Форум » Главный Форум Альтернативной Истории » Первая революционная ситуация - 1860. » Ответить

Первая революционная ситуация - 1860.

Бивер: Коллеги, думаю всем известно, что в российской исторической науке 1859-1861 гг. считаются "первой революционной ситуацией". Т.е. все предпосылки для народной революции были... А что если бы эта самая "революционная ситуация" воплотилась бы в народные восстания, а затем и в полноценную революцию, не дворянский переворот, а именно всенародную революцию в стиле "русский бунт"? Возмем за образец события сходные по времени и созвучные по размаху - революцию Мейдзи в Японии. Там конечно политический подтекст был совершенно другой, но стиль "бакумацу" вполне подходит под российские условия. Что было бы итогом такой революции? Республика по подобию французской, или же буржуазная конституция при сохранении монархии или же нечто близкое к идеям народничества, народного социализма?

Ответов - 10

Лин: А кто вождь? За что боремся?

Ежен: С какой стати? Сразу после смерти Николая 1 я ещё поверю. Революция возможна на основе возмущения поражением в Крымской войне и несправедливым миром.

Бивер: Лин пишет: За что боремся? Несколько течений будет. Всё вместе по хронологии укладывается в отрезок 1857-1863 гг. 1. Крестьянское движение. Начинаться это всё будет с крестьянских бунтов (их было не мало - по далеко не полным сведениям, в 1857 году было 192 массовых крестьянских выступления, в 1858 году – 528, и в 1859 году – 938), в которых разорённые войной крестьяне будут громить помещичьи усадьбы. Главное требование - прощение недоимок, отмена налогов. Постепенно эти бунты будут переростать в крестьянские восстания, главным требование которых будет "воля" и "чёрный передел". 2. Смежное с крестьянским течение - старообрядческое. Требовали разрешить следовать канонам "древнего благоверия". Т.к. в вожаках многих крестьянских восстаний стали староверы, эти требования имели за собой весьма убедительную силу. 3. Казацкое движение. Начинается с "Киевской казатчины", это антикрепостническое массовое крестьянское движение на Украине весной 1855. Обнародование царского манифеста о призыве ополченцев для участия в Крымской войне 1853—56 способствовало распространению среди крестьян слуха о том, что запись в ополчение (в казаки) освободит их от крепостной зависимости. Крестьяне, требуя поголовной записи в казаки, прекратили выполнение барщинных работ. Всё это вылилось в поход крестьян летом 1856 «в Таврию за волей». Хотели "воли казацкой". 4. "Внешнее" революционное движение. Выросшее из "Вольной русской типографии " А. И. Герцена в Лондоне. В 1856 приехавший к Герцену Н. П. Огарев (См. Огарёв) выдвигает идею создания первой русской революционной газеты, в 1857 начинает выходить "Колокол". Тогда же Огарев разрабатывает вопрос, нужно ли тайное общество в России, и даёт ответ: "Нужно, возможно и необходимо". В Лондоне создаётся один из важных центров российского революционного движения. Когда начинаются массовые восстания в России, революционная деятельность переносится туда ("лондонский центр" Герцена и Огарева РИ разрабатывал планы организованного крестьянского восстания, а тут оно само началось - соответственно и центр деятельности сместился). Главные цели этого движение - свержение самодержавия, крепостного строя. 5. "Внутреннее" социально-революционное движение. Крупнейшими представителями его были идеологи крестьянской революции Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов. Н.Г. Чернышевский выступал за ликвидацию крепостного строя и самодержавия. Он считал, что решение любого вопроса современности может быть достигнуто только революционным путём. Он прямо выступал за освобождение крестьян с безвозмездной передачей им всей земли, призывал крестьян “к топору” для борьбы с самодержавием и крепостниками-помещиками, т.е. к крестьянской революции. Главная мысль движение: к социализму через крестьянскую общину, минуя капитализм. + 6. Польское восстание. Фактически тоже самое, что и в РИ в 1863-64 г. Лозунги теже, главный - о независимости. 7. Восстание в Финляндии. Аналогично польскому. Как это будет: В общем в 1859-60 гг. размах крестьянских волнений достигает своего пика. В 1860 г. образуется революционный "Центральный народный комитет" в С.-Петербурге. Это был первоисток "Земли и воли". Вдохновителем группы организаторов "З. и в." был Н. Г. Чернышевский. Руководители организации одновременно были связаны и с редакцией "Колокола" в Лондоне — А. И. Герценом и Н. П. Огаревым. С "З. и в.", тесную связь поддерживал М. А. Бакунин. В Петербурге — местопребывании центрального комитета — действовал также и местный комитет "З. и в.". Комитеты и группы организации существовали в Москве, Казани, Нижнем Новгороде, Перми, в некоторых городах Украины. Важная роль в основании "З. и в." принадлежала братьям Н. А. и А. А. Серно-Соловьевичам, А. А. Слепцову, Н. Н. Обручеву, В. С. Курочкину, С. С. Рымаренко, Н. И. Утин, Г. Е. Благосветлов и др. В 1862 г. центр "Земли и воли" окончательно оформился под названием "Русский центральный народный комитет", и тогда же, видимо, утвердилось за обществом название "З. и в.". Руководители "З. и в." предполагали объединить на федеративных началах кружки в обеих столицах и на местах, создать общую руководящую организацию. В конце 1862 к "З. и в." присоединилась русская военно-революционная организация, возникшая в Польше под руководством А. А. Потебни. В 1863 г. в России начинают работать нелегальные типографии "Земли и воли", издающие и распространяющие прокламации и воззвания "к народу" (выпустили ряд прокламаций, 2 номера листка "Свобода", начали печатать журнал "Земля и воля"). Несмотря на то, что первоначально вся деятельность революционеров была сосредоточена в столице и в крупных центрах типа Москвы и Киева - постепенно идея централизованной революционной организации сменяется, идеей создания федерации возникших многочисленных революционных кружков, объединившихся в общую революционную организацию "Земля и воля", которой, видимо, руководили как внутри русский петербургский, так и лондонский революционные центры. "Земля и воля" начинает "хождение в народ", дабы направить бушующее народное восстание на свержение самодержавия (т.к. несмотря на размах крестьянского движения в 1857-1862 гг., оно оставалось стихийным, и не имело ярко выраженной "антивластной" направленности). В начале деятельности землевольцы в качестве общей платформы признавали опубликованную ещё до основания общества (в середине 1861) в "Колоколе" статью-воззвание Огарева "Что нужно народу?". В ней выдвигались требования закрепления за крестьянами всей бывшей в их пользовании земли, сокращения наполовину армии, освобождения народа от чиновничества и установления подлинного крестьянского самоуправления. Статья призывала собираться с силами, чтобы "отстоять против царя и вельмож землю мирскую, волю народную да правду человеческую". Позднее "З. и в." выдвинула лозунг бессословного "Земского собора" или "Народного собрания", созываемого после революционного ниспровержения самодержавия. "Право каждого на землю и выборное и федеральное правительство" — так разъяснялось основное содержание землевольческой программы Герценом и Огаревым в начале 1863 (в это время при редакции "Колокола" был создан Совет "З. и в.".). В 1863 в деятельности "З. и в." важное место заняли вопросы, связанные с восстанием в Польше, Литве и Белоруссии. Незадолго до январского восстания 1863 в Польше центр "З. и в.". в Петербурге, а ранее Герцен, Бакунин, Огарев, Потебня за границей провели переговоры с представителями польского национально-освободительного движения, установив с ними дружественные и союзные отношения. Связанные идейно с "З. и в.". и "Колоколом" революционные элементы из среды русских военных в Польше выступили на стороне повстанцев. В 1863 революционная ситуация в России "взорвалась". Произошло "общее крестьянское восстание", на которое ориентировалась "З. и в.". Оно охватило всю Еврпопейскую Россию, Украину и Польшу, чуть позже восстание состоялось в Финляндии. Началась "русская бакумацу". Что будет дальше: Граданская война, которая закончится свержением самодержавия. После чего будет короткий период на котором все революционные движения будут сосуществовать, после чего выиграет одна из политических линий. Кто это будет ещё не знаю, но выбор следующий: 1. Социал-либерализм (А. И. Герцен) 2. Социал-демократический или "разумный социализм" (Д. И. Писарев, Н. А. Серно-Соловьевич) 3. Социал-народнический или "утопический социализм" (Н.Г.Чернышевский, Н. П. Огарев) 4. Анархизм (Бакунин) + "Крестьянская правда" - т.е. низовые, народные представления о правильном порядке вещей (воля, земля и добрый царь). Они сыграют весьма существенную роль, как мне кажется. Лин пишет: А кто вождь? Фигур много. Самые видные: Герцен, Чернышевский, Огарев, Бакунин. Самое "вкусное" - в этой АИ есть весь пласт как первого поколения революционеров (1850-60х - землевольцы), так и второго (1870-80е - народовольцы и плехановцы) и даже третьего и четвертого (большевики, меньшевики, эсэры). В общем разрабатывать эту тему и разрабатывать. Ежен пишет: С какой стати? Сразу после смерти Николая 1 я ещё поверю. Революция возможна на основе возмущения поражением в Крымской войне и несправедливым миром. Ну в общем-то именно на основе поражения в Крымской (усиление рекрутских наборов, потери кормильцев, рост повинностей и податей), совпавшим с неурожаями всё это и планируется. Насчёт Николая.. думаю надо его оставить пожить ещё лет пять - тогда никаких реформ, подавление восстаний силой как раз и приведут к нужному результату.

sanitareugen: А старообрядческой теократии не желаете?

Бивер: sanitareugen пишет: А старообрядческой теократии не желаете? Черезчур Персик.

Бивер: Кстати если говорить о неких общих итогах революции - мне не кажется, что в XIX веке возможно реально осуществить смену самодержавия на социализм. Посему вопрос: а чем по вашему может кончится описанная выше революция?

sanitareugen: Бивер Ну, Герцен отправлял эмиссаров к старообрядцам, с целью вовлечь в революционное движение. Не удалось. А вдруг? А там - харизматичный лидер и...

Эндер: sanitareugen пишет: А старообрядческой теократии не желаете? Бивер пишет: Черезчур Персик. Не соглашусь. Поволжье в те годы вполне может отделиться от развалаливающейся империи и стать старообрядческой теократией. Мельников-Печерский крайне точно описал тамошнюю ситуацию.

Sergey-M: Эндер пишет: Поволжье в те годы вполне может отделиться от развалаливающейся империи и стать старообрядческой теократией под поволжьем вы понмаете нижегородское заволжье со всякими кержаками? ибо больше они нигде значительно процента не имели и компактно не жили.

Бивер: Эндер пишет: Поволжье в те годы вполне может отделиться от развалаливающейся империи и стать старообрядческой теократией. В то что старообрядчество может стать первой религией для какой-то территории (области, губернии) - допускаю. Даже в автономию верю. А в отделение с теократией - нет, извините.



полная версия страницы