Форум » Таймлайны - База Данных » Черепаший галоп (лунная гонка) » Ответить

Черепаший галоп (лунная гонка)

SerB: В ноябре 1964 года Генеральный Конструктор Сергей Павлович Королев получил окончательный вердикт конструкторов – разрабатываемая в рамках советской лунной программы суперракета «Н-1» с грузоподъемностью 75 тонн на низкую околоземную орбиту не в состоянии решить задачу экспедиции на Луну в один пуск. Как затем писал Черток в своем труде «Ракеты и люди», Королев выглядел крайне обескураженным. Тем более, что вновь избранный Генсеком КПСС Брежнев в порядке своеобразной инвентаризации назначил доклад по советской лунной программе на начало декабря. В КБ было спущено указание: срочно пересмотреть конструкцию ракеты с целью увеличения ПН до 95 -100 тонн. Черновые расчеты были сделаны в кратчайшие сроки. Однако случилось непредвиденное. Выслушав докладчика, увлеченно повествующего о переходе космонавта из лунного орбитального корабля в посадочный модуль и обратно через открытый космос, Брежнев повел своими уже знаменитыми бровями и заметил: «Напоминает цирк. Хм… Сергей Павлович, а что там планируют американцы? Такую же акробатику?» Со времен Сталина не прошло и 12 лет и привычка втирать очки (особенно по важным вопросам) еще не успела распространиться. А сухое изложение известных к тому времени фактов о программе «Аполло» прозвучали поразительным контрастом. Не в пользу СССР, что характерно. После чего из-под нависших бровей прозвучал сакраментальный вопрос: «А почему?» Это напоминало прорыв плотины. Отсутствие мощных двигателей, неразвитость электроники, отсутствие стендовой базы – все эти частные факты, конечно, прозвучали – но главным было не это. В советской лунной – и вообще космической - программе царил БАРДАК. Три проекта суперракет – Королевская Н-1, Челомеевская УР-700, Янгелевская Р-56, два отдельных проекта по облету Луны на УР-500 (ныне более известной как «Протон» – и по собственно посадке… И все эти дублировавшие друг друга направления финансировались, что размазывало и без того невеликий по сравнению с США «лунный» бюджет. Вопрос «А что там у американцев?» прозвучал опять. Выяснилось, что имел место забавнейший парадокс – во вполне себе капиталистических Штатах финансирование осуществлялось согласно единому утвержденному Конгрессом правительственному плану, а в плановом СССР деньги выделялись тому, кто первым откроет дверь. Второму и третьему, впрочем, тоже выделялись. После второго бровастого «А почему?» у Королева прихватило сердце. Но инфаркта удалось избежать.

Ответов - 372, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Динлин: SerB пишет: цитатаВопрос «А что там у американцев?» прозвучал опять. Выяснилось, что имел место забавнейший парадокс – во вполне себе капиталистических Штатах финансирование осуществлялось согласно единому утвержденному Конгрессом правительственному плану, а в плановом СССР деньги выделялись тому, кто первым откроет дверь. Второму и третьему, впрочем, тоже выделялись. После второго бровастого «А почему?» у Королева прихватило сердце. Но инфаркта удалось избежать. Просто умер некий страшный усатый диктатор и пришёл на его место раздолбай-кукурузник . Так сказать "культ есть, а личности уже нет".

krolik: Динлин пишет: цитатаумер некий страшный усатый диктатор и пришёл на его место раздолбай-кукурузник Понятно, в космос первым леталь сталин

Динлин: krolik пишет: цитатаПонятно, в космос первым леталь сталин "Канэшно, товарыщ Кролык" Королёвский проект ракет серии Р был запущен именно при Виссарионыче. К 1957, т.е. всего через 4 года после его смерти была создана рабочая Р-7 (Хрущу было не до космоса - за власть боролся). И ВСЕ советские успехи от первого спутника до первого выхода в открытый космос были связаны именно с Р-7. А когда пришло время сделать следующий шаг и создать сверхтяжёлую лунную ракету - Сталина уже не было - отсюда и бардак.


Max: Динлин пишет: цитатаотсюда и бардак Я конечно страшно извиняюсь, не сильно компетентен, но помнится весь этот бардак начинался при Сталине (вспомним славные тридцатые и историю КВ и Т34, а так же Поликарпова, Яковлева, Лавочкина и ко.) и продолжался далее. Чаломей и Янгель не в 64 работать начали: они уже империями были. Во вторых, там проблема была в базеSerB пишет: цитатаОтсутствие мощных двигателей, неразвитость электроники, отсутствие стендовой базы Бедные были, и в паре отраслей отстали или еще не догнали.

Динлин: Max пишет: цитатаПоликарпова, Яковлева, Лавочкина и ко Извините, создание самолёта времён 30-х это на порядок более дешёвый процесс, чем создание космической техники, тем более сверхтяжёлой. Тянуть сразу 3 лунных проекта страна себе позволить не могла, ибо Max пишет: цитатаБедные были

Max: Динлин пишет: цитатаИзвините, создание самолёта времён 30-х это на порядок более дешёвый процесс, чем создание космической техники, тем более сверхтяжёлой. Тянуть сразу 3 лунных проекта страна себе позволить не могла, ибо Правильно, но традиция уже сложилась, а ума в консерватории не прибавилось.

sas: Динлин пишет: цитатаИ ВСЕ советские успехи от первого спутника до первого выхода в открытый космос были связаны именно с Р-7. Кто Вам это сказал? Или Вы считаете,что "Восток", "Восход" и уж тем более "Союз" ничем от "семерки" не отличались

Динлин: sas пишет: цитатаИли Вы считаете,что "Восток", "Восход" и уж тем более "Союз" ничем от "семерки" не отличались Это "семёрка", к которой присобачили сверху третью ступень.

sas: Динлин пишет: цитатаЭто "семёрка", к которой присобачили сверху третью ступень. Какой из трех проектов? Или все три? Сначала узнайте, а потомуже делайте данные безаппеляционные утверждения(то ,что Р-7 была основой я не отрицаю, но ведь мыне считаем Ла-5 и ЛаГГ-3 одним и тем же самолетом? ;))

Динлин: sas пишет: цитатато ,что Р-7 была основой я не отрицаю, но ведь мыне считаем Ла-5 и ЛаГГ-3 одним и тем же самолетом? Вы хотите сказать, что модернизировать уже существующую ракету это тоже самое, что создавать с нуля ракету совсем другого класса и с совсем другими характерстиками ? Продолжая Вашу аналогию - Ла-5 всё же намного ближе к ЛаГГ-3, чем к МиГ-15. На модернизацию в условиях бардака созданного Хрущём денег хватило, а вот на создание принципиально новой (и более дорогостоящей) системы - уже нет.

SerB: Вообще-то вплоть до "Союза-ФГ" первые ступени "Семерок" сколько-нибудь заметно не менялись. Р-7, "Восток" (лунный и орбитальный), "Союз", "Молния" различались только 3 ступенью Ну плюс 4-я для "Молнии". Начиная с "ФГ" появились новые движки 1 и 2 ступени (РД-117 и 118 вместо 107 и 108), однако разница между ними будет значительно меньше, чем между М-105 и АШ-82. Скорее, тут можно сравнить тот же М-105 с М-107 - Як-и 3 и 9 летали с обоими. Вот если на какой-то из будущих модификаций наконец-то поставят НК-33 на боковухи и РД-120 в центр - можно будет сравнивать со скачком от ЛаГГа к Ла-5.

SerB: (продолжение) На совещании Правительства СССР в январе 1965-го было принято решение о реорганизации космической отрасли. По историческому образцу Главсевморпути было создано Главное Управление Космических Исследования – Главкосмос. Профильные министерства выступали как контракторы и исполнители. Однако возникла серьезнейшая проблема. Отношения ведущих Главных к тому времени, мягко говоря, были весьма непростыми. Сцена с участием Королева, Глушко и Челомея на совещании Главных в конце января впечатлила даже куратора вопроса – Первого Зама Предсовмина Д.Ф.Устинова, привыкшего в Политбюро ко многому. Стало ясно, что если кого-то из них назначить начальником Главкосмоса, КБ конкурентов ждут поток и разорение. В результате вопрос был решен просто – «так не доставайся же ты никому» - на Главкосмос был поставлен генерал-полковник Н.П.Каманин – полярный летчик, один из первой семерки Героев Советского Союза, начальник Центра подготовки космонавтов, заместитель Главкома ВВС по космосу. С намеком, что маршальские звезды генерал-полковника лежат на Луне. Королев, имевший веские основания считать место своим, был взбешен. Однако состояние дел в его собственном проекте, в отличие от 57-61 годов года не позволяло переть танком – то, что в датском королевстве (королёвстве) неладно, стало очевидно уже всем. Работы по программе Н-1/Л-3 были заморожены, по УР-500/Л-1 (облет Луны без выхода на орбиту) еще велись. Советская разведка рыла землю носом, и вскоре стало ясно – при любых разумных (а хоть бы и неразумных, но возможных) затратах опередить астронавтов на Луне не удастся. Создать ракету нужной грузоподъемности раньше, чем в 70-71 году не представлялось возможным. К тому же, перед ракетно-космической отраслью страны стояли и более насущные проблемы – следовало озаботиться достижением реального, а не декларативного ракетно-ядерного паритета, наладить работу космической фоторазведки и связи, военные требовали боевых станций на орбите. Апрельский доклад Каманина Политбюро был обескураживающим (в том числе и для него самого – маршальские звезды манили), но содержал худо-бедно приемлемый выход – в пилотируемой космонавтике ограничиться освоением околоземной орбиты в целях обороны и народного хозяйства, оставив лишь облет Луны по схеме Л-1. Часть снятых с проекта Л-3 средств – перебросить на автоматические исследования с помощью самодвижущихся лунных лабораторий. Доставку лунного грунта также предлагалось осуществить посредством автоматических миссий. При увеличении финансирования КБ Челомея, Пилюгина и Бабакина (и запрещении Челомею тратиться на монстроидальную УР-700) шансы опередить американцев хотя бы таким образом резко возрастали. Королеву было предложено сконцентрироваться на новом орбитальном пилотируемом корабле, благо программа «Восходов» подходила к завершению, а тема «Север» (будущий «Союз») развивалась успешно. Тему «Е-6» (мягкая посадка на Луну) также передали КБ Лавочкина. Тема носителя сверхбольшой грузоподъемности должна была стать темой отдельного заседания коллегии Главкосмоса – такой носитель нужен был не только для Луны, но и для военных.

OlegM: ИМХО отказ от лунной программы и консолидация средств на орбитальных стянциях это одно из немногих верных стратегических решений руководства СССР. Американцы несколько раз прогулялись по Луне (о чем давно все забыли!) но не преодолели порог чахлого СкайЛаба. А МиР еще долго мозолил глаза всему миру даже после Горби. Собсивенно именно поэтому сейчас есть МКС с российским участием...

Виталий: Max пишет: цитатаСталине (вспомним славные тридцатые и историю КВ и Т34 Не понял, Т34 и КВ конкурировали друг с другом????? Max пишет: цитатаа так же Поликарпова, Яковлева, Лавочкина и ко.) и продолжался далее Есть у меня смутное имхо, что к концу ВОВ положение значительно выправилось. А вот к концу правление Сталина, тов. Главные и Генеральные снова начали тянуть одеяла на себя. SerB пишет: цитатаТема носителя сверхбольшой грузоподъемности должна была стать темой отдельного заседания коллегии Главкосмоса – такой носитель нужен был не только для Луны, но и для военных. Пока вроде получается следущее: СССР раньше получает "Протон" и раньше переходит к орбитальным станциям. Выигрыш времени и денег? Нечто типа "Энергии" тоже должно взлететь поранее.

Bastion: OlegM пишет: цитатаИМХО отказ от лунной программы и консолидация средств на орбитальных стянциях это одно из немногих верных стратегических решений руководства СССР. К сожалению это нужно было сделать раньше (точнее вообще не ввязываться в лунную гонку). И не форсировать изготовление тяжелого носителя (не было под него задач ни для воееных, ни для экономики).Виталий пишет: цитатаПока вроде получается следущее: СССР раньше получает "Протон" и раньше переходит к орбитальным станциям. Выигрыш времени и денег? Ага! Виталий пишет: цитатаНечто типа "Энергии" тоже должно взлететь поранее. Не-а, совсем не появилось бы. Не нужна эта фиговина - слишком дорого, одноразовые дешевле. (и до сих пор)

Динлин: OlegM пишет: цитатаИМХО отказ от лунной программы и консолидация средств на орбитальных стянциях это одно из немногих верных стратегических решений руководства СССР. Американцы несколько раз прогулялись по Луне (о чем давно все забыли!) но не преодолели порог чахлого СкайЛаба. Одно другому абсолютно не мешает. И то и другое - это создание сверхтяжёлого носителя. Его можно использовать для разных вещей - и для прогулки по Луне и для запуска орбитальных станций и для запуска автоматических станций. Тем более, что никакакого отказа от лунной программы не было. 7 млрд баков на это дело было истрачено. Оптимально было бы - создать сверхтяжёлый носитель, слетать один раз на Луну (флаг воткнуть) и переходить к орбитальным станция, одновременно развивая "Спираль" вместо обезьяньего Бурана.

RAZNIJ: НЕПОНЯТНО вообще для чего лететь на Луну - кроме пиара, и кое-каких побочных технологий (разработанных при постройке) От орбитальных станций - хоть отдача практическая есть кой-какая (а технологи можно разработать и при их постройке) А полет на Луну по тем временам - это мерение у кого хобот длинее.

Динлин: RAZNIJ пишет: цитатаА полет на Луну по тем временам - это мерение у кого хобот длинее. Хобот во времена Холодной войны - тоже штука немаловажная. Если длиннее - можно на очередных переговорах какие-нибудь дополнительный бонусы вытребовать. Опять же - пипла впечатляет . Есть мнение, что разочарование народа в социализме во многом началось с поражения в лунной гонке, хотя это, конечно, и не главная причина, но и лавина начинается не с самого большого камня.

thrary: Max пишет: цитатаЯ конечно страшно извиняюсь, не сильно компетентен, но помнится весь этот бардак начинался при Сталине И с ЭВМ было все точно также - каждое ведомство рожало свою ЭВМ. Советы, что с них взять.

Max: Виталий пишет: цитатаНе понял, Т34 и КВ конкурировали КВ и Т34 конкурировали не как машины одного класса, а в смысле кому отдадут главные деньги и славу: Харькову или Питеру. Поскольку Котин был зятем Ворошилова, его танк (сырой очень) продвигали в ущерб уму. Виталий пишет: цитатаЕсть у меня смутное имхо, что к концу ВОВ положение значительно выправилось. А вот к концу правление Сталина, тов. Главные и Генеральные снова начали тянуть одеяла на себя. В принципе, да. Но это война и цинтрализованные министерства (танковое, авиационное). Тем не менее и вовремя войны было много еще этого.

Bastion: thrary пишет: цитатаИ с ЭВМ было все точно также - каждое ведомство рожало свою ЭВМ. Советы, что с них взять. Ээээ? А причем тут Советы? Вы хотите сказать, что америке за всю историю только фирма IBM компьютеры строила?

Динлин: Max пишет: цитатаПоскольку Котин был зятем Ворошилова, его танк (сырой очень) продвигали в ущерб уму. Так ли уж в ущерб уму ? Не будь у нас 34-ки во время ВОВ - война значительно хуже для нас пошла бы. А что касается сырости - дык любая техника вначале сырая. Важно разглядеть в гадкому утёнке будущего лебедя и вложить в это дело бабки. У ИВС этот талант был, а у Хрущёва увы и ах. Поэтому и вкладывал во всё понемногу, что приводило к размазыванию не особо больших государственных ресурсов по многим проектам тонким слоем.

Max: Динлин пишет: цитатаТак ли уж в ущерб уму ? Не будь у нас 34-ки во время ВОВ - война значительно хуже для нас пошла бы Я имел ввиду КВ.

Динлин: Кстати, забавная черта - до конца 50-х Королёв занимался межконтинентальными ракетами, Челомей - крылатими ракетами и, ЕМНИП, ракетами для ПЛ, а Глушко - двигателями. Т.е. они создавали РАЗНЫЕ виды техники, причём все они были необходимы для страны. А вот с расцветом оттепели, когда не было больше Лаврентия Палыча, способного помирить двух ссорящихся коммунистов , началась борьба честолюбий, пошли в ход подковёрные методы и как результат - финансировались одновременно 3 проекта по созданию ОДНОГО вида техники - сверхтяжёлой ракеты-носителя.

Динлин: Max пишет: цитатаЯ имел ввиду КВ Пардон, глупость сморозил. Вечно я их путаю - Котина с Кошкиным. Оба, блин, коты . Но нужен же был РККА тяжёлый танк. Не Т-35 же в этом качестве использовать.

thrary: Bastion пишет: цитатаЭэээ? А причем тут Советы? Вы хотите сказать, что америке за всю историю только фирма IBM компьютеры строила? А при том, что в рез-те в странах дикого капитализма стандартизации всего и вся было намного больше чем в пановом СССР. А при нехватке качественных полупроводников вести одновременно 4-5-ть проектов по ЭВМ не совместимых друг с другом абсолютно и изготавливаемых по средством и внутри одного ведомства - это исключительно советский маразм.

SerB: (продолжение) … «Это маленький шаг для одного человека, но огромный скачок для всего человечества!» - ЦТ СССР продлило свои передачи на глубокую ночь специально для трансляции прямого репортажа о высадке американцев на Луну. Живая картинка шла не очень долго, ее сменили другие кадры. В лаборатории ГЕОХИ очень похожие на космонавтов в своих «чистотных» скафандрах ученые рассматривали пробирки и лоточки с серым порошком. «Луна-15» то ли наткнулась на незапланированную горку, то ли при выдаче тормозного импульса взорвался двигатель – но ее сестренка за номером 16 таки доставила сто грамм реголита еще месяц назад. Теперь советские дикторы выражали надежду, что полеты американцев внесут свой дополнительный вклад в основанную советскими учеными селенологию. Во благо всего прогрессивного человечества, а как же. В Овальном кабинете Джонсон шепотом материл Стаффорда. Ну что ему стоило пойти на нарушение инструкций и сесть на Аполло-10 в мае! А теперь впечатления от посадки Армстронга были смазаны успехом советского робота. Нет, конечно, понимающие люди могли оценить разницу – одно дело сотня грамм пыли, а совсем другое – следы ботинок в той самой пыли. Но публике-то не объяснишь, какого черта мы вбухиваем миллиарды и рискуем жизнью наших парней, когда большевики достигают той же (ну почти) цели раньше, дешевле и без риска. Кроме того – сейчас уже в сторону красной планеты летели еще два русских робота – «Марс-2» и «Марс-3». А их дальние родственники – «летающие телеграфные столбы» сейчас рвали на части тела славных американских ребят во Вьетнаме. Истерия по поводу русских автоматов достигла предела. Конгресс требовал крови. Шон Коннери – агент 007 – с трудом загнал жуткого русского киборга по имени Иван Пьотр под гидравлический пресс. Фильм с названием «Терминатор» собрал полные залы. Тем временем разведка приносила новые сведения. Под Москвой, рядом со станцией Крюково, строился новый город Зеленоград. Судя по всему, русские решили серьезно вложиться в электронику. В Самаре КБ Кузнецова продолжало ковыряться с двигателем НК-15 (или его наследником), несмотря на то, что ракета, для которой он создавался, была, без сомнения, похоронена – циклопические ямы под Тюратамом так и оставались ямами. Новые стыковочные узлы русских уже обеспечивали герметичное соединение и проход. Более того, русские производили стыковку автоматически – за последний год они запустили 5 пар беспилотных кораблей. 4 пары успешно состыковались. Вообще, после гибели Комарова русские стали осторожнее – они по-прежнему не жалели ракет, добиваясь надежности методом «настрела». Пилотируемые запуски были редкими. Пока?

Динлин: SerB пишет: цитатаШон Коннери – агент 007 – с трудом загнал жуткого русского киборга по имени Иван Пьотр под гидравлический пресс. Фильм с названием «Терминатор» собрал полные залы.

sas: SerB пишет: цитатаИстерия по поводу русских автоматов достигла предела. Конгресс требовал крови. Шон Коннери – агент 007 – с трудом загнал жуткого русского киборга по имени Иван Пьотр под гидравлический пресс. Фильм с названием «Терминатор» собрал полные залы. Вообще-то ЕМНИП во всем сообщении это единственный АИ абзац-зачем огород городить?

Max: Динлин пишет: цитата3 проекта по созданию ОДНОГО вида техники - сверхтяжёлой ракеты-носителя. Вот оно! При капитализме это были бы три фирмы, которые на свои кровные разрабатывали бы технику (ну, может, получили бы немного подьемных), а потом государство выбрало бы что-то одно, или они обьединились бы для реализации единого проекта (за деньги). А при плановой экономике все это пошло на самотек (а личные амбиции социализм не отменет).

SerB: sas пишет: цитата единственный АИ абзац Здрассте. Уже сдвинуты вперед успех "Луны-16 и завуск "Марсов". Совершенно иная атмосфера вокруг Аполло - русские успели раньше. Впрочем, будет продолжение, там расхождение пойдет пошире.

Динлин: Max пишет: цитатаВот оно! При капитализме это были бы три фирмы, которые на свои кровные разрабатывали бы технику (ну, может, получили бы немного подьемных), а потом государство выбрало бы что-то одно, или они обьединились бы для реализации единого проекта (за деньги). А при плановой экономике все это пошло на самотек (а личные амбиции социализм не отменет). Дык так и было до 1953, с той поправкой, что фирмы принадлежали государству. А называть советскую экономику после 1953 плановой язык не поворачивается. Для неё ещё не придумано название. М.б. "чиновничья", "мафиозная", "клановая", "блатная", "подковёрная" ?

SerB: (продолжение) Тем временем в советской космической программе подковерные схватки уступили место подводным течениям – Каманин, старой школы человек, по мнению некоторых – солдафон – хватку не потерял и местоположение своих маршальских звезд помнил четко. Параллельные разработки отсекались на стадии эскизного проекта. За гибель Комарова и провал темы по переконструированию Н-1 вылетел в начальники серийного завода сменивший было покойного Королева Мишин. Дорвавшегося-таки до вожделенного места Глушко Каманин осадил в одно касание. Делать надо было не то, что нравилось Глушко, а то, что было нужно стране. В конце концов, серийных заводов в стране мно-ого… А то, что было нужно стране, определялось в течение всего 65 и половины 66 года. Первую строчку, как водится, заняли военные: «Тетенька, дай водички попить, а то так жрать хотца, что переночевать не с кем». Значит, разведка, связь, спутники-истребители – ну и станция – эдакий разведывательно-командный пункт рулить всем этим богачеством. Связисты вписались отдельной строчкой – им очень хотелось на геостационар. А «каменный цветок» легче 5-6 тонн «чистыми» пока не выходил никак. А лучше – 7-8. Ну и «Луна, Марс, далее везде» - в конце списка, побочно. В общем, на совещании в сентябре 67-го были сформулированы требования к новой РКС – выводимая масса на низкую орбиту – 50-60 тонн, к Луне и планетам – не менее 14 (определялось массой «Союза»), на геостационар – тонн 7-8. Янгеля от конкурса отсекли – было еще дофига работ по БР. Остались Челомей и Глушко. Положение Глушко было хуже губернаторского – все его наработки, в том числе по 600-тонному двигателю на АТ-НДМГ остались у недавнего партнера а ныне конкурента. К керосин-кислороду душа не лежала, причем по вполне объективным причинам – так и не побежденные высокочастотные колебания в КС не позволяли поднять тягу керосинки выше 170-200 тонн. Причем в директора серийного завода хотелось не очень. Однако же выход был, причем был он буквально на виду.

PS: Нда. Ляпов мало, правда чувствуется влияние Старого. Хотя А10 на Луне, с учетом что ему топлива не долили где-то из области фантастики. Подробнее я в среду попробую прокомментировать

Виталий: Max пишет: цитатаКВ и Т34 конкурировали не как машины одного класса, а в смысле кому отдадут главные деньги и славу: А что значит главные деньги и славу? Тогда уж конкурировали Т-34 и Т-50. А основной машиной всяко считался бы танк среднего класса. Max пишет: цитатаПоскольку Котин был зятем Ворошилова, его танк (сырой очень) продвигали в ущерб уму. Его танк продвигали на замену Т-35. Который был ну совершенно никакой. Bastion пишет: цитатаНе-а, совсем не появилось бы. Не нужна эта фиговина - слишком дорого, одноразовые дешевле. Простите, а в каком месте "Энергия" многоразовая???????? thrary пишет: цитатаИ с ЭВМ было все точно также - каждое ведомство рожало свою ЭВМ. Советы, что с них взять. В начале развития ЭВМ каждая машина в принципе штучное изделие. SerB пишет: цитата Совершенно иная атмосфера вокруг Аполло - русские успели раньше. цитата А точно это сыграло бы роль? Все таки высадка это куда более сильный рекламный шаг.

SerB: (продолжение) После совещания в Самаре со своими недавними врагами, а ныне, вынужденно, коллегами, Глушко вылетел в Подлипки. КБ Кузнецова старых обид решило не припоминать. НК-15 было решено дорабатывать, а на его базе создать еще два движка – двухкамерный НК-215 и 4-камерный НК-415. (Примечание – в реале на базе КС и сопла НК-33, развития НК-15, был создан 4-камерный двигатель РД-171/170, использующийся в РН «Зенит» и боковых блоках РКС «Энергия». В многокамерном двигателе один турбоагрегат – самая ответственная и аварийно-опасная часть двигателя – подает топливо и окислитель к нескольким камерам сгорания.) Здраво рассудив, что военным и связистам сколько на орбиту не закинь – все мало, Глушко решил плясать все-таки от Луны, хотя и втихомолку. Данные по американской программе и наработки по Л3 давали необходимую массу посадочного модуля на лунной орбите около 14 тонн. При этом при использовании вполне обычных керосиновых движков с вакуумным соплом масса на низкой околоземной орбите получалась порядка 58 тонн. В пределах задания. У Челомея считать, что характерно, тоже умели. В результате представленные в январе 68-го на комиссию Главкосмоса проекты подозрительно напоминали друг друга. 5 «сосисок» 4-метрового диаметра «крестом», третья ступень сверху. В боковых «сосисках» – 600-тонники, в центре – 300. Разница была в топливе и движках. Челомеевцы использовали гептил и тетроксид азота, ОКБ-1 – керосин-кислород. У челомеевцев в боковушках стояли глушковские монстры РД-270, в центре – испытанные протоновские РД-253, 2 штуки. У ОКБ-1 – кузнецовские четырехкамерники по бокам и двухкамерник в центре. «У дураков мысли сходятся» - пробурчал про себя Каманин. (Примечание – существуют разные мнения насчет РН из унифицированных блоков – наряду с достоинствами, такая схема обладает и существенными недостатками. В частности, массовое совершенство таких ракет, как правило, ниже. Однако в реале и Челомей, и Глушко в то время отдали дань именно этой схеме. В настоящее время схожую концепцию использует Боинг в «Дельте» и Хруничев в «Ангаре») Рубились более цивилизованно, чем еще три года назад. Характеристики ракет были практически одинаковыми. Все блоки вписывались в железнодорожный габарит, все делались на освоенной оснастке. Все решил вопрос гептила – мощностей химзаводов не хватало, учитывая стремительно разворачивающиеся количественно РВСН.

SerB: Виталий пишет: цитатаА точно это сыграло бы роль? Определенную - да. Программа Аполло получилась крайне дорогой. В случае, если бы автомат доставил грунт раньше, глобально ничего бы не изменлось, но "осадочек бы остался"

Bastion: thrary пишет: цитатаА при том, что в рез-те в странах дикого капитализма стандартизации всего и вся было намного больше чем в пановом СССР. Ошибаетесь, даже и в области ЭВМ. Стандартизация на уровне коианд началась когда IBM пожрала конкурентов. (очень жаль линию PDP)thrary пишет: цитатане совместимых друг с другом абсолютно и изготавливаемых по средством и внутри одного ведомства ээээ... ммм... Если честно - не понял фразы Виталий пишет: цитатаПростите, а в каком месте "Энергия" многоразовая???????? А в части которая к ней прикрепляется. На самом деле изначально задумывалось и главный бак повторно использовать...

Сталкер: Вот ищу и не нахожу в и-нете. Проект многоразового корабля - да еще какого! - который разрабатывало КБ Лавочкина, и который прикрыли в 1959 или 1960 году как раз после того, как испытания данной РН в Капустином Яру впервые были успешны. То ли "Вихрь", то ли еще как! А про РН "Вулкан" вспомните! Проиграв гонку за посещение Луны, СССР мог выиграть гонку за саму Луну, что в перспективе даже лучше, чем орбитальные станции, потому что и этот этап включало в себя органически. Правда, оставили бы весь Союз вообще без штанов, но зато с нашей станцией на Луне!

Telserg: Сталкер пишет: цитатаВот ищу и не нахожу в и-нете. click here может это?



полная версия страницы