SerB пишет: цитатаДурак найдет возможность обойти любую защиту от оного. И беда в том, что некоторые его, дурака, разновидности выявляются только постфактум. Тяжкий случай. Но по этому вопросу нужна развертка. Ибо тут это будет совсем по другому. И головы полетят. А уж в качестве пропаганды клинический случай, да...

SerB: al103 пишет: цитатаИ головы полетят. Без сомнения. Однако поздно. Но собственно инструкции-то всегда кровью пишутся.

Mukhin: SerB пишет: цитатаОднако могу выслать файл всем желающим. mukhin@mail.ru Заранее благодарен

шаваш: SerB вышлитк и мне на LVV1204@tut.by



полная версия страницы