Форум » Таймлайны - База Данных » Австро-Венгрия в XVI веке (сборник) » Ответить

Австро-Венгрия в XVI веке (сборник)

georg: или МаксимилианI, король Римский и Венгерский Извиняюсь за долгое отсутствие, работа сейчас отнимает все время. Но небольшая альтернатива родилась. В 1492 году скончался славный венгерский король Матьяш Хунъянди, оставив Венгрию на вершине могущества. Казна была полна (за годы его правления доходы казны выросли с 250 до 500 тыс. форинтов), военные силы внушительны. Кроме военных отрядов короля и баронов (бандерий) и мобилизованного дворянства Матьяш содержал наемную армию - «черное войско» наемников, состоявшее из тяжеловооруженной кавалерии и пехоты, а также из отрядов, имевших боевые повозки гуситского типа и артиллерию - 20 тыс. кавалеристов, 8 тыс. пехотинцев и 9 тыс. боевых повозок. Кроме того, еще 8 тыс. солдат были постоянно расквартированы в замках и укреплениях великолепно организованной южной линии венгерской обороны. Королевская власть была сильна, буйные венгерские бароны после 2 жестко подавленных Матьяшем мятежей притихли. В претендентах на опустевший трон недостатка не было. Венгерского престола добивался Максимилиан Габсбург. Его право на это предусматривалось договором от 1463 г., подписанным Матьяшем и Фридрихом III. С другой стороны на корону претендовал король Чехии Владислав Ягеллон, чья мать была внучкой Жигмонда и сестрой Ласло V. Владислава поддерживал его отец – король Польский и вел. князь Литовский КазимирIV. Претензии Максимилиана были самыми обоснованными, и именно с ним можно было связывать надежды на помощь против турок (активизации которых ожидали сразу после смерти Матьяша), но господствующие сословия прежде всего хотели получить такого короля, контроль за которым находился бы в их руках. Этому требованию идеально соответствовал Владислав, прозванный в Чехии «король добже», за то что соглашался с любым предложением своих вельмож. Он был коронован как Уласло II, но при условии подписания предвыборных обещаний, в частности об отмене всех нерегулярных налогов, займов и других «вредных нововведений» Матьяша. Максимилиан, имевший сильную партию среди венгерской знати, начал военную кампанию, освободил Вену и другие австрийские земли, в свое время отнятые Матьяшем у его отца ФридрихаIII, но тут у него кончились деньги, ни имперский рейхстаг, ни Швабский союз не оказали ему финансовой помощи для ведения войны вне территории СРИ, и Максимилиану пришлось отказаться от претезий на венгерскую корону. Правление Владислава стало периодом стремительного упадка королевской власти. Вся власть в королевстве перешла к дворянскому сейму, который отказался вотировать налоги, и регулярная армия Матьяша была распущена. Развал достиг таких масштабов, что в 1521 Белград был осажден и взят турками, и венгры не сумели собрать войско для отпора. При Мохаче венгерская армия насчитывала не более 25000 бойцов, и проигрыш этой битвы стал концом королевства. Итак, альтернатива: Максимилиану в решающий момент удалось пополнить казну – рейхстаг вотировал-таки имперский налог, либо, например, Владислав оказался должником Вельзеров, и Фуггеры, обеспокоенные возможностью того, что став королем Венгрии Владислав передаст их концессии на разработку серебряных рудников Словакии конкурентам, выдали кредит Максимилиану. Короче у Максимилиана оказалось достаточно денег не только на продолжение кампании, но и на то, чтобы вовремя перекупить наемное войско Матьяша. Магнаты поддерживающие Владислава разгромлены, и Максимилиан вступает на венгерский трон.

Ответов - 1832, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 All

Han Solo: serGild пишет: Теперь же градус католического фанатизма в Венгрии из за войны резко подскочил Здесь он всегда был высоким - см. таймлайн с самого начала. serGild пишет: Т.о. они еще живы Да, в количестве 2,5 сектантов в горах Стара-Планины serGild пишет: Во что это выльется далее – покажет время. В то же самое, что и поселения протестантов в Российской Империи, т.е. ни во что.

serGild: Han Solo пишет: Здесь он всегда был высоким - см. таймлайн с самого начала. Но был направлен против мусульман, а не против братьев по оружию - протестантов и православных (чехов и сербов). Теперь же, в связи с событиями таймлайна, изменилась его направленность. Han Solo пишет: Да, в количестве 2,5 сектантов в горах Стара-Планины ЕМНИП в отличие от язычников, гностические секты группируются в городах. Без источников о числе сектантов остается лишь гадать, подгоняя каждый под свою теорию (в разумных пределах, конечно, которые опять таки у каждого свои). Han Solo пишет: В то же самое, что и поселения протестантов в Российской Империи, т.е. ни во что. Так Россия у нас не совсем РИ. Нет той ксенофобии, уровень грамотности в Новгороде и Пскове по прежнему высок, как и недоверие официальной церкви. Конечно, не так, как в РИ XIXв, но все же. А тогда: 12 немецких баптистов в Тифлисе - русские баптисты в закавказье и дальше на север; немецкие колонии пиетистов на юге украины - украинский штундизм; 1 лорд-проповедник из Англии - увлеченные аристократы переводят и печатают протестантскую литературу, открывают свои дворцы для проповеди народу Евангелия. Если это - ни во что...

Han Solo: serGild пишет: а не против братьев по оружию - протестантов и православных (чехов и сербов) фанатизм очевидно не будет иметь направленности против кого-то конкретно. serGild пишет: з источников о числе сектантов остается лишь гадать, подгоняя каждый под свою теорию Не надо гадать. Если бы богомилов было больше чем 0,00...1% то это бы получило подтверждение в реальных источниках, а не в туманном намеке от Брокгауза и Ефрона. Кстати, продолжаю оставаться в недоумении насчет связи богомилокатаров и кальвинистов. serGild пишет: Так Россия у нас не совсем РИ Вот-вот, у нас не современная Россия. Никакой веротерпимости и толерантности нет

georg: Внесу свои пять копеек. serGild пишет: высок, как и недоверие официальной церкви Честно говоря, не понимаю почему. Завершения "закрепощения сословий" при Грозном небыло, а значит священники по прежнему выбираются прихожанами (учитывая что крупные хранмы являются "братскими", то есть содержатся браствами купцов и горожан - картина завершается). Мало того - с усилением в России земского элемента при Василии Ивановиче (захватившем регентство опираясь на решение Земского Собора) и высший клир в основном выходит из Новгородских же монастырей, ктиторами и вкладчиками которых становятся новоиспеченные "вятшие". Протестантов же после последней войны с потерей Ливонии и морской торговли в Господине Великом ну сильно не любят. И терзают меня смутные сомнения, что (в случае распространения в крае ереси) ежели в рамках Новгородского разряда собрать не церковный даже, а земский съезд - он подавляющим большинством порешит - еретиков того-с-с-с Не на костер конечно, а в монастырские подклети..... На трудовое перевоспитание. serGild пишет: лорд-проповедник из Англии - увлеченные аристократы переводят и печатают протестантскую литературу, открывают свои дворцы для проповеди народу Евангелия Угу. В Москве этого мира таковых "аристократов" быстро бы отправили в места не столь отдаленные... Ибо слава Богу столетие сие толерантностью и политкорректнстью не славилось. Хотя как раз в Москве высокое Царградское покровительство может чем-то спасти подобных "аристократов". А Господин Великий из чистой оппозиционности Царьграду в этом мире станет в эти годы "столпом православия". И не в последнюю очередь благодаря близости клира к народу.

serGild: Han Solo пишет фанатизм очевидно не будет иметь направленности против кого-то конкретно. Напротив, гораздо чаще фанатизм направлен против кого-то: схизматиков, иноверцев и т.п. Так, во Франции католики и гугеноты увлеченно резали друг друга, не отвлекаясь на тех же мусульман. georg пишет Протестантов же после последней войны с потерей Ливонии и морской торговли в Господине Великом ну сильно не любят. После войны - да, но у них уже было много времени до того (с приезда Глинского со товарищи). О большинстве речи не шло, но уже более 100 лет существующую там ересь (с 1380г - стригольники) ИМХО ожидает то же, что и гуситов - преврашение в ветвь протестантизма. он подавляющим большинством порешит - еретиков того-с-с-с Не на костер конечно, а в монастырские подклети Охотно верю, по обоим пунктам. Времена Геннадия Новгородского прошли, костров не будет. А остальное как в РИ: Родителей в ссылку, умирать от голода, куда-нибудь в Гирюсы, детей в монастырь - на перевоспитание, а если народ сам соберется - так и вовсе забить насмерть могут, за веру православную. Было, не помогло, переждали. И здесь переждут 2-3 десятка лет, а там глядишь, и мы снова с протестантами союзники против «латинцев поганых». georg пишет Хотя как раз в Москве высокое Царградское покровительство может чем-то спасти подобных "аристократов" Согласен. (А может и тут кого из Пашковых использовать - авторским произволом ? Фамилия к тому времени уже известная. 20 лет назад - Истома Пашков, 30 вперед - Афанасий Пашков, воевода Енисейский) georg пишет А Господин Великий из чистой оппозиционности Царьграду в этом мире станет в эти годы "столпом православия". И не в последнюю очередь благодаря близости клира к народу. А вот тут большие сомнения. Слишком уж он был западническим всегда до развилки. И войны с ливонцами и шведами не помешали.

georg: serGild пишет: Напротив, гораздо чаще фанатизм направлен против кого-то: схизматиков, иноверцев Уж не хотите ли вы сказать, что в той же Испании изначальная направленность фанатизма против мусульман, смягчала отношение испанцев к протестантам? serGild пишет: но уже более 100 лет существующую там ересь (с 1380г - стригольники) ИМХО ожидает то же, что и гуситов - преврашение в ветвь протестантизма. Для "ветви протестантизма" маловато их. Секта, не более, причем чисто городская и "интеллигентская". К тому же, как выражался Аввакум, "миленький царь Иван Васильевич" при обнаружении распространения в Новгороде ереси неизбежно "расточит" еретиков, равно как его преемник. serGild пишет: А может и тут кого из Пашковых использовать - авторским произволом ? Фамилия к тому времени уже известная. 20 лет назад - Истома Пашков, 30 вперед - Афанасий Пашков, воевода Енисейский Не жалко? Ведь в последствии их "воеводами Енисейскими" могут и ставить, но западнее Енисея обратно не выпстят serGild пишет: А вот тут большие сомнения. Слишком уж он был западническим всегда до развилки. И войны с ливонцами и шведами не помешали. А каким образом "западничество" и "протестантизм" коррелируют? Геннадий вон тоже был западником (даже некторые книги "Геннадьевской Библии" прямо с Вульгаты перевел при помощи переводчиков-хорватов), но на какие западные институты были направлены его симпатии - известно . Чесно говоря не вижу для новгородцев (кроме совсем уж "интеллигентствующих") мотивации отходить от православия в этом мире, где уровень образования и интеллектуальной подготовки православного клира в том же Новгороде на достаточно выском уровне, а социальное отчуждение духовенства от народа отсутствует.

serGild: georg пишетУж не хотите ли вы сказать, что в той же Испании изначальная направленность фанатизма против мусульман, смягчала отношение испанцев к протестантам? Для РИ Испании протестанты стали противником, стычки и войны привели к формированию образа врага и разжиганию религиозной ненависти (как впрочем и наоборот). Для РИ Франции турки - союзники, образ врага не формируется, фанатизм сконцентрирован на протестантах. Отличия однако слишком велики и обращений практически нет (исключая ренегатов-христиан в Османской империи). В АИ Австрии и Венгрии протестанты долгое время не враги, а союзники, что компенсирует возросший по сравнению с РИ фанатизм венгров. Последовавшие потрясения и усобицы внутри страны (крестьяне - дворянство) приведут как к росту гонений, так и к росту прозелитизма. georg пишетСекта, не более, причем чисто городская и "интеллигентская" все так начинали georg пишетК тому же, как выражался Аввакум, "миленький царь Иван Васильевич" при обнаружении распространения в Новгороде ереси неизбежно "расточит" еретиков Так он же у нас уже не такой Грозный, и к нестяжателям более готовый прислушаться, и с Европой сильно дружный, и с Ливонией протестантской война быстре кончилась, и граница с ней открыта. georg пишетНе жалко? Для хорошего дела не жалко. Можно и других сысканных туда же. Даешь Евангельский Дальний Восток и миссионеров в Манчжурию! georg пишетГеннадий вон тоже был западником Ну какой же он новгородец! Из Москвы сверху поставили и все. georg пишетЧесно говоря не вижу для новгородцев (кроме совсем уж "интеллигентствующих") мотивации отходить от православия в этом мире, где уровень образования и интеллектуальной подготовки православного клира в том же Новгороде на достаточно выском уровне Так именно среди клира, и именно среди высокообразованного и идет брожение, как и в РИ. «К новой вере обратились затем некий Иванька Максимов, Гридя Клоч, поп Григорий, Мишук Собака, Васюк Сухой зять Денисов, дьяк Гридя, поп Федор, поп Василий, поп Яков, поп Иван, дьякон Макар, поп Наум и даже протопоп Софийского собора Гавриил.»

georg: serGild пишет: Так он же у нас уже не такой Грозный, и к нестяжателям более готовый прислушаться, и с Европой сильно дружный И как это смягчает отношение к еретикам? Я же написал "расточит", а не "зажарит". А к таковым действиям в отношении еретиков и нестяжатели отнесутся вполне благосклонно. Вы тут на Максима Грека ссылались - так приходилось мне читывать два его замечательных сочинения - "На люторы", и "На хульники Пречистыя Божия Матери". Поверьте, что протестантам от автора сиих творений благосклонности ожидать ну никак нельзя Старец Артемий - лидер нестяжателей - уехав в Литву, прославился там как стойкий защитник православия и полемист против протестантов. А у Ивана Васильевича еще и характер к тому же, плюс государственные соображения (религиозные войны на Западе внущают опасения как последствия распространения ересей). И наконец, если внимательно почитаете таймлайн - с началом Опричнины к власти в Церкви в силу политического момента приходят иосифляне, доктрина котороых используется для идеологического обоснования утверждаемого самодержавия. serGild пишет: Ну какой же он новгородец! Но у него было прилично помошников новгородцев, особенно в работе над Библией, тот же Медоварцев или редактор библейского свода архидьякон Герасим Поповка (который кстати лично перевел с латыни ради полемики с "жидовствующими" книгу Николая де Лира «На богоотметных жидов».). И именно в Новгороде появляется в окружении Геннадия «презвитер, паче же мних обители святого Домника, именем Вениямин, родом словенин, а верою латынянин». Геннадий внес в борьбу с ересью свою энергию и темперамент, но совершенно очевидно, что начата эта борьба была до него и местными силами. serGild пишет: Так именно среди клира, и именно среди высокообразованного и идет брожение, как и в РИ. «К новой вере обратились затем некий Иванька Максимов, Гридя Клоч, поп Григорий, Мишук Собака, Васюк Сухой зять Денисов, дьяк Гридя, поп Федор, поп Василий, поп Яков, поп Иван, дьякон Макар, поп Наум и даже протопоп Софийского собора Гавриил.» Ну так и остается все это на уровне интеллигентской секты, и то пока "компетентные органы" не займутся всерьез.. В народе ведь "жидовство" не получило никакого распространения, так и оставшись интеллигентским кружком (пусть даже и имеющим высокопоставленных членов), равно как и позднейший кружок Башкина. Ибо чтобы движение стало сколь нибудь широким - нужны социальные причины, а их нет. Кстати в отличии от жидовствующих стригольники рубежа XIV-XV веков имели поддержку в народе. Но как раз стригольничество догматически оставалось православием, выступая только против канонического строя Церкви.

serGild: georg пишетЯ же написал "расточит", а не "зажарит". Это секту вряд ли уничтожит. А нестяжатели вроде бы предлагали действовать лаской да убеждением, а не силой. Кстати, а что, Максим Грек помимо осуждения (в котором никто не сомневался), предлагал против «люторы» какие-то силовые меры, и какие тогда конкретно? О влиянии религиозных войн. Как я понял, в отличие от РИ при Грозном они куда слабее, и католическо-протестантская Империя успешно воюет с турками на западе, а в составе Московского Царства при нем же появляется протестантский анклав, готовый принять и поддержать религиозных беженцев, ежели их начнут «расточать». А на старца Артемия у нас кроме Башкина и Феодосий Косой есть, о деятельности к-рого в Литве пишут: «Реформаторские призывы Феодосия Косого нашли отклик у простого народа и привели к возникновению феодосианских общин, построенных на принципах раннехристианского социального равенства (Словарь по истории России http://www.clow.ru/a-rushist/information/171-2.html)». Поэтому интеллигентский кружок - всего лишь одна из форм протестантства, который при благоприятных условиях может возглавить зорождающееся движение. О социальных причинах - какие причины действовали на юге Франции, и не действовали на ее севере?

georg: serGild пишет: Это секту вряд ли уничтожит. Почему же? Жидовствующих вроде извели под корешок. А жгут их или гноят в монастырских подклетах - в плане "изоляции" разница не принципиальна. serGild пишет: А нестяжатели вроде бы предлагали действовать лаской да убеждением, а не силой. Кстати, а что, Максим Грек помимо осуждения (в котором никто не сомневался), предлагал против «люторы» какие-то силовые меры, и какие тогда конкретно? Придется избавить вас от иллюзий. Скажем так - постулируется прицип всемерного ограждения христиан от "душепогибельного совращения в ересь". Посему когда еретик арестован и посажен в места не столь отдаленные - да, на него с точки зрения того же Максима нужно действовать убеждением и лаской, но при этом не выпускать его из заточения и не позволять переписку, дабы добрых христиан в своюдушепагубную ересь не совращал. Проще выражаясь еретикам вместо костра грозит пожизненное (или до покаяния и принятия православной доктрины) заточение. Вот и все отличие нестяжателей от иосифлян То, что еретиков нужно вычислять и изолировать - ни один нестяжатель не сомневался. Точно не процитирую - читал тогда Максима в бумаге, и на руках ее нет - но принцип тот serGild пишет: Как я понял, в отличие от РИ при Грозном они куда слабее Имелся в виду яркий пример Франции, аналогичный РИ. serGild пишет: составе Московского Царства при нем же появляется протестантский анклав, готовый принять и поддержать религиозных беженцев, ежели их начнут «расточать». Удрать в Ливонию для рядового сектанта - да, выход. Только обратно ход заказан, ибо немца от русского еретика администрация все же отличит. serGild пишет: А на старца Артемия у нас кроме Башкина и Феодосий Косой есть У вас может и есть. Но в данном мире он там, где и в РИ - в Литве. Еще раз советую ознакомится с таймлайном. В лице митрополита Иоасафа у руля русской церкви стояли нестяжатели. Иоасаф наладил отношения с Константинопольским патриархатом, основал Академию и типографии, и способствовал насаждению школьного образования. Однако попытка царя на Соборе 1551 добиться секуляризации церковных имений закончилась неудачно, в силу того, что подавляющее большинство собора оказало ожесточенное сопротивление данному проекту. Царь осознал, что нестяжатели отнюдь не составляют большой силы в Церкви, и под их руководством Церковь не может быть опорой его политики. Поэтому царь сближается с иосифлянями, во главе которых стоит новгородский архиепископ Макарий. В 1555 году, после смерти Иоасафа, Макарий занимает митрополичью кафедру. Иосифляне к этому времени уже осознали "великую пользу" школьного образования, и Макарий, еще будучи новгородским архиепископом, организовал высшую школу у себя в Новгороде, назначив преподавателями выпускников Академии, а став митрополитом, создал подобные учебные заведения при каждой епископской кафедре. Лучшие ученики Академии посылаются по греческому образцу доучиваться на Запад, преимущественно в университеты Англии, как страны, официальная церковь которой была наиболее нейтральна по отношению к православию. Именно книжники Московской Академии, во главе которых стал составитель наиболее яркого памятника русской исторической мысли XVI века - "Степенной книги", протопоп Благовещенского собора и с 1559 ректор Академии Андрей Бармин (по совместительству духовник царя), и занялись разработкой идеологической базы политики царя. В 1562 престарелый Бармин постригся в монахи под именем Афанасия, и стал архимандритом кремлевского Чудова монастыря. Наиболее яркое выражение процесс переноса византийских представлений об императорской власти на личность русского государя нашел в сочинениях Иосифа Волоцкого, одного из наиболее выдающихся деятелей русской церкви конца XV--XVI века. Суровый блюститель чистоты веры, Иосиф усвоил уроки византийской традиции, отвергавшей власть тех правителей, которые пытались произвольными решениями менять традиционное вероучение. В соответствии с этим Иосиф Волоцкий писал в 7-м слове своего "Просветителя": "Аще же есть царь над человеки царствуя, над собой же имать царствующа страсти и грех, сребролюбие и гнев, лукавство и ярость, злейши же всех -- неверие и хулу, таковой царь не Божий слуга, но диаволь, и не царь, но мучитель". Иосиф даже призывал подданных не повиноваться приказам такого монарха: "И ты убо такового царя или князя да не послушавши, на нечестие и лукавство приводяща тя, аще мучит, аще смертию претить!" Однако совсем иными были представления Иосифа о власти верного православию царя. При этом в отличие от авторов византийских трактатов Иосиф видел такого правителя в современном ему русском государе, великом князе Василии III. Земная власть этого государя представлялась ему несовершенным земным отражением власти "небеснаго Бога". Обращаясь к Василию III, он писал: "По подобию небесной власти дал ти есть небесный царь скипетр земного царствия". Повторяя слова византийского книжника VI века диакона Агапита, Иосиф утверждал, что "царь оубо естеством подобен человеку, властию же подобен есть вышнему Богу". Власть его, как и власть Бога, абсолютна и неограниченна -- великий князь московский "государем государь", "которого суд не посужается". Подобно власти Бога, власть московского государя является не только абсолютной, но и всесторонней. Важнейшей задачей его власти было соблюдение порядка и справедливости в обществе, которое достигается сохранением и исполнением законов: как мудрый кормчий, царь "содържит твердо доброго закона правило, иссушаа крепко беззаконна потокы, да корабль всемирныя жизни... не погрязнет волнами неправды". Однако Иосиф, следуя в этом отношении за византийской традицией, еще более важной задачей власти считал ее обязанность вести подданных по пути к спасению души. Осуществляя эту важную миссию, доверенную ему самим Богом, царь подчиняет своему руководству и саму церковь. Эту мысль Иосиф выражает в своих сочинениях неоднократно, то в более возвышенной и отвлеченной форме, говоря об обязанности царя своих подданных "от треволнения спасати душевна и телесна", то более конкретно, приземленно, утверждая, что когда Бог "посадил" Василия III "на царском престоле", то он "церковьное и манастырьское и всего православного християнства всея Руския земля власть и попечение вручил ему". Опираясь на доктрину Иосифа московские книжники во главе с Барминым выпускают несколько памфлетов, в которых сопротивление власти царя, ведущего страну к процветанию, а православных - к душевному спасению, приравнивается к ереси. Авторитет царя на тот момент был необычайно высок. Все враги Руси были сокрушены, татарские набеги, от которых веками страдала Русь, совершенно прекратились. Отмена чрезвычайных налогов и снижение общего налогообложения, произведенные царем по окончании Ливонской войны, вызвали ликование в народе. В сочетании с развернутой Барминым пропагандой все это формировало своеобразный "культ личности" царя, перед которым княжеская оппозиция должна была сникнуть. В 1563 скончался митрополит Макарий, и по настоянию царя на его место был избран архимандрит Афанасий (Бармин). 3 декабря 1564 царь вместе с семьей выехал из Москвы в село Коломенское, где отпраздновал Николин день. Две недели царский поезд простоял в Коломенском "для непогоды и безпуты", а 17 декабря двинулся в Троице-Сергиеву обитель, откуда затем проследовал в Александрову слободу. А теперь угадайте, как отнесется к еретикам новое церковное руководство . serGild пишет: О социальных причинах - какие причины действовали на юге Франции, и не действовали на ее севере? Революция цен. Обнищание дворянства, которое не имело права повысить цензиву с крестьян (выплачиваемую обесценившимися деньгами). Недовольство магнатов королевской властью и (в даннной ситуации) возможность для магнатов опереться на подержку дворянства, формируя из нищающего дворянства прикормленные клиентеллы. Стремление знати и дворянства поправить свое положение захватом церковных земель. Борьба знатных кланов, и принятие ими в этой борьбе религиозных знамен (будете смеяться - но Гизы в начале 1560ых реально собирались принять протестантизм). В городах кальвинизм распространился постольку-поскольку, и в т.ч на севере, в той же Нормандии. Но на севере его быстро удушили, меж тем как на юге его поддерживали магнаты (а если даже посмотреть на карту Франции начала XVI века из школьного атласа - на юге осталось немерено компактных землевладений знати с городами и целыми областями, в отличии от севера).

serGild: Грустно это, господа. Ну, чтож, посмотрим, что можно сделать в предложенном вами таймлайне. georg пишет:Посему когда еретик арестован и посажен в места не столь отдаленные - да, на него с точки зрения того же Максима нужно действовать убеждением и лаской, но при этом не выпускать его из заточения и не позволять переписку, дабы добрых христиан в своюдушепагубную ересь не совращал. Лень сейчас искать цитату, но при Победоносцеве настоятели жаловались, что заключенные у них сектанты братию в свою веру соблазняют, и просили сектантов к ним не посылать. Потому их часто и ссылали на кавказ, где мусульмане кругом, и русского почти не знают. Кавказ еще не так освоен, Казань и Астрахань слишком близко, а вот по поводу Енисея мне ваша идея понравилась. georg пишет:Удрать в Ливонию для рядового сектанта - да, выход. Только обратно ход заказан, ибо немца от русского еретика администрация все же отличит. Тем не менее в Ливонии создается протестантская русская община, которая еще может сыграть свою роль после грядущего очередного присоединения, которое, как я понял, рано или поздно воспоследует. То же относится и к общинам Косых в Литве. Украина и Белоруссия присоединяются к России с уже функционирующими общинами, т.к. кол-во диссидентов и, пусть так, беженцев будет все же больше, чем в РИ. georg пишет:Лучшие ученики Академии посылаются по греческому образцу доучиваться на Запад, преимущественно в университеты Англии, как страны, официальная церковь которой была наиболее нейтральна по отношению к православию. Первые такие ученики при Годунове остались в Англии, а один из них даже стал протестантским пастором. Пусть наши духом покрепче, но соблазны велики. Не зря все же Иосиф Волоцкий писал «Библия плодит ереси». В той же Англии, кроме англикан крепнут пуритане, которых можно назвать фанатиками Библии, и не попасть в какой то мере под их влияние сложно. Так что будут интеллигентские кружки, будут, хоть и расточают. О ситуации во Франции. Думаю, что вековой антагонизм между севером и югом тоже сыграл не последнюю роль. Все же многотысячные армии, сильные своим фанатизмом не из одних дворян комплектовались. Движение было достаточно массовым. Да и близость к Женеве способствовала. Сравнивая с Русью видим отсутствие обнищания дворян (мы дальше от Нового света, да и оброк не имеет такой традиции, как на старом Западе), разрушенная связь знати с родвыми землями препятствует образованию частных армий. Т.о. религиозных войн на руси ожидать не приходится (что и следовало ожидать). Но недовольство знати, думаю, у нас тоже не слабое, вкупе с большей открытостью западу и сушествующими кружками интеллектуалов. Так что ссылка в Сибирь для них с понижением - вполне реально. А антагонизм Новгорода и Москвы, хотя и ослаблен, но еще не исчез, плюс, как уже не раз писалось, близость Ливонии, и постоянные контакты с западом новгородских купцов. И, все же, меры властей при появлении ереси не сравнятся с мерами в той же Франции. Так что, десятков тысяч так быстро, конечно не будет, но тысячи к концу XVI в вполне реальны. Подпольные группировки горожан в Новгороде и знати в Москве, общины беженцев в Литве и Ливонии, и ссыльных в Сибири - вот их примерный ареал. Во второй трети XVIIв добавятся бежавшие из Венгрии в Болгарию, Валахию и Украину моравские братья. Кстати, вроде бы планировалось отправить Петра I на Дальний Восток, и там с иностранцами связать, вот ему потомки ссыльных и пригодятся

serGild: Да, как и все с нетерпением жду продолжения таймлайна, тем более, что пока наша дискуссия не актуальна - идет война и за грохотом пушек не слышно проповедей. Их эффект проявится позднее. Сама линия от развилки столь увлекательна и убедительна, что не выдержал и включился в дискуссию. georg-у мое .

Сталкер: serGild пишет: Да, как и все с нетерпением жду продолжения таймлайна Не Вы один, не Вы один. Уважаемый georg , я требую продолжения банкета!

georg: Сталкер пишет: я требую продолжения банкета! Получите Одержав эту блестящую победу, Густав Адольф за неделю овладел всем Пфальцем и согласно договору передал его законному владетелю – Фридриху. Согласно новому соглашеню с экс-императором, шведская армия должна была продолжить наступление в Швабию и Баварию, голландская – добить войска Лиги в Рейнланде и Вестфалии. В конце августа Густав Адольф выступил на юг. Католические епископские центры – Майнц, Вюрцбург, Бамберг – под впечатлением от Шпейерской битвы капитулировали. Бергнард, выступивший с германскими полками в Швабию, почти беспрепятственно очистил край от гарнизонов Лиги, и ветераны Протестантского союза, герцоги Вюртембергский и Баденский вернулись в свои владения. Остатки разбитых при Шпейере испанских войск во главе с Леганесом через Эльзас и «Переднюю Австрию» ушли в Баварию. Сам король, двигаясь на юго-восток, очитстил Оберпфальц и в конце октября вышел к Рейну в районе Регенсбурга. Вся протестантская Германия была освобождена. Ликованию протестантов не было предела. Но на этом победносное наступление «Северного Льва» захлебнулось. Теперь он вступал на земли католической Европы, где его армию могла встретить только всеобщая ненависть. Максимилиан Баварский успел подготовится к обороне, подкрепив свои войска испанским корпусом Леганеса, отступившим с Рейна. Регенсбург и Ингольштадт, превращенные в неприступные крепости, стали непреодолимым заслоном на пути перешедшего было Дунай Густава Адольфа. Максимилиан, укрывшись за железным кольцом крепостей, избегал генеральной баталии, сберегая армию. А меж тем на фланге «Северного Льва» возникал грозный противник. ВацлавV, король Чехии (он же Альберт Вацлав Евсевий из Валленштейна) внимательно следил за продвижением шведов в Германии. Уже после разгрома войск Лиги при Вольфенбюттеле он привел свою небольшую кадровую армию в полную готовность и начал набор войск. В то же время Валленштейн вел переговоры с Испанией и Римом, направленные на окончательное примирение гуситской Церкви унтраквистов (чашников) с Римом. Как известно, со времен Тридентского собора Рим окончательно отказался признавать «Пражские компактаты» и легитимность гуситской Церкви. С изчезновением давления католицизма при воцарении Фридриха (каковое давление поддерживало единство протестантских церквей) усилились конфликты между унтраквистами и кальвинистами. В 1620 году в Праге даже вспыхнуло восстание, когда каппелан Фридриха, фанатичный кальвинист Абрахам Скультетус, попытался уничтожить образа святых в гуситских храмах Праги. Валленштейн пришел к власти как лидер «старочашников», ортодоксальных гуситов, для которых компромисс с Римом был гораздо преемлемее кальвинистской реформации. Назначив местоблюстителем Пражской архиепископской кафедры профессора Пражского университета Яна Кульчинского, Валленштейн начал переговоры с Римом о признании гуситской Церкви на основе «Пражских компактатов». Несмотря на отстутсвие канонических преград после прецедента «Брестской унии» с православием папский престол протвился признанию Церкви Чашников. Однако осенью 1631 года в свете беспрецедентных поражений католиков в Германии Испания оказала сильное давление на курию. Большинство коллегии, прикормленное испанской короной, поддержало предложение испанских кардиналов, и в октябре 1631 года папский легат, и одновременно посланец испанской короны, кардинал Габриэль Тельес (по совместительству историк и драматург, писавший под псевдонимом Тирсо де Молина и извесный в России XX века по блестящей экранизации Яном Фридом его комедии «Благочестивая Марта») от имени Святого Престола рукоположил в архиепископы Пражские Яна Кульчинского и подписал унию гуситской церкви с Римом на основе Пражских компактатов. В то же время в тиши королевского кабинета в Пражском Граде Тельес вел переговоры с Валленштейном о дальнейшей судьбе Чешской короны (каковая в случае смерти не имевшего сыновей Валленштейна неизбежно должна была сделаться вакантнтной). Оливарес, давно испытывавший проблемы из-за постоянных конфликтов с братом короля Филиппа, кардиналом-инфантом доном Фернандо, администратором Толедской митрополии, запустил в ход комбинацию, которая должна была как привязать Чехию к Испании, так и избавить первого министра от неудобного принца. Дон Фернандо должен был жениться на единственной дочери Валленштейна, Текле, и выдвинуться в наследники чешского престола. А для вящей привлекательности его кандидатуры в глазах чехов Фернандо немедленно получал герцогства Моравию и Верхнюю Силезию, в обмен на что Испания уступала Австро-Венгрии Далмацию и Истрию. Таким образом в случае избрания сеймом дона Фернандо наследником чешской короны Моравия и Верхняя Силезия должны были воссоединится с Чехией. Со своей стороны император Фердинанд предлагал Валленштейну как курфюрсту империи звание «генералиссимуса Священной Римской Империи» и верховное командование всеми имперскими войсками. Испанская субсидия на набор войск уже прибыла в Прагу в обозе кардинала Тельеса. Северный Лев еще не догадывался, сколь грозные тучи собираются над его «новыми викингами».

Сталкер: Только так: мы же договорились, что Густав Адольф пока у нас останется жив, да? Кстати, введите в бой любимого мной персонажа, графа Матвея Турна, руководителя похода на Вену и одного из предводителей войск чешских протестантов в сражении при Белой Горе 1619 г., хорошего военачальника, пассионария. В этой реальности он, возможно, также встанет на сторону Густава Адольфа, хотя при воцарении Валленштейна, у него с ним могут установиться доверительные отношения, и пока Валленштейн не подпишет унию с Римом, лояльность Турна ему гарантирована. А вот потом, Матвей Турн станет ярым врагом и принесет весточку об "измене" Валленштейна "Северному Льву". Кстати, возможно в некоторой степени повторение событий 1634 года. Валленштейн будет медлить с войной и уклоняться от сражений с Густавом Адольфом, чем будет вызывать все большее раздражение со стороны императорского двора. Как бы его и здесь не попытались убрать. Хотя это рискованно - дон Фернандо еще вообще в Чехии неизвестен, и начало его правления с набором полков и повышением налогов на войну вызовет в Праге восстание. А, как известно, окошки в Праге расположены высоко, а мостовая вымощена твердым булыжником.

georg: Сталкер пишет: введите в бой любимого мной персонажа, графа Матвея Турна, руководителя похода на Вену и одного из предводителей войск чешских протестантов в сражении при Белой Горе 1619 г. Так он уже был в данной АИ. И Белая Гора была - когда старик Наваррец еще царствовал во Франции. А сейчас Турну за 50. Сталкер пишет: В этой реальности он, возможно, также встанет на сторону Густава Адольфа, хотя при воцарении Валленштейна, у него с ним могут установиться доверительные отношения, и пока Валленштейн не подпишет унию с Римом, лояльность Турна ему гарантирована. А вот потом, Матвей Турн станет ярым врагом и принесет весточку об "измене" Валленштейна "Северному Льву". Турн кальвинист, и значит - из партии Фридриха. ИМХО он уже покинул Чехию Сталкер пишет: Фернандо еще вообще в Чехии неизвестен, и начало его правления с набором полков и повышением налогов на войну вызовет в Праге восстание Угу. Ему нужно несколько лет побыть наследником Но учитывая то, что в военных дарованиях он не уступает Валленштейну - сработаются

okami: Ув. Георг вы отказались от создания Чешско-Бранденбуржского королевства (жаль получилось бы очень интересно, но и так тоже интересно). И у меня возникли некоторые вопросы: 1. Примет ли Чешский сейм назначение наследником кардинала-инфанта. 2. Превратится Чехия в наследственную монархию, и если то какой будет статус королевства (независимое, в составе Испанской или Австрийской империй и т.д.) 3. Как я помню кардинал-инфант умер в 1641 г. из-за слабого здоровья, как долго он проживёт в данной АИ? 4. Были у Текклы дети? Ув. Георг из-за чёткого разделения Германии на католическую и протестантскую части не возникнит ли два объединения в Германии - например СРИ на юге и Германская империя на севере. Начатся может с созывом протестантскими курфюрстами рейстага, и востановления на нём Фридриха императором. Таким образом в СРИ возникнет два императора - католический и протестанский. В другой теме про Южную Африку Вы писали: Так. А не воспользоваться - ли мне этой идеей в АВИ16? Причем во второй половине XVII века Англия будет иметь в Америке только Вирджинию с Каролинами, а весь Север - у голландцев и шведов, крупнейшие же колонии в Северной Америке у Франции (Канада и Луизиана). Капские земли у Англии. Англия и Франция в тесном союзе против Испании, Голландия - саттелит Габсбургов. Очень хорошая идея, я Вам уже предлагал отдать Новый Амстердам за помощь Англии в Европе, но Нидерланды могут отдать территорию Каапстада за помощь англичан в Индийском океане. И после Тридцателетней войны ослабевшии Нидерланды входят в орбиту Англии (создайте хоть какой-то противовес Испании, а то она у Вас получается полным гегемонам в Океане).

georg: okami пишет: но и так тоже интересно Имхо испанская династия, не связанная культурно с Германией, лучше обеспечит чешскую культуру от германизации, чем немцы и кальвинисты Гогенцоллерны. okami пишет: Примет ли Чешский сейм назначение наследником кардинала-инфанта. Скажем так - почищенный от панов кальвинистов сейм примет единогласно okami пишет: Превратится Чехия в наследственную монархию, и если то какой будет статус королевства (независимое, в составе Испанской или Австрийской империй и т.д.) okami пишет: Как я помню кардинал-инфант умер в 1641 г. из-за слабого здоровья, как долго он проживёт в данной АИ? Не от слабого здоровья, а от оспы (Генри Кеймен, "Испания - дорога к империи"). Здесь он ей не заразится. okami пишет: Были у Текклы дети? Информации об этом не нашел. Но здесь будут okami пишет: Начатся может с созывом протестантскими курфюрстами рейстага, и востановления на нём Фридриха императором. Голосов не хватает. Если только захватить голоса рейнских курфюрстов-архиепископов... Но они вот-вот попросят покровительства Франции, и та не откажет

okami: georg пишет: Не от слабого здоровья, а от оспы (Генри Кеймен, "Испания - дорога к империи"). Здесь он ей не заразится. Я читал, что от переутомления и ослабленного здоровья, возможно и имелась в виду болезнь оспой. Также подозревалось отравление. Но лучше пусть живёт подольше, а то жаль что такая многообещающая личность ушла в РИ так рано. Я вот что подумал - если не прервётся Чешская ветвь Габсбургов, то они станут первыми претендентами на трон Испании в XVIII веке после пресечения тамошней ветви Габсбургов, что возможно позволит избежать Войны за испанское наследство.

georg: okami пишет: если не прервётся Чешская ветвь Габсбургов, то они станут первыми претендентами на трон Испании в XVIII веке после пресечения тамошней ветви Габсбургов Увы нет. В Испании нет "салического закона", и в случае отсутсвия у короля сыновей трон переходит к дочерям, а при их отсутствии - к ближайшему родственнику независимо от того, по мужской он линии или по женской. То есть дочери ФилиппаIV - Мария-Терезия и Маргарита-Терезия - будут иметь преимущественые права на трон перед чешской ветвью.

Сталкер: georg пишет: Турн кальвинист, и значит - из партии Фридриха. ИМХО он уже покинул Чехию Да, но может опять попасть в плен. Собственно, здесь история и не должна делать никаких экивоков, чтобы случилось "дежа вю". Турн - активный персонаж, и, естественно, вероятность плена или смерти на переднем крае здесь для него так же высока. Как в РИ. Кстати, освобождение Турна в 1634 г. было одним из пунктов обвинения Валленштейна в измене. georg пишет: Но учитывая то, что в военных дарованиях он не уступает Валленштейну - сработаются Нет, я о том, каким Вы планируете следующее поведение Валленштейна? Будет ли его антипротестантский союз реальным, активным или Валленштейн будет действовать, как в РИ в 1634 г, чем (с учетом катастрофической ситуации для Лиги) может навлечь на себя гнев Лиги и таким образом спровоцировать покушение на себя (в РИ удавшееся)? И тогда (естественно, только при таком неблагоприятном для Валленштейна ходе событий) неизвестный дон Фернандо потеряет чешскую корону, так ее и не приобретя. Но, вряд ли Вы собираетесь вносить такой фактор случайности в таймлайн, как я понимаю. Поэтому с нетерпением жду, какой из вариантов Вы выберете, и что будет дальше. Ведь Валленштейн прекрасно понимает одно: при всех преимуществах хорошо вооруженной и выученной чешской армии, у нее есть один существенный недостаток - она малочисленна. И это с учетом того, что в предыдущем году по таймлайну ей пришлось здорово хлебнуть лиха и потерять хорошие кадры, ЕМНИП. Тактика Валленштейна должна быть тактикой выжидания, а это неминуемо вызовет неудовольствие со стороны Мадридского двора и со стороны кесаря. Еще одним фактором может стать угроза удара русских войск со стороны Силезии - Россия ведь тоже долго в стороне оставаться не будет. Я сейчас - честно - не могу удержать всю весьма запутанную (для меня, по крайней мере) политическую ситуацию в таймлайне, поэтому заранее простите мне ошибки в оценке этой самой ситуации, которые я допустил.

okami: georg пишет: Увы нет. В Испании нет "салического закона", и в случае отсутсвия у короля сыновей трон переходит к дочерям, а при их отсутствии - к ближайшему родственнику независимо от того, по мужской он линии или по женской. То есть дочери Филиппа IV - Мария-Терезия и Маргарита-Терезия - будут иметь преимущественые права на трон перед чешской ветвью. Жаль. Значит Войны за испанское наследство не избежать? И Бурбоны займут трон Испании? Ещё такой вопрос Фернандо останется кардиналом-диаконом? Если да, то как кэтому отнесутся гуситы?

Леший: okami пишет: И Бурбоны займут трон Испании? ИМХО, не обязательно. В этой АИ брака французского короля и испанской инфанты может и не быть.

georg: okami пишет: Ещё такой вопрос Фернандо останется кардиналом-диаконом? Если да, то как кэтому отнесутся гуситы? Ну раз гуситы признали юрисдикцию Святого Престола, и принимают рукоположение митрополита Праги от папы, кардинальство их не возмутит. Но став герцогом Моравским и ВерхнеСилезким Фердинанд сложит с себя обязанности администратора Толедской митрополии, а с ними и кардинальство - за ненадобностью.

georg: А теперь проясним положение на востоке. Зимой 1630-31 годов военные действия между Габсбургами и Ромеей практически не велись. Войска стягивались в Дунайские княжества, Сагайдачный выставил несколько полков в Галичине, но активных действий ни та, ни другая сторона не вели – зима была достаточно суровой, и попытка преодоления карпатских перевалов грозила значительными небоевыми потерями. На Средиземном море зимний сезон штормов так же прекратил военные действия. Вовлечь Сербию в войну не удалось – король Стефан, со времен подавления с помощью сербов мятежа Эстергази в Венгрии поддерживал весьма дружеские отношения с Габсбургами, и теперь объявил о своем нейтралитете. Фронт с Австро-Венгрией таким образом тянулся от верховьев Сана по Карпатам до Железных Ворот на Дунае. По планам императора Иоанна действия в Карпатах должны были носить ограниченный характер, имея целью отвлечение венгерских войск из Германии. Сам император намеревался предпринять поход в испанскую Албанию с целью ее захвата. Сверх того приходилось держать несколько корпусов в Греции для защиты важнейших портов от возможных испанских атак. Для победы над Эспиносой сил Константинопольской эскадры было явно недостаточно. Поэтому император после гибели Кандийской эскадры немедленно принял меры к восстановлению сил Ромейского флота. Предполагалось начать строительство 12 новых галеонов и 20 фрегатов с их спуском на воду летом 1631 года. Однако средств в казне для столь быстрого и масштабного строительства, учитывая текущие военные расходы, не было. Голландия ничем не могла помочь, и оставался только один выход – ввести экстраординарный налог. Император издал указ об увеличении прямого налога, введенного во время военной реформы – на содержание «выборных полков», и о единовременном сборе «пятой деньги». Однако для того, чтобы провести сию меру в государстве Московском, необходим был созыв Земского собора. Собор не имел официального права вотировать налоги, но у государства не было иных органов для сбора налогов кроме органов земского самоуправления, которые обычно сами проводили «разруб» налога по отдельным налогоплательщикам в городских и сельских общинах, сами собирали его и сдавали представителям администрации – благодаря чему весь государственый аппарат в уезде обычно состоял из дьяка с парой поддьячих, мирские же «целовальники», избираемые общиной, жалования не получали, и несли свои обязанности в качестве наложенной на общину повинности. В рамках данной системы вошел в практику в случае изменения налогообложения сбор представителей земских общин в Москве, где правительство не только доводило до земцев поручение о новом налоге, но и запрашивало данные о состоянии налогового округа, и в частности «в мочь им тот налог платить или не в мочь, и если не в мочь, то почему». Однако во время правления князя-регента Василия Ивановича в отношениях правительсва и Земского Собора произошли законодательно нигде не оформленные, но фактически всеми осознанные изменения. До этого никакого закона о регентстве при малолетнем государе несуществовало, и регента обычно назначал «по духовной» предыдущий монарх. В ситуации после смерти Анны Стефановны настал беспрецедентный в московском государственном праве случай, когда регентша умерла до совершеннолетия монарха, причем не успев оставить никаких распоряжений. Согласно имевшимся прецедентам скорее следовало провозгласить правительницей мать царя, Ксению Борисовну, а не удельного дядю государя – удельный князь в Москве считался крамольником уже в силу своего положения. Однако отдать власть Ксении означало тогда отдать ее Димитрию, против чего выступили в Москве практически все. Князь-регент тогда захватил власть, опираясь на «земской приговор» созванного Собора, и свое право на управление страной обосновал «волей земли». На протяжении своего правления Василий постоянно обращался к «соборному приговору» по различным вопросам управления, и фактически способствовал тому, что земские представители – от дворянских уездных корпораций, городов и крестьянских «станов» - стали рассматривать Собор как нечто большее, чем просто съезд обязанных государственных служащих, выдвигаемых «от земли», каковым являлся Собор в царствование Ивана Васильевича и Ивана Ивановича. Император Иоанн до сих пор не имел проблем с Собором – земцы радостно приветсвовали молодого государя, во время войны с коалицией западных держав, в годы тяжелых поражений, единогласно соглашались на экстраординарные сборы «десятой деньги» или «пятой деньги», а дворяне, особенно новгородцы, заявляли что «помрут за вотчины его государевы». Позднее, при проведении военной реформы, мелкое дворянство почти безропотно приняло верстку «в драгуны», а Собор согласился на введение «солдатских денег» - постоянного и прямого налога на содержание «выборных полков». Но с тех пор император давно небыл в России. За прошедшие 6 лет недовольство стало почти всеобщим. Прекращение активной торговли на Балтике вызвало банкротство ряда старых торговых домов московской «гостиной сотни», что по цепочке ударило по их многочисленным клиентам в провинции. Проникновение голландцев на внутренний рынок и данные им права возбуждали недовольство горожан и занчительной части дворянства. После завершения войны с Польшей все активные слои населения считали борьбу со Швецией за Ливонию первой внешнеполитической задачей. В свете этого начатая война с Испанией у русских возбуждала только недоумение – ради чего она ведется и «что земле русской в том пользы». Союз же со Швецией и посылка вспомогательного корпуса в Германию вызвал уже прямое раздражение, и в Москве снова начинал говорить, что «правят в государстве нашем гречишки». Земский собор, собравшийся в Москве в январе 1631 года стал местом, где все это раздражение выплеснулось наружу. Особенной активностью отличались представители Северо-Запада, во главе которых стояли крупный пайщик ивановского братства Новгорода купец Василий Сырков и представитель Псковского дворянства Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин. Но и представители «Замосковного края» и самой Москвы высказали не больше лояльности. Представителям императора, князьям Лобанову-Ростовскому и Голицыну пришлось выслушать немало жалоб и укоризн. К тому же в разгар сессии пришло известие, что в Иране тюркские союзники Ундиладзе разграбили все заготовленные к отправке в Россию товары, отпустив представителей московской «гостиной сотни» на Родину «одной душой». В конце концов Собор, сославшись на тягость предыдущего налогообложения, неурожай и убытки купеческих компаний, вызванные войной в Иране, заявил что требуемые императором новые налоги платить «не в мочь». Глава московского правительства старик Федор Романов и патриарх Дионисий фактически примкнули к Собору, равно как и московская «Дума» в полном составе. Император, получив известие об этом доселе беспрецедентном случае, впал в бешенство, однако в силу отсутствия как иного аппарата сбора налогов кроме земского, так и средств для воздействия на непослушных в условиях внешней войны, ввести в действие новые налоги в России не представлялось возможным. А значит о быстром увеличении флота приходилось забыть. В марте император прибыл в Салоники, откуда выступил в поход в Албанию. Экспедиция с самого начала оказалась неудачной – ни император, ни его военачальники не имели опыта боевых действий в условиях горного массива. Испанцы оставили значительные гарнизоны в городах на побережье, и в изобилии снабдили албанцев оружием и боеприпасами. Император застрял под Круйей – древней резиденцией Скандербега, превращенной как природными условиями, так и итальянскими фортификаторами в неприступную твердыню. Южный корпус Ивана Страшимирича понес большие потери в боях с горцами при попытке вторжения в Химару. В то же время в Карпатах военные действия, начавшиеся в апреле, велись дввольно слабо. Кронпринц Фердинанд, командовавший венгерской армией в Трансильвании, предпринял попытку вторжения в Валахию у Брашова, которая была отбита Скопиным. На севере гетман Сагайдачный, тяжело болевший и лежавший в своем поместье под Самбором, проявлял пассивность. С конца июня Скопин-Шуйский, получая тревожные известия с востока, вообще прекратил военные действия и начал переговоры с венграми, посоветовав кронпринцу не тратить людей в бесполезных стычках.

georg: Эспиноса на море не проявлял активности. Еги эскадра крейсировала в районе Крита и Киренаики, и все ее успехи ограничились потоплением нескольких корсарских судов, принадлежавших не ромейскому флоту, а «частным предпринимателям» из греков. Сам адмирал пребывал в Бейруте, где вел активные переговоры с эмиром Дамаска Фахр-эд-дином, и через него – с шахом Сефи. В Иране события 1631 года разворачивались следующим образом. Как упоминалось выше, братья Ундиладзе были разгромлены в Хорасане в январе 1631 года. С другой стороны сохранивший верность Сефи эмир Дамаска Фахр-эд-дин занял Багдад, вассальные правители («вали») Лурестана и Арделанского Курдистана так же встали на сторону Сефи Уже в марте шах Сефи под радостные клики населения вступил в Исфахан. После этого шах двинулся на юг – для того чтобы добить сторонников Имамкули-хана в Кермане, а Сиявуш-хан выступил на север – против отступившего в Азербайджан Иммамкули-хана и Худабенде-мирзы. Сиявуш наступал столь стремительно, что Имамкули-хану не удалось закрепиться в Азербайджане. В мае 1631 года Имамкули-хан под Хоем дал новое сражение и был разбит Сиявуш-ханом. Сам старший Ундиладзе был убит при преследовании курдами, которые доставили его голову Сиявуш-хану. Та же судба постигла и мятежного принца Худабенде-мирзу. Луарсаб, царь Грузии, после вступления Сефи в Исфахан не решился снова придти на помощь Ундиладзе, видя решающий перевес сил шаха, и понимая что вступившая в войну с Габсбургами Россия не сможет оказать значительной помощи. Он вступил в переговоры с шахом, сперва пытаясь сохранить за собой полученный Карс, а затем соглашаясь вернуть его. Сиявуш, имевший от разгневанного шаха повеление покарать вероломный Гурджистан, вел переговоры до окончательного разгрома Ундиладзе, а затем стремительно двинулся через Карабах к гранцам Грузии. Луарсаб запросил помощи у Терского воеводы Измайлова, и тот выступил, имея 2 полка солдат и несколько отрядов терских казаков. Но и эти незначительные силы прибыли в Грузию слишком поздно. Войско царя Луарсаба, которого не поддержала большая часть феодалов, было разбито (буквально раздавлено шестикратно превосходящим противником) у восточных ворот Тбилиси, причем сам царь, сражавшийся в рядах воинов, был захвачен в плен, где и умер от ран. Персы ворвались в беззащитный город, где сейчас же начались грабежи и бесчинства. Уцелел только тот, кто успел оставить город, но более 22 тыс. человек были уведены в рабство в Иран. Вслед за тем начался опустошительный поход по стране, в результате которого погибло 100 тысяч грузин. 200 тысяч были угнаны в Иран и насильственно поселены во внутренние провинции Ирана (в основном в Ферейдан, Испаан, Хорасан, Мазандаран). Было объявлено, что князья, признающие власть Ирана, получат безопасность для своих владений, что возымело определенный эффект – многие картлийские князья покорились и уберегли свои земли от разорения. Правителем – «вали» - Карли был назначен беглербег Исфахана Ростом-хан, по крови царевич из грузинского царского рода Багратиони, но родившийся и выросший в Иране и исповедывавший ислам. К моменту вступления Измайлова в Грузию почти все Картли было завоевано, персы двинулись в Самцхе, где Ахалцихе и Ардаган упорно оборонялись. Кроме того Сиявуш предьявил царю Кахетии (единственной грузинской области, остававшейся отдельным царством) Теймуразу ультиматум с требованием вернуть Ирану Шекинское ханство, перешедшее к Кахетии во время изгнания турок из Закавказья, признать себя вассалом Ирана и уплачивать дань. Теймураз, не видя иной возможности, согласился. Измайлов вступил в переговоры с Сиявушем и Ростомом, потребовав немедленно очистить Грузию, находящуюся под протекторатом императора Иоанна. Сиявуш ответил, что Картли и Кахети, равно как и Самцхе, ранее состояли под властью Ирана и шах имеет на них верховные права. До сих пор из уважения к падишаху Рума шаханшах позволял грузинам управляться самим, но они вероломно напали на Иран, поддержав мятежника, и теперь шах привел их под вою законную власть. Что же касается Лазистана (Западной Грузии) то она ранее Ирану не принадлежала, шах на нее не претендует, и предоставаляет своему брату, государю Рума, делать с Лазистаном что ему заблагорассудится. Не имея сил для противостояния персам, Измайлов отошел в Кабарду, а оттуда двинулся через горы в Имерети.

georg: В Константинополе при известиях о событях в Грузии великий логофет Фома Кантакузин немедленно направил в Имерети несколько резервных полков во главе с Георгием Саакадзе, назначенным императорским наместником. В то же время подробные донесения были направлены в Албанию императору. Тот покинул армию и явился в Константинополь, однако пока он добирался, ситуация изменилась еще более. Терские казаки, после ухода Измайлова поняв, что воевода пошел выручать Грузию от персов, и следовательно персы в войне с великим государем, снарядили морскую экспедицию во главе с атаманом Вавилой Бурсаком, которая закончилась блестящим успехом – казаки внезапным ударом с моря взяли и свирепо разграбили столицу Мазендерана, город Амоль. С другой стороны Саакадзе, прибыв в Кутаиси, немедленно выступил в Самцхе, и прорвав блокаду, снабдил припасами грузинский гарнизон Ахал-цихе. Таким образом военные действия между Россией и Ираном были де-факто начаты. Император, прибыв в Константинополь, немедленно принял иранского посла, предьявленые которым грамоты повергли василевса в шок. Шах требовал не только Картли (что почитал само собой разумеющимся) но и Дербент и Кубу, находившиеся уже 40 лет в русском владении – как исконные вотчины шаха и как компенсацию за казачьи набеги. В противном случае шах обещал, что его армия через 2 месяца будет стоять на азиатском берегу Босфора, как некогда армия Хосрова Парвиза. Виной данным требоваиям Ирана была Испания. Адмирал Эспиноса, каковому Бодемар сам посоветовал Оливаресу поручить переговоры, блестяще справился с задачей. В посланиях шаху от имени короля Испании присутствовали не только договоренности о военном союзе, но даже предложения перевезти на испанских кораблях победоносную шахскую армию в Европу, едва она достигнет Дарданелл – и учитывая известия о победе испанцев над ромейским флотом, эти обещания воспринимались в Исфахане серьезно. В донесениях в Мадрид адмирал по этому поводу писал: «Конечно же, исполнение данного обещания с нашей стороны было бы актом величайшего идиотизма. Всем известно, что при покойном Аббасе лишь дружеская связь Испании и Ромеи удерживала этого славного монарха от наступления на Запад. Стоит персам не то что взять Константинополь, но даже завладеть всей Малой Азией – как они тут же начнут зарится на наши Египет и Палестину. Но сейчас по милости Всевышнего и Пречистой Его Матери война русских с Ираном вот-вот разразится – и именно в это время я приложу все усилия для заключения мира с русским императором. После этого мира император Иоанн станет не только нашим добрым соседом, освободив наши силы для действий на иных фронтах, но и сам, воюя с Ираном, будет беречь для нас Египет». И действительно, 1 июля 1631 года испанский посол, герцог де Рокка-Романа, вновь вьехал в Константинополь. Император Иоанн скрипя зубами дал санкцию на мирные переговоры с Испанией и Австро-Венгрией. Пока шли переговоры, внешнеполитическая ситуация для Ромеи менялась еще более радикально.

georg: После разгрома Турции Кизилбаши установили в Анатолии жестокий террористический режим по отношению к уцелевшему оседлому населению края – туркам-суннитам. По отношению к оседлому суннитскому населению господствовало голое право силы, почти не ограниченное какими-либо законными нормами. Грабежи и насилия были постоянны, любая попытка сопротивления каралась беспощадной резней. Спасаясь от террора победителей, турки массово бежали за пределы опустошенного края. Турецкое население сосредотачивалось по большей части в Карамане, где сохранялось вассальное по отношению к Ирану турецкое государство во главе с эмиром Вели-Мухамедом. В этом государстве суннизм сохранял позиции государственной религии, и верховный муфтий Турции после нашествия кизилбашей так же укрылся в Конье. Однако Караман был объектом постоянного нажима со стороны кизилбашей. Турецкие крестьяне массово бежали в Караман от насилий завоевателей, те же требовали выдачи своих «райатов». К концу правления Аббаса кизилбаши Анатолии начали настоящую войну набегов против бея Карамана, одновременно посылая на него доносы в Исфахан, как на мятежника. Отсутствие твердой власти во время междуусобной войны повело к эскалации конфликта. Кизилбаши открыто напали на Караман, и зимой 1630-31 годов турки разгромили их у стен Коньи. Вели-Мухаммед пытался свести конфликт к шахскому суду, но помимо его воли турки-сунниты восстали на всех покоренных Ираном терриориях. Началась ожесточенная война с кизилбашскими племенами. И вот летом 1631 года шах Сефи направил в Малую Азию армию Заал-хана на усмирение еретиков-суннитов. В конце июня Вели-Мухаммед направил посольство в Константинополь. Он предлагал императору принять Караман под свое покровительсво, а остальную Малую Азию - в непосредственное владение. В его послании, подписанном также верховным муфтием, говорилось, что турки зело наслышаны о том, в каком великом покое живут их единокровные во Фракии и ромейских провинциях Азии (где мусульмане получили права аналогичные тем, коими пользовались православные при Османах), и в каковых правах живут их братья по вере – татары-сунниты – в царстве Московском. От имени всех турок Малой Азии заявлялось, что они примут власть «кайсара-ар-Рум» как освобождение от иранского гнета. Турки предлагали припасы, 30000 «добрых воинов» и всеобщее содействие населения для изгнания персов. 15 августа 1631 года император Иоанн выразил согласие на мир с Габсбургами на условиях статус-кво. Задолго до подписания договора стольник императора, болгарский болярин Иван Драгота, зять Богдана Сабурова, был послан через Австро-Венгрию в Германию, где с помощью австрийцев прибыл на аванпосты русского корпуса Сабурова, выдвинутого Густавом Адольфом в Оберпфальц. Здесь Драгота вручил Сабурову грамоту императора с приказом следовать через Австро-Венгрию в Ромею. Сабуров выступил немедленно, причем на всем его пути до ромейской границы бывшие противники в изобилии снабжали его войско припасами. Сам же Драгота продолжил путь в ставку Густава Адольфа, где известил Северного Льва, что в связи с нападением персов император Иоанн более не может оказывать ему прямую военную помощь, и что в силу этого русский корпус отзывается из Германии. В сентябре русские войска уже переправлялись в Малую Азию, либо двигались через Северное Причерноморье на Кавказ. В это же время венгерская армия кронпринца Фердинанда из Трансильвании начинала движение на запад – в распоряжение генералиссимуса Священной Римской империи короля Вацлава Чешского.

Han Solo: Подумалось тут (немножко не в тему). А ведь на Руси огромное количество дворянских фамилий будут иметь в основателях хорватов и словенцев, тех самых что прибыли в 1539 году с Михаилом Глинским и вошли в первый состав стрелецкого корпуса. Забавно

serGild: Хорватов и словенцев - то есть католиков? Интересно. Ибо Господь любит большое разнообразие (мавр Робина из Локсли).

Han Solo: serGild пишет: Хорватов и словенцев - то есть католиков? Дык я думаю крестятся по-нормальному

serGild: Ну, не знаю. Протестанты с прибалтики у нас крестились далеко не всегда, хотя и служили, и в немалых чинах, всякие Корфы и Бенкендорфы, Толи и Фули

Han Solo: serGild пишет: Протестанты с прибалтики у нас крестились далеко не всегда, хотя и служили Дык то немцы, а это славяне, оторванные, в отличие от поляков, от родины

okami: georg пишет: А для вящей привлекательности его кандидатуры в глазах чехов Фернандо немедленно получал герцогства Моравию и Верхнюю Силезию, в обмен на что Испания уступала Австро-Венгрии Далмацию и Истрию. А как к этому отнесутся венецианцы, ведь это их старые владения? И кто теперь станет вице-королём Италии, помнится Вы хотели туда поставить дона Фернандо. georg пишет: Если только захватить голоса рейнских курфюрстов-архиепископов... Но они вот-вот попросят покровительства Франции, и та не откажет. Так и знал, что французы таки прирежут себе Эльзаса и Лотарингии . Han Solo пишет: Подумалось тут (немножко не в тему). А ведь на Руси огромное количество дворянских фамилий будут иметь в основателях хорватов и словенцев, тех самых что прибыли в 1539 году с Михаилом Глинским и вошли в первый состав стрелецкого корпуса. Забавно. С Глинским прибыло всего 4 тыс., из которых большая часть вернулась на Родину. Так что они быстро ассимилируются русским дворянством, и о их происхождении будут напоминать лиш фамилии. В XVIII в. на Украине у сербов и др. выходцев с Балкан было две хорошо населённые автономии - Новая Сербия и Славяносербия, впоследствии они полность растворились среди местного населения. Вопрос к Геогу - как проходит колонизация Америк европейскими странами. Как я понял Равноденственная Франция заннимает всю Гвиану и бассейн Амозонки. Не повлияет ли это на французкую колонизацию Сев. Америки перенаправив поток колонистов из Луизианы? Колонизация Канады,ведущаяся в основном из-за добычи пушнины, по моему мнению, пойдёт как в реале, или даже более интенсивно.

serGild: okami пишет В XVIII в. на Украине у сербов и др. выходцев с Балкан было две хорошо населённые автономии - Новая Сербия и Славяносербия, впоследствии они полность растворились среди местного населения. Так сербы то православные, вот и растворились. А здесь оставшиеся становятся служилым дворянством (обучают стрельцов - значит командиры). Кто то перейдет в православие, кто то - нет. Принуждать будут вряд ли. Так что скорее пойдет по балтийскому варианту, после Петра, хотя и не столь успешно, веса такого как у эстляндских и лифляндских баронов у них не будет.

georg: okami пишет: А как к этому отнесутся венецианцы, ведь это их старые владения? Ну после подчинения Венеции Далмация завоевывалась отдельно, и под юрисдикцию Венеции они не вернулись - венецианцам не в обиду, им Миланское герцогство прирезали. okami пишет: И кто теперь станет вице-королём Италии Леопольд умрет через год, а его сын еще ребенок. Так что придется ставить кого-то из грандов. Хотя - можно Карла Лотарингского, у него родовые земли и так скоро французы отберут, придется работу искать. А военачальник не без таланта. serGild пишет: Так сербы то православные, вот и растворились. А здесь оставшиеся становятся служилым дворянством (обучают стрельцов - значит командиры). Кто то перейдет в православие, кто то - нет. Принуждать будут вряд ли. Ну во-первых женится им на местных придется. Так что полная ассимиляция максимум в третьем поколении гарантирована - воспитать детей католиками вряд ли удастся.

okami: Ув. Георг я немного запутался в последовательности русских царей. Правильна ли эта последовательность: Иван IV Грозный Иван V Иванович Иван VI Юрьевич Так же были ли дети у Димитрия Ивановича и Василия Ивановича?

georg: okami пишет: Правильна ли эта последовательность: Иван IV Грозный Иван V Иванович Иван VI Юрьевич Да. okami пишет: Так же были ли дети у Димитрия Ивановича и Василия Ивановича? Подробный состав августейшей фамилии на 1630ые выложу позже.

georg: В рамках продолжения "портретной галереи" выкладываю портрет персонажа, которому скоро предстоит сыграть зело немалую роль в этой АИ. Знакомьтесь: кардинал-инфант дон Фернандо на охоте. Как увидел, сразу вспомнилась характеристика из "Семнадцати мгновений весны" - "истиный ариец, характер твердый, нордический, горячо предан делу Рейха" .

serGild: А в душе - полковник Исаев



полная версия страницы