Форум » Таймлайны - База Данных » Черепаший галоп (лунная гонка) » Ответить

Черепаший галоп (лунная гонка)

SerB: В ноябре 1964 года Генеральный Конструктор Сергей Павлович Королев получил окончательный вердикт конструкторов – разрабатываемая в рамках советской лунной программы суперракета «Н-1» с грузоподъемностью 75 тонн на низкую околоземную орбиту не в состоянии решить задачу экспедиции на Луну в один пуск. Как затем писал Черток в своем труде «Ракеты и люди», Королев выглядел крайне обескураженным. Тем более, что вновь избранный Генсеком КПСС Брежнев в порядке своеобразной инвентаризации назначил доклад по советской лунной программе на начало декабря. В КБ было спущено указание: срочно пересмотреть конструкцию ракеты с целью увеличения ПН до 95 -100 тонн. Черновые расчеты были сделаны в кратчайшие сроки. Однако случилось непредвиденное. Выслушав докладчика, увлеченно повествующего о переходе космонавта из лунного орбитального корабля в посадочный модуль и обратно через открытый космос, Брежнев повел своими уже знаменитыми бровями и заметил: «Напоминает цирк. Хм… Сергей Павлович, а что там планируют американцы? Такую же акробатику?» Со времен Сталина не прошло и 12 лет и привычка втирать очки (особенно по важным вопросам) еще не успела распространиться. А сухое изложение известных к тому времени фактов о программе «Аполло» прозвучали поразительным контрастом. Не в пользу СССР, что характерно. После чего из-под нависших бровей прозвучал сакраментальный вопрос: «А почему?» Это напоминало прорыв плотины. Отсутствие мощных двигателей, неразвитость электроники, отсутствие стендовой базы – все эти частные факты, конечно, прозвучали – но главным было не это. В советской лунной – и вообще космической - программе царил БАРДАК. Три проекта суперракет – Королевская Н-1, Челомеевская УР-700, Янгелевская Р-56, два отдельных проекта по облету Луны на УР-500 (ныне более известной как «Протон» – и по собственно посадке… И все эти дублировавшие друг друга направления финансировались, что размазывало и без того невеликий по сравнению с США «лунный» бюджет. Вопрос «А что там у американцев?» прозвучал опять. Выяснилось, что имел место забавнейший парадокс – во вполне себе капиталистических Штатах финансирование осуществлялось согласно единому утвержденному Конгрессом правительственному плану, а в плановом СССР деньги выделялись тому, кто первым откроет дверь. Второму и третьему, впрочем, тоже выделялись. После второго бровастого «А почему?» у Королева прихватило сердце. Но инфаркта удалось избежать.

Ответов - 372, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Panzer: PS пишет: цитатаЭто откуда? Если бы у нас была последовательная схема то это означало бы такое хреновое массовое совершенство, что канализационные трубы казались бы примером. Все это писал участник работ по первым машинам – от Р-1 до «семерки» Гладкий В.Ф., прочнист. Материалы были в «Авиации и космонавтике» 8/1998, 11/2002, 9/2003 Как-то я склонен верить такому автору. Извините за задержку с ответом - проблемы с интернетом.

Mukhin: OlegM пишет: цитатаМежду собой города соединяются магистральным оптоволокном Я не в курсе - а это технологии каких лет?

Andreev: Mukhin пишет: цитата Я не в курсе - а это технологии каких лет? В начале 1990х пошли в массы.


OlegM: Mukhin пишет: цитатаЯ не в курсе - а это технологии каких лет? Ну... кх... кх... это смотря как посмотреть. В принципе и лазер и оптоволокно имели место быть в конце 60х вот только использовать их для передачи данных ЕМНИП стали гораздо позже - не было необходимости перегонять такие обьемы информации + не было достаточно быстрой электроники чтобы быстро информацию считывать. Но в принципе если захотеть... Думаю в 1980-85 проблему решить можно. Именно поэтому в СССР-2005 мы начали с Алферова. Его нобелевка это арсенид-галиевые полупроводники т.е. современная СВЧ электроника...

Виталий: Mukhin пишет: цитатаЯ не в курсе - а это технологии каких лет? Экспериментальные рабочие образцы имхо были в начале 80х. Может чуть раньше. Помню в школьные годы смотрел журнал перед фильмом. Именно про прогрессивную лазерно-оптоволоконную связь. OlegM пишет: цитата4. на ЛЕНТЕ гигабайты. По памяти на обычную видеокассету влазило порядка 2 Гб. Но время доступа... Первоначально на видеокассету (Амстрам, вроде) - порядка 1,1 Гб. Потом уже уплотнили запись до двух. НА бобине -- не помню, но всяко мегабайты, скорее сотни мегабайт. А вот на "синклеровской" кассете скока было, кто помнит? /

Tokarev D: Виталий пишет: цитатаА вот на "синклеровской" кассете скока было, кто помнит? / Порядка десятка игрушек. Если чтитать, что игрушка занимает всю память Синклера, то на кассете около 640 Кб помещалось.

SerB: (продолжение) К началу 76 года положение в советской космической промышленности было весьма интересным. Объединение Кузнецова попало в положение кота, переловившего всех мышей в амбаре. Дальнейший рост характеристик семейства НК-33 был теоретически возможен - однако при повышении удельного импулься на 5-7 секунд стоимость двигателя росла уже не в разы, а как бы не на порядок. С водородниками было получше - но и те подбирались к пределу эффективности. Было принято решение вести исследования по совершенствованию движков относительно малыми силами, тем более, что многие наработки прямо-таки кричали "Скорей поставь меня на самолет!" Экономичность ТВД (а значит, и дальность полета, к примеру, Ту-95) возросла процентов на 10. По космической же программе работы развернулись по нескольким направлениям. Во-первых, велись эксперименты с разными экзотическими (по причине своей крайней неприятности в обращении) топливными парами - фтор-водород, перекись-пентаборан. От первого кошмара стартовой команды отказались быстро. Сотня тонн фтора на стартовом комплексе вызывала у понимающих людей ужас. Вторая пара, несмотря на крайнюю токсичность пентаборана, выглядела весьма привлекательной для долгохранимых ступеней - УИ рос сразу на 50 секунд, а гептил из стандартной пары тоже не был подарком. Однако же применение этого топлива осталось крайне специфическим и ограниченным. На очереди стоял Марс и дешевый транспорт "Земля-Луна". Раз уж движки на химии не позволяли радикально поднять характеристики - пришлось обратиться к атомщикам. В 1974-м разморозили проект РД-410. Ядерный движок тягой 7 тонн при старте с орбиты и использовании в качестве рабочего тела жидкого водорода позволял одним пуском ракеты уже не тяжелого, а среднего класса доставить на лунную орбиту стандартный 16-тонный блок. Либо вывести к Марсу или Венере почти 20-тонную АМС. К дальним планетам – тонн 12. Однако об экономической эффективности тут говорить не приходилось – с учетом мер безопасности такой старт был как бы не дороже. Да и сам ЯРД стоил огого. Скорее, «410» рассматривался как экспериментальная установка для отработки «РД-600» - тягой уже в 40 тонн. Этот двигатель при выводе на «Атланте-7» мог отправить к Марсу 85 тонн, что при использовании раздельного вывода и стыковки с посадочным аппаратом на орбите Марса (схема, обкатанная на Луне) позволило бы произвести высадку. Для Луны выход предложило ОКБ «Факел». Электрореактивные двигатели малой тяги обеспечивали фантастический удельный импульс – до 7000 секунд – но нуждались в море энергии при сколько-нибудь приемлемых величинах тяги. Плюсом было то, что младшие модели ЭРД использовались на метео- и связных спутниках с 72 года и успели набрать серьезную статистику. С 72-го же летали и ядерные реакторы – в качестве энергоустановок спутников радарной морской разведки. К сожалению, запас рабочего тела эмиссионного преобразователя ограничивал срок работы ЯЭУ полугодом. Относительно небольшая – всего 20 КВт – мощность была явно мала для питания мощных батарей ЭРД. Требовались реакторы значительно большей мощности и как минимум с удвоенным ресурсом. Солнечные же батареи необходимой мощности имели бы площадь порядка тысячи квадратных метров. Время доставки примерно 15-тонного полезного груза на орбиту Луны варьировалось от 6 до 12 месяцев, что начисто исключало доставку таким способом экипажей и затрудняло транспортировку сложной техники. Идеально было бы возить таким способом топливо – но это подразумевало многоразовую лунную посадочную ступень. Бабакин принялся чертить. В результате получилось что-то вроде козлового крана с четырьмя баками и четырьмя двигателями на верхней балке. Между посадочных опор могла крепиться полуторатонная пассажирская кабина на четырехколесном шасси – для доставки команды с посадочной площадки до планируемой базы. Одну кабину с экипажем доставили, другую – подцепили и отправили на орбитальную базу. Либо «кран» мог доставить на поверхность четырехтонный груз и налегке уйти наверх, на ТО и заправку. Вообще, многоразовость овладевала умами. Лозино-Лозинский возился с челноком «Земля-орбита». Глушковцы быстро поняли, что с возвращением ускорителей первой ступени намечаются большие проблемы. Сажать их парашютно-реактивным способом было нельзя – ударные перегрузки не позволяли использовать ступени многократно. Пришлось обратиться с предложением о кооперации к Челомею. Благо, КБ было создано на базе фирмы Мясищева, да и его Реутовское отделение съело уже не одну собаку на крылатых ракетах, в том числе и с остро необходимым раскладным крылом. Работа нашлась и ЦАГИ, и Туполеву. Но все равно опередить американцев, собиравшихся запустить свой шаттл к 80-му, не успевали. Помня уроки Луны, Устинов, продолжавший уделять космосу немалое внимание, никого в стиле «давай-давай» не торопил. Важнее было положение с прикладным космосом.

Mukhin: ещё вопрос. возможно ли на той технологической базе сбудовать нечто вроде GPRS?

SerB: Mukhin пишет: цитатавозможно ли на той технологической базе сбудовать нечто вроде GPRS? При 10-тонных спутниках на ГСО с лучшей, чем в реале элементной базой теоретически возможна "мгновенная краткосрочная аренда каналов" у компании-оператора. При применении достаточно мощных трансиверов для прямой спутниковой связи достаточно 30- 60 см-тарелки или вообще широконаправленной антенны. А уж какие данные передавать - не столь важно. А сам GPRS - это скорее сеть наземных базовых станций

Andreev: Mukhin пишет: цитатаещё вопрос. возможно ли на той технологической базе сбудовать нечто вроде GPRS? Не понятен вопрос. Вроде бы GPRS - это выход в Интернет через мобильный телефон, т.е. через наземные станции. А не родит ли СССР мобильный телефон? Причем сразу в спутниковом варианте?

sas: Andreev пишет: цитатаНе понятен вопрос. Вроде бы GPRS - это выход в Интернет через мобильный телефон, т.е. через наземные станции. А не родит ли СССР мобильный телефон? Причем сразу в спутниковом варианте? Может перепутали с GPS? Но это ГЛОНАСС...

Mukhin: Х-хосподи, кажется, я опять запутался в этих треклятых сокращениях. Как называется система спутникового позиционирования?

п-к Рабинович: Mukhin пишет: цитатаКак называется система спутникового позиционирования? Таки именно GPS - Global Positioning System. И это действительно ГЛОНАСС - глобальная навигационная система.

п-к Рабинович: Я имею в виду, что это две аналогичные системы, соответственно, американская и советская.

SerB: По системам спутниковой навигации. Системы первого поколения - американская (не помню названия) и отечественная "Цикада" - начало 70-х. Navstar (она же GPS) - первый спутник запущен в 78-м, неофициально поступила в эксплуатацию к концу 80-х, в 96-м признана полностью введенной в эксплуатацию, с 2000 года отменен селективный доступ - искусственное загрубление сигнала для гражданских потребителей. ГЛОНАСС - первый спутник запущен в 82-м, в 93-м система введена в эксплуатацию, к 2000 году фактически была разрушена, ожидается восстановление работоспособности в 2007 году на новой базе. Бум GPS связан с теми же факторами, что и бум мобильной связи - с удешевлением и увеличением производительности бытовой электроники. Если бы в это время функционировала система ГЛОНАСС - система была бы ГЛОНАСС-NavStar - такое соглашение было подписано. А теперь мы можем сказать большое спасибо правительству России 90-х годов за все хорошее, в том числе и в этой сфере. В данной альтернативе отставание в разработке может быть резко сокращено, а в развертывание может быть и с опережением - за счет лучшего положения с РН. Ориентировочно 79 год - запуск первого ГЛОНАССА, 89-й - полное развертывание системы (30 спутников включая резервные). Если Андропов и те, кто его сменит, ничего не учудят.

sas: SerB пишет: цитатаамериканская (не помню названия) и отечественная "Цикада" - начало 70-х. Транзит-8 КА на низких полярных орбитах...

Platov: Что-то вы про персонально/игрушечные компы говорите. Если брать 70-е и начало 80-х, то что именно интересует? Если брать миникомпы (не путать с персоналками), то это 16-32 бита шина, 64-128-256 кб памяти, тактовая 2-8 МГц, но там процессоры немного другие были. По производительности на счетных задачах примерно соответствовали ранним i386. Гибкие диски калибра 8дм держали 512кб (256 на одну сторону, переворачивать в ручную). Винчестеры были стоечного типа со сменными пакетами дисков. Пакеты объемом в 10, 20 и 40 мб. Магнитофоны стоечного типа, ленты на 180/360 мбайт и на 540/1080 мбайт. Кассетные накопители встречались редко, кассеты для них еще реже (кассета американского (а не привычного всем сони-филипс) образца с четвертьдюймовой хромдиоксидной пленкой) - в основном у вояк. На кассету лезло 2,75 мбайта.

SerB: Platov пишет: цитатаЧто-то вы про персонально/игрушечные компы говорите Про бортовые в основном. К примеру, отечественный "Аргон-16" - это ЕМНИП 6(3х2) КБ ОЗУ и 48(3х16) КБ ПЗУ. Летает до сих пор (более 30 лет) на "Союзе-ТМА" и "Прогрессе-М", количество отказов - ноль.

Andreev: Platov пишет: цитатаЕсли брать миникомпы (не путать с персоналками), Что подразумевается? СМ ЭВМ? Центральный компьютер для нескольких терминалов?

SerB: (продолжение) На совещании коллегии Главкосмоса в декабре 75-го Каманин не скрывал гордости. Геостационарные ретрансляторы мало того что решили проблему связи на всей территории страны (особенно мощный эффект был достигнут в малонаселенных районах – Сибирь, Север, Дальний Восток), но и приносили остро необходимую для модернизации промышленности валюту. Избыток ретрансляторов позволил сдавать их в аренду, а относительно небольшие цены и забрасываемые «Атлантами-5» огромные объемы ПН позволяли успешно конкурировать с США. Франция была пока представлена на ГСО слабо, хотя в ближайшее время это должно было измениться. Неплохо шла торговля и фотографиями земной поверхности. Многоразовые фотоспутники на базе отлетавших с людьми СА «Союза» летали (с одноразовыми агрегатными отсеками) по 5 раз и позволили снизить цену снимка вдвое. Правда, на горизонте маячили тучки – США собирались запустить спутник фоторазведки, передающий высококачественное изображение с телекамер нового поколения по радиоканалам, а это обещало резкий обвал цен. СССР опаздывал – ПЗС-линейки с требуемыми параметрами, а равно ЭВМ с нужным для съема и передачи цифровой информации «на лету» быстродействием электронщикам пока не давались. Было принято решение форсировать работы. Тем более, что и военные, и геологи, и даже Минсельхоз с Минстроем – да все, получив спутниковые снимки и моментально привыкнув к хорошему – требовали уже не просто информации, а информации оперативной. И в разных спектральных диапазонах. Моряки получили первый спутник морской радиолокационной разведки. Специфика применения – необходимость работы с низких орбит и большое энергопотребление – приводила к необходимости отказа от солнечных батарей – слишком большое торможение в верхних слоях. Ядерные реакторы испытывались. Однако тут была своя проблема. Эмиссионные преобразователи ограничивали и срок службы, и массу установки. А турбины или цикл Стирлинга были еще бОльшей проблемой. Решили доводить эмиссионные реакторы и развернуть работы по реакторам с парогазовым преобразованием. Задача была сложной – но за ожидаемые побочные результаты – повышение надежности, экономичности, габаритов и веса установок – двумя руками уцепились подводники. Даже Каманин, на уровне инстинкта привыкший отсекать дублирующие направления, согласился с решением. Система спутниковой навигации «Цикада» вовсю использовалась моряками, но страдала низкой оперативностью. Система второго поколения – ГЛОНАСС – требовала порядка тридцати спутников на высоких орбитах, что при среднем сроке активного существования советских аппаратов в 3 года требовало 10 пусков в год. Увеличить срок службы спутников было трудно – как правило, теперь выходила из строя уже не электроника, а вспомогательная аппаратура агрегатного отсека. Причем, что характерно, американцы и французы большей частью обходились совсем без нее – их электроника могла успешно работать и в условиях открытого космоса – меньшее энергопотребление позволяло сбрасывать тепло в космос без использования циркуляции воздуха в гермоотсеке. Задаче создания негерметичных («дырявых») аппаратов также был поставлен высший приоритет. Проблем было много. Требовалось повысить степень интеграции микросхем (энергопотребление), качество элементной базы и монтажа (срок службы). Первые летные экземпляры обещали выпустить в 78-м. Благо другая проблема, связанная с повышением сроков существования, решалась – с 72 года на спутниках связи для ориентации использовались электрореактивные двигатели с малым расходом рабочего тела, а с начала 75 – и гиродины. На «Салюте-3» отрабатывали технологию получения сверхчистых кристаллов, биопрепаратов и прочих материалов в условиях невесомости. Получалось с умеренным успехом – работающие механизмы и люди на станции создавали микроускорения, не позволявшие достигнуть требуемой чистоты. Те же проблемы были и у астрономов, впихнувших на станцию УФ-телескоп. Приняли решение на следующей станции – «Салюте-5» стыковать требующие полной невесомости модули к станции только на время загрузки-выгрузки и регламентных работ, в остальное время – пусть крутятся на той же орбите, но отдельно. Промышленное производство сверхчистых кристаллов должно было повысить качество советских микросхем радикально. К тому же для обслуживания перспективных фабрик такого типа идеально подходил разрабатываемый Лозино-Лозинским челнок. Вообще «Салют-3», воспринятый в 74-м как дар божий – еще бы! 30 тонн! – теперь, после всего полутора лет эксплуатации, рассматривался уже только как прелюдия к Той, Большой, Настоящей, модульной-надстраиваемой-чудесной…

Platov: 2Андреев Угу. Vax-ообразных и прочих СМ-1420. 2SerB Бортовые - это штука специфическая. Они и у нас и у них были очень надежны, поскольку неуниверсальны. Я-то под компом понимаю прежде всего универсальную машину. А те бортовые баллистическо-ориентационные могли быть вообще аналоговыми (быстродействие, да) но очень узкого назначения.

Виталий: О! Очередная часть!!! SerB пишет: цитатаМногоразовые фотоспутники на базе отлетавших с людьми СА «Союза» летали (с одноразовыми агрегатными отсеками) по 5 раз и позволили снизить цену снимка вдвое. Расшифруйте плз? СА -спускаемый аппарат? Тогда что, он отлетал с людьми, спустился, в него установили фотоаппаратуру, снова закинули на орбиту и так пять раз? А как быть с системами ориентации и прочим "обвесом"? SerB пишет: цитатаК тому же для обслуживания перспективных фабрик такого типа идеально подходил разрабатываемый Лозино-Лозинским челнок. Там желателен не только челнок, сколько межорбитальное транспортное средство. Впрочем... На "Спираль" в свое время и как на межорбитальный рассчитывали. SerB пишет: цитатакак прелюдия к Той, Большой, Настоящей, модульной-надстраиваемой-чудесной… "Мир"? Или нечто покруче?

Стас: Platov: "Бортовые - это штука специфическая. Они и у нас и у них были очень надежны, поскольку неуниверсальны. Я-то под компом понимаю прежде всего универсальную машину. А те бортовые баллистическо-ориентационные могли быть вообще аналоговыми (быстродействие, да) но очень узкого назначения." Где-то читал, что "бортовой баллистико-ориентационный вычислитель" в принципе мог бы быть даже и не электронным, а вообще пневматическим и механическим. Может быть, это и преувеличение...

Platov: Что значит "мог" ??? Пневматика была, немцы использовали в свое время. Электромеханика - вообще классика из классик...

Dolotov: На РС-20 например стояла пневмоника, т.к. ракета была рассчитана на старт под атомной бомбежкой.

Andreev: Platov пишет: цитатаУгу. Vax-ообразных и прочих СМ-1420. То-то меня несколько смутили шины в 16-32 бит :)

Platov: 32 бит - СМ1700 И вообще - http://computer-museum.ru/histussr/0.htm

SerB: Виталий пишет: цитатаРасшифруйте плз? СА -спускаемый аппарат? Тогда что, он отлетал с людьми, спустился, в него установили фотоаппаратуру, снова закинули на орбиту и так пять раз? А как быть с системами ориентации и прочим "обвесом"? Да. СА - спускаемый аппарат. Здесь использована идея реала - фотоаппараты разведчиков на базе "Востоков" использовались многократно, а один из ВА ТКС летал ЕМНИП 2 раза. Поскольку, согласно таймлайну, конструкторы Челомея, занимавшиеся ВА ТКС были переведены в КБ "Союз", эта идея была использована. Ориентация, энергоснабжение и пр. - на одноразовых ПАО на базе ПАО "Союза". При массовом производстве (в год - 12 фоторазведчиков, 2-4 био- и материаловедческих спутника, 2-4 "Прогреса", порядка 4-6 "Союзов" - порядка 20-26 однотипных ПАО в год. Итого - стоимость порядка 500-700 рублей за кг сухого веса, т.е. 1-1.5 миллиона рублей за агрегат.

Doctor Haider: Уважаемый SerB! Будет ли продолжение?

Стас: В продолжение и развитие "Лунной Гонки" (на перспективу). Одна из идей Александра Лазаревича (автора "Советия", "Сеть Нанотех"): Дотянем Интернет до Луны

Стас: Раз уж французских космонавтов на Луну запустили советской ракетой и обмен технологиями с Францией идёт, то вопрос: будет ли сотрудничество СССР-Франция по сверхзвуковым пассажирским самолётам? И вообще развитие в этой области? В одно время примерно независимо появились у нас Ту-144, у них - Конкорд. Помучались с пассажирским сверхзвуком, и бросили. А тут как может быть?

SerB: Дык крейсерский сверхзвук - дорогущая штука. Плюс - на пределе тогдашней технологии. Так что Конкорд при диких ценах на билеты был убыточным и поддерживался только как статусный проект. А вообще - есть вот такая интересная штука: http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/fant/spinrad/vesna/01.html

п-к Рабинович: А гиперзвук с этой... плазменной "смазкой" от ЦАГИ? Сейчас вроде довели до ума.

Стас: Из сверхзвукового и затем гиперзвукового крылатого летательного аппарата может получиться многоразовый аэрокосмический самолёт (набор высоты и скорости в атмосфере прямоточным реактивным двигателем, затем переход в ракетный режим). Взлёт и посадка на аэродромы.

SerB: п-к Рабинович пишет: цитатаА гиперзвук с этой... плазменной "смазкой" от ЦАГИ? Сейчас вроде довели до ума Стас пишет: цитатаИз сверхзвукового и затем гиперзвукового крылатого летательного аппарата может получиться многоразовый аэрокосмический самолёт Ну насчет плазменной самзки разговоры идут, как помнится, с 85 года. Всякие проекты типа "Хотола", "Ту-2000", "Зенгера" и пр. - с тех же примерно времен. Но существенного реального прогресса пока нет. так что ИМХО - не ранее 2010 в любом случае. А вот совместный "Туполев-Конкорд" ("Конкордски" из приведенной ссылки) году к 90-му ИМХо реален.

п-к Рабинович: SerB пишет: цитатаНо существенного реального прогресса пока нет. Вот сейчас, на 2005 год реала, как раз есть. Они наконец-то научились управлять плазменным слоем, при том что последние 12-13 лет темп работ был снижен раз в 5-10. В мире ЧГ, возможно, все же будет что-то к рубежу 90-х.

Виталий: SerB пишет: цитатаА вообще - есть вот такая интересная штука: http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/fant/spinrad/vesna/01.html Это там где корпорация "Красная Звезда", и главгерой мечтающий о полетах в космос? Красивая вещь. И так бы все и могло быть, если бы.... п-к Рабинович пишет: цитатаВот сейчас, на 2005 год реала, как раз есть. Они наконец-то научились управлять плазменным слоем, при том что последние 12-13 лет темп работ был снижен раз в 5-10. В мире ЧГ, возможно, все же будет что-то к рубежу 90-х. Управлять?!?!? Очень интересно.... А ведь так и до производства бластеров могут дойти.... SerB пишет: цитатаа один из ВА ТКС летал ЕМНИП 2 раза. Снова уточняю. ВА - возвращаемый аппарат, то же что и СА? В чем смысл повторного использвания? Он настолько дорог? Теплозащита то горит, а риск имхо не окупается. Кстати, а разве на геостационар из пилотируемых кто-то летал? (это к вопросу об обеспечении ретрансляторов на ГС). Не считая полетов к Луне иессно.

SerB: Виталий пишет: цитатаСнова уточняю. ВА - возвращаемый аппарат, то же что и СА? В чем смысл повторного использвания? Он настолько дорог? Теплозащита то горит, а риск имхо не окупается. Кстати, а разве на геостационар из пилотируемых кто-то летал? (это к вопросу об обеспечении ретрансляторов на ГС). Не считая полетов к Луне иессно. ВА-то же, что и СА. Предлагаемая схема - СА один раз летает с людьми и потом 5-10 раз (по состоянию) - с фотоаппаратурой либо ПН для исследований по микрогравитации. Смысл - не в самом СА, а в дорогой начинке. В принципе, фотоаппараты и из "востокообразных" шариков переставляли, но там не только они.. Ну и сам СА денег стоит. Схема же повторного использования позволяет удешевить полеты. Виталий пишет: цитатаУправлять?!?!? Очень интересно О том, что научились управлять плазменным слоем, в ИФП томского академа слухи ходили еще в 85-м. Воз и ныне там.

Platov: SerB пишет: цитатаО том, что научились управлять плазменным слоем, в ИФП томского академа слухи ходили еще в 85-м. Воз и ныне там. Ну... Видел машинку, на которой ЭТО в полете испытывали. В 1988. Северный флот, летающая лодка. До предзвука ее честно разгоняли, при штатной 680 км/ч. Но оборудование тогда занимало весь внутренний объем самолета.

sas: Виталий пишет: цитатаа разве на геостационар из пилотируемых кто-то летал? ЕМНИП никто



полная версия страницы