Форум » Средние Века - продолжение » Экспансия православия » Ответить

Экспансия православия

Гильгамеш: Допустим, Лев Исавр стал бороться с язычеством не внутри своей страны, а снаружи. Вся его (и не только его) энергия религиозного деятеля брошена на миссионерство. Толпы священников уходят в далекие походы на север - крестить славянские племена от Одры до Дона, угро-финнов в Биармии и германских варваров в Скандинавии. Поначалу христиантво распространяется с турдом, появляются лишь небольшие монотеистические общины. К XI веку (что у нас соответсвует концу иконоборчества) количество переходит в качество, и на всех этих землях торжествует христианство греческого толка. Особенно меня интересуют перспективы православия в Скандинавии. К эпохе викингов христианским должно стать большинство населения, тогда есть шанс сделать православным весь европейский Север: Англию, Исландию, Гренландию, возможно, Данию. Еще Нормандский анклав.

Ответов - 16

georg: Гильгамеш пишет: цитатаДопустим, Лев Исавр стал бороться с язычеством не внутри своей страны, а снаружи. Иконоборчество Льва Исавра было вызвано не его религиозными взглядами, а вполне объективными причинами и потребностями страны. Монастыри захватили большую часть земель и доходов страны при свободе от налогов, а так же фактически вышли из под власти епископов. Под флагом борьбы с иконопочитанием проводилась борба с монашеством. Отказ от такой борьбы означает гибель, ибо средств на борбу с арабами взять больше негде. А значит борьба государства и церкви все рано будет, и сил на массовое миссионерство особых не останется.

Читатель: Даешь православный Винланд!

Гильгамеш: Не буду спорить. Льва Исавра привел как пример. Но возможен ли сам факт возникновения православного миссионерства на дальних северных территориях? Пусть это будет по-другому: появился некий весьма харизматичный религиозный лидер, который объявил, что было ему откровение от святого Константина, и увлек за собой ту же самую толпу проповедников - туда, в Скандинавию.


Олег Невещий: Гильгамеш пишет: цитатаИсландию, Гренландию А откроют их без активности викингов?

Читатель: Олег Невещий пишет: цитатаА откроют их без активности викингов? Читаем первоисточники - Исландию открыли ирландские монахи.

Читатель: Кстати, православные...

georg: Скандинавы на тот момент - молодой варварский народ на подьеме. Иповедуют культ силы и воинственности. Для того чтобы они прислушивались к проповеди христианства, они должны либо на практике получить доказательство (в их понимании) что христианский бог сильнее их старых богов, как саксы от Карла Великого, либо иметь рядом более высокую хритсианскую культуру. А нет ни того, ни другого, Византия по отношению к Скандинавии расположена у черта на куличках. К тму же в реале именно в Скандинавии язычество оказывало наибольшее сопротивление, и языческие культы существовали до XIV века. Неверится. Может быть если бы появился гениальный проповедник из самих скандинавов, который сумел бы изложить христианское вероучение в категориях близких и понятных скандинавам, как Ульфила у готов. И который сумел бы перевести Писание на скандинавский язык. Но для этого (ведь нужно найти ссоответствующие понятия в совершенно другом языке, и мало того, в контексте совершено другого менталитета, чем в той среде, где рождалось христианство) нужен именнно гений. Если грекам, обла-давшим живым и подвижным умом, и римлянам с их развитым гражданским чувством необходимо было объяснять, что христианство обращено не только к рабам, неучам и врагам империи, то народу, выросшему в дремучих лесах и пустынных степях, почитавшему за великое счастье убивать и умирать на войне, предстояло показать, что человек рожден для более возвышенной цели, растолковать при этом, что вера в бога любви и мира отнюдь не для мало-душных — трусов и подлецов, считавшихся, согласно правовым нормам и этическим взглядам готов, недостойными жизни в гражданском обществе. Страсти Христовы были сведены до минимума. Крупным планом публике демонстрировали образ Христа торжествующего, хозяина положе-ния, Господина — kyrios. "Новый бог разговаривал с ними на том же готском языке, что и старые боги. И слово его обращено было к народному собранию. Следовательно, он такой же, как и они сами. Нового всемогущего и всепобеждающего бога они приняли как своего. Владыка мира оказался таким же, как и они, готом. Бог-победитель. Примеры, которые мы сейчас приве-дем, засвидетельствовали этот факт. Первое, что тотчас же бросается в глаза,— обыденность военной лексики резко противостоит терминологии, относящейся к духовной сфе-ре, той, которой не было в словарном запасе готского язы-ка. Ульфила должен был позаимствовать ее из греко-латинского запаса или создать заново. Духовной проповеди, выраженной посредством сложной и не связанной с по-вседневным опытом терминологией, понимание которой широкой аудиторией было весьма проблематично, противостоит реальность войны — конкретная, осязаемая и до-ступная слушателю без предварительной подготовки. Напомним послание св. Павла к ефесянам. Обращаясь к «находящимся в Ефесе святым и верным», Павел совету-ет им «укрепляться господом и могуществом силы его», «облечься во всеоружие божие, чтобы можно было стать против козней диавольских», ибо борьба будет не матери-альная, а духовная, «препоясать чресла истиною и облечь-ся в броню праведности», «взять щит веры, которым воз-можно угасить все раскаленные стрелы лукавого, и шлем спасения, и меч духовный, который есть слово божие». Апостол ободряет вступивших в борьбу. Разумеется, речь идет о духовной борьбе. Но готская аудитория, с со-чувствием воспринимая символическую образность, была гораздо менее подготовлена к пониманию реальных осно-ваний этой образности. Такие слова, как sarwa (броня), brunjo (латы), skildus (щит), hllms (шлем), meki (меч), принадлежали сфере будничной жизни готского народа, полностью выражая ее содержательную сторону. В слова же ahma (дух), gawairthi (мир), galaubeins (вера) было вложено отчасти новое значение, и они понимались с тру-дом. Слова эти были созданы Ульфилой, чтобы и на гот-ском языке можно было передать содержание христиан-ской проповеди." Интересная книга по поводу особенностей обращения германцев в христианство находится здесь

Читатель: "В той старой книге, что написал священник Беда Святой[1], говорится об острове, который называется Тюли[2]. В книге рассказывается, что он лежит в шести сутках плавания на север от Бретланда. В книге написано, что там никогда не приходит день зимой, и нет ночи летом, когда день самый длинный. Поэтому мудрые люди решили, что Тюли — так названа Исландия, потому что в этой стране солнце сияет по ночам, когда день самый длинный, и весь день не видно солнца, когда ночь самая длинная. Священник Беда скончался спустя 735 лет после рождения господа нашего, как было записано, и более чем за сто лет до того, как норвежцы заселили Исландию. А до того, как Исландия была заселена из Норвегии, там жили люди, которых норвежцы назвали папарами[3]. Они были христиане и, как полагают, прибыли морем с запада, потому что после них нашлись ирландские книги, колокольчики[4], посохи и другие вещи. По этому можно понять, что они были людьми с Запада[5]. [Они были найдены на востоке на Острове Папаров и в Папюли.] И как написано в английских книгах, в то время между этими землями уже плавали." Книга о занятии земли (Landnámabók) http://norse.net.ru/texts/lnb/index.html

Олег Невещий: Читатель пишет: цитатаИсландию открыли ирландские монахи. Это одна из версий (официальная), а по другой (Ф.Моуэт), всё было по другому. Да и монахов вроде-бы было немного.

tewton: georg пишет: цитатаМонастыри захватили большую часть земель и доходов страны при свободе от налогов, а так же фактически вышли из под власти епископов. Под флагом борьбы с иконопочитанием проводилась борба с монашеством Так их и послать проповедывать - а кто не хочет, тот еретик, долг монаха проповедывать. Вперёд! Меня лично более интересует распространение на верхнее и среднее Поволжье, тогда исламским проповедникам у булгар делать нечего.

georg: tewton пишет: цитатаТак их и послать проповедывать - а кто не хочет, тот еретик, долг монаха проповедывать. Вперёд! Меня лично более интересует распространение на верхнее и среднее Поволжье, тогда исламским проповедникам у булгар делать нечего. Для предлагаемого вами варианта в принципе база была - большое количество монахов бежало в Крым, который весь кроме Херсонеса принадлежал тогда Хазарскому каганату, еще языческому. И часть их даже занималась там миссионерской деятельностью. Если бы Константин Копроним вместо того что бы заставлять монахов возвращаться в мирское состояние, а несогласных казнить, начал бы этих самых несогласных высылать к их братии в Крым - там сложился бы очень мощный миссионерский отряд. Но есть большая проблемма. Все эти монахи ненавидят Исаврийскую династию, которая разорила их монастыри и отобрала у них земли. И есть нехороший прецедент - множество монахов бежало в Италию, где они так настроили папу, что тот объявил императора еретиком и вывел Рим и весь Римский дукат из под власти Ромейской империи. Император понимает, что если монахам удастся обратить Хазарию в христианство - они тут же настроят кагана против еретических императоров-иконоборцев. А Хазария - ценный союзник против арабов. Сам Константин Копроним женат на сестре кагана. И своими руками основывать на территории союзника базу для идеологической оппозиции своей политике император может побояться.

OlegM: Это альтернативное православие. Православие близкое по методам к католицизму. Боевые православниые ордена, православная инквизиции, православная конкиста...

georg: OlegM пишет: цитатаЭто альтернативное православие. Православие близкое по методам к католицизму. Боевые православниые ордена, православная инквизиции, православная конкиста... В том и дело. Дух и традиции византийской православной церкви окончательно оформились и "кристаллизовались" в эпоху борьбы иконоборцев и иконопочитателей. Из этой борьбы при ином раскладе православие может вполне выйти таким вот "алтернативным". Момент пластичный.

tewton: Очевидно надо другие методы. Земля у монастырей, но сами-то монахи должны трудиться! Потому доходы с владений не на содержание братии, а на полезное строительство - крепости, больницы и т.д. А активных монахов в проповедники. Но! Никакого самоуправства от государства - всё только по церковным правилам. Через некоторое время сами монастыри стали бы отказываться отвладений - прибыли нет, а мороки с управлением вагон А осударство ещё сделает вид, что уступает беря во владение землю.

Han Solo: georg пишет: цитатачто если монахам удастся обратить Хазарию в христианство - они тут же настроят кагана против еретических императоров-иконоборцев. А Хазария - ценный союзник против арабов. Сам Константин Копроним женат на сестре кагана Ну я уже по мере сил отработал эту тематику. С густым афтарским произволом :))

georg: Han Solo пишет: цитатаНу я уже по мере сил отработал эту тематику. С густым афтарским произволом :)) Кстати да. Чего огород городить. Идея Гильгамеша (и немного моя) фактически состоит в том, чтобы присобачить к вашей теме ветку с распостранением православия в Скандинавии. С переводом писания и богослужебных книг на местный язык и воинственным колоритом, свойственным РИ христианству готов. А потом эта скандинавская церковь с германским языком богослужения оторвет от Римской церкви, где служет на непонятной латыни, завоеванную Англию, а может и обескровленную венграми Германию. И Романо-Германской Европы нет. Есть сильно разные культуры Скандинаво-Германская (не использует латынь) и Романская (латинская).



полная версия страницы