Форум » Главный Форум Альтернативной Истории » Небольшая поэзоальтернатива (в смысле о поэзии, а не в стихах) » Ответить

Небольшая поэзоальтернатива (в смысле о поэзии, а не в стихах)

sanitareugen: В свободную минуту, листая "Правду", товарищ Сталин прочёл "датское" (в смысле "к дате") стихотворение и, как поэт, в юности подававший большие надежды, огорчился. Ведь были же патриотически настроенные поэты высокого уровня! Николай Гумилёв хотя бы... Но вот негоже расстрелянного за контрреволюцию... А кто его расстреливал? Хм... Было дано поручение, и специально обученные люди нашли, что следователь впоследствии был разоблачён, как троцкист, а председатель трибунала - как правый уклонист. Донос же, пусть и анонимный, по выяснению оказался подготовлен немецким агентом. Подборка военных стихов Гумилёва на следующий же день появилась в "Правде"... Далее интересует: 1. Влияние на развитие литературы. 2. Влияние на отношения с русской эмиграцией и интеллигенцией в стране. 3. Возможность, по аналогии, пересмотра некоторых дел и частичной реабилитации "как оклеветанных враждебной агентурой"...

Ответов - 10

инженер-поручик: Хорошая альтернатива. sanitareugen пишет: В свободную минуту, листая "Правду", товарищ Сталин прочёл А более подробно, в каком году это было? В 40-е творит Симонов, ИМХО творит прекрасно. Видимо пораньше. sanitareugen пишет: 1. Влияние на развитие литературы. Вопрос к специалистам. у меня филолог только супруга, сам я из математиков буду. Но ИМХО Анна Андреевна проживет лучше, чем в реале. Должно быть ее официальное признание. А за "Мы сохраним тебя, русская речь" должна получить значительную награду. sanitareugen пишет: 2. Влияние на отношения с русской эмиграцией и интеллигенцией в стране. А вот это сложно сказать. Толстой и Куприн и так вернулись, в возвращение Бунина все равно не верю. ИМХо аналогично реалу. sanitareugen пишет: озможность, по аналогии, пересмотра некоторых дел и частичной реабилитации "как оклеветанных враждебной агентурой".. ЕСли что в малых дозах. И т. Сталин будет лично решать, кто был "оклеветанным". Такие дела нужны единичные, но достаточно громкие. Дабы все знали, что советское правосудие строго, но справедливо, и ошибки признает.

sanitareugen: инженер-поручик В каком году? В 1941. Октябрь-ноябрь. А Симонов - он сам себя, позднее, признавал "учеником Гумилёва". Признает в 1941... Ахматова? Да, несколько улучшается её статус. Но "официальной вдовой" не становится, благо позже выходила замуж Бунин? А зачем возвращать? Достаточно просоветских статей... В малых? Конечно. Это инструмент, а не "самостоятельная ценность"... Инструмент для управления "органами" - можем ведь и признать вашу неправоту... С реабилитацией осуждённых и посадкой осудивших...

инженер-поручик: sanitareugen пишет: Бунин? А зачем возвращать? Достаточно просоветских статей... В это верится с трудом. Разве что после войны, когда все поняли, что Гитлер гораздо хуже большевиков. sanitareugen пишет: хматова? Да, несколько улучшается её статус. Но "официальной вдовой" не становится, благо позже выходила замуж ЕМНИП оба ее следующих мужа тоже кончили плохо. А не расстреляли бы Гумилева, не было бы других замужеств. Так что могут и признать "официальной вдовой". Но не суть важно. Статус Льва Николаевича более интересен. Официальное признание акмеизма точно будет. А Ахматова - акмеист № 2.


sanitareugen: инженер-поручик Ыыы... Большая дискуссия 1948 года - "не пора ли коммунистическому акмеизму сменить социалистический реализм"?

Вольга С.лавич: инженер-поручик пишет: А не расстреляли бы Гумилева, не было бы других замужеств. Вообще-то они развелись до гибели Н.С, причём Гумилёв успел ещё раз жениться.

Assarga: Не забываем про их сына. Если признают Николая Гумелёва то Лев Гумелёв может не сесть. И официально признаный историк и этногров вынужден писать свои труды в рамках марксистко-ленинской официальной историографии. Что на мой взгляд неплохо, ибо искать фактологический материал в этом случаи у него будет легче. Ну и цикла "Реквием" у Ахматовой не будет.

Артем: Это альтпозитива. И мне нравится.

инженер-поручик: sanitareugen пишет: "не пора ли коммунистическому акмеизму сменить социалистический реализм"?

sanitareugen: инженер-поручик Программа акмеизма в «Аполлоне» включала два основных положения: во-первых, конкретность, вещность, посюсторонность, во-вторых, совершенствование поэтического мастерства. Потусторонним и туманным откровениям символистов, «непонятному и темному в искусстве» Кузмин противопоставил «прекрасную ясность», «кларизм» (от греч. clarus — ясность). Художник, по Кузмину, должен нести в мир ясность, не замутнять, а прояснять смысл вещей, искать гармонии с окружающим. Философско-религиозные искания символистов не увлекали Кузмина: дело художника — сосредоточиться на эстетической стороне творчества, художественном мастерстве. «Темный в последней глубине символ» уступает место ясным структурам и любованию «прелестными мелочами». «Русский символизм направил свои главные силы в область неведомого. Попеременно он братался то с мистикой, то с теософией, то с оккультизмом», — писал Гумилев. Он называл попытки в этом направлении «нецеломудренными». Одна из основных задач акмеизма — выправить характерный для символизма крен в сторону потустороннего, установить «живое равновесие» между метафизическим и земным. Отречения от метафизики у акмеистов не было: «всегда помнить о непознаваемом, но не оскорблять своей мысли о нем более или менее вероятными догадками» — таков принцип акмеизма. Акмеисты не отказывались от высшей действительности, признаваемой символистами за единственно верную, но предпочитали умалчивать о ней: несказанное должно остаться несказанным. Акмеизм явился своего рода движением к «истинному символизму», основанному на привязанности к обыденной жизни, уважении к простому человеческому существованию. Главным отличием акмеизма Гумилев предлагал считать признание «самоценности каждого явления» — надо сделать явления материального мира более ощутимыми, даже грубыми, высвободив их из-под власти туманных видений. Здесь же Гумилев называл имена художников, наиболее дорогих для акмеизма, его «краеугольные камни»: Шекспир, Рабле, Вийон, Т.Готье. Шекспир показал внутренний мир человека, Рабле — его тело и физиологию, Вийон поведал нам о «жизни, немало не сомневающейся в самой себе». Т.Готье нашел «достойные одежды безупречных форм». Соединение в искусстве этих четырех моментов — идеал творчества. Вобрав опыт предшественников, поэты-акмеисты начинают новую эру «эстетического пуританизма, великих требований к поэту как к творцу мысли и к слову как к материалу искусства». Равно отвергая утилитарный подход к искусству и идею «искусства ради искусства», основоположник акмеизма провозглашал отношение к поэтическому творчеству как к «высшему ремеслу». тяготение символизма к «текучести слова», его многозначность уводит художника из «мира зовущего, красочного» в туманные сферы бесплодных блужданий. «Искусство есть равновесие, — утверждал Городецкий, — есть прочность». «Борьба за нашу планету Землю» - дело поэта, поиск «мгновений, которые могут быть вечными» — в основе поэтического ремесла. Поэтическое творчество Мандельштам уподобляет строительству: «Мы не летаем, мы поднимаемся только на те башни, которые сами можем построить». Сборник того же звездного для акмеизма и богатого на декларации 1913 Мандельштам назвал Камень. Камень — «слово как таковое», столетиями ждущее своего ваятеля. Работу поэта Мандельштам уподобляет труду резчика, архитектора, гипнотизирующего пространство. Термин «слово как таковое» был предложен футуристами и переосмыслялся Мандельштамом: у футуристов слово — чистый звук, свободный от смысла, Мандельштам, напротив, подчеркивает его «тяжеловесность», нагруженность смыслом. Если футуристы стремились через звучание слова вернуться к основам природы, то Мандельштам видел в постижении его значений путь к основам культуры. В статье содержалась и полемика с символистами: не музыкальность речи, а «сознательный смысл», Акмеизм вернул в литературу «человека нормального роста», заговорил с читателем с соблюдением обычной интонации, лишенной экзальтации и сверхчеловеческой напряженности. Главное свершение акмеизма как литературного течения — изменения масштаба, очеловечивание уклонившейся в сторону гигантомании литературы рубежа веков. Поручить специально обученным людям - и эпитет "коммунистический" при акмеизме не покажется нарочитым...

Dorei: Соцреализм может вполне пойти при таких услоовиях по пути намеченному А. Н. Толстым. То есть к упор в традицию XVII века (очень чистым языком Толстой считал, например, язык пыточных протоколов времен Алексея Михайловича). упрощение языка и синтаксиса, натурализм в сочетание с элементами класссичистического подхода. Почвеничество, возмозможно пуризм, интерс к историческому роману. (Тени ЕМНИП имеют место и в РИ.)



полная версия страницы