Форум » Таймлайны - База Данных » Австро-Венгрия в XVI веке (сборник) » Ответить

Австро-Венгрия в XVI веке (сборник)

georg: или МаксимилианI, король Римский и Венгерский Извиняюсь за долгое отсутствие, работа сейчас отнимает все время. Но небольшая альтернатива родилась. В 1492 году скончался славный венгерский король Матьяш Хунъянди, оставив Венгрию на вершине могущества. Казна была полна (за годы его правления доходы казны выросли с 250 до 500 тыс. форинтов), военные силы внушительны. Кроме военных отрядов короля и баронов (бандерий) и мобилизованного дворянства Матьяш содержал наемную армию - «черное войско» наемников, состоявшее из тяжеловооруженной кавалерии и пехоты, а также из отрядов, имевших боевые повозки гуситского типа и артиллерию - 20 тыс. кавалеристов, 8 тыс. пехотинцев и 9 тыс. боевых повозок. Кроме того, еще 8 тыс. солдат были постоянно расквартированы в замках и укреплениях великолепно организованной южной линии венгерской обороны. Королевская власть была сильна, буйные венгерские бароны после 2 жестко подавленных Матьяшем мятежей притихли. В претендентах на опустевший трон недостатка не было. Венгерского престола добивался Максимилиан Габсбург. Его право на это предусматривалось договором от 1463 г., подписанным Матьяшем и Фридрихом III. С другой стороны на корону претендовал король Чехии Владислав Ягеллон, чья мать была внучкой Жигмонда и сестрой Ласло V. Владислава поддерживал его отец – король Польский и вел. князь Литовский КазимирIV. Претензии Максимилиана были самыми обоснованными, и именно с ним можно было связывать надежды на помощь против турок (активизации которых ожидали сразу после смерти Матьяша), но господствующие сословия прежде всего хотели получить такого короля, контроль за которым находился бы в их руках. Этому требованию идеально соответствовал Владислав, прозванный в Чехии «король добже», за то что соглашался с любым предложением своих вельмож. Он был коронован как Уласло II, но при условии подписания предвыборных обещаний, в частности об отмене всех нерегулярных налогов, займов и других «вредных нововведений» Матьяша. Максимилиан, имевший сильную партию среди венгерской знати, начал военную кампанию, освободил Вену и другие австрийские земли, в свое время отнятые Матьяшем у его отца ФридрихаIII, но тут у него кончились деньги, ни имперский рейхстаг, ни Швабский союз не оказали ему финансовой помощи для ведения войны вне территории СРИ, и Максимилиану пришлось отказаться от претезий на венгерскую корону. Правление Владислава стало периодом стремительного упадка королевской власти. Вся власть в королевстве перешла к дворянскому сейму, который отказался вотировать налоги, и регулярная армия Матьяша была распущена. Развал достиг таких масштабов, что в 1521 Белград был осажден и взят турками, и венгры не сумели собрать войско для отпора. При Мохаче венгерская армия насчитывала не более 25000 бойцов, и проигрыш этой битвы стал концом королевства. Итак, альтернатива: Максимилиану в решающий момент удалось пополнить казну – рейхстаг вотировал-таки имперский налог, либо, например, Владислав оказался должником Вельзеров, и Фуггеры, обеспокоенные возможностью того, что став королем Венгрии Владислав передаст их концессии на разработку серебряных рудников Словакии конкурентам, выдали кредит Максимилиану. Короче у Максимилиана оказалось достаточно денег не только на продолжение кампании, но и на то, чтобы вовремя перекупить наемное войско Матьяша. Магнаты поддерживающие Владислава разгромлены, и Максимилиан вступает на венгерский трон.

Ответов - 1832, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 All

georg: По Моисееву закону, брак запрещался: 1) сыну с матерью, даже с мачехой; 2) брату с родной сестрой; 3) деду с внучкой; 4) племяннику с теткой; 5) свекру с невесткой; 6) деверю с невесткой; 7) отчиму с падчерицей; 8) зятю с тещей. Христианская церковь, приняв безусловно эти запрещения, простерла их еще дальше, в том числе и на третью степень двухродного свойства (не родства), в каковом и состоят Димитрий и Ксения, но в частном порядке от этого "еще дальше" допускались постоянные отступления, чему было немало прецедентов, особенно когда вмешивалась политика. В данном случае греческой церкви очень нужен этот брак. Народ как думаете, реально? cocoo пишет: Патриарх будет иметь ОООЧЕНЬ большие проблемы с благословением такого брака. Вопрос - кто эти большие проблемы создаст?

Кемель: georg пишет: Вопрос - кто эти большие проблемы создаст? Вот это правильно.

LAM: Тамлайн продолжается. Великолепно! Vielen Dank! Thank you very much! Le merci bien! Георг, примите моё искреннее восхищение. Но - ложка дёгтя. Некоторые детали портят картину неправдоподобием. georg пишет: Последовавший неурожай 1603 года стал первой проблемой правительства, но не имел катастрофических последствий. В отличии от РИ повинности крестьян были с трого регламентированы, а налоги, сильно выросшие во время войны, были уже снижены. Крестьяне имели запасы зерна, благодаря чему им не пришлось засевать поля «зяблыми» семенами. Продовольственное снабжение городов было налажено благодаря поставкам зерна из южных черноземных областей, Болгарии и дунайских княжеств. Не верю. Какие запасы после такой войны, которая к тому же не кончилась. Всё выгребли. И хватит ли зерна в южных областях, не уверен. Да и благополучие бедняков для российской бюрократии никогда не стояло на первом месте (если дело обстоит иначе – очень неправдоподобная альтернатива получается), не захотят казну тратить, да и денег там особых нет после такой войны. Ну может в Москве снабжение и наладят, чтобы бунтов не было. georg пишет: Государя везли судовым караваном по Оке, Десне и Днепру, а затем морем в Царьград А у турок, что, в Чёрном море кораблей совсем не осталось? Это или наглость, или преступное пренебреженье жизнью государя, или и то и другое вместе.

cocoo: georg пишет: Вопрос - кто эти большие проблемы создаст? Найдется много людей. georg пишет: Христианская церковь, приняв безусловно эти запрещения, простерла их еще дальше, в том числе и на третью степень двухродного свойства (не родства), в каковом и состоят Димитрий и Ксения, но в частном порядке от этого "еще дальше" допускались постоянные отступления, Брак безусловно запрещается до пятой степени родства. В шестой-седьмой возможны послабления. В случае Дмитрия и Ксении имеем не свойство, а родство. Женщина для родственников мужа считается в тойже степени родства, что и муж. Свойство - это ее родственники для родственников мужа.

georg: LAM пишет: Не верю. Какие запасы после такой войны, которая к тому же не кончилась. Всё выгребли. И хватит ли зерна в южных областях, не уверен. Вопрос проработан: "Лето 1601 года выдалось холодным и сырым, уже в начале сентября выпал снег, и крестьяне смогли собрать лишь малую часть урожая – а то, что собрали, – это была «зяблая», недозревшая и помороженная рожь. В прежние времена, когда у крестьян были запасы хлеба, один неурожай не смог бы вызвать голод. Теперь же сразу начались большие волнения, и под впечатлением этих волнений уже в ноябре 1601 года правительство издало указ о крестьянском выходе. Указ разрешал крестьянам уходить от бесхлебных провинциальных дворян, но не позволял уходить из монастырей, из дворцовых имений и от богатых московских дворян. Адрес грядущей беды был обозначен очень точно: правительство понимало, что крестьяне мелких провинциальных помещиков не имеют запасов, что им грозит голод. Голод еще не начался – но царь понимал, что грядущий голод будет следствием политики закрепощения. Годунов пытался спасти крестьян, отменив (хотя бы на время) крепостное право, разрешив им уходить от своих корыстных хозяев[90]. Дело в том, что в стране был хлеб: во-первых, неурожай был не повсеместным; к примеру, на Вологодчине в тот год урожайность ржи была сам-3,6, почти как обычно[91]. Во-вторых, сохранение запасов хлеба на случай голода было давней традицией, поэтому у помещиков побогаче, у монастырей, у некоторых крестьян были многолетние запасы хлеба. В Иосифо-Волоколамском монастыре были запасы хлеба на 3 года, в Кирилло-Белозерском монастыре – на шесть лет[92]. «Запасов хлеба в стране было больше, чем могли бы его съесть все жители в четыре года… – свидетельствует Исаак Масса, – у знатных господ, а также в монастырях и у многих богатых людей амбары были полны хлеба, часть его погнила от долголетнего лежания, и они не хотели продавать его… Многие богатые крестьяне, у которых были большие запасы хлеба, зарыли его в ямы и не осмеливались продавать…»[93] «Царь снарядил розыск по всей стране, не найдется ли запасов хлеба, – пишет Конрад Буссов, – и тогда обнаружили несказанно много скирд зерна в 100 и больше сажень длиной, которые 50 и больше лет простояли не вымолоченные в полях, так что сквозь них росли деревья»[94]. Авраамий Палицын говорит, что и после голода в полях стояли старые скирды хлеба[95]. Таким образом, при всех своих масштабах, голод имел избирательный характер – он поразил в первую очередь крепостных, принадлежавших мелким провинциальным помещикам, у которых их хозяева отнимали весь прибавочный продукт, и которые поэтому не имели запасов зерна. Годунов обращался с призывами к владельцам хлеба, требовал, чтобы хлеб продавали по более дешевой цене, но царь не мог настоять на выполнении своих распоряжений[96]. Богатые помещики ожидали дальнейшего повышения цен, а бедные помещики, в свою очередь, не отпускали своих крестьян. «Те дети боярские отказчиков бьют и в железа куют», – свидетельствует один их документов того времени[97]. Указ 1602 года, подтверждавший право выхода, признавал, что дети боярские силой держат за собой крестьян[98]. Голодная смерть крестьянина была выгоднее для помещика, нежели его уход со всей семьей и с имуществом. Холопов прогоняли со двора, чтобы они не просили хлеба, но при этом не давали им вольной – чтобы потом, если холоп выживет, предъявить на него свои права[99]. Повышение цен началось сразу же после неурожая, весной 1601 года четверть ржи в центральных районах стоила 30-32 деньги, а осенью – 60-70 денег. В феврале 1602 года цена достигла одного рубля (то есть 200 денег)[100]. Весной неожиданно грянувший мороз погубил посевы озимых – нужно было пересевать поля. Но у многих крестьян не оказалось запасов семенного зерна, и пересев производился «зяблыми семенами». Минимальный посевной запас семян старых урожаев мог бы спасти крестьян – теперь же наступила катастрофа. «Зяблые семена» не взошли, разразился страшный голод. Осенью 1602 года цена ржи достигла 3 рублей за четверть, и у многих крестьян попросту не было зерна для посева озимых. В 1603 году погода была хорошая – но поля стояли пустыми, и голод продолжался[101]. Таким образом, катастрофа не была следствием «трехлетних проливных дождей», как полагают некоторые авторы – в действительности дожди шли лишь один год и вызвали один неурожай (1601 года). Но поскольку у закрепощенных крестьян не было минимальных хлебных запасов, то один неурожай породил страшный трехлетний голод. Причина катастрофы была не только в погодных условиях; катастрофа была в значительной степени следствием введения крепостного права." Нефедов С. А. Демографически-структурный анализ социально-экономической истории России. Конец XV – начало XX века. -Екатеринбург: Издательство УГГУ, 2005 Таким образом запасы есть - в данной АИ повинности крестьян впользу дворянства строго регламентированы, но дворяне довольны - отсутствие демографической катастрофы и дворянская колонизация Дикого поля дают ему достаточно доходов. Налоги во время войны разумеется сильно выросли, но с момента их снижения по окончании войны один урожай уже снят, запасы есть. Неурожай приведет к новым миграциям крестьян на юг, но об этом у меня упомянуто. LAM пишет: Да и благополучие бедняков для российской бюрократии никогда не стояло на первом месте (если дело обстоит иначе – очень неправдоподобная альтернатива получается), не захотят казну тратить, да и денег там особых нет после такой войны. См. вышеупомянутые у Нефедова действия Годунова. Здесь он не царь, но глава правительства на тот момент. LAM пишет: у турок, что, в Чёрном море кораблей совсем не осталось? Это или наглость, или преступное пренебреженье жизнью государя, или и то и другое вместе Государя допустим везет целый флот. Что касается турок - да, неосталось. Весь флот МехмедIII увел с собой в Египет, остатки плавсредств ликвидировали казаки, опустошая побережье. У Абдул-Халима военного флота нет. Для того чтобы его создать, нужно закручивать налоговый винт в разоренной и сильно уменьшившейся Турции, а он пока не мог пойти на столь непопулярные меры.

georg: cocoo пишет: Брак безусловно запрещается до пятой степени родства. Вам приводить прецеденты? Иерархи сделают такую же мину, как при разрешении тоже "безусловно запрещенного" четвертого брака Льва Премудрого или Ивана Грозного. cocoo пишет: Найдется много людей. А поконкретнее. А то непонятно, какие "большие проблемы" могут создать патриарху эти люди. Особенно при том положении, каким пользовался в то время вселенский патриарх: "Права, даруемые бератом патриарху Константинопольскому по отношению ко всему высшему и низшему духовенству всего его патриархата чрезвычайно велики. В берате значилось: «Повелеваем митрополитам, архиепископам всех городов нашей обширной Империи, а равно всем игуменам, священникам и монахам и вообще всем подданным греческого обряда обращаться к нему (патриарху) по всем делам, подлежащим его юрисдикции, уважать его пастырский авторитет, быть послушными его увещаниям, повиноваться ему, согласно правам его сана и обязанностям религии. Патриарх имеет право избирать и поставлять митрополитов, архиепископов и епископов; свободно распоряжаться этими делами по своему усмотрению и делать постановления обо всем, что касается священников и монахов, может ставить на места и лишать мест, может замещать и смещать, как ему кажется лучше. Митрополиты, архиепископы и епископы не могут отправляться и являться в Константинополь без соизволения патриарха. Повелеваем, чтобы все касающееся управления церквей и монастырей, управления их экономикой, доходов и расходов относилось исключительно к компетенции патриаршей кафедры. Патриарх имеет право назначать уполномоченных и посылать их в провинции для сбора даней, которые обязаны платить в пользу патриаршей кафедры митрополиты, архиепископы, епископы, священники и пр. Согласно древнему обычаю, упомянутые лица обязаны беспрекословно платить обычные дани. Во всех случаях, когда явится надобность взять для целей правосудия какого-либо митрополита или другое лицо священного сана, арест его может состояться не иначе, как при участии патриарха». Эймон, приводя в более сокращенном виде содержание подобного же берата, с удивлением замечает: «Из содержания этого берата открывается, что едва ли найдешь другой род тирании, чем какая предоставлена греческим патриархам: смещение митрополитов, епископов, священников и монахов абсолютно зависит единственно от воли того, кто занимает патриаршую кафедру; этот последний может отнимать доходы у всех архиереев и других церковных лиц в случае, если они не покажут перед ним слепого послушания»."

Вал : Блестящий таймлайн, восхищен

cocoo: Вы считаете, что христиане всегда поступают только из политических соображений? А ведь есть еще такие вещи как вера и совесть.

georg: cocoo пишет: Вы считаете, что христиане всегда поступают только из политических соображений? Конечно же не считаю, что всегда. Но я ЗНАЮ, что христиане поступали так достаточно часто. cocoo пишет: А ведь есть еще такие вещи как вера и совесть. Для этих вещей как раз в данной ситуации непреодолимых препятствий нет. Вам знакомо такое понятие церковного права - диспенсация? "Все церковные законы обязательны для каждого члена Церкви. Незнание закона не может служить оправданием для его нарушения. В деле исполнения церковных предписаний Церковь допускает исключение лишь в отдельных случаях, когда нет физических или нравственных возможностей для исполнения. Подобные исключения сами должны носить характер отдельных определенных правил. Изъятие из общей обязательности правовой нормы называется привилегией (прономией) (если некоторое лицо наделяется теми или иными преимуществами) или диспенсацией (если оно освобождается от какой-либо общественной обязанности). Примером привилегии является практиковавшееся в синодальную эпоху разрешение почтенным престарелым лицам из мирян иметь домовые церкви. Примером диспенсации могут служить дозволения брака в степенях родства, являющихся, согласно церковным законам, препятствием для брака. Отступая от акривии - строгой точности в исполнении закона - и прибегая к привилегиям и диспенсациям, Христова Церковь поступает в соответствии с принципом икономии - ради духовной пользы своих чад." Владислав Цыпин "ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО" Вселенский патриарх имеет право диспенсации, то есть дозволения нарушить каноны в частных случаях. Разумеется патриарх не может дозволить то, что запрещает Священное Писание. Но брак, подобный браку Ксении и Димитрия Писание не запрещает. Единственное предписание Писания по этому поводу содержится в законах Моисея (книга Левит), которые, безусловно запрещая брак племянника с теткой, совершенно не упоминают о браке дяди с племянницей (Ксения как вдова племянника по родству будет приравнена к племяннице). Лютеранская церковь, отвергшая авторитет соборов и признающая только Писание, допускает даже брак дяди с племянницей, правда по особому разрешению консистории (В.Г. Певцов Лекции по Церковному Праву Отдел III 3). То есть в данном случае вселенский патриарх имеет официальное право нарушить запрет канонов, неся ответственность за это только перед Богом. Основанием для применения патриархом права диспенсации должна быть "духовная польза чад Церкви". Для греков в данном случае она очевидна - дать малолетнему царю отца и соправителя означает обеспечить нерушимость ограды православного царства от внешних врагов, и обеспечить православному народу "всякое благоденствие и тишину" - соображения для греков весьма весомые, особенно в свете подготовки Абдул-Халимом нового вторжения в Грецию. Воцарение Димитрия обеспечивает им все это. В свете вышесказанного греческое духовенство признает применение диспенсации обоснованным. Среди монахов разумеется найдутся "шибко правильные", которые осудят это решение, но воспрепятствовать не смогут. На брачующихся наложат епитьмию для очистки совести, и брак будет заключен при всеобщем ликовании народа. НЕПРЕОДОЛИМЫХ препятствий с точки зрения "веры и совести" нет.

cocoo: georg пишет: НЕПРЕОДОЛИМЫХ препятствий с точки зрения "веры и совести" нет. Для кого как. А кроме Писания еще есть Правила.

georg: cocoo пишет: Для кого как. Вот именно. cocoo пишет: А кроме Писания еще есть Правила. По этому поводу все сказано выше. В отношении канонов применяется диспенсация, если есть обоснование (прецеденты в православной церкви имеются, хотя бы вышеупомянутые разрешения БЕЗУСЛОВНО запрещенного канонами четвертого брака для Льва Премудрого и Ивана Грозного). К тому же и сама третья степень родства в данной ситуации спорна, ибо Димитрий является дядей Юрия Ивановича только наполовину - Димитрий и царь Иван Иванович не родные братья, а сводные, от одного отца, но разных матерей. Получается уже не 3 степень, а, так сказать, 3,5 , которую хороший "адвокат от канонического права" сумеет свести к четвертой. А браки в четвертой степени достаточно часто разрешались Церковью (в порядке диспенсации). В реале в Доме Романовых был не единственный случай брака в четвертой степени родства. Дочь Императора Павла I Екатерина Павловна была замужем за своим двоюродным братом Георгом Ольденбургским, а родной брат Императора Николая II, Великий Князь Георгий Александрович был помолвлен, естественно с разрешения Императора, со своей двоюродной сестрой, греческой королевной Марией Георгиевной. cocoo пишет: Брак безусловно запрещается до пятой степени родства. В шестой-седьмой возможны послабления. Ну это вы батенька хватили. Например в соответствии с Указом св. Синода от 19 января 1810 года подлежат запрещению браки до четвертой степени родства включительно, браки при пятой, шестой и седьмой степенях кровного родства не расторгаются и даже при условии неотступности по увещевании от правящего архиерея могут заключаться.

georg: Московскому Собору так же пришлось рассматривать непростую ситуацию на юге. Бельский и Скопин бежали на юг, в Киев, который был захвачен гетманом князем Ружинским (стоявший в Киевском замке отряд служилых казаков впустил «гетьманцев», которые разоружили стрелецкий гарнизон и арестовали киевского воеводу Мосальского). Обосновавшись в Киеве, Бельский начал рассылать воззвания и стягивать войска. И самое главное – гетман Ружинский и все украинское казачество присягнули Димитрию, причем присягнули сразу же после получения известий о его коронации, не дожидаясь реакции Москвы. Дело в том, что в последние несколько лет благодаря непрерывным пиратским экспедициям на Средиземноморье, казаки оказались связаны с Константинополем гораздо теснее, нежели с Москвой. Разбогатевшая на разграблении прибрежных областей бывшей Османской империи казацкая старшина основывала земледельческие хозяйства, осаживала там крестьян, бегущих из польско-литовских владений от крепостной неволи, предоставляя им ссуду на обзаведение, либо нанимала батраков, а многие даже использовали подневольный труд захваченных в пиратских рейдах рабов-басурман. В своих «господарствах» казаки снимали огромные урожаи. Хлеб и прочие продукты сельского хозяйства и традиционных казацких промыслов казаки сбывали в Константинополь и далее – для казацкой торговли было теперь открыто все Средиземноморье. Когда начался конфликт Димитрия с Москвой, казаки осознали, что сюзеренитет Москвы уже не дает им ничего, а Константинополя – очень многое. Украинское войско присягнуло Димитрию в полном составе. Базировавшийся в Константинополе черноморский флот так же сразу присягнул Димитрию. Димитрий, увеличивая флот, комлектовал его греками, и теперь на большинстве кораблей флота были не только греческие экипажи, но и греческие офицеры. Экспедиция флота к берегам Крыма (предпринятая еще до бегства Бельского из Москвы) привела к тому, что не только греческие города Крыма, но и ногайский хан степного Крыма Мурад присягнули Димитрию. Утверждая Василия правителем «московского царства», московский Собор априори не включал в это понятие балканские земли. Дмитрий был признан царем-соправителем Ивана Юрьевича в Греко-Болгарском царстве, меж тем как в Московии должен был царствовать один государь – Иван Юрьевич – под регентством царевича Василия Ивановича. Собор требовал от правителя и его советников уладить дело с Димитрием миром и не допускать братоубийственной войны. Димитрий, стягивая на всякий случай войска в Брацлав, так же отнюдь не стремился к войне, котрая была бы братоубийственной – многие близкие родственники из дворянских фамилий оказались по разные стороны, так например двоюродный брат Ксении Иван Годунов – зять Федора Романова - выступал на стороне Василия. Ктому же из Малой Азии доносили о строительстве турками флота и подготовке вторжения. Но Димитрий твердо желал удержать под своей властью все присягнувшие ему регионы. Москва в свою очередь, признавая власть Димитрия на Балканах, в Валахии и Молдавии, требовала сохранить в составе именно Московского царства Украину и Крым, в первую очередь Киев. Переговоры тянулись почти пол-года, и завершились компромиссом – Украина (территории РИ Киевской и Полтавской губерний + Брацлавщина и вся территория между Днестром и Днепром до моря) и Крым должны были подчиняться Димитрию, но не как монарху, а как регенту, оставаясь формально в составе Московии, и воссоединиться с ней при наступлении совершеннолетия царя Ивана Юрьевича. Кубанские ногаи и адыгейцы остались под юрисдикцией Москвы – их удержал от присяги Димитрию своевременно посланный к своим родичам, адыгейским князьям, князь Дмитрий Мамстрюкович Черкасский. Димитрий и Василий договорились поддерживать друг друга и координировать внешнюю политику. Особо оговаривалось право свободной и беспошлинной торговли московского купечества через проливы. Впрочем этот пункт остался только не бумаге – завязанные на Балтику московские купцы не могли создать свой торговый флот на Черном море, и сбывали товары грекам в Азове. И даже государственные монопольные компании на юге осуществляли перевозки на зафрахтованных греческих кораблях.

georg: Народ, прошу внимания. Теперь, когда в полемике с коллегой Сocoo высказаны все доводы, прошу членов клуба быть арбитрами в вопросе о реалистичности брака Димитрия и Ксении при формальном наличии "третьей степени родства". Основной вопрос - примут ли патриарх и греческие иерархи участие в подобной интриге (не говоря уже о разрешении на брак). А так же как отнесется греческая "обчественность". В случае если брак будет признан нереальным, таймлайн будет переработан, уже без романтических сюжетов. Столп православия, оплот греческой учености, благочестивый и высокообразованный патриарх Мелетий Пигас мог в самом деле не одобрить брака, да и не принять участия в фанариотской интриге. Н в том то и дело, что я немного лоханулся - Мелетий Пигас умер еще в 1601. На тот момент на Константинопольском святительском престоле сидит выдвинутый фанариотской средой НеофитII (1602-1612). А П. Лебедев в своей "Истории Греко-Восточной Церкви под властью турок" пишет о нем: "В XVII в. к числу недостойных патриархов должен быть прежде всего отнесен Неофит II. Он был лишен кафедры по настоянию клира и народа за расточительность, которая побуждала его безрассудно тратить общественное достояние на обогащение своих племянников." Прошу членов клуба высказать свое мнение.

Han Solo: georg пишет: примут ли патриарх и греческие иерархи участие в подобной интриге (не говоря уже о разрешении на брак) Думаю да, в истории византийской церкви еще и не такое бывало. Ираклия вон на кузине поженили, а вы - третья степень :)

georg: Han Solo пишет: Ираклия вон на кузине поженили, а вы - третья степень :) Кузина - это четвертая степень (к которой при желании с натяжкой можно свести формально третью степень родства Димитрия и Ксении, пользуясь тем что он не родной, а сводный брат Ивана Ивановича). Но вы правы и неправы одновременно - неправы по поводу кузины, так как вторая жена Ираклия Мартина была ему не кузиной, а родной племянницей, а правы в том, что это был реальный исторический прецедент императорского брака в третьей степени родства - не формальной, как у Димитрия и Ксении, а настоящей, кровной (кстати брак был официально благословен патриархом Сергием).

Sergey-M: georg пишет: "В XVII в. к числу недостойных патриархов должен быть прежде всего отнесен Неофит II. Он был лишен кафедры по настоянию клира и народа за расточительность, которая побуждала его безрассудно тратить общественное достояние на обогащение своих племянников ну так даст ему дмитрий на лапу и прокатит свадебка

Кемель: georg пишет: это был реальный исторический прецедент императорского брака в третьей степени родства - не формальной, как у Димитрия и Ксении, а настоящей, кровной (кстати брак был официально благословен патриархом Сергием). Ну вот, собсно, и ответ. По монастырям шум, конечно, будет. Но нынешний Константинополь - не Константинополь VII или даже XI века. Вопросы в отношении ребенка от этого брака потом, конечно, могут возникнуть, но на конкретный момент все пройдет в лучшем виде.

Mukhin: Конечно, поженят. Георг, вы меня извините, но я слегка запутался в генеалогии. Юрий - это сын Ивана Ивановича, внук Грозного. А Василий и Дмитрий - кто?

georg: Mukhin пишет: А Василий и Дмитрий - кто? Василий - младший сын Ивана Ивановича. Мягкий характером и слабый здоровьем, больше философ и ученый, чем правитель (хотя и в этой роли себя еще покажет). Димитрий, как и в реале - младший сын Грозного от брака с Марией Нагой, по возрасту хотя и сводный дядя, но примерно ровесник сыновей Ивана Ивановича (сыновья Ивана Ивановича род. Юрий в 1580, Василий в 1585, тогда как Дмитрий, младший сын Грозного - в 1582, как в РИ).

cocoo: Да женятся они, женятся. Но шума при этом будет много. А вы этот шум никак не отражаете.

georg: cocoo пишет: А вы этот шум никак не отражаете. ОК. Опишу. Как только сподоблюсь продолжить.

Сталкер: Крысолов пишет: Окститесь, батенька! На святое покушаетесь! Да, мессир, на святое. Но названия гороов Новороссии давались при Катьке исключительно под влиянием античной традиции. Так и появился и Одессос, которому по требованию императрицы был ан женский род, но время еще не то, очарования античностью в этих землях еще не наступило, так что Георг совершенно прав, Кочубеев, Гаджубей или Кочубей - тут уж ничего не поделаешь, к сожалению. Будем реалистами. Георг, дочитываю Ваш таймлайн. Здорово, слов нет! Продолжайте! Используя метода создательницы падонской орфографии, Екатерины Великой: "аффтар, пищи исчо"!

Mukhin: 1. Какова, на Ваш взгляд, численность населения России в Вашем таймлайне на текущий момент? 2. Какова в таймлайне численность населения Москвы? 3. Каковы крупнейшие города России, и каковы их населения? Если поделитесь ещё и реальными данными по этим вопросам - буду ещё более благодарен. Кстати, подумалось. В свете размолвки между Россией и Грекорусью - отечественная экономика может сохранить волго-балтийский путь. Ведь начало его в Астрахани - в руках России. А путь на Царьград можно открыть, а можно...

georg: Mukhin Простите за опоздание, давно не мог выкроить время. Mukhin пишет: 1. Какова, на Ваш взгляд, численность населения России в Вашем таймлайне на текущий момент? 2. Какова в таймлайне численность населения Москвы? 3. Каковы крупнейшие города России, и каковы их населения? К концу 1550ых по оценке А. И. Копанева, население Московии составляло около 9-10 млн. По более ранним периодам к сожалению не имею данных. Демографическая катастрофа рубежа 1560ых-70ых унесла, судя по количеству запустевших обеж, 30-40% населения страны. Затем Смута. По переписи 1646 года население страны согласно оценке Володарского составляло 4,5-5 млн. На 1620 год численность населения согласно переписи Филарета была 3,5 млн. То есть две демографические катастрофы уменьшили население страны в 2,5-3 раза. Если сравнить данные на 1620 и 1646, получится прирост населения около 1% в год. При этом условия для роста были благоприятными – свободной земли много, ренты относительно низкие. С учетом полной ликвидации татарской угрозы и массовой колонизации Дикого Поля темп возможно будет больше. То есть на 1610 думаю 11млн. населения будем иметь как минимум – и это без Украины и Крыма, отошедших под Царьград. Наиболее перенаселенный Новгородско-Псковский Северо-Запад пострадал в реале больше всего. В Новгородской земле численность населения в 1620 году была вдвое меньше, чем в 1582 году и в 10 раз меньше, чем в 1500 году. В АИ население этого малоплодородного края тоже сократится по сравнению с 1560. Особенно сильное переселенческое движение с суглинка на чернозем вызовет голод 1603 года. По поводу городов – в РИ на 1560 в Москве проживало около 100 тыс.. На 1610 130тыс. будет всяко, а может и 150. В Новгороде и Пскове в РИ на 1560 было от 30 до 40 тыс., причем аграрного населения не было - только ремесленников и торговцы. Ключевые позиции этих городов в торговле с Западом, богатое и влиятельное купечество обеспечат и в дальнейшем их процветание. Усть-Невск так и останется погрузочно-разгрузочным портом-пригородом Великого Новгорода. Роста неселения особого в этих городах не предвидится – край не может прокормить мегаполисы, а везти хлеб с юга далековато. Из других городов несомненно важнейшим центром становится Нижний Новгород – «внутренний порт державы Российской». Через него идет не только торговля с Востоком и Сибирью, но и расцветающая хлебная торговля с колонизируемым черноземным югом – с юга водными путями сплавляют хлеб с Орловщины и Рязанщины по Оке, а с Тамбовщины, интенсивная колонизация которой начинается как раз в начале 17 века – по Цне. Далее хлеб идет Волгой и иными реками на север – в перенаселенные и испытывающие потребность в привозном хлебе северные регионы. ИМХО Нижний Новгород по численности населения догонит Новгород Великий – тем более что в отличии от сего последнего Нижний расположен в достаточно плодородной сельскохозяйственной зоне. В центральном густонаселенном регионе урбанизация будет несомненно нарастать, что будет сопровождаться развитием ремесла и промыслов. По тенденциям 1ой половины 16 века шансы на рост имеют «преславный и многонародный град» Ростов и его сосед Ярославль – оба будут иметь по 15 – 17 тыс. жителей, а так же Вологда. Крупным городом по тем временам был Можайск – в РИ 8 тыс., здесь может еще более вырасти, равно как Вязьма и Тверь, имевшие таковые тенденции в РИ. Хорошие шансы на рост и развитие имеют города по стратегическому «царьградскому пути» - Брянск и Чернигов. На юге крупными (10тыс) могут оказаться Рязань (административный) и Тула (промышленный) центры. Прочие города Черноземья, выросшие из основанных Грозным в процессе завоевания Дикого Поля крепостей ИМХО будут пока небольшими и полуаграрными. В данной АИ уже к середине 17 века будет складываться ситуация (реально возникшая ко 2ой половине 18 века) о которой писал Струве – «две России», Черноземье и Нечерноземье. Новгородский Северо-Запад, наиболее связанный с Европой, выделится в продвинутый по голландски и ориентированный на Запад промыслово-сельскохозяйственный регион, без значительных посевов хлеба (его на суглинке много не вырастишь), но с обширными пастбищами, развитым овцеводством и молочно-мясным скотоводством (я сам с Псковщины, все удобства налицо), зону больших промышленных посевов льна, конопли и прочих технических культур, с канатными и льнопрядильными вотчинными мануфактурами, с предпринимчивым «новым дворянством», крестьянами – «старожильцами», держащими землю на наследственном праве, но передающими эти участки только по прямой линии (отделившиеся сыновья и братья вынуждены идти батраками или переселятся на юг). Древний Владимиро-Суздальский центр останется самым густонаселенным регионом на грани перенаселения. В реале к 1760-м годам около двух третей крестьянского населения Московского уезда сидело на оброке и наряду с сельским хозяйством, занималось домашними промыслами. Здесь это начнется на столетие раньше. Крестьяне станут конкурентами посадских ремесленников, разовьется рассеянная мануфактура и промысловые села. Все это обеспечит в дальнейшем постепенное превращение центра в промышленный регион с развитым мануфактурным производством. Тем более что отсутствует крепостное право, в реале сдерживавшее урбанизацию края (крестьяне могли только идти «в отход», но не переселиться в город). Местные дворяне будут жить за счет ренты – густота населения обуславливает высокие оброки – и либо служить, либо втягиваться в промышленность. Крестьяне промысловых сел Центра питались покупным хлебом, привозимым из черноземных областей; таким образом, начала оформляться специализация Центрального региона и все ярче проявлялась роль Черноземья как житницы России. Черноземный юг станет зоной обширных латифундий новой, служилой аристократии (впрочем впитавшей в себя изрядную часть старой, родовой), разбирающей себе в поместье колонизируемые земли и имеющей средства на их освоение. В РИ в первой половине 18 века южные помещики из числа высшей знати владели обширными пространствами незаселенных земель – и, чтобы привлечь на них поселенцев, они требовали с крестьян лишь небольшой оброк: в переводе на хлеб около 2-3 пудов с души. На юге Черноземья, в Воронежской и Курской губерниях такой уровень оброков сохранялся и в 60-х годах. Крестьяне здесь имели большие наделы. «Великое число земель и легкая работа дают способ земледельцам великое число земли запахивать, – писал князь М. Щербатов, – так что во многих местах они четверть жатвы своей отдают приходящим из Московской губернии за то, что помогают хлеб их убирать». То же будет здесь в 17 веке. Только к концу 17 века отмена обязательной службы дворянства и государственной монополии на хлебный экспорт подвинет помещиков юга к организации товарного производства хлеба, а значит – к наступлению на крестьян, росту барщины и возможно попыткам введения крепостного права – тем более что крестьяне-колонисты, обычно отделившиеся сыновья, братья и «захребетники» из Севера и Центра, не имеющие средств и садившиеся на пашню «одной душой», со ссудой от землевладельца, уже превращаются в «засядлых». Но вряд ли дворянство Севера, заинтересованное в свободе труда, подержит в этом южан. Mukhin пишет: Кстати, подумалось. В свете размолвки между Россией и Грекорусью - отечественная экономика может сохранить волго-балтийский путь. Ведь начало его в Астрахани - в руках России. А путь на Царьград можно открыть, а можно... А не можно. Греческие купцы на раз организовывают альтернативный и гораздо более удобный путь на Восток через Грузию. Караваны из Ирана идут при этом прямо в черноморские порты Грузии. А с Багратидами поделятся.

Леший: Кстати, по демографии. Как-то читал, что накануне Смутного времени Смоленск насчитывал 80 тыс. чел. (Ф.Ф. Нестеров "Связь времен"). Так ли это?

georg: Леший пишет: Как-то читал, что накануне Смутного времени Смоленск насчитывал 80 тыс. чел. Ну и ну . Обкурился афтар. Нереально. По данным переписи, приводимым в книге Скрынникова "Смута в России" в Смоленске было в то время 6000 дворов. По его подсчету - получается 20000 населения. В данной АИ расцвет Смоленска пройдет позднее - после отвоевания Полоцка и Витебска у Литвы, когда он окажется на западнодвинском пути в Европу. И как в реале в 18 веке - центром единственного Российского региона, чье сельское хозяйство ориентировано в основном на хлебный экспорт.

Радуга: georg пишет: а так же Вологда Извините - а она-то почему? ЕМНИП в РИ её рост был связан с северной торговлей. Там она была ключевым пунктом (переход с санного на водный путь). Но здесь у Вас цел Новгород и прекрасная торговля по Балтике.. Будет ли северная торговля вообще?

georg: Радуга пишет: Извините - а она-то почему? Лоханулся. Слишком подсел на описанные у Зимина тенденции развития русских городов в середине XVI. Радуга пишет: Будет ли северная торговля вообще? Я вроде раньше описывал. Будет, но регионального масштаба. Лес, поташ (его производство сводит леса, а это без большого ущерба можно делать лишь на слабонаселенном севере) и прочие лесные товары, рыба, меха, рыбий зуб, строгановское железо.

Mukhin: А если не вологда - то кто займёт её место? И ещё. Вы же знаете, в процессе чего приходит аппетит;). У меня ещё вопросы наросли. Вот Вы пишете - Москва была 100-тысячной. А это много или мало? Сколько тогда проживало в Париже? Стамбуле? Вене? Какова была средняя численность крупного европейского города. Скажем - того же Полоцка? Кстати, раз уж Царьград наш - какова, на Ваш взгляд, будет численность населения грекороссии? 10-11 млн. чел в России - это опять-таки, много или мало? Сколько, скажем, проживало в ВКЛ?

Читатель: Mukhin пишет: 10-11 млн. чел в России - это опять-таки, много или мало? Много. Россия будет второй по численности населения страной Европы после Франции. В Испании, например, проживает не больше 6-7 млн. Mukhin пишет: Сколько, скажем, проживало в ВКЛ? 4 млн. Похоже население России будет больше чем в Польше и ВКЛ вместе взятых (в реале было меньше, отсюда в немалой степени и поражения)

Han Solo: Читатель пишет: В Испании, например, проживает не больше 6-7 млн. К началу 17 века, ЕМНИП, около 10.

Han Solo: Читатель пишет: В Испании, например, проживает не больше 6-7 млн. К началу 17 века, ЕМНИП, около 10.

georg: Mukhin пишет: А это много или мало? Сейчас на вскидку не скажу, данных под рукой нет. Помню только из курса всемирной истории, что Париж в 16 веке дорастал до 300000 (при 15 млн. общего населения страны). И был вроде бы как крупнейшей из европейских столиц. В Константинополе (вместе со Скутари) было в то же время 500000, но взятие города штурмом в 1600 и изгнание мусульманского населения ИМХО сократит эту цифру до 200000. Уцелевшие от геноцида турки покидают город, где остаются греки, армяне и евреи, позднее население города будет пополнятся греками, болгарми и русскими. К 1610 будет где-то 250000. Mukhin пишет: Скажем - того же Полоцка? Полоцк - не средний европейский город, а крупнейший город ВКЛ на 1550ые (Вильна рядом не стояла). Население - 50000.

Charles: Уважаемый georg , когда ожидать продолжения таймлайна, не сочтите за нескромность? И сдается мне, что прецедент близкородственного династического брака может иметь далеко идущие последствия именно в РУССКОЙ, а не византийской православной традиции... Хотя на полноценный церковный кризис сей прецедент не потянет

georg: Charles пишет: Уважаемый georg , когда ожидать продолжения таймлайна, не сочтите за нескромность? Mea culpa В ближайшие выходные возможно сподоблюсь (я надеюсь). Charles пишет: И сдается мне, что прецедент близкородственного династического брака может иметь далеко идущие последствия именно в РУССКОЙ, а не византийской православной традиции.. Поясните мысль.

Charles: Насколько я знаю, на Руси прецедентов подобной диспенсации на тот момент не было. Вот вам и удар по "греческому эталону благочестия"... Хотя с другой стороны, были незаконные с церковной точки зрения браки Иоанна Грозного.

georg: Charles пишет: греческому эталону благочестия В том то и дело, что в Московии XVI века отнюдь не считают греков "эталоном благочестия", а наиболее пламенные приверженцы идеи "Третьего Рима" утверждают, что это грекам нужно учиться у русских благочестию. В данном случае как раз таки в Греции, где на Димитрия чуть ли не молятся как на ангела-освободителя, все пройдет в лучшем виде. Даже тогдашняя "совесть Греции" - афонское монашество - не сможет выступить категорически против, ибо как раз накануне "Джелялийской смуты" в РИ (и в нашей АИ естественно тоже) турки конфисковали все земли, принадлежащие Афону, и обложили сами монастыри налогом, что привело их к значительному упадку. Так что афонское монашество тоже будет свято чтить Димитрия как избавителя, и хотя повозмущается, но с открытым осуждением не выступит, а с сокрушением сердец помолится о прощении согрешивших. Все шишки достанутся патриарху, который сам способствовал этому браку, а царя все будут максимально оправдывать. Учитывая моральный облик патриарха НеофитаII, его корыстолюбие и симонию, он в конечном итоге полетит с кафедры как в РИ, и на этом все успокоится. А вот в Москве как раз таки брак этот вызовет возмущение и будет осужден как беззаконный. И не столь ради благочестия, как по политическому моменту - русской церкви, вступившей в явный конфликт с греческой по поводу главенства в православном мире, нужно осудить беззаконные действия греческих иерархов, а Романовым и иже с ними - скомпрометировать Димитрия для утверждения своей власти и регентства Василия в Московии.

georg: Димитрий не мог активно действовать на севере и должен был искать там компромисса с московским правительством, потому что на юге ситуация становилась угрожающей. Султан Абдул-Халим снова закрутил налоговый винт и начал восстанавливать флот. В 1606 году Николай Маврокордато предпринял попытку прорваться в гавань Смирны и уничтожить турецкие верфи, но потерпел неудачу – мощные береговые батареи построенных турками фортов не дали греческому флоту прорваться в залив, а попытки десанта были отбиты турками, постоянно державшими в Смирне сильный корпус войск. Для нового вторжения в Европу султану было необходимо превосходство на море. Именно поэтому первой целью Абдул-Халим поставил захват Египта. Это не только дало бы ему богатства этой страны и резко увеличило бы доходы казны. Благодаря захвату Египта в его руках оказался бы старый османский флот, уведенный в Александрию покойным султаном Мехмедом. Великий визирь Египта Али-ага, фактически управлявший страной при юном султане Ахмеде, отлично понимал недостаточность мамлюкских сил для отражения турок. Единственным выходом был союз с неверными. Это конечно могло плохо отразиться на репутации халифа среди мусульман, но выбирать не приходилось. Особенно после того как летом 1606 Дели-Хасан разгромил мамлюков в Сирии и занял Иерусалим. Уже тогда Али-ага вступил в переговоры с Константинополем через посредство Венеции, успевшей заключить выгодное торговое соглашение с мамлюками и крайне незаинтересованной в падении Египта. Весной 1607 года русский корпус во главе с Прокофием Ляпуновым высадился у Газы и совместно с войсками мамлюков нанес поражение Дели-Хасану. Взбешенный султан решил поправить свой престиж победой над неверными. А поскольку добраться до Греции он не мог, решено было предпринять поход в Грузию. Обстановка в Грузии в это время стремительно менялась. Формально вся страна была под сюзеренитетом Греко-русской империи, но когда начались разногласия между Москвой и Константинополем, страна оказалась предоставленной самой себе, и все местные владетели начали проводить самостоятельную политику. Сильнейшим из Грузинских государств было царство Картли. Присоединение с помощью России Самцхе-Саатабаго, отвоеванного у турок, расширило территорию страны почти в два раза и дало Карли порт на Черном море - Батуми. Области Самцхе – Джавахети, Шавшети, Аджара, Артаани, Тао и Кларджети – были превращены в наместничества, управляемые картлийскими наместниками – моурави. Русскими инструкторами в Картли было создано небольшое, но отлично подготовленное войско. Карли, угрожаемое турками, поддерживало союз с Константинополем. В западной Грузии усилилось Одишское княжество, в состав которого входили Мегрелия и Абхазия. В 1605 году после смерти Имеретинского царя Ростома на трон Имерети вступил его племянник ГеоргийIII, сын царевича Константина, внук Баграта III, незаконнорожденный, прижитый царевичем Константином от служанки. Имеретинская знать была этим крайне недовольна. В 1606, когда молодой и энергичный князь Одиши-Мегрелии Леван Дадиани напал на Имерети, местные феодалы обратились в бегство. Георгий, отчаянно сражаясь, пал в бою (и с ним пресекся род имеретинских Багратидов), а Дадиани занял Кутаиси. Овладев Имерети, Дадиани атаковал княжество Гурию, требуя от ее князя Мамии Гуриели вассальной присяги. Но тут в игру вступило Картли. Великий моурави Картлийского царства и шурин царя ЛуарсабаII Георгий Саакадзе, сосредоточив свое войско в Ахал-Цихе, внимательно следил за событиями в западной Грузии, и выступил в решающий момент. Осадившее столицу Гурии войско Дадиани было атаковано Саакадзе и наголову разбито, сам князь попал в плен и был заточен в крепости Ардаган. Гурийский мтавар признал себя поданным Картли, а Саакадзе, стремительно двинувшись на север, захватил Имеретию, Мегрелию и Абхазию. Все это земли были присоединены к Картлийскому царству. Вся Грузия кроме Кахетии объединилась под властью царя Картли ЛуарсабаII. Царь Димитрий, заинтересованный в сильном сююзнике на востоке, заключил с Луарсабом оборонительный союз против турок. Именно в эту ситуацию решил вмешаться Абдул-Халим, потребовав освобождения пленного Дадиани и возвращения ему наследных владений. В ответ на отказ ЛуарсабаII выполнить требования турок последовало турецкое вторжение в Грузию. С огромными потерями турки одну за другой брали горные крепости Тао и Кларджети. Саакадзе, сосредоточив войска у Ардагана вел маневренные действия, неожиданно нанося удары турецким войскам в горных теснинах. Получив известия о высадке в Батуми согласно союзному договору 10тысячного русского корпуса, Саакадзе выступил навстречу армии султана. Используя условия местности, Саакадзе навязал туркам сражение на невыгодной для них позиции у крепости Гаани в Шавшети. Турецкая армия была разгромлена наголову в августе 1607 года, и сам султан едва спасся. Турки потеряли обоз и всю артиллерию. Поражение окончательно вывело султана из равновесия. Он приказал снаряжать новое войско и ускорить подготовку флота. Для изыскания средств снова были попвышены налоги, а для их сбора двинуты вооруженные отряды. Но Абдул-Халим к этому времни растерял последние остатки престижа, мало того, пользовался уже почти тотальной ненавистью. Турки, не так давно свергнувшие династию Османов, не намерены были терпеть подобное от бывшего янычарского капитана. В январе 1608 старый повстанческий крестьянский лидер, беглербег западной Анатолии Календер-оглу поднял в Кютахье знамя восстания «против нечестивого тирана». Мгонвенно вокруг Календер-оглу собралась мощная повстанческая армия. Вокруг него собрались крестьяне – ветераны прошлого восстания, недовольные не только повышением налогов, но и тем, что царствование Абдул-Халима обернулось господством сипахи, начавших наступление на права крестьян. Абдул-Халим, двинув армию во главе со своим братом Дели-Хасаном против повстанцев, сам занялся поисками заговорщиков и изменников среди своего окружения. Чуть ли не ежедневно колья, вбитые у ворот Сиваса, украшали новые головы. В это время в резиденцию Абдул-Халима прибыл его старый сподвижник, царевич Джанибек-Гирей. Султан, некогда за помощь в завоевании трона освободивший кочевавших в Диярбекре крымских татар от всех обязанностей, теперь обложил кочевников налогом. Джанибек, в свое время спасший Абдул-Халима от верного разгрома, явился отстаивать привилегию. Вспыливший султан приказал отрубить ему голову. На другой день султан выехал на охоту. Воспользовавшись удобным моментом один из офицеров султанской охраны, татарский мурза Урус-бек, подъехал к Абдул-Халиму, и со словами «я покажу тебе, пес шелудивый, как рубить головы Гиреям» разрядил пистолет в голову султану. Дели-Хасан, узнав о гибели брата, провозгласил себя султаном. Уже на другой день Дели-Хасан узнал, что крымские татары восстали во главе с племянником покойного Джанибека Мурад-Гиреем, а египетские войска перешли в наступление и заняли Дамаск.

Кемель: Ах как печально! И у Вас русские повторяют ужастную ошибку Александр Палыча.

georg: Ситуация была как нельза благоприятной для обеспечения безопасности Греции. Дели-Хасан, готовя операцию против Календер-оглу, вынужден был вывести охранный корпус из Смирны. Воспользовавшись этим, Николай Маврокордато предпринял новое нападение. Высаженный десант овладел фортами, а затем и городом. Пользуясь междуусобной войной в Турции, Маврокордато укрепил Смирну, превратив ее в опорный пункт на побережье. Новопостроенные турецкие корабли пополнили греческий флот. Сам Димитрий весной 1608 года начал наступление от берегов Босфора в Вифинию. Никомидия, а затем Никея были взяты и заново укреплены. Затем Димитрий осадил Бурсу, а Николай Маврокордато продолжил наступление вдоль побережья, занимая прибрежные города. В марте 1608 года кочевые племена восточной Анатолии провозгласили султаном Анатолии Мурад-Гирея. Он немедленно вступил в переговоры с Каиром в в апреле достиг соглашения, согласно которому признавал султана Ахмеда халифом и повелителем правоверных. Вся Сирия передавалась под власть Египта, а Мурад-Гирей был от имени халифа пожалован инвенститурой на султанат Анатолии (Малая Азия и Верхняя Месопотамия). Мамлюкские беи сами предложили Мурад-Гирею султанский титул, ибо желали, чтобы центр халифата оставался в Каире; возращение же Малой Азии под непосредственную власть Османов грозила тем, что центр державы переместится в Турцию. Отдельный Анатолийский султанат, признававший верховный авторитет Каира, был, с их точки зрения, оптимальным вариантом. Переход турецких войск, противостоявших в Сирии египтянам, на сторону Мурад-Гирея, окончательно решил участь Дели-Хасана. В июне 1608 он был разгромлен при Эрегли в Карамане и бежал в горы Тавра. Вскоре собственное окружение, спасая себя, выдало его Мурад-Гирею. Мурад отослал пленника в Каир, где тот был казнен. Верховная власть законной династии была восстановлена, а в Анатолии под ее сюзеренитетом воцарились потомки Чингиз-хана. Календер-оглу, имея у себя в тылу армию Димитрия, так же признал Мурад-Гирея султаном. В августе 1608 их объединенная армия двинулась к Бурсе, которую героически оборонял старый повстанческий военачальник и сподвижник Календер-оглу, бывший мулла Ашик-Мустафа. В ожесточенном сражении ни одна из сторон не одержала победы, но осаду пришлось снять. Египетский флот, присланный в Архипелаг, был разбит Николаем Маврокордато у Самоса. Мурад-Гирей осознавал, что для полного разгрома Димиртрия сил недостаточно, а разоренная Турция не выдержит еще одной тяжелой войны. Со своей стороны Димитрий, стремившийся вмешаться в разворачивавшиеся в это время события в Европе, особенно в монархии Габсбургов (об этом позже) так же склонялся к переговорам. Мир был заключен весной 1609. К Византии отошла часть Вифинии до реки Сакарии с Никомидией и Никеей, Кизик, полуостров Троада и ряд опорных пунктов на Эгейском побережье Малой Азии, в том числе Смирна и весь Измирский полуостров. В Турции в результате новой революции окончательно рухнула созданная Османами администрация и сипахийская система. Изрядная часть сипахийства погибла в войнах, преуспевшие стали наследственными землевладельцами, и сословие «мужей меча» перестало играть в Турции решающую роль. Турция первых Гиреев по своему устройству напоминала Иран Исмаила Великого. Кочевые племена Анатолии играли теперь решающую роль, а их вожди получали во владение целые санджаки. Население резко уменьшилось, многие земли запустели и перешли в сектор кочевого хозяйства. Города пришли в упадок, но положение крестьян значительно улучшилось, земли были закреплены за общинами, а рента строго зафиксирована. Казалось, что Турция вернулась в первую половину XV века.



полная версия страницы