Форум » Главный Форум Альтернативной Истории » Мир Русь Без Царя: Великий Государь и Светлейший Патриарх Филарет Первый » Ответить

Мир Русь Без Царя: Великий Государь и Светлейший Патриарх Филарет Первый

Нико Лаич: Всем привет! Начало этой Тему здесь в Архивах http://alternatiwa.org.ru/MED/Fedor%20II%20Mikitich.htm А вот набросок тайм-лайна МРБЦ, составленный Тимом: "РИ 1618 Перемирие России с Речью Посполитой. 1619 По условиям перемирия в Россию возвращены пленные, главный из них - Филарет. Филарет поставлен святейшим патриархом Московским. Под титулом Великого государя становится соправителем сына, царя Михаила Федоровича. АИ Развилка: 1620 - эпидемия холеры. Одной из первых её жертв становится молодой царь. Наследника он не оставляет. 1620 На Земском Соборе, созванном после смерти Михаила, страсти разгораются. Обиженные в правление Михаила дворяне (боярская диктатура 1613-19) утверждают, что Бог поразил Михаила за грехи и неправедное правление, и что выбор Романовых в цари был неудачен. Опять выдвигаются кандидатуры Милославского, Трубецкого, Пожарского, Голицына. Под давлением Филарета царем всё же избран Иван Никитич Романов. Поляки, к счастью, отвлечены войной с Турцией и не вмешиваются. Иван V Никитич правит недолго и неудачно, уже в 1622 его пробоярская политика вызывает отложение от Москвы рязанских дворян. Гражданская война уже готова начаться, из Москвы на юг отъезжают один за другим обиженные Лыков, Трубецкой, Шаховский, Пожарский. Отъезд популярного Пожарского и реальная перспектива новой осады Москвы переполняют чашу терпения москвичей. Собранные в Москву на войну дворяне Замосковья и посадские поднимают мятеж и "сводят" с трона царя Ивана (как в 1610 свели Василия). Филарет, к тому времени рассорившийся с братом, занимает нейтральную позицию, "умывает руки" и не мешает мятежникам. Иван через несколько дней умирает от потрясения. 1622 - Земский Собор. Царя долго не могут выбрать. Войны никто не хочет, но кандидатур, устраивающих всех, нет, тем более после печального опыта с Романовыми. Наконец, кому-то (сыну боярскому, по странному совпадению близкому Романовым) приходит в голову идея: а зачем нам царь? Господь по великим нашим грехом не попущает выбрать русским царя - значит, нужно подождать пока господь не смилуется и по его воле не будет обретен праведный царь. А пока - есть уже на Москве великий государь Филарет, ему и будем служити, ожидаючи. 1622-1633 правление Великого государя и святейшего патриарха Филарета I. 1622 - 1624 сразу несколько явлений святых и ангелов, пророчествующих о грядущем наказании России, о "семидесяти семи годах казней" без царя, и о последующем обретении праведного царя уцелевшими праведниками. В 1625 специально созванный собор (приглашены и другие православные патриархи) выбирает из них два наиболее достоверных: видение старицы Марфы (Николай-угодник и Богородица) и видение вологодского пастушка Захара (архангел Михаил). Весь комплекс соответствующих канонических и организационных последствий (распространение и разъяснение приходскими священниками соотв. текстов, принятых собором, включение в молитвы соотв. просьб (об избавлении от казней, сохранении России, и даровании царя), более внимательное наблюдение за всеми чудесами, постепенно организационно налаживается отслеживание и отсеивание кандидатов в праведные цари (а их уже много). В течение 1620-х уменьшается значение боярской думы, растет политическая сила церкви. Надо подумать про новую структуру высших органов власти. Церковные суды постепенно расширяют юрисдикцию. Идеологическое обоснование - недопущение новой катастрофы, для чего нужно ограждать православных от вступления в опасные отношения и наказывать за грехи. Сначала церковь вмешивается в отношения с иностранцами. В иноземном и посольском приказах появляются подьячие-иноки, на местах (Архангельск, Мангазея, Холмогоры и пр.) в разрешении споров обязательно участвуют назначенные местным епископом священники. Монастыри сильно расширяют земельные владения за счет 1) конфискованных вотчин наиболее одиозных деятелей времен правления Ивана Никитича (Милославские, Голицыны), 2) дворцовых земель. Они оказываются наиболее готовы к расширению товарного производства зерна, спрос на которое на западе растет. С 1630-х, с дальнейшим продвижением засечных черт на юг, появляются первые монастыри на южной границе. Иноки этих обителей несут военную службу, правительство привлекает в них казаков, обещая прощение, запрет выдачи помещику и различные льготы (устав в южных обителях значительно менее строгий). Три ближайших поворотных точки: 1633 - выборы второго Великого государя и патриарха. Династии Романовых не удается сделать этот пост наследственным, в России утверждатеся выборная теократия. конец 1650-х - апогей борьбы за церковную реформу между стяжателями (крупные монастыри. товарное производство зерна на экспорт, за союз с Англией и Голландией), ревнителями благочестия (московские приказы и приходские священники, как в РИ за исправление православия) и эллинофилаими (южные монастыри и часть высшего духовенства, Третий Рим, за союз с католиками и за войну с турками). с 1695 - самое интересное - обретение царя!" От себя лично: Густав Второй Адольф (ну тот самый шведский король ) в этой АИ-реальности не погиб в 1632 г. в сражении при Лютцене, а благополучно и успешно провоевал против габсбугской коалиции до самого 1648 г. Или в этом АИ-мире Тридцатилетняя война закончится в другом году?

Ответов - 125, стр: 1 2 3 4 All

Нико Лаич: sanitareugen пишет: Не то, чтобы именно "плохо". Но в качестве источника доказательств Википедия (не только русская) - ничто. Иногда она полезна для "первичного поиска". Но сам принцип её формирования, с внесением информации любым человеком без предварительного обсуждения и рецензирования, и последующих правок, делаёт её источником иногда интересным, но всегода ненадёжным. Спасибо, коллега! Блин, а я по ней в конкурсе "Золотое Руно" отвечал (в основном по ней).

Curioz: Нико Лаич пишет: Интересное предложение Церкви это тем проще, что в XVII она является крупнейшим земле- и душевладельцем. В МРБЦ это думаю ещё усугубится за счёт перехода части боярской элиты в ряды духовенства (конечно, будет и обратный поток - сколько-то земли придётся раздать тем же нищающим дворянам). Кроме того, надо учитывать и такой факт, что в руках Церкви сосредоточены огромные материальные ресурсы, накопленные в монастырях. Как-то кажется Сварга на Азовский проект пытался изыскать дополнительные сто тысяч, так было предложено воспользоваться этими запасами. Там хлеба, сукна и прочего как бы не на миллион. Так что подъёмные на вывод при желании отыскать можно. Нико Лаич пишет: И честно говоря не вижу какой придумать повод для поголовной ликвидации неграмотности. Может какой-нибудь проект создания сети церковно-приходских школ? Сначала создаётся СГЛА, затем несколько училищ в Новгороде, Рязани, Коломне, Туле, Орле и далее по списку - нечто вроде учительских институтов. Затем, когда накуём достаточно кадров - широкая сеть школ. Собственно это РИ, до Петра примерно так и было. В Новгородской епархии митрополит Иов открыл 14 школ, Дмитрий Ростовский завёл в своей митрополии "училище греческое и латинское" - монарх всё это хозяйство прикрыл, лишив финансирования :( Государю Патриарху думаю это сделать будет гораздо сложнее. Даже по идеологическим причинам - что бы там ни говорили некоторые , "идеал монаха, отвергающего книжную премудрость, не получил признания на Руси" (с). Это доходило до полной толерантности, не к ночи будь помянута: так, на Руси было широко распространено произведение Маймонида "Книга, глаголемая логика". Нико Лаич пишет: В принципе Богдан (Зиновий) Хмельницкий тоже в иезуитах начинал Неправда, он начинал в Киево-Братской школе! Там от католицизма прививали будь здоров Нико Лаич пишет: у Иеремии была сложная семейно-имущественная ситауация в МРБЦ она может и по другому решиться Это почти наверняка, согласен. Вот только... в этом случае знакомого нам Ярёмы к.у.б.с. не получится. Ибо не видать ему европейского образования как своих ушей.

Нико Лаич: Curioz пишет: Сначала создаётся СГЛА, затем несколько училищ в Новгороде, Рязани, Коломне, Туле, Орле и далее по списку - нечто вроде учительских институтов. Затем, когда накуём достаточно кадров - широкая сеть школ. Собственно это РИ, до Петра примерно так и было. В Новгородской епархии митрополит Иов открыл 14 школ, Дмитрий Ростовский завёл в своей митрополии "училище греческое и латинское" - монарх всё это хозяйство прикрыл, лишив финансирования :( Государю Патриарху думаю это сделать будет гораздо сложнее. Привет, коллега! Но у нас как раз-таки подобная мысль и была: сделать Россию в этой реальности просвященнее.


Curioz: Нико Лаич пишет: у нас как раз-таки подобная мысль и была: сделать Россию в этой реальности просвященнее Ну так я только за :) Интересно было бы просчитать отношения Государя Патриарха с "четверопрестольными Братьями Архипастырства своего", т.е. с восточными коллегами. Будут ли они принимать участие в его утверждении их совместным решением? Или подсядут на московские субсидии ещё плотнее? Или и то и другое и без хлеба?..

Нико Лаич: Curioz пишет: Или подсядут на московские субсидии ещё плотнее? Я, конечно, не специалист, но мне кажется, что в этой реальности где стяжатели вообщем-то как бы процветают роль золотого тельца будет использоваться Политбюро руководством РПЦ на "полную катушку".



полная версия страницы