Форум » Древний Мир и Средние Века » Антропоморфизация и истоки религий » Ответить

Антропоморфизация и истоки религий

Снусмумрик: Я вот подумал - "сверхъестественность" обычно начинается с того, что берётся необьяснимое явление, и в причину ему приписывается что-то разумное, фактически - похожее на человека. Так появлятся всякие духи предков и тотемы, а оттуда и до монотеизма не далеко. А что было бы, если бы человеческая фантазия была устроена иначе, и он бы не имел надобности "антропоморфизировать" всё вокруг? Что бы пришло взамен? Как бы изменилась история?

Ответов - 3

CTPAHHuK: Э... во что-то всё-таки верить надо... Началось бы всё с неантропоморфичности богов (шаро- или дискообразный Гелиос, к примеру). А дальше уже интересно. От такого бога проще перейти к отрицанию божественного происхождения природных явлений. Во всяком случае, религия не будет так сильно и так долго давить на науку. И самое главное - монотеизм явно обещал не быть! Потому что как такое человечество может до него докатиться, я не представляю...

krolik: Снусмумрик пишет: А что было бы, если бы человеческая фантазия была устроена иначе, и он бы не имел надобности "антропоморфизировать" всё вокруг? это к умным мамонтам - если нет одного разумного вида, то не будет антропоморфичности

Крест: Антропоморфизация - это, скорее, следствие религиозности: вспоминайте труды по религиоведению Макса Мюллера и Александра Николаевича Афанасьева. Позвольте исходить из того, что Божество (Божество - как понятие безотносительное к количеству Богов или единичности Бога) есть на самом деле, а не из того, что его нет, и наши предки его высосали из пальца, потому что надо было верить во что-нибудь. Божество существует - это раз. Божество - не бином Ньютона, и способность его понять/познать/и т.д. не зависит ни от объёма мозга, ни от исторической эпохи, в которую живёт человек. Поэтому человек начинает ощущать что-то Божественное сразу же, как начинает осознавать себя. Далее: человек начинает пытаться с помощью всяческих метафор это Божество описать. Как писал Макс Мюллер, если первобытный человек назвал своего Бога Небом или Солнцем, это ни в коем случае не значит, что Небо или Солнце им обожествлялись. Это метафора. Вот первый этап развития религий по Мюллеру. Второй этап начинается с того, что "Боги с воздушных пространств начинают постепенно низводиться на землю" (А.Н.Афанасьев). Вот тут-то, коллега, и начинается антропоморфизация, никак не раньше :) Именно в это время люди перестают понимать смысл древних метафор и начинают верить в них буквально. Дальше теорию религиозности позвольте не пересказывать :) Слишком долго и ненужно. Дело-то в том, что наличие/отсутствие антропоморфизации - это не развилка. Начало - в другом. И антропоморфизация непонятного (чего "непонятного" - непонятно) - это тоже, в общем-то, не потребность.




полная версия страницы