Форум » Таймлайны - База Данных » МЦМ-7.Российская Императорская армия в межвоенный период (1-3) » Ответить

МЦМ-7.Российская Императорская армия в межвоенный период (1-3)

loginOFF: Осуществление реформ в армии проходило в два этапа: первый- 1905-1909 г и второй- 1909-1912 г. Первоначально проводится ряд мероприятий по восстановлению боеспособности армии, начинаются работы по ее техническому переоснащению и реорганизации высшего военного управления. На втором этапе происходит централизация высшего военного управления, реорганизация армии и улучшение ее технического оснащения. Началом серьезных перемен в вооруженных силах стали изменения в высшем военном руководстве. В феврале 1905 г., когда еще шла война, в Петербурге был учрежден Совет Государственной обороны (СГО) – коллегиальный орган, в состав которого вошли военный и морской министр, начальник Морского генерального штаба, начальники Главного и Главного морского штабов, а также генерал-инспекторы всех родов войск. Данный орган управления предназначался для объединения управления армией и флотом и согласования деятельности всех ведомств, связанных с обороной страны. С согласия Императора (регента) на правах членов могли приглашаться другие министры и высшие начальники армии и флота. Председатель СГО имел право личного доклада Императору (регенту). Возглавил СГО Великий князь Николай Николаевич. Одним из первых и важнейших мероприятий, проведенных СГО стало обновление старшего командного состава армии. С этой целью 6 апреля 1906 года при СГО создается высшая аттестационная комиссия, на которую «возложено всестороннее рассмотрение аттестаций на генеральских чинов, выяснение степени пригодности этих чинов к службе и представление достойных к зачислению в кандидаты на высшие командные должности до начальников отдельных бригад включительно». Только в 1906-1908 гг. комиссией было уволено из армии 4307 человек командного состава по возрасту и несоответствию занимаемой должности. Всего же из армии уволили 7000 офицеров и генералов. Особое внимание СГО обратил на улучшение быта солдат. В его постановлении 30 ноября 1905 г. говорилось: «…для предотвращения возможности появления брожения в войсках необходимо теперь же устранить всякий сколько-нибудь основательный повод для справедливых жалоб нижних чинов: нужно, чтобы всякий солдат был сыт, одет и обут без всякой помощи со стороны». Вскоре был издан соответствующий приказ по Военному ведомству по улучшению быта и довольствия солдат. Так, нижним чинам стали выдавать постельные принадлежности, увеличился пищевой рацион и т. п. Следующим шагом стала реформа Военного министерства. Структура Главного штаба, реорганизованного в 1903 г., оказалась не отвечающей требованиям войны. Оперативно-стратегическими вопросами, или службой Генерального штаба, занималось только одно управление 2-го генерал-квартирмейстера. Русско-японская война показала, что оно совершенно не справляется с этими задачами. Поэтому еще в ходе войны встал вопрос о новой реорганизации службы Генерального штаба. Разработку новой организации высшего военного управления возглавил ближайший сотрудник Великого Князя Николая Николаевича генерал-лейтенант Ф.Ф. Палицын, высокообразованный офицер, хорошо знакомый с методами работы германского Генерального штаба, но чрезвычайно медлительный и осторожный. Он разработал проект создания самостоятельного органа управления, независимого от военного министра, наподобие Германского Большего Генерального штаба. Сразу после Цусимы, в Царском Селе собралось совещание под председательством регента. На нем, в частности, было решено немедленно учредить должность начальника Генерального штаба, который специально бы занимался вопросами стратегического планирования. 21 июня приказом по военному ведомству объявляется Положение о начальнике Генерального штаба. В его обязанности входило: руководить разработкой соображений по подготовке к войне, объединять работы окружных штабов в разработке планов войны, руководить службой и военно-научными работами Генерального штаба: следить за развитием и усовершенствованием всех отраслей военного дела, способствуя распространению военных знаний в армии. Начальник Генштаба подчинялся непосредственно верховной власти, «имея по делам к кругу ведения его относящихся личный доклад императору». У него в подчинении находились Главное управление Генерального штаба (ГУГШ). Николаевская академия Генерального штаба, все офицеры, занимающие штатные должности по Генеральному штабу, офицеры корпуса военных топографов, «железнодорожные и технические для связи войска». 25 июня 1905 г выделенные из состава Главного штаба управления 2-го генерал-квартирмейстера, управление военных сообщений, военно-топографическое были объединены в Главное управление Генерального штаба. В него вошли также мобилизационный отдел и отделение по службе Генерального штаба. Таким образом, военное ведомство оказалось разделенным на две части: Военное министерство во главе с министром и ГУГШ во главе с самостоятельным начальником Генерального штаба. Первое занималось административно-хозяйственными вопросами и личным составом, второе решало вопросы подготовки страны к войне в стратегическом отношении. Вскоре выяснилось, однако, что начальник Генштаба не только оторван от практической работы, но и не может без содействия военного министра провести в жизнь ни одного необходимого, по его мнению, решения. Доходило до того, что военный министр и начальник ГШ направляли в ВО взаимоисключающие приказы. Введенные еще при Николае II генерал-инспектора родов войск (пехоты, кавалерии, артиллерии, инженерных войск и военно-учебных заведений), подведомственные СГО, также, как правило, не считались с командующими войсками, вмешиваясь в их распоряжения. В результате реформы центрального управления создалось многовластие, еще более дезорганизовавшее и без того расстроенную войной армию. Во время войны в результате частичных мобилизаций были призваны запасные нижние чины из всех военных округов. В результате при общей мобилизации укомплектовать армию военно-обученным запасом полностью было бы невозможно, что вызывало серьезную тревогу в Генштабе. 20 марта 1906 г. был опубликован Указ за подписью регента о сокращении сроков действительной службы (в пехоте и полевой артиллерии – с 5 до 3 лет, в других родах войск- с 5 до 4, на флоте - с 7 до 5 лет). Служба в запасе была разделена на два разряда. По первому разряду числились лица младших возрастов, которые пополняли полевые войска. Второй разряд шел на укомплектование резервных войск и тыловых учреждений. Введение сокращенных сроков службы позволило восстановить численность армии до довоенного уровня к 1908 г. Одновременно проводились мероприятия по улучшению технического оснащения армии. Еще в ходе войны, в 1905 г была создана комиссия ГАУ для проверки состояния вооружения крепостей. В 1906 г при ГАУ образовано Особое Совещание под председательством генерал-инспектора артиллерии. По результатам работы совещания на имя начальника ГАУ составлен доклад, в котором излагались неотложные меры по перевооружению и реорганизации артиллерии. Е.И.В. Михаил, внимательно следивший за всеми мероприятиями по реформированию армии, затребовал его себе и по-видимому тщательно изучил. ЗЫКрасным выделены отличия от реала.

Ответов - 1216, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 All

Вандал: гутник пишет: Откуда дровишки ? Обсуждали же уже. Из Шацилло.

loginOFF: По полкам и дивизионам. Все же ЕМНИП в то время это больше административные , чем тактические единицы. Тактическая единица- батарея. Поэтому в 4 дивизиона в бригаде или 4 батареи в дивизионе- нормально, вполне управлякмо. Просто нехочется мне менять кол-во орудий в дивизиях. Если же делать 6 батарейными и горные, то получается в стрелковой дивизии 44 (или 50 орудий) вместо 48, а в бригадах придется гаубицы убирать, а я хотел в Сибирской,Финских, и 4,5 иметь по 4 горные 107 мм. ( в принципе можно конечно орудий больше сделать, но перебор в батареях выходит). Кстати, в описании горной гаубицы Шкода что-то не заметил чтобы она разбиралась- если правильно понял, можно было только ход колесный уже сделать, на салазки поставить...

loginOFF: По Дальнему Востоку. На нем у нас получается всего 7 корпусов-14 дивизий и Заамурский округ ОКПС- всего до 17 расчетных дивизий. У Японии будет только в мирное врремя 21 дивизия. Что предлагаем по усилению? сможем ли по наличествующему населению данные дивизии прямо наместе пополнять , все же у нас вроде Желтороссия усиленно развивается?

cobra: ПО крайней мере проще резервистов по жд доставить, чем перебрасывать целиком дивизию......... Так мне кажется

loginOFF: cobra пишет: ПО крайней мере проще резервистов по жд доставить Хорошо. То есть предлагается развернуть там одну-две резервные бригады? А где? В забайкалье или в Приморье? И кстати. Было преложение по Маньчжурскому округу- может его все же сформировать, но назвать Заамурским ( как пограничный)?

Вандал: loginOFF пишет: На нем у нас получается всего 7 корпусов-14 дивизий и Заамурский округ ОКПС- всего до 17 расчетных дивизий. Это без учёта резервных сибирских бригад? loginOFF пишет: У Японии будет только в мирное врремя 21 дивизия. Так выяснили же уже, что только 19. 17 к концу войны и 2 сформированы в 1907. Здесь-то им с чего бы быть сильнее? loginOFF пишет: Что предлагаем по усилению? Придётся Вам потратиться на постройку казарменного фонда под ещё по меньшей мере 5 дивизий. loginOFF пишет: сможем ли по наличествующему населению данные дивизии прямо наместе пополнять , все же у нас вроде Желтороссия усиленно развивается? Раньше 20-х - однозначно нет.

loginOFF: Вандал пишет: Это без учёта резервных сибирских бригад? А они ушли на новые формирования ( по крйней мере так планировалось). Корпуса-1,2,3,4,5,6 Сибирские, Квантунский. ОКПС - ЕМНИП 4-6 бригад пехоты и несколько конных, артиллерия и пулеметы.

cobra: Внесу свои пять копеек Необходимо прикрывать: Владивосток Николаевск Оха(сев.Сахалин) - нефтепромыслы А так в принципе смысл в Забайкалье? Приморье нужнее и важнее

loginOFF: cobra пишет: А так в принципе смысл в Забайкалье? Приморье нужнее и важнее Тогда предлагаю один корпус из Приморья превести в Заамурский округ, а на его месте дислоцировать 2-4 резервные бригады

Вандал: cobra пишет: А так в принципе смысл в Забайкалье? Там готовый казарменный фонд. И везти войска оттуда недолго. loginOFF пишет: А они ушли на новые формирования ( по крйней мере так планировалось). Ну вроде как предлагалось вместо них сформировать новые резервные бригады из выделяемых четвёртых батальонов.

loginOFF: Вандал пишет: Ну вроде как предлагалось вместо них сформировать новые резервные бригады из выделяемых четвёртых батальонов Пока я не решил. Хотя по моим прикидкам - они на Квантунский корпус уходят.

Вандал: loginOFF пишет: Пока я не решил. Хотя по моим прикидкам - они на Квантунский корпус уходят. В Сибири резервные части тоже нужны.

loginOFF: Вандал пишет: В Сибири резервные части тоже нужны. Да понятно. Только вот возить при зывников из Европы в Сибирь .

Вандал: loginOFF пишет: Только вот возить при зывников из Европы в Сибирь С какой стати? Резервные войска нужны для подъёма местного контингента. Примерно 6-8 резервных бригад.

loginOFF: Вандал пишет: Примерно 6-8 резервных бригад. Вы считаете что населения хватит для их укомплектования? Вообще-то круто.6-8 бригад из 42 .. Хм, а идеж их селить.

Вандал: loginOFF пишет: Вы считаете что населения хватит для их укомплектования? В реале хватило. loginOFF пишет: Хм, а идеж их селить. Там же, где и в реале. Давно уже говорю Вам - считайте кахарменный фонд.

Sergey-M: loginOFF пишет: Вы считаете что населения хватит для их укомплектования? не хватит. перед ПМВ ИркВО по моблпну требовалось порядка 150 тыс запасных, сам округ мог дать толко 50 тыс -остальные завозились из Омского и Казанского округов а офицеры запаса со всей страны.

Вандал: Sergey-M пишет: не хватит. перед ПМВ ИркВО по моблпну требовалось порядка 150 тыс запасных, сам округ мог дать толко 50 тыс -остальные завозились из Омского и Казанского округов а офицеры запаса со всей страны. Сибирь - это не только Иркутский, но и Омский округ. А 50 тысяч запасных - это три дивизии по 12 батальонов. И потом, лучше везти запасных, чем целые соединения с парками и обозами.

Sergey-M: виноват.малость попутал цифры. вообщем так В соответствии с мобилизационным расписанием 1910 г. при развертывании войск округа до штатов военного времени требовалось 150246 нижних чинов 140. Мобилизационные ресурсы ИВО были ограничены и округ мог дать только 39418 нижних чинов, недостающее количество людей направлялось из Омского (70159 чел.) и Казанского (40669 чел.) округов . пеовочередные дивизии ИркВО своми силами доукомплектрует но вот насчет развертываения несккольких рбр -веьма сумневаюсь -проще их и ОмВО и КазВО и держать .

Вандал: Sergey-M пишет: пеовочередные дивизии ИркВО своми силами доукомплектрует Не будет никаких первоочередных сил, подлежащих доукомплектованию. А теперь смотрите: 3 бригады по 4 батальона по 500 человек - это уже 6 тысяч. Добавьте к этому артиллерийские дивизионы (ещё порядка 1,5 тысяч). Итого 7,5 тысяч. Если приплюсовать к этому 39,5 тысяч запаса, то получаем 47 тысяч. Между тем три дивизии по 12 батальонов - это примерно 54 тысячи человек. Таким образом, не хватает всего 7 тысяч, вот их и подвезут из Омского округа. В Омском округе остаётся 63 тысячи, что позволяет сформировать до 5 дивизий. Кроме того, Омский округ развёртывал в войну две дивизии, что даёт ещё около 30 тысяч запасных, на пару дивизий. Итого - в Иркутском можно иметь три резервных бригады, в Омском - 7.

Sergey-M: Вандал пишет: Не будет никаких первоочередных сил, подлежащих доукомплектованию. не понял. дивизии уже в мирное время на 100 проц укомплектованы?

Good: Интересно Вы считаете Вандал. В реале, чтобы доукомплектовать 96 батальонов нужно было 150 тыс. чел., а у Вас для 84 батальонов хватает 47 тыс.?!

Вандал: Good пишет: В реале, чтобы доукомплектовать 96 батальонов нужно было 150 тыс. чел., а у Вас для 84 батальонов хватает 47 тыс.?! Для каких 84? 3 резервных бригады - это всего 36 батальонов. Даже с учётом запасных - 48. Sergey-M пишет: не понял. дивизии уже в мирное время на 100 проц укомплектованы? Ну да, за исключением тылов.

гутник: Вандал пишет: Кроме того, Омский округ развёртывал в войну две дивизии Какие ?

Вандал: гутник пишет: Какие ? Можно подумать, что Вы не знаете. А вот не скажу

гутник: В Омском округе формировалась ОДНА дивизия второй очереди - 14-я Сибирская стрелковая.

Вандал: гутник пишет: В Омском округе формировалась ОДНА дивизия второй очереди - 14-я Сибирская стрелковая. А что, 11-ю не надо было доукомплектовывать?

Good: Вандал пишет: Для каких 84? II-й и III-й Сибирские армейские корпуса (по loginOFF'у 48 батальонов) + 36 батальонов Ваши резервные бригады.

Вандал: Good пишет: II-й и III-й Сибирские армейские корпуса (по loginOFF'у 48 батальонов) + 36 батальонов Ваши резервные бригады. II и III Сибирские корпуса должны находиться в Манчжурии, в крайнем случае в Забайкалье у станций Транссиба, содержаться в штате близком к военному, требовать минимума времени на мобилизацию. В общем, с РИ тут совпадения минимальные. Я эти корпуса не считаю.

Good: Вандал пишет: II и III Сибирские корпуса должны находиться в Манчжурии... Я эти корпуса не считаю. Мы сейчас обсуждаем развёртывание по loginOFF'у. Предложите свой вариант.

гутник: Вандал пишет: А что, 11-ю не надо было доукомплектовывать? Понял, о чем речь шла.

CheshireCat: Вандал пишет: Так выяснили же уже, что только 19. 17 к концу войны и 2 сформированы в 1907. Здесь-то им с чего бы быть сильнее? Реваншизм...итоги войны и курс на очередную. Снабжение дивизий в Манчжурии можно организовать еще из Северной Кореи...дружественной России. Кстати, возможно создания какой-нить Манжурской туземной дивизии, ибо у китайцев живущих в Манчжурии отношение к русским будет получше чем к японцам и остальным китайцам.

Seedlitz: CheshireCat пишет: у китайцев живущих в Манчжурии отношение к русским будет получше чем к японцам и остальным китайцам. Почему? Если вспомнить русско-китайскую войну 1900, русские китайцев очень не любили и в приамурье вырезали очень даже. С чего бы тут русские к китайцам любовью проникнутся, особенно переселенцы - это же конкуренты. Скорее с корейцами такой номер пройдет, да с бурят-монголами.

CheshireCat: Seedlitz пишет: Если вспомнить русско-китайскую войну 1900, русские китайцев очень не любили и в приамурье вырезали очень даже тут какая суть...русские активно развивают Желтороссию и привлекают местное население, так что уровень жизни по сравнению с остальным населением Китая повыше. да и к японцам неохота. Корейцы и Монголы - это да...

loginOFF: Не господа, никаких китайцев. северная корея- еще будут вооружены. А в Желтороссии - оружие только у русских. вооруженные китайцы рассматриваются как бандиты с соответсвующим отношением ( за исключением нескольких полков регулярной китайской армии, которые сразу с началом боевых действи1й будут разоружены погрнацами).

Good: CheshireCat пишет: возможно создания какой-нить Манжурской туземной дивизии А что, Манчжурия аннексирована РИ или это оккупированная территория?

Seedlitz: CheshireCat пишет: русские активно развивают Желтороссию и привлекают местное население "... миллионы китайских крестьян лишены земли, тысячами уходят к хунхузам и нападают на русских переселенцев..." Вспомните, сколько было проблем с отчуждением земли, когда строили КВЖД, что и вылилось в боксерское восстание в Манчжурии - русские вмешались в жизнь китайцев и тем это не понравилось, здесь будет еще в больших масштабах (больше русского населения). Местные китайцы - как раз потенциальная пятая колонна, в отличие от тех же монголов.

Вандал: Good пишет: Мы сейчас обсуждаем развёртывание по loginOFF'у. Предложите свой вариант. 20 дивизий (10 корпусов) в Приморь, Манчжурии и Забайкалье. 8 резервных бригад в Иркутском и Омском округах.

CheshireCat: Good пишет: А что, Манчжурия аннексирована РИ или это оккупированная территория? оккупированная... Seedlitz пишет: Вспомните, сколько было проблем с отчуждением земли, когда строили КВЖД, что и вылилось в боксерское восстание в Манчжурии - русские вмешались в жизнь китайцев и тем это не понравилось, здесь будет еще в больших масштабах (больше русского населения). но китайцы работают на русских предприятиях...им по-крайней мере есть что жрать. в отличие от основной страны. не думаю что китаец кормящийся на русском предприятии станет пятой колонной ради японцев.

cobra: Выкладываю главу 9 из монографии по флоту ввиду того что она имеет прямое отношение к АРМИИ......... IX. Попытка согласования работы военного и морского ведомств. Решение совета государственной обороны об обороне побережья Согласно указания совета государственной обороны, судостроительные программы морского ведомства подлежали предварительному согласованию между начальниками сухопутного и морского генеральных штабов. В виду этого, 9 января 1907 года контр-адмиралом Брусиловым и генералом Палицыным был составлен и совместно представлен МИХАИЛУ доклад, получивший одобрение. Этим докладом были установлены задачи флота на всех морях. На Балтийском море «сухопутной армии важно быть уверенной, что морские силы империи в этих водах в состоянии помешать и в крайности затруднить десант восточнее меридиана реки Наровы. Положение сухопутной армии было бы обеспечено, если бы указанная граница, по имеющимся морским средствам, могла бы быть отодвинута западнее к меридиану Ревеля или, еще лучше, к линии Аланды-Моонзунду». На Черном море: «обеспечение господства на Черном море требует, чтобы флот был могущественным и характера активного, дабы быть в состоянии исполнить важнейшую в судьбе России задачу — открыть и обеспечить за нею проливы. Эти условия побуждают стремиться к созданию сильного активного флота и к созданию средств для борьбы на Дунае, дабы обезвредить опасность, которая грозит нашему богатому югу от соединенных покушений Австрии и Румынии». На Дальнем Востоке «Главной задачей флота является активный характер действий имеющий своей целью обеспечение безопасности Российского Дальнего Востока и Желтороссии. Так же в число задач флота является срыв коммерческих перевозок и нарушение обеспечение армии имеющей своей целью вторжение в Русскую Манчжурию. Серьезнейшим вопросом являлась организация обороны побережья. Совет государственной обороны неоднократно обращался к обсуждению вопросов об обороне наших побережий, поводом к чему послужил внесенный в совет вопрос о разграничении прав и обязанностей морских и сухопутных начальников при совместных действиях и объединении власти в приморских крепостях. Ранее уже говорилось, что осенью 1906 года морское ведомство по своей инициативе заказало для создания трех береговых батарей шесть двухорудийных башен с 305мм орудиями. Что естественно вызвало негативную реакцию военного ведомства. В течении зимы и весны 1907 года на ряде заседаний СГО обсуждали вопрос обороны побережья. В конечном счете 29 июля 1907 года Е.И.В. регент великий князь Михаил, в целях установления единовластия в крепости Владивосток, повелел подчинить коменданта крепости во всех отношениях командующему Тихоокеанским флотом. Постановление совета имело большое принципиальное значение для последующего развития отношений между морскими и сухопутными начальниками и в некоторой своей части послужило причиной многих недоразумений на этой почве. Следующим шагом оказалось учреждение в Морских оборонительных районов. В состав МОР военное ведомство обязали передать приморские фронта крепостей расположенных на побережье, береговую артиллерию, запасы и личный состав подлежавший переводу из военного ведомства в морское. Кроме этого, в состав МОР вошли военные порты, а так же морские силы предназначенные для береговой обороны. В зависимости от степени важности МОР, численности и т.д., высочайшим повелением была принята классность. Так морскими оборонительными районами 1 класса стали Кронштадтский, Севастопольский, Владивостокский. Морскими оборонительными районами 2 класса стали Свеаборгский, Ревельский, Либавский. Морскими оборонительными районами 3 класса стали Порт-Артурский, Николаевский, Очаковский, Керченский, Батумский. Начальники морских оборонительных районов непосредственно подчинялись командующему Флотом на театре военных действий. В ведении военного ведомства осталась сухопутная оборона, что впоследствии сыграло негативную роль в ходе боевых действий на Дальнем Востоке. Юридическим документом определившим вышеуказанные вопросы стало «Положение об обороне побережий» подписанный МИХАИЛОМ 7 января 1908 года. В состав положения были включены следующие пункты. 1) Совет находил необходимым при выработке нового положения об управлении войск и при переработке морского устава принять к руководству необходимость общих положений о главнокомандующем и учреждения при нем соответственного органа для управления морскими силами (морской отдел у сухопутного главнокомандующего) или сухопутными силами (сухопутный отдел у морского главнокомандующего); о равенстве в служебной иерархии командующих флотом и армией и о совместных действиях (объединение власти по сравнению должностей, при чем должно быть установлено служебное соответствие должностей обоих ведомств). 2) Постановлено просить обоих начальников генеральных штабов совместно выработать план обороны побережья всех русских морей. а) распределить военно-морские силы в каждом море на свободно действующие эскадры подчиненные непосредственно командующим флотами, не имеющие непосредственной задачей обороны побережья и на силы морских оборонительных районов, подчиненные соответствующим морским начальникам предназначенные специально для береговой обороны, поставив последним соответственные задачи, в связи с задачами сухопутных сил, предназначенных для той же цели. б) разработать организацию прибрежного наблюдения в военное время при условии оставления в мирное время пунктов дальнего наблюдения в ведении морского ведомства и пунктов ближнего наблюдения в ведении пограничной стражи. 3) Решено переработать положение об управлении крепостями, при чем были выставлены следующие принципиальные положения (приводим главнейшие): а) Начальник Морского оборонительного района является начальником гарнизона, коему подчиняется комендант крепости отвечающий за сухопутную оборону. б) ему должны быть предоставлены права для более действительного надзора за частями военного ведомства. в) Морской оборонительный район должен иметь свои морские средства обороны, количество и состав коих должны исчисляться для каждого района особо, в зависимости от стратегического значения ее и от местных пограничных условий. Вообще эти средства могут состоять из подвижной минной обороны, судов предназначенных для сторожевой службы и траления фарватеров, судов для войсковых перевозок, разведочных и посыльных судов и проч.. д) Начальнику района не должны подчиняться находящиеся на рейде суда, входящие в состав боевых эскадр. е) если при блокаде или осаде крепости находящийся в ней боевой флот лишен будет возможности предприятия каких-либо активных действий на море, то и сам флот, а так же все запасы и средства морского ведомства (порты, батареи, склады и проч.) должны переходить в полное и непосредственное подчинение и распоряжение коменданта крепости. Факт невозможности предприятия флотом каких-либо активных действий на море устанавливается командующим флотом на основании решения совета флагманов и капитанов. Об этом решении немедленно сообщается коменданту. В изложенных постановлениях совета государственной обороны прежде всего видна тенденция согласовать деятельность как самих ведомств, так и начальников в пунктах непосредственного соприкосновения деятельности частей флота и армии. Самым значительным сдвигом стала передача береговой обороны в ведение морского ведомства. Притом несмотря на то что процесс передачи сил и средств Приморских крепостей оказался неполным, так к примеру вопрос о передаче минных рот решался до 1913 года, уже тот момент что флот мог планировать свои действия без согласования с военным ведомством, при этом последнее и ранее откровенно манкировало вопросы береговой обороны.



полная версия страницы